Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

О чем статья УК?

В статье указана ответственность за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

призывы к развязыванию войны

В ней 2 части:

Читайте также:  Приговор суда по ч. 3 ст. 159 УК РФ № 1-70/2017 | Мошенничество

  1. В первой говорится о наказаниях за призыв к агрессивной войне.
  2. Во второй – за деяния с использованием СМИ, совершенные лицом на государственной должности.

Изложение и основные положения

Призыв к войне в УК РФ наказывается штрафом или лишением свободы. Если те же деяния производит государственный служащий или СМИ, то наказание выбирается из штрафа, лишения свободы или должности.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

За публичный призыв к войне лицо наказывается штрафом до 300 тысяч рублей или доходом за 2 года с лишением свободы на 3 года.

Если виновными являются СМИ или государственные работники, то им положено:

Публичные призывы к насилию и экстремистской деятельности в статье 280 УК РФ

  • штраф на 100-500 тысяч рублей или доход за 1-3 года;
  • колония на 5 лет;
  • лишение должности на 3 года.

Что такое агрессивная война?

На первое место в 34 главе выдвигаются преступления именно против мира – 353 и 354 статьи. Ст. 353 УК РФ отвечает за все аспекты агрессивной войны. Несмотря на свою лаконичность – структура включает всего две части, каждая только с одним видом наказания – она раскрывает достаточно серьезную тему.

Агрессивная война по определению в данной спецификации является военным посягательством одного государства на территориальный и политический суверенитет другого. Если Совбез ООН посчитает какое-либо действие страны опасным, то ее глава понесет ответственность в соответствующем размере.

Данная глава описывает международные преступления, но в достаточно узкой сфере. Если углубиться в их суть, то окажется, что преступления совершают физические лица, либо само государство. Поясним, что физическое лицо в контексте международного преступления ведет опасную политическую деятельность и несет за нее ответственность.

Следующая видеолекция ознакомит вас с понятием и особенностями агрессивной войны:

Комментарии к статье 354

В декабре 1966 года был принят пакт о правах, где указывается, что любая пропаганда войны запрещается законом. Это и есть нормативная основа статьи.

Комментарии:

  1. Объективная сторона – совершение публичных призывов к началу войны. Призывы – устные, письменные высказывания, обращения в другой форме к вооруженной агрессии против другой страны. В них должна обосновываться целесообразность действий, необходимость, допустимость.
  2. Публичные призывы – высказываются в присутствии людей (митинги, собрания, лекции) или в их отсутствие, но с расчетом ознакомления с призывами в дальнейшем (листовки, плакаты, лозунги, газеты, Интернет, фильмы, наглядная продукция).
  3. Призывы отличаются от подстрекательства тем, что хотя и являются открытыми, но носят общий характер, обращены к неопределенным лицам, не связаны с воздействиями на конкретных людей с целью склонения к подготовительным работам или ведению самой войны. Соучастие в виде подстрекательства отсутствует. Если под воздействием была развязана агрессия, то ответственность несет совершившее ее лицо, а не призывавшее.
  4. Преступление окончено в момент совершения призывов вне зависимости от того, повлекли ли они последствия. Деяние имеет прямой умысел, его осуществляет лицо старше 16 лет.

периодическое печатное издание

Во 2-й части статьи предусмотрены квалифицирующие признаки с использованием СМИ или лицом, которое занимает государственную должность. СМИ – периодическое печатное издание, теле- или радиопрограмма, прочие формы распространения информации, отличающиеся периодичностью.

Закон не допускает злоупотребления свободой информацией, поэтому не разрешает использовать СМИ для совершения уголовных деяний, разглашения сведений, охраняемых законом, распространения материалов по призыву к терроризму, развязыванию войны, экстремистских материалов, пропаганды, порнографии, культа насилия, жестокости.

В программах и газетах запрещается использовать скрытые вставки, технические приемы и способы распространения информации, которые воздействуют на подсознание людей, оказывают вредное влияние на их здоровье. Это приравнивается к распространению информации об объединении или организации, включенных в перечень таких, в отношении которых суд постановил ликвидировать или запретить их деятельность по закону №114 без указания, что они ликвидированы или запрещены.

В СМИ и Интернете запрещено распространение сведений о способах, местах продажи наркотиков, психотропов, прекурсоров, пропаганда их использования. Порядок сбора информации журналистами при проведении контртеррористической операции определяется ее руководителем. При ее освещении в СМИ запрещено распространяться о средствах, приемах, если такое распространение будет грозить жизни и здоровью людей.

Читайте также:  Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

Также в СМИ запрещается оглашать сведения о сотрудниках, проводящих такие операции, о членах их семей. Ответственность за призывы к войне с использованием СМИ несут лица, которые подготовили материалы, человек, разрешивший их использовать.

Применение запрещенных методов ведения войны и средств в статье 356 УК РФ

Опасность таких призывов состоит в формировании в обществе атмосферы морального оправдания подготовки к ведению агрессивной войны, создания поддержки со стороны населения для лиц с высшими государственными должностями, у которых есть полномочия начинать военные действия.

Подготовка к преступлению не влечет уголовной ответственности (30 ст.). Деяние совершается с прямым умыслом по мотивам национальной нетерпимости, мести, вражды, религиозных побуждений, карьеристских соображений. Для квалификации мотивы не важны, но они учитываются при назначении наказания. В статье описаны деяния средней тяжести.

Публичность – не менее 2-х лиц. Пропаганда войны осуждается всем миром, так как это мощное оружие в разжигании агрессии между государствами. Преступление подразумевает, что война будет агрессивной, что повышает общественную опасность. При использовании СМИ она также возрастает, так как информация воспринимается большой аудиторией.

Уголовный Кодекс

От международных соглашений следует перейти к положениям действующего уголовного законодательства в России. В рамках Уголовного Кодекса РФ имеется статья под номером 353, состоящая буквально из четырёх строк, а именно:

  1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
  2. Ведение агрессивной войны — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

К сожалению, такое понятие как «война» знакомо практически всем, но вот понятие «агрессивная война» знакомо далеко не всем.

В 1974 году статьёй 1 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН было дано разъяснение данного понятия, которое заключается в следующем: «Агрессивная война — это применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».

Правила ведения войны

В связи со всем вышеприведённым стоит отметить, что объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в трёх альтернативных вариантах:

  1. «Планирование». Охватывает любые поступки, направленные на решение организационных вопросов, необходимых для осуществления реализации преступления, например:
      разработка планов (стратегических, финансовых, тактических) и инструкций;
  2. определение сроков ведения боевых столкновений (операций);
  3. привлечение наёмного штата;
  4. осуществление дислокационных мероприятий;
  5. определение мест нанесения ударов и т. п.
  6. «Подготовка». В отличие от вышеприведённой стадии, этап подготовки носит наиболее открытый характер и поступки, осуществляемые в данном случае, характеризуется следующим:
      скрытое или открытое увеличение численности войск;
  7. стягивание (передислокация) боевой силы к границам другого государства;
  8. осуществление мероприятий, направленных на провокацию вооружённых столкновений;
  9. отправка диверсионных групп;
  10. приобретение оружия и техники, в том числе предназначенные для массового уничтожения живой силы.
  11. «Развязывание». В вышеупомянутой ранее Резолюции 3314 в статье 3 дано довольно избыточное разъяснение поступков, квалифицируемых в качестве данного этапа:
      вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любая военная оккупация. При этом не носит ключевого значения временные интервалы этих мероприятий;
  12. любые формы аннексии территории обороняющегося государства;
  13. бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства;
  14. блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства;
  15. нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или продолжение пребывания по прекращению действий соглашения;
  16. предоставление государством территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства;
  17. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, равносильные вооруженной агрессии.
  18. «Ведение». Данный этап, по сути, это прямое продолжение развязывания агрессивной войны.

Соответственно, приведённый перечень не является исчерпывающим и к ним могут быть отнесены и другие акты проявления агрессии.

Особенности ведения войны

Состав части 2 предполагает непрерывность совершения рассматриваемого злодеяния. Для лиц, не участвовавших в деяниях, предусмотренных частью 1, данные положения квалифицируются как самостоятельное преступление, а для тех, кто непосредственно участвовал в планирование, подготовке и развязывании войны рассматривается как квалифицирующий признак. Конечно же, обычные рядовые граждане не могут взять и объявить войну другому государству, что создаёт наличие особого субъекта в вышеприведённых положениях. Ими могут быть только лица, которые наделены конституционным правом на решение подобных вопросов, а перечень должностей и имеющихся полномочий устанавливается:

Читайте также:  Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти

Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указами Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации», а также ФЗ от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

Что показывает судебная практика по статье?

Практика по статье не такая большая, однако такие призывы все же встречаются.

Примеры дел:

  1. Гражданка Е., будучи нетрезвой, завела в кафе с официанткой разговор о том, что хорошо было бы, если бы началась война, чтобы оправдать действия Правительства. Этот разговор также услышали и другие посетители кафе, так как Е. говорила все громче, а после стала открыто призывать всех совершить военные действия и подписать петицию о начале войны с другой страной. Мимо проходил полицейский, услышал эти высказывания, предупредил гражданку о последствиях, но она не угомонилась. Он отвел ее в камеру, а наутро возбудил уголовное дело. По результатам суда В. выписали штраф.
  2. Гражданин К. был против действий одной из стран, которая настроена против России, всячески в любом разговоре подчеркивал свое мнение. Он даже начал собирать митинги с поддержкой развязывания войны, которые были без согласования с властью. За один из таких пикетов он был арестован, так как публично нарушал закон, призывая ввести войска. Это стоило ему денежного штрафа и ареста на месяц.
  3. Гражданин Ш. вел тайную газету, которую он распространял скрытно, чтобы его не обнаружила полиция. В ней указывались сведения с призывами о призыве к войне с соседней страной, которая должна была войти в часть РФ. Газета попала в достояние общественности, вызвала возмущение, было возбуждено уголовное дело. Ш. вскоре нашли, так как в газете были его реквизиты. За преступление он получил штраф и обязательные работы, газету пришлось закрыть.

Какие решения выносятся по статье 354?

Статья применяется нередко, но в 2020 по ней не проходило ни одного дела. Чаще суд выносит обвинительные приговоры, но так как преступление средней тяжести, то преступники часто получают только штраф и общественные работы. До серьезных арестов и колонии дело доходит, если в деянии принимает участие госслужащий или СМИ.

Общие положения

В силу того обстоятельства, что война подразумевает ведение масштабных военных действий, которые охватывают не одно государство, объектом данного преступления выступает мирное сосуществование государств. Так как уже было упомянуто выше, что война всегда несёт масштабные последствия, существует множество международных нормативно-правовых актов осуждающих подобные поступки, и устанавливающие ответственность за их совершение. Одним из таких актов является «Пакт Бриана — Келлога», он же более известный как «Парижский пакт».

В августе 1928 года министром иностранных дел Франции Аристидом Брианом и госсекретарём США — Фрэнком Биллингсом Келлогом был подписан данный пакт, устанавливающий договорные обязательства по отказу от ведения военных действий в качестве инструмента/орудия решения национальной политики. «Парижский пакт» был подписан 27 августа представителями 15 государств, к которым позже присоединились и все остальные действующие страны. После чего было заключено ещё множество договоров, пактов, кодексов и прочих документов о взаимном ненападении, недопустимости агрессии и т. п.

Но, как известно из дальнейшей истории, никакие международные договоры и соглашения не обеспечивают сохранность и исполняемость достигнутых обязательств.

Ведение военных действий

Сходства и отличия призыва в республиках СССР

Мы рассмотрим 14 республик СССР — РСФСР, УССР, БССР, АзССР, ГрузССР, АрССР, ТуркССР, УзССР, ТаджССР, КазССР, КирССР, Латвийскую ССР, Литовскую ССР, Эстонскую ССР.

Из рассмотрения мы пока исключили Молдавскую и Карело-Финскую ССР, поскольку их территории подвергались сильным изменениям в рассматриваемые годы. Они заслуживают отдельного исследования. Изменения территории также коснулось нескольких других республик — УССР, БССР, что могло оказать влияние на точность некоторых данных. Так, по итогам пакта Молотова-Риббентропа, его секретного дополнительного протокола и последующим законам от ноября 1939 года («О включении Западной Украины в состав Союза ССР с воссоединением её с Украинской ССР» (1 ноября 1939 г.) и Закона СССР «О включении Западной Белоруссии в состав Союза ССР с воссоединением её с Белорусской ССР» (2 ноября 1939 г.)) к республикам присоединялись Западная Белоруссия и Западная Украина, аннексированная от Польши.

Прибалтика

В республиках Прибалтики мы видим аналогичную картину, но есть и некоторые отличия. Прибалтийские республики: Эстония, Литва и Латвия оказались в составе СССР перед самой войной — в 1939-1940 годах. Вплоть до июня 1941 призыв с этих территорий практически не вёлся.

Прибалтийские республики находились в приграничной зоне СССР и повторили судьбу Белорусской ССР. Из всех трёх республик лишь в Эстонии удалось организовать призыв в начале войны, продлившийся до августа. Литва же и Латвия оказались под немецкой оккупацией уже в первые недели войны. Разберем чуть подробнее пример Эстонии.

Эстонская ССР

Большая часть призыва пришлась на период после освобождения Прибалтики. К августу 1944 существенная часть территории этих республик была освобождена в ходе операции “Багратион” (23 июня — 29 августа 1944 года).

Дальнейшее продвижение на территорию Эстонии проходило в рамках Прибалтийской операции (“восьмой удар”). Так в ходе Таллинской операции (это часть Прибалтийской операции) с 17 по 26 сентября была освобождена материковая Эстония. Окончательно Эстония была освобождена к концу октября.

Освобождение Латвии и Литвы заняло чуть больше времени: операция завершилась лишь к концу ноября 1944. Впрочем, большая часть латвийского призыва пришлась уже на август.

Остается неотвеченным вопрос о том, почему к началу 1945 года призыв в Эстонии практически завершился, хотя, например, в Литве активно призывали вплоть до мая.

Динамика призыва в годы Великой Отечественной Войны: Эстонская ССР

Что за данные мы исследуем?

Мы исследовали оцифрованные архивные карточки военно-пересыльных пунктов (ВПП). В картотеках ВПП содержится информация о том, где и когда солдат родился и где и когда был призван в ряды армии. Именно этой информацией мы пользовались, чтобы понять, как происходил призыв в разные годы войны в разных частях СССР.

Данные о призыве в ходе ВОВ содержат много потенциально интересных и общественно важных сюжетов: насколько равномерно призывали людей по республикам СССР, как призывали заключённых и куда их направляли, насколько активно и на каких этапах войны призывали женщин, как менялся возраст призывников и так далее. Этим темам посвящены многочисленные статьи и книги, но, к сожалению, не все источники достоверны, и даже цифрам можно верить не всем (приходится делать допущения). «Сырые» данные гораздо сложнее исказить, чем выводы любого конкретного историка, просто в силу их объемов.

Мы ставим своей целью не открыть новое историческое знание, а взглянуть на историю войны с высоты птичьего полета, опираясь преимущественно на статистический анализ данных. Надеемся, что наш материал побудит и других исследователей к использованию этого массива информации, и что они найдут в нем интересные сюжеты для своих работ.

В рамках первого этапа исследования мы сосредоточились на двух темах: как распределялся призыв по республикам СССР и какой была динамика призыва на разных этапах войны.

В исследование попало более 26.5 миллионов архивных карточек, собранных в ОБД “Мемориал”[1], однако не все из них содержали необходимую нам информацию. Отдельная карточка, с которой мы работаем может выглядеть вот так[2]:

Цифровая версия:

Читайте также:  4 вида учреждений для отбывания наказания согласно Уголовному кодексу

Архивная карточка времен Войны

Отсканированный оригинал:

Архивная карточка времен Войны

Многие документы содержат информацию не об одном человеке, а о большой группе людей, прошедших через один и тот же ВПП; вот пример такой карточки[3].

Архивный документ времен Войны

Везде, где мы говорим о числе карточек, мы на самом деле имеем в виду количество не бланков, а записей о военнослужащих, указанных в них.

Как мы работали с данными?

Оказалось, что лишь у 5 миллионов карточек указаны и оцифрованы и дата, и место призыва. Также приблизительно у 5 миллионов карточек указана только дата и еще у 5 миллионов указано только место.

Для анализа мы использовали все карточки, в которых было достаточно информации. Так, чтобы оценить число людей, призванных в разных республиках, мы учитывали все карточки, на которых указано место призыва, не обращая внимания на дату (см. также раздел про восстановление пропусков в данных). Для более детального анализа, учитывающего разную интенсивность призыва в разные месяцы войны, мы использовали карточки, в которых были указаны и дата, и место призыва.

Следует помнить, что в нашем распоряжении имеются документы отнюдь не 100% мобилизованных, поэтому мы не имеем возможности говорить об абсолютных числах. Но поскольку наша задача заключается в том, чтобы сравнить между собой разные регионы и разные периоды войны, нам достаточно относительных чисел.

Так как учёт осуществлялся децентрализованно в более чем 800 военно-пересыльных пунктах, мы полагаем, что существенная часть пропусков в данных имеет не систематический, а случайный характер. Это даёт нам основания полагать, что данные относительно репрезентативно отражают структуру призыва.

Однако следует отметить, что мы не застрахованы от систематических искажений, которые могли возникнуть из-за неравномерности степени оцифровки архивов (а также их сохранности) и различной полноты данных и процедуры их восстановления.

В процессе анализа мы применили немало эвристик, чтобы привести в порядок “грязные” первичные данные, а агрегированные данные сделать более надежными. Безусловно, есть серьезный простор для уточнения данных, но мы не ожидаем качественных изменений картины призыва из-за подобных поправок.

Восстановление пропусков в данных

В работе с данными по призыву есть сложности: несмотря на то, что оцифрован довольно большой архив, оформление и полнота информации в карточках отличается.

Не всегда на карточке указана даже республика СССР, в которой человек был призван. Иногда возможно было установить промежуточный территориальный уровень или понять, в какой республике находится тот или иной город (мы это сделали). Но от части данных пришлось отказаться, так как не удалось восстановить доподлинно, где находился тот или иной географический регион, например, из-за распространенности названий типа “Кировский район”.

Следует отметить, что места рождения, призыва и оформления карточки — это, вообще говоря, три разных места. Однако можно заметить, что большинство людей было мобилизовано в той же республике, где родились. Большая часть исключений из этого правила — переселенцы из Украинской и Белорусской ССР в РСФСР.

Мы воспользовались этим, чтобы распределить в правильном соотношении карточки, на которых был указан только регион рождения, но не призыва. Из карточек, в которых заполнены оба поля, мы знаем, что 78% уроженцев УССР были призваны на территории УССР и ещё 17.5% — на территории РСФСР. По этой логике среди всех карточек людей рожденных в УССР с отсутствующей информацией про место призыва 78% были отнесены к УССР, а 17.5% к РСФСР.

Специфика призыва в республиках СССР

Проанализировав ход призыва в разных республиках, мы выделили несколько схожих групп. (1) Призыв во многом схож в РСФСР, Казахстане и Киргизии. (2) Похожие тенденции наблюдаются в Белорусской и Украинской ССР, а также в республиках Прибалтики. (3) Схожую динамику мы видим у Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР. (4) Республики Средней Азии отличаются от всех остальных частей СССР, но имеют много общего между собой. Впрочем, некоторые отличия есть и у них.

Наиболее активные месяцы призыва в Великой Отечественной Войне
На тепловой карте показан общий “портрет” призыва для всех республик

Мы подробно разберем характерных представителей каждой группы. Если вы хотите изучить графики для республик, которые не разбираются в тексте, вы можете заглянуть в самое начало статьи. Приведенная там визуализация — динамическая и содержит информацию по 14 основным республикам СССР.

Графики, которые мы покажем, — не просто иллюстрация для той истории Великой Отечественной Войны, которая уже многократно описана. В нашем исследовании мы двигались в противоположную сторону: не от описаний к наглядным иллюстрациям, как в учебнике, а наоборот, от данных и визуализаций — к объяснениям и интерпретациям, как и полагается при исследовательском анализе данных.

Первым делом мы подсчитали количество карточек мобилизованных в разных республиках по месяцам, увидели некоторое количество “аномалий”, которые требовали объяснений, и стали углубляться в данные. Так, одна из наших гипотез предполагала, что всплески числа мобилизованных объясняются ежегодной призывной кампанией. Мы подсчитали долю молодежи среди призывников и, действительно, смогли объяснить часть данных.

Некоторые особенности наблюдались одновременно на нескольких графиках, что говорило о наличии некоторого централизованного события — например, опубликования приказа, затрагивающего сразу несколько республик. Другие аномалии потребовали от нас спуститься с уровня республик на уровень областей и крупных городов, чтобы детальнее выявить причину сильного увеличения призыва.

Когда у нас наконец получалось сформулировать правдоподобную гипотезу, становилось лучше понятно, какие документы и какие события нам стоит поискать, чтобы объяснить особенности призывной кампании.

Абсолютные и относительные данные по призыву в республиках

Мы подсчитали, какой «вклад» внесли республики СССР в общее дело: из каких республик было призвано больше людей. Важно понимать, что речь идет не об общем числе военнослужащих (и тем более не о числе пострадавших, которое включает в себя и гражданское население), а лишь о количестве карточек в базе. Многие военнослужащие отсутствуют в базе, по другим может быть несколько записей. Тем не менее эти числа важны для понимания масштаба.

Поскольку республики сильно отличаются друг от друга размером, из абсолютных чисел остается непонятным, насколько активно велся призыв. Поэтому стоит посмотреть также на вклад каждой республики относительно численности населения, то есть сколько карточек на 1000 человек фигурирует в картотеке. Чтобы сделать это мы опирались на данные переписи населения 1939 года. Подробнее про сложности работы с довоенными переписями будет написано ниже.

Интенсивность призыва в республиках в годы Великой Отечественной Войны

Мы имеем дело с неполной базой, поэтому нам важны не абсолютные числа (они зависят, в первую очередь, от полноты данных), а лишь соотношение столбиков между собой.

Нормирование данных и численность населения республик

В качестве отправной точки мы взяли данные из переписи населения за 1939 год и изучили возрастной состав в республиках СССР (дробления на мужчин и женщин в республиках СССР и в разных возрастных категориях не было проведено). Известно, что эта перепись может содержать неточности и даже сознательные фальсификации, поэтому о ней следует сказать особо.

Перепись 1939 года[4] была проведена в период завершения наиболее активной фазы Большого террора. Предыдущая перепись 1937 года, проведенная по правилам (за один день [5]), показала, что реальная численность населения ниже ожидаемой — разрыв между прогнозируемыми данными от ЦУНХ и переписью населения 1937 г. составил шесть с лишним миллионов человек[6]. Её результаты были признаны неверными, три сменявших друг друга руководителя государственной статистической службы — В. Осинский, И. Краваль, И. Верменичев, а также руководитель переписей населения 1926 и 1937 годов О. Квиткин и украинский демограф А. Хоменко были расстреляны, демографы Лазарь Брандгендлер (погиб в лагере), М. Курман, М. Птуха, Ю. Корчак-Чепурковский, Б. Смулевич, М. Трацевский, А. Мерков были репрессированы[7].

Подобный разрыв между ожидаемыми данными и получившимися результатами произошел во многом благодаря публичным речам Сталина[8][9] и демографам, выполнявшим его “социальный заказ” и “подгонявших” статистику под ожидания вождя. В 1939 году, после оглашения результатов переписи 1939 года, Сталин обвиняет работников Госплана в нереалистичности установок об увеличении населения на 3 миллиона каждый год[10]. Следующая всесоюзная перепись населения будет проведена только через 20 лет — в 1959 году.

Перепись за 1939 год показывает, что на территории СССР проживало 170 557 093 человека. Перепись за 1937 год показывает иную цифру — 162 000 000 (цифры были округлены в самой переписи[11]). Исследования оценивают общий недоучет при переписи 1937 г. примерно в 700 тыс.человек или 0,43%[12]. Таким образом, эти цифры заслуживают большего доверия, чем перепись 1939 года, которая указала на прирост населения на 8 млн. по сравнению с переписью 1937 года.

Тем не менее и перепись 1937 неидеальна для наших задач, так как и она не могла учесть репрессии 1937-1938 годов. Перепись населения 1939 года заинтересовала нас и тем, что она представляет больше данных: в переписи 1939 года есть полезная информация по численности возрастных групп с разбивкой по республикам СССР, в то время как в переписи 1937 года этого нет — главный акцент приходится на учет городского и сельского населения и сравнение количества мужчин и женщин в республиках[13]. Мы не приводим в данной статье результатов с учетом нормировки по возрастным группам, так как для задач этой статьи этот подход не показал существенных отличий, но значительно бы усложнил представление результатов.

Численность населения Латвии, Эстонии и Литвы взята из других источников[14], поскольку до августа 1940 года (6 августа — для Эстонии, 5 августа — для Латвии, 3 августа — для Литвы) Прибалтийские страны не входили в состав СССР. Наибольшие затруднения вызвал подсчет численности населения Литвы в 1939 году. Так по разным данным в Литве проживали 2 880 000[15], 2 432 000[16], 2 550 000[17], 3 037 100[18] и 2 879 070[19] человек. Подобный разброс данных, возможно, объясняется тем, включали ли исследователи спорные области Украины и Белоруссии и Клайпедский край в итоговый отчет. С другой стороны, мы не брали официальную перепись населения, поскольку последний раз официально до войны она проводилась в 1923 году (население в 1923 году — 2 028 971[20]) и потому не является репрезентативной.

Дополнительный фактор, который вносит погрешность в наши оценки численности — это миграция людей между республиками — и, в частности, эвакуация. Конечно, в данных переписи такой информации взяться неоткуда.

При подсчете доли людей, призванных на фронт, важно понимать, на какой показатель мы нормируем общее число мобилизованных. Есть два очевидных варианта: нормировать на общее население республики или на число людей призывного возраста. Мы остановились на первом варианте, и у этого было несколько причин. Во-первых, в военное время понятие призывного возраста оказывается очень растяжимым: на фронт призывалось значимое число людей от 16 до 50 лет. Во-вторых, в переписи довольно широкие и неравномерные градации по возрасту, так есть группы 12-14 лет, 15-19 лет, и далее группы по 10 лет: 20-29 итд.

Кроме того, война длилась 4 года. Значит те, кому на момент переписи было 13 лет, в начале войны были 15-летними, а к концу войны им было уже по 19 лет. Все эти нюансы делают вопрос об общем числе людей призывного возраста непростым и довольно сильно зависящим от процедуры подсчета. Поэтому мы остановились на простом и надежном методе: нормировать на общую численность населения.

Стоит отметить, что обычно мы можем установить возраст лишь с точностью до года, поскольку вместо точной даты рождения чаще всего писался лишь год. Это не очень существенно для наших задач, поскольку и в приказах о мобилизации указывался не возраст призывников, а лишь год рождения.

Читайте также:  Глава 22 УК про особенности возбуждения уголовных дел о преступлении в сфере экономики

Средняя Азия: трудовой призыв

Совершенно особую картину призыва мы наблюдаем в Узбекской, Таджикской и Турменской ССР. В этих республиках призыв в летние месяцы 1941 года существенно ниже, чем в других республиках. Несмотря на значительные мобилизационные резервы в Средней Азии сформировать боеспособные части не получалось.

Проблема в незнании русского языка, малочисленности офицерского корпуса, недостаточной подготовленности. В 1942 году были предприняты попытки сформировать части, но, за редким, исключением, они были неуспешны. В 1943 году значительная часть военнообязанного населения попала под трудовую мобилизацию и это уникальное явление, характерное только для республик Средней Азии.

Узбекская ССР

Динамика призыва в годы Великой Отечественной Войны: Узбекская ССР

С началом войны в Узбекистане тоже начинается призыв, но, по-сравнению с другими республиками ССР, его масштаб небольшой. По-настоящему крупный призыв пришелся на июнь 1942 года. Мы объясняем его выходом постановления ГОКО №1575сс от 11 апреля 1942 г. о дополнительном призыве 150000 человек из Казахстана и Узбекистана. Подобный пик наблюдается и в Казахстане.

Следующий крупный пик в марте-мае 1943 года связан с другим назначением призыва. Не сумев сформировать в Узбекской ССР боеспособные части, Советское руководство решило направить военнообязанных, мобилизуемых в Среднеазиатских республиках для работы в промышленности, строительстве железных дорог и промышленных предприятий (Постановление ГКО №2923с от 22 февраля 1943).

Небольшая активность призыва в конце 1944 и начале 1945 года, вероятно, связана с призывом граждан 1926 года рождения. Интересно, что от общего призыва граждан 1927 года рождения жители национальных республик были явно освобождены (Постановление ГКО №6784сс, 25.10.1944), а граждане 1926 года рождения были призваны отдельным постановлением (Постановлению ГОКО №6786cс, 25.10.1944). Оба постановления вышли в один день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика