Ответственность врача за неправильный диагноз или лечение. Что делать и как наказать?

Врачи призваны помогать людям. К сожалению, в тяжелых ситуациях спасти пациента им удается не всегда, ведь отсчет ведется на секунды, и каждое принятое решение может оказаться роковым. Судить врачей за то, что они не способны исцелить всех, – неправомерно, поскольку они всего лишь люди.

Однако в некоторых случаях плачевного исхода удалось бы избежать, если бы не халатность и невнимательность медицинского персонала. Такое поведение в обязательном порядке должно быть пресечено, а виновный – наказан. Ведь права пациентов должны быть защищены!

Итак, что делать, если врач ставит неправильный диагноз?

Особенности, характеристика преступления

В судебной практике дела, связанные с областью медицины считаются особенно сложными.

В первую очередь стоит развести понятие «врачебная ошибка» и «халатность».

Читайте также:  Кража до 1000 рублей в магазине: будет ли уголовная ответственность?

Врачебная ошибка – это действия врача, которые носят непредумышленный характер. Как правило, за такой ошибкой стоит желание помочь пациенту. На достоверность диагностики и последующее лечение могут оказать влияние разные факторы:

  • индивидуальные особенности протекания заболевания;
  • введение врача в заблуждение пациентом, который предоставил неполную или недостоверную информацию о симптомах и своем самочувствии;
  • ошибка, допущенная из-за неисправности медицинского оборудования;
  • неопытность врача (особенно, если врач является молодым специалистом с маленьким опытом).

Стоит учитывать, что врачебная ошибка предполагает добросовестное выполнение должностных обязанностей.

Халатность – пренебрежительное отношение врача к своим обязанностям, включающее в себя лень, невнимательность. Следствием халатного отношения врача к своим обязанностям может стать гибель человека.

Врачебная халатность предполагает безответственное, равнодушное отношение к своим обязанностям, нередко основанная на желании реализовать свои меркантильные интересы

Например, в платной клинике врач может намеренно ввести в заблуждение пациента, чтобы получить материальную выгоду.

Итак, врачебная халатность – наказуемое деяние, сопряженное с опасными последствиями для жизни и здоровья пациента.

В первую очередь, нужно установить, совершена ли ошибка по вине врача или нет. Для определения истоков ошибки проводится медицинская экспертиза.

Эксперты, используя данные проведенных исследований, воссоздают состояние пациента, сопоставляя полученные данные с поставленным диагнозом и проведенным лечением. Если неверный диагноз был поставлен из-за халатности или невнимательности врача, то он должен быть привлечен к ответственности.

Статистика

ОснованиеКомпенсацияГодВрачебная ошибка при родах привела к гибели родильницы г. СаратовСаратовский областной суд взыскал 1800000 руб.2012Смерть новорожденного ребенка по вине врачейХабаровский краевой суд присудил 1000000 руб.2012Удаление щитовидной железы пациентки по ошибке медикаМиасский городской суд 1000000 руб.2014Невнимательность педиатра в привела к смерти 2 летней девочкиг. Сургут 3000000 руб.2014Патология у роженица (не выявлена вовремя)Камчатский краевой суд взыскал 4000000 руб.2014

Понятие врачебной ошибки

В Законах нет определения врачебной ошибки. Но данное правовое нарушение давно не дает покоя светлым умам в области права и медицины. В 1941 году профессор Давыдовский дал следующее определение врачебной ошибки.

Врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение доктора, не имеющее состава преступления и возникающее вследствие несовершенства медицины.

Проще говоря, врачебная ошибка – это случайность. Она не имеет прямого умысла нанести вред здоровью человека.

Врачебная ошибка не предполагает наличие халатности и недобросовестности к пациенту.

Какого вида могут быть ошибки?

Классификаций врачебных ошибок много. В основном, все они основаны на конкретной стадии оказания врачебной помощи, на которой произошла ошибка.

Итак, выделяют следующие виды врачебных ошибок:

  • Организационные – предполагают нарушение на этапе организованной помощи больному. Примером может служить несоблюдение сроков выезда скорой помощи.
  • Диагностические – постановка неверного диагноза. Это наиболее распространенные нарушения деятельности врачей, когда из-за неправильного диагноза упущено время не благополучное лечение другого недуга.
  • Лечебные – предполагают неверный ход лечения, подобранный врачом на основании неверно поставленного диагноза.
  • Документированные – неверное заполнение медицинской документации. Это всевозможные выписки, амбулаторные карты.
  • Несоблюдение врачебной этики – поведение врача, не соответствующее его статусу.
  • Фармацевтические – касаются неправильно составленных рецептов и реализации неподходящих для пациента лекарств.
  • Субъективные – отражают низкую квалификацию медицинских работников, отсутствие должного опыта и знаний.

Большее число врачебных ошибок обусловлено некомпетентностью медицинского персонала.

К сожалению, некомпетентные врачи встречаются, как в государственных больницах, так и в частных клиниках. Сегодня врачи заранее защищают себя от ошибок следующим способом.

Перед любой медицинской манипуляцией или операцией пациентам дают подписать добровольное согласие на данные действий с указанием потенциальной возможности летального исхода.

Читайте также:  Какая ответственность за подстрекательство по УК РФ?

Куда обращаться?

Есть несколько инстанций, уровней, куда может обратиться больной, которому врач поставил неверный диагноз:

  • заведующий отделением или главврач;
  • страховая компания;
  • Министерство здравоохранения;
  • органы прокуратуры;
  • суд.

Правильнее всего обратиться в первую инстанцию из указанного списка – в администрацию больницы.

Администрация медучреждения

Обращение к администрации больницы предполагает составление заявления на имя заведующего отделением или главврача больницы.

Как правило, большинство подобных ситуаций решается именно на этом локальном уровне, не вытекая в серьезные разбирательства. Действия врача будут рассмотрены компетентной комиссией.

В ситуации, когда администрация больницы отказывается принять претензии пациента, необходимо подавать жалобу в вышестоящую инстанцию или надзорные органы.

Страховая компания

Можно обратиться в страховую компанию, по полису которой он проходил лечение. При обращении потребуется предъявить:

  • амбулаторную карту, в которую была внесена история болезни пациента;
  • результаты любых диагностических исследований;
  • квитанции, подтверждающие оплату услуг врача и покупку лекарственных средств;
  • письменные показания свидетелей.

В случае обращения в инстанции, которые будут описаны ниже, нужно также представить указанные документы.

Минздрав

Если больница отказывается реагировать на поступившую жалобу, следует обратиться в региональное отделение Минздрава. Жалоба подается в общественную приемную, подать её можно следующими способами:

  • лично;
  • отправить претензию через официальный сайт;
  • воспользоваться услугами почтовой службы, отправив заказным письмом;
  • подать соответствующее заявление посредством электронной почты.

Денис Львович

Юрист по медицинскому праву. Опыт работы более 10 лет

Задать вопрос

Получив жалобу, министерство должно инициировать проверку и ответить в течение 30 дней со дня подачи жалобы.

Прокуратура

Также возможна подача жалобы в прокуратуру, поскольку это надзорный орган, призванный следить за соблюдением норм права.

Читайте также:  Статья 334 УК РФ. Насильственные действия в отношении начальника

Суд

Процедура защиты своих прав также предполагает возможность подачи искового требования в суд.

Иск пациент может подать в следующих ситуациях:

  • если ему отказали от оказания медпомощи;
  • неправильно поставлен диагноз;
  • неправильно назначено лечение;
  • врач или иной медицинский работник перепутал лекарства;
  • непрофессионализм при оказании первой медицинской помощи.

Стоит учитывать, что любое исковое требование должно подтверждаться письменными свидетельствами, документами. Именно через суд, при наличии доказательной базы, можно добиться компенсации материального и морального вреда.

Денис Львович

Медицинский юрист. Опыт работы более 10 лет

Задать вопрос

Компенсацию, если суд вынесет такое решение, должна будет выплатить больница, в которой работает врач.

Документы для обращения в суд

Составление данного документа не имеет конкретной формы и при его оформлении стоит придерживаться последовательности составления любого заявления. Правила составления зависят от того, в какой орган вы обращаетесь.

Определившись с инстанцией для обращения, пишем её реквизиты в верхнем правом углу. Там же нужно указать данные обращающегося, его адрес и телефон для получения ответа.

После этого по центру пишется наименование документа и тему конкретного обращения. В формулировке темы должно прозвучать, на что конкретно вы жалуетесь. Если вы жалуетесь не в первую инстанцию, укажите даты предыдущих обращений и их результаты.

Далее следует описание сложившейся ситуации. В описании нужно указывать только главные конкретные факты, не вдаваясь в излишние подробности. Каждый факт стоит подкрепить ссылкой на ту норму закона, которая нарушена действиями врача.

Завершить жалобу нужно обязательно указанием ваших требований. Вы должны попросить контролирующие органы дать оценку действиям врача и принять меры к привлечению его к ответственности. В конце поставьте дату составления документа и свою подпись.

Чтобы ваше обращение не осталось без ответа, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • размер документа не должен превышать двух страниц, но лучше уложиться в одну. Не нужно включать в описание событий много деталей, собственных переживаний;
  • пишите жалобу, опираясь только на достоверные факты;
  • при описании событий, происходящих длительное время, соблюдайте хронологию событий,
  • в процессе составления жалобы называйте конкретных лиц, которые нарушили ваши права.

Если вы считаете, что ваши права как пациента нарушены, добивайтесь справедливости. В век информационных технологий вы можете пожаловаться на врача поликлиники или больницы через интернет.

Исковое заявление необходимо подкреплять доказательствами, на основании которых будет выноситься судебное решение. К доказательной базе относятся:

  1. медсправки;
  2. история болезни;
  3. амбулаторная карта;
  4. заключение МСЭК;
  5. свидетельские показания.

Если медучреждение отказывает истцу в выдаче необходимых документов, запрос можно сделать через суд.

Видео о неправильном диагнозе или операции

Правила составления жалобы

Законодателем не установлена единая форма жалобы, однако есть ряд общих требований, которые необходимо указать в любом подобном документе:

1. Сначала заполняется шапка документа – справа вверху указывается:

– государственный орган, в который подается жалоба;

– уполномоченное лицо, на имя которого подается документ;

– личные данные и контакты гражданина, подающего заявление.

2. Далее указывается название документа: «Жалоба на врача».

3. Далее заполняется основная часть документа. Здесь излагается ситуация, а также приводятся все доказательства. Здесь же излагаются требования о компенсации морального и материального вреда.

4. Дата и подпись заявителя.

Читайте также:  Ответственность участников оборота и штрафы в системе маркировки табака Честный ЗНАК

5. Приложение. Дается описание приложенных документов.

Также следует указать, о тех мерах досудебного урегулирования, которые были предприняты.

Ответственность врача и медучреждения за неправильный диагноз и лечение

Какие бы ни были последствия, пациент может рассчитывать на то, что виновные понесут соответствующее наказание. Предусмотрены разные виды наказаний, в зависимости от тяжести последствий:

  1. Возмещение материального и морального вреда. Устанавливается конкретная сумма, которую в полном размере выплачивается компенсация. Пациенту компенсируется не только все расходы, связанные с платным приемом или диагностикой, но и затраты на «ненужное» лекарство, которое успел выкупить пациент. Также компенсируются расходы, связанные с лечением последствий врачебной ошибки. Сумма ущерба определяется самим потерпевшим;
  2. Дисциплинарное взыскание. Сюда входят выговор, замечание, увольнение;
  3. Уголовная ответственность. Данная мера ответственности применяется, если действия или бездействие врача нанесли урон состоянию здоровья или привели к его гибели.

Уголовный кодекс предусматривает следующие виды уголовной ответственности:

  • реальное лишение свободы – до 4 лет;
  • принудительные работы – до 1 года;
  • приостановление возможности заниматься врачебной деятельностью – до 3 лет.

Независимо от вида наказания, пациент имеет право на возмещение нанесенного здоровью вреда и убытков, понесенных по вине врача.

Денис Львович

Юрист по медицинским спорам. Опыт работы более 10 лет

Задать вопрос

Право на компенсацию закреплено статьей 1064 ГК РФ.

Какую компенсацию можно потребовать?

Пострадавший пациент имеет право претендовать на возмещение нанесенного вреда в полном объеме. Различают разные статьи расходов, по которым может быть начислена компенсация:

  1. Компенсация утраченного заработка. В тяжелых случаях врачебная ошибка может нанести серьезный урон здоровью, вследствие чего человек не в состоянии выполнять свои трудовые обязанности и вынужден находиться на больничном листе. В этом случае пострадавший может потребовать компенсацию утраченного заработка;
  2. Затраты на лекарства и анализы;
  3. Затраты на лечение «врачебной ошибки». В эту графу расходов может войти стоимость лекарств, протезирование, лечение в санатории. Возмещение этих расходов можно получить при условии, что пациент действительно нуждается в этой помощи и не является льготником, которому это предоставляется бесплатно;
  4. Расходы на платное лечение. Если пациент получал помощь платно, то может претендовать на возврат суммы в полном размере.

Любые расходы, доказанные чеками и квитанциями, подлежат возмещению. Но стоит учитывать, что все требования по возмещению предъявляются больнице, а не врачу. За любой вред, причиненный работником, отвечает работодатель.

Сталкивались ли Вы с произволом врачей?

Да, мне поставили неверный диагноз

96.77%

Нет, медики работают без ошибок

3.23%

Проголосовало: 31

Стоимость услуг

Юридические услугиСтоимостьПервичная консультациябесплатноНазначение и проведение медицинской экспертизыот 25 000 руб.Проведение экспертизы, Защита в суде, в том числе выступление эксперта в судеот 50 000 руб

Цены указаны приблизительные, каждый случай индивидуален, для получение более подробной информации о стоимости вы можете позвонить нам, либо прислать нам свои вопросы с имеющимися у вас документами на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Помните, что в случае победы в суде все ваши расходы на проведение экспертизы и услуги адвокатов будут возложены на проигравшую сторону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика