Иные меры процессуального принуждения (понятие, виды, основания, процессуальный порядок, практика применения).

МЕ́РЫ ПРОЦЕССУА́ЛЬНОГО ПРИНУЖ­ДЕ́НИЯ, пре­ду­смот­рен­ные за­ко­но­да­тель­ст­вом сред­ст­ва воз­дей­ст­вия, при­ме­няе­мые для обес­пе­че­ния над­ле­жа­ще­го по­ве­де­ния уча­ст­ни­ков уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва. М. п. п. ог­ра­ни­чи­ва­ют кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва гра­ж­дан, по­это­му до­пус­ти­мы лишь при на­ли­чии ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном ос­но­ва­ний. От др. мер гос. при­ну­ж­де­ния М. п. п. от­ли­ча­ют­ся тем, что при­ме­ня­ют­ся толь­ко по воз­бу­ж­дён­но­му уго­лов­но­му де­лу и но­сят про­цес­су­аль­ный ха­рак­тер; при­ме­ня­ют­ся пол­но­моч­ны­ми ор­га­на­ми (ор­га­ны рас­сле­до­ва­ния, суд) к по­доз­ре­вае­мо­му, об­ви­няе­мо­му или др. ли­цам то­гда, ко­гда их не­над­ле­жа­щее по­ве­де­ние или воз­мож­ность та­ко­го по­ве­де­ния соз­да­ёт или мо­жет соз­дать пре­пят­ст­вия для уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва.

7.1. Понятие, значение и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Меры уголовно-процессуального принуждения — меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц. От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что: применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер. Виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого; меры пресечения; иные меры процессуального принуждения.

Отмена и изменение ранее выбранных мер пересечений

В ранее указанном нами правовом акте устанавливается также возможность отменить или изменить любую из рассмотренных мер.

Так, об отмене можно говорить в тех случаях, когда ограничение теряет свою актуальность, а об изменениях тогда, когда решено изменить способ контроля преступника на более жесткий или менее мягкий.

Например, если лицо было заключено под стражу, а затем обнаружилось, что у него имеется тяжелое заболевание, препятствующее содержанию в условиях специализированных учреждений, и этот факт подтвержден заключением независимой медицинской комиссии, лицо может получить смягченную меру, и отправиться на лечение домой или в больницу.

Читайте также:  ЖАЛОБА (ЗАЯВЛЕНИЕ) НА ПРОКУРОРА (ДРУГОГО РАБОТНИКА ПРОКУРАТУРЫ) 

В данном случае постановление об отмене или изменении будут выносить все те же должностные лица.

Меру пресечения можно отменить и поменять на другую

7.2. Основания и порядок задержания и освобождения подозреваемого

Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания — 48 часов. Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа. Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления: – когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; – когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; – когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок задержания включает следующие этапы: – фактическое задержание и личный обыск; – составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования); – уведомление прокурора (12 часов с момента задержания); – допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов; – уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).

Какие основания для назначения мер пресечения предусмотрены УПК РФ

Глава 13 УПК РФ посвящена нюансам выбора ограничительных инструментов для тех, кто признан нарушившим уголовный закон.

Оградить человека от общества необходимо, опираясь на некоторые причины, они же служат основаниями:

  1. Возможность уничтожения улик, которые способствовали бы раскрытию преступления.
  2. Продолжение криминальной деятельности во время следствия.
  3. Запугивание очевидцев и свидетелей или иные попытки искажения информации о событии противоправного действия.

Однако п. 2 ст. 97 УПК РФ говорит о требованиях в исполнении приговора или при особых обстоятельствах – необходимости выдачи нарушителя иным органам правосудия в качестве основ применения положений о мерах пресечения.

В литературе часто можно встретить ответ на вопрос «Что такое меры пресечения в уголовном процессе?» Учёные-практики дают этому термину следующее определение: «Это процедура по пресечению попыток воспрепятствованию расследования и вынесения справедливого приговора в отношении виновного».

Выбор вида мер пресечения в уголовном процессе зависит от определённых обстоятельств.

Лицо, ходатайствующее об изоляции нарушителя, должно учитывать:

  • квалифицирующие признаки, а именно тяжесть совершённого противоправного деяния;
  • наличие судимости ранее, склонность к рецидивам, и в целом сведения о личности нарушителя;
  • возрастной критерий;
  • наличие или отсутствие заболеваний;
  • положение в семье (наличие иждивенцев);
  • трудовую деятельность (работу).

Перечень обстоятельств не является закрытым, допускается его дополнять особыми характеристиками личности преступника по усмотрению лица, осуществляющего расследование.

7.3. Меры пресечения: понятие, основания, виды

Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: – подписка о невыезде; – личное поручительство; – наблюдение командования воинской части; – присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; – залог; – домашний арест; – заключение под стражу. Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: – скроется от дознания, предварительного следствия или суда; – может продолжать заниматься преступной деятельностью; – может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: – несовершеннолетие (ст. 105 УПК); – отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); – наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК); – тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).

Что представляет собой мера пресечения и какие её цели

Меры пресечения в уголовном производстве, их характеристика и особенности
Под мерой пресечения в Российском уголовном законодательстве понимается использование принудительных мероприятий, применимых только к обвиняемому или подследственному, в результате проведения которых он не сможет повлиять на реализацию судебного производства и вынесению справедливого решения.
Их целью является ограничение действий подсудимого во время расследования происшествия.

Может существовать вероятность того, что он скроется от наказания, своей деятельностью постарается ввести в заблуждение правоохранительные органы, будет продолжать заниматься .

Меры пресечения подлежат наложению не в каждом уголовном процессе, используются они для качественного и правильного ведения расследования и судопроизводства.

Читайте также:  Права и обязанности свидетеля в уголовном процессе, кто может быть свидетелем

7.5. Иные меры процессуального принуждения

Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд. Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: – применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; – применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; – применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: – применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; – применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод. В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.

Частые вопросы

Какие существуют меры административного пресечения?

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.

В соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставлено право применять следующие меры административного пресечения:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
  • запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;
  • отстранять от управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
  • ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
  • давать обязательные для исполнения предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил содержания мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного оружия в случаях нарушений там установленных правил содержания, хранения и использования оружия, а также боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.

Проверка конституционности некоторых положений главы 13

В 2005 году Пленум Конституционного суда вынес постановление, в котором сделал вывод о надлежащем уровне правовой квалификации мер пресечения.

Так, в виде таблицы можно представить изученные статьи УПК РФ:

Ст. 108Ст. 109Ст. 110Соответствует Конституции, поскольку применяется после исследования доказательств.Продление сроков производится в разумные сроки и только под контролем суда, поэтому также эти нормы не противоречат Конституции.

В 2020 и 2020 годах Верховный Суд РФ делал обзоры применения судами главы 13 УПК РФ, в рамках которых было выявлено:

  • чёткое соблюдение правил и постулатов процессуального законодательства;
  • разграничение между правоприменителями полномочий в отношении мер пресечения;
  • соблюдение сроков вынесения постановлений и решений.

Таким образом, назначение, изменение, отмена и обжалование мер пресечения возможны только при соблюдении процессуального законодательства с учётом степени и характера совершаемых противоправных деяний при условии изучения личности нарушителя. Дан ответа на вопрос: что такое меры пресечения в уголовном процессе и какое место она занимает в ходе следственных мероприятий?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика