Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года — Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет .

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет .

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Статье 211 УК РФ

1. Общественная опасность преступления выражается в нарушении контроля за передвижением транспортной единицы, влекущем возможность аварий и наступления тяжких последствий (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) <1>; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) <2>; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.) <3>, и т.д.). ——————————— <1> Сб. международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 218 — 225.

Читайте также:  Черный дельфин как сидят в самой суровой российской колонии

<2> Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

<3> БМД. 2002. N 1.

2. Объектом преступного посягательства являются отношения по обеспечению безопасного для граждан порядка перемещения источников повышенной опасности — воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, заключается в угоне или захвате судна воздушного транспорта (вертолета, самолета и иного летательного аппарата, используемого в целях воздушных перевозок), водного транспорта (плавсредства, предназначенного для водных перевозок, независимо от водоизмещения и вида перевозимых объектов: пассажирского — теплоход, судно на воздушной подушке и т.д.; грузового — баржа, танкер и т.д.; военного — торпедный катер, подводная лодка и т.д.) либо железнодорожного подвижного состава (объекта, перемещающегося по рельсам и находящегося в ведении МПС России: вагон, локомотив и т.д.). Ведомственная принадлежность и форма собственности на транспортное средство не имеют значения для квалификации.

4. Угон судна заключается в завладении соответствующим судном с последующим перемещением его из места надлежащего нахождения в место, избираемое по усмотрению субъекта состава преступления. Угон является оконченным в момент начала данного перемещения (приведение судна в движение, уклонение от заданного маршрута) независимо от его продолжительности. При незаконном пересечении на угнанном судне Государственной границы РФ содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 211 и 322).

5. Захват судна заключается в установлении над судном контроля, дающего возможность незаконного распоряжения им как средством передвижения по усмотрению виновного. Захват является оконченным в момент установления соответствующего контроля над судном.

6. Угон и захват, квалифицируемые по ч. 1 коммент. статьи, могут иметь как ненасильственный характер, так и осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, причинение физической боли, ограничение свободы), либо с угрозой его применения, выраженной в любой форме.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т.д.). Захват судна должен осуществляться с целью последующего угона. При наличии цели удержания лиц, находящихся на судне, в качестве заложников содеянное охватывается признаками состава захвата заложника (ст. 206) и не требует квалификации по коммент. статье. Угон или захват судна водного транспорта, совершенные в целях завладения чужим имуществом, находящимся на борту судна, влечет квалификацию по совокупности преступлений (ст. 211 и 227).

8. Субъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения преступления.

9. Квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. 2 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия (см. коммент. к ст. 126); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Применение оружия (см. понятие оружия в коммент. к ст. 63) предполагает использование оружия в соответствии с его конструктивным предназначением. Применение предметов, используемых в качестве оружия (см. понятие данных предметов в коммент. к ст. 126), предполагает использование их для нанесения повреждений потерпевшему.

10. Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна организованной группой (см. коммент. к ст. 35), повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

11. Угон или захват судна, повлекший смерть человека (члена экипажа, пассажира судна либо иного лица) или иные тяжкие последствия (выведение судна из строя, уничтожение или повреждение перевозимого груза и т.д.), является преступлением с двумя формами вины, где отношение лица к последствиям выражается в форме неосторожности. Дополнительной квалификации содеянного не требуется. Угон или захват судна, сопряженный с умышленным причинением смерти человеку, влечет квалификацию по совокупности (ст. 211 и ст. 105).

12. Преступление, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких, а ч. 2, 3 — особо тяжких.

Предотвращение угонов

Личный досмотр пассажиров

На воздушных судах на большинстве коммерческих авиалиний устанавливаются в кабинах самолётов бронированные двери. В ряде государств (например: Великобритания, США, Канада, Франция, Австралия) на некоторых рейсах присутствуют вооружённые сотрудники служб воздушной безопасности в штатском, которые могут обезвредить захватчиков, и часто называемые «воздушными маршалами» (пример: агенты Федеральной службы воздушных маршалов США).

Читайте также:  Формы неосторожности в уголовном праве понятие и характеристики

Существуют предложения оборудовать самолёты автономной системой пилотирования и посадки, которая в случае захвата полностью отключала бы управление из кабины.[3] (Но такая система в условия существования киберпреступности решая одну проблему безопасности воздушного суда, порождает другую — потенциально увеличивает возможность угона воздушного судна посредством компьютерно-сетевого взлома компьютерного ядра самолета.)

Немалую роль в предотвращении угонов играют службы безопасности аэропортов. Ведётся постоянная видеозапись и проводится анализ биометрических данных пассажиров. Во избежание пронесения на борт огнестрельного и холодного оружия, а также иных опасных предметов, все пассажиры проходят через металлодетекторы, а багаж проверяется на рентгеновских сканерах. В Израиле багаж проверяют в декомпрессионных барокамерах на наличие детонаторов, срабатывающих при понижении атмосферного давления. Также ведутся «» террористов и прочих лиц, представляющих опасность для авиации.

Известные случаи

Вторая мировая война

  • Побег группы Девятаева

Холодная война

  • Операция «Пенициллин» — угон истребителя МиГ-21 из Ирака в Израиль
  • Побег Беленко — угон новейшего истребителя Миг-25 в Японию
  • Зуев, Александр Михайлович — капитан ВВС СССР, в 1989 году совершил угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.
  • Список лётчиков-перебежчиков периода Холодной войны

Гражданские беглецы из СССР

Основная статья: Угоны самолётов в СССР

  • Ленинградское самолётное дело — 15 июня 1970 года, попытка группы советских евреев-отказников захватить пассажирский самолёт с целью побега из СССР.
  • Угон самолёта Ан-24 в Турцию (1970) — первый в СССР успешный угон самолёта. Совершён Пранасом Бразинскасом и его сыном Альгирдасом 15 октября 1970 года с целью бегства из СССР.
  • Группа И. К. Церетели — захват самолёта в Тбилиси с целью бегства из СССР.
  • Семья Овечкиных — многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту-154 с целью побега из СССР.

Послесоветское время

(иногда именуемые просто 9/11)— серия четырёх координированных самоубийственных террористических атак, совершённых в Соединённых Штатах Америки членами террористической организации «Аль-Каида».

Вероятный исход

Назначение минимальной либо максимальной меры наказания определяется комплексом обстоятельств, которые характеризуют преступление. Начнем с перечня критериев, которые смягчают вину преступника. Эти положения содержатся в 61 статье Уголовного Кодекса.

Среди типичных аспектов, встречающихся в судебной практике таких дел, перечислим явку с повинной, признание преступником вины и давление на обвиняемого извне.

Кроме того, тут не исключено смягчение приговора из-за добровольной компенсации ущерба пострадавшему лицу либо первого зафиксированного факта нарушения законодательства.

Законодательство
Однако законодательство предполагает и смягчение наказания при соблюдении условий ст. 61

Что касается отягчающих факторов правонарушения, здесь уместно руководствоваться уже положениями ст. 63. Типичными критериями ужесточения санкций тут становятся рецидив нарушения, действия преступной группы либо тяжкий исход.

Важно! Религиозная, национальная либо расовая нетерпимость, которая послужила причиной преступления – аспект, который работает не в пользу виновника.

Применение оружия тоже относится к обстоятельствам, которые ужесточают ответственность перед законом. Здесь же суд учитывает возраст и социальное положение пострадавших людей.

Причинение вреда детям или беременным грозит нарушителю увеличением в сторону максимальной меры наказания. Кроме того, отдельной темой тут рассматривается и вероятные террористические цели обвиняемого гражданина.

Методика расследования

В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:

  • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
  • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

Читайте также:  В УК может появиться статья за налоговое мошенничество

  1. В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
  2. Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

Водные суда

Ими являются плавательные средства, которые приводятся в движение с помощью двигателя или силой ветра, а также иные ТС, предназначенные для перевозки грузов и людей по воде (под водой), буксировки, добычи ископаемых, проведения научных исследований, технических, строительных работ, культурных, спортивных мероприятий и пр.

К водным, в частности, относят озерные, морские и речные суда (за исключением маломерных), корабли, теплоходы, паромы, баржи, подлодки, плавучие сооружения и так далее.

ст 211 ч 2 ук рф

Особо квалифицирующие признаки

Если деяния, ответственность за которые устанавливается частями первой и второй ст. 211 УК РФ, совершены лицами в составе организованной группы либо повлекли гибель человека по неосторожности, равно как и другие тяжкие последствия, виновным грозит тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно по усмотрению суда может вменяться ограничение свободы на 1-2 г.

ст 211 ук рф с комментариями

В ч. 4 ст. 211 УК РФ предусмотрены санкции за указанные выше деяния, сопряженные с совершением теракта или другим видом террористической деятельности. Виновные в этом случае наказываются тюремным заключением на 15-20 лет с дополнительным ограничением свободы на 1-2 г. либо лишением свободы пожизненно.

Отграничение от смежных преступлений


Смежными преступлениями признаются грабежи, и кражи, в результате которых также совершаются угоны.

Напомним, что такие преступления легко разграничить по объекту и объективной стороне.

Именно эти два аспекта наталкиваю на мысль о том, что необходимо разграничивать все эти деяния.

Что показывает судебная практика по данной статье

Судебная практика по статье минимальная, так как сложно угнать и захватить такие большие судна или локомотивы.

Комментарии к статье 211 УК РФ

Примеры дел:

  1. Гражданин Г., будучи машинистом поезда, решил угнать вагон и продать его, получить денежное вознаграждение. Он подготовил план, действовал в одиночку, но очень продуманно. В результате вагон удалось угнать, но продать не получилось. Преступника заметила дорожная полиция, которая посчитала странным, что перевозится лишь один вагон. Г. арестовали, представили к суду. По его решению преступник получил 6 лет колонии.
  2. Гражданин Е. решил захватить самолет с целью его угона и вылета из страны. Он продумал план, сделал взрывное устройство, которым собирался угрожать членам экипажа. Уже в воздухе он потребовал изменить курс маршрута, ему подчинились., при прилете в другую страну его удалось схватить и обезвредить, никто не пострадал. За попытку угона и теракта его приговорили к пожизненному лишению свободы.
  3. Гражданка Ш., будучи нетрезвой, прогуливалась около пляжа, где увидела яхту. Пробравшись на нее незаметно, она сумела завести судно и вывести его в море. Ее заметила береговая полиция, которая поняла, что произошел угон. Ш. сумели догнать, вынудили сдаться. Ее приговорили к условному лишению свободы и штрафу.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 211?

Чаще статья выносит обвинительные решения, но применяется крайне редко. В 2020 по ней проходило всего 2 дела, и оба по первой части. 1 человека лишили свободы, второй получил условно.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

Отягчить меру наказания может совершение преступления по сговору, с применением насилия или оружия, организованной группой, с целью теракта. Смягчающие обстоятельства рассматриваются из общего списка для каждого случая в отдельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика