Злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ

Последнее обновление — Июль 2020

К сожалению, преступления в нашем обществе в настоящее время – не редкость. Но особенное негодование вызывают противоправные деяния, подкрепленные властью, которой государство наделяет своих представителей, чтобы решать задачи управления, а не потворствовать своим личным интересам. Одно из этих преступлений – злоупотребление должностными полномочиями, наказуемое по ст. 285 УК РФ.

Основные нюансы квалификации этих деяний описаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 (далее ППВС № 19).

Что говорится в статье 285 Уголовного Кодекса РФ

В российском законодательстве злоупотребление должностными полномочиями – это действия должностного лица, осуществляемые в разном формате, за которые грозит административная и уголовная ответственность. При этом неважно, является ли материально ответственным сотрудник предприятия, учреждения, организации, или нет. Наказан будет любой подчиненный, чиновник, ослушавшийся закона. После обнаружения нарушений, ненадлежащих поступков такого человека, котирующихся по нормам уголовной ответственности, его осуждают по статье 285 УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Всего могут применить меры наказаний, основываясь на следующих статьях УК России:

Читайте также:  Как написать заявление об оскорблении личности в полицию?

  • 201 – касается преступлений в сфере любых полномочий;
  • 285 – относительно должностных полномочий;
  • 286 – превышение должностных полномочий.

Из них интерес представляет статья 285 УК РФ, где говорится не о превышении должностных прав подчиненного, чиновника, служащего, а конкретно о злоупотреблении ими. Чтобы легче было понимать закон, важно сразу обратить внимание на его основные составляющие.

В структуру статьи входят следующие пункты содержания:

  1. Три пункта.
  2. По два абзаца в каждом из пунктов.
  3. Примечания – 5 частей.
  4. Корректирующие суть закона ссылки на правовые акты.

взятка

Ссылки на федеральные законы несут те или иные новшества в порядок определения меры ответственности. Они проставляются под каждым пунктом, который редактировался по последним датам. На официальных законодательных сайтах обычно их прописывают в круглых скобках. Их запись может выглядеть следующим образом: «в ред. Федерального закона №162-ФЗ от 08.12.2003г. (см. текст в предыдущей редакции)». Это обозначает, что изучающему всегда предоставляется возможность рассмотреть разницу между внесенными поправками и прежними нормативами закона.

В судебной или юридической практике пункты законов могут также именоваться частями. Поэтому можно встретить ссылки, прописывающиеся следующим образом: «ч.1 статья 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями» или «ч.2 ст.285 УК РФ – злоупотребление государственными полномочиями». Зачем это нужно знать? Важно понимать сокращения для более быстрого прочтения текста. Если, к примеру, жалобы на должностное лицо дошли до руководства организации, либо государственного учреждения в досудебном порядке, то в письменном ответе на поданную претензию, требование, будет легче разобраться в большом количестве ссылок-оснований, опираясь на которые производится осуждение нерадивого сотрудника.

Опишем кратко содержание статьи №285:

  1. Часть первая. Замечено противоречие поступка должностного лица с требованиями службы, её интересов. Наказание выбирается из 5-ти предложенных видов ответственности.
  2. Часть вторая. Преступность государственных служащих. Мера ответственности – 6 направлений с учетом различных комбинаций.
  3. Часть третья. Обвинения в преступлении, имеющем тяжкие последствия. Три вида наказания.
  4. Примечание 1. Поясняется, кого считать должностным лицом.
  5. Примечание 2. Указывается, кто относится к государственным служащим.
  6. Примечание 3. Указывается, кто имеет отношение к государственной службе на территории субъекта Российской Федерации.
  7. Примечание 4. Государственным и муниципальным служащим могут определяться наказания и из других статей УК РФ.
  8. Примечание 5. Пункт утратил правовую силу 4 мая 2011 г. (закон федерального значения №97-ФЗ).

Когда обвиняемому грозит уголовная ответственность за злоупотребление своими должностными полномочиями, то окончательный объем и тип наказания выбирается судьей. Выбор производится на основании степени виновности, наличия (либо отсутствия) смягчающих обстоятельств, специфики преступления, а также тех пределов мер, предложенных статьей Уголовного Кодекса.

Если изучать комментарий к статье № 285 УК РФ, то можно сразу обозначить объективную сторону преступности в сфере должностных злоупотреблений.

Одним словом, хорошо видно, что считать злоупотреблением в рамках выполнения обязанностей служащим. Это важно сделать для того, чтобы понимать, в каких пределах дозволенного обвиняемый действовал законно, а в каких пределах дозволенного законом – проявил нарушение закона, осуществлял свои функции служащего нелегально, либо с привлечением запрещенных средств, приемом, механизмов, или инструментария, проделывал действия, явно ущемляющие интересы государства, местной власти, общественности, граждан.

Выявляется уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями в следующем виде:

  1. Поступок, совершенный в пределах должностных полномочий, во время несения службы, и вопреки интересам учреждения, в штате которого состоит преступник.
  2. Последствия всегда нарушают права граждан, властей, организаций, общественности, государства.
  3. Причина – всегда должна присутствовать между действиями ответчика и теми последствиями, к которым они неизбежно влекут.

Проявляться нарушения закона могут в форме следующих преступлений (представлено в качестве примеров):

  • сокрытие иного вида преступления (за это также грозит ответственность по УК РФ – злоупотребление полномочиями);
  • соучастие в преступном заговоре, деянии;
  • самоличное обхождение закона стороной в личных целях;
  • применение имущества, являющегося собственностью государства, не в его целевом назначении, какое ему присуще;
  • сокрытие истинных данных, факторов, сведений в налоговой отчетности;
  • способствование разладу в штатной дисциплине, либо финансовой области и прочее.

сокрытие преступления

Следует отметить, что злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ, не всегда регистрируется при наличии личных, корыстных мотивов. Есть случаи, когда человеком такое допускается из иных побуждений. Например, ему кто-то угрожал, либо принудил его. В этом случае такие обстоятельства будут учтены как смягчающие вину преступника.

К квалифицирующему составу преступности среди должностных лиц относят те случаи, когда виновниками являются лица, имеющие конкретную профессиональную подготовку для несения своей службы в государственном учреждении. При этом превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ будет фиксироваться только в случае, если лицо несло государственную службу во время совершения преступления.

Сюда же относятся ситуации, когда виновником оказался глава структуры власти. Все толкования законов с комментариями ст. 285 УК РФ, указывают на то, таким лицам наказание ужесточается в разы, чем обыкновенным бухгалтерам или иным негосударственным чиновникам. Те же комментарии к статье № 285 УК РФ раскрывают суть воздействия наказания при нарушениях, повлекших за собой тяжкие последствия.

Читайте также:  Статья 205.1. Содействие террористической деятельности

Тяжкими могут быть следующие последствия, когда допущено злоупотребление должностными полномочиями:

  • смерть потерпевшего;
  • финансовый крах потерпевшей стороны (в том числе и предприятия);
  • ущерб крупных размеров, причиненный местному бюджету (сюда же входит и обман налоговой инстанции);
  • лишение прав граждан, обществ, организаций и др.

Обусловленность злоупотребления полномочиями должна быть всегда замечена при наличии корыстных побуждений, вовлечением ожидания личных выгод и тому подобное. При этом необходимости совершать преступление не было. Она может возникать лишь в том случае, когда преступление допущено с целью нейтрализовать другое, более страшное правонарушение.

Присвоение полномочий другого лица

Другим видом должностного преступления выступает присвоение каких-либо полномочий, которые на самом деле принадлежат другому служащему. На основании такого действия совершаются гражданином операции, противоречащие законодательству. Это непременно приводит к тому, что нарушаются права или интересы граждан, всего общества или каких-либо компаний.

Некоторые лица могут присваивать себе звания или власть других должностных лиц, на основании чего совершают опасные действия. Они являются преступными, поэтому перечисляются в ст. 30 УК. Они нарушают интересы всего государства, а также службы.

Присвоение полномочий, принадлежащих другому лицу, может выражаться в разных действиях:

  • объявление себя другим служащим;
  • применение подложной документации;
  • использование специализированной форменной одежды.

На основании вышеуказанных действий совершается должностное преступление. В этом случае человек пользуется разными полномочиями и возможностями, которыми на самом деле он не наделен. Например, он может принимать посетителей или выносить решения по разным делам, останавливать автомобили граждан или пользоваться другими способами для собственной наживы. Такие действия являются, согласно 288 ст. УК РФ, должностным преступлением.

Уголовная ответственность применяется при наличии доказательств вины конкретного человека. Гражданин должен осознавать, что он специально воспользоваться специальными полномочиями, которые имеются у другого служащего, чтобы совершить неправомерные действия.

уголовная ответственность за должностные преступления

Подробности примечаний

Если наказание выбирается из пунктов статьи, то определение конкретных лиц, кто является кандидатом в ответчики – из примечаний. Например, судьи смотрят дело, сопоставляют степень виновности с уровнем наказания из ст. 285 ч. 1. Но подходит ли личность под определение фигуранта в преступности – определяется по одному из 4-х действующих пунктов примечания. Пятый пункт на сегодняшний день не функционирует, не раскрыт потому, что утратил силу.

Примечание раскрывают следующие понятия, которые легче представить по частям.

Первый пункт – должностными лицами, подходящими под определение для настоящей уголовной статьи, следует признавать:

  • представители власти;
  • сотрудник, который действует в организационно-распорядительных рамках;
  • подчиненный, осуществляющий административно-хозяйственный вид деятельности на базе госучреждения;
  • работники государственных, муниципальных, унитарных организаций, компаний, корпораций;
  • служащие в органах местного самоуправления;
  • кадровые лица, состоящие на службе в акционерных обществах, где больший контрольный пакет акций является собственностью РФ;
  • военнослужащие;
  • все вышеописанные кандидаты, выполняющие свои обязанности временно, постоянно, или по специальному поручению.

военнослужащие

Для любого из случаев судебной практики крайне важно, чтобы состав преступления полностью соответствовал определениям в ст. 285 УК РФ, всех его пунктов.

Второй пункт – государственными должностными лицами являются те, которые устанавливаются:

Читайте также:  Какое наказание предусмотрено за незаконную добычу золота?

  • Конституцией России;
  • законами конституционными на федеральном уровне;
  • федеральными правовыми актами.

Третий пункт – под субъектными госслужащими для России принято понимать в правовом поле те должности, которые определены:

  • конституционными нормативами;
  • уставами субъектов РФ.

Четвертый пункт – основной целью должностных лиц, в том числе и государственных служащих, является осуществление труда во благо компании, учреждения, либо страны. Если государственные интересы действиями полномочного лица будут ущемлены, то такое лицо будет отвечать по уголовной статье. В частности, за установление, определение наказания отвечает Уголовный Кодекс, статья 285. Но при надобности могут подключаться и другие статьи УК РФ. К примеру, 201 (по профильному преступлению, осуществленному при исполнении должностных обязанностей). Либо – 286, где речь ведется не о злоупотреблении, а превышении полномочий должностным лицом.

Разница между понятиями следующая:

  1. Злоупотребление – наблюдается фактор корыстной мотивации, где присутствует нарушение законодательства Российской Федерации, как незаконное обогащение (статья 285 УК РФ).
  2. Превышение – выходящие за рамки должностных инструкций действия служащего (статья 286 УК РФ).
  3. Использование служебного положения – действия, совершенные без необходимости или при отсутствии мотивов, планирования схемы аферы (статья 201 УК РФ).

Получается, что злоупотребление всегда будет нести характер финансового обогащения в личных целях, а не в целях общества, государства. А превышение полномочий не всегда может иметь материальную выгоду. Интересы могут быть здесь правового характера, социально-статусного и прочее.

Превышать полномочия или злоупотреблять их реализацией могут даже с применением насилия, угроз. Это отягощает степень вины в любом случае.

Незаконное участие в бизнесе

Весьма распространенная схема в РФ. Должностное преступление такого рода заключается в том, что должностное лицо открывает фирму, целью которой выступает предпринимательская деятельность. Дополнительно сюда относится ситуация, когда служащей какой-либо муниципальной или государственной организации принимает участие в управлении частной коммерческой компании. Такие действия напрямую запрещаются законодательством. Это обусловлено тем, что субъект должностных преступлений, представленный должностным лицом, за счет своих полномочий и возможностей может пользоваться разными льготами и преимуществами для предприятия. Это приводит к получению значительной и нечестной прибыли.

Должностные преступления – это действия, направленные на получение прибыли. Для этого должностное лицо может открывать компании или участвовать в деятельности уже существующих коммерческих предприятий. Во время расследования такого преступления требуется установить связь между разными действиями, совершаемыми должностным лицом и полученными фирмой льготами или преимуществами. Наиболее часто такие действия связаны с покровительством предприятию.

должностное преступление рф

Специфика мер наказаний

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Москва и МО +7 499 938 62 89

Санкт-Петербург и ЛО +7-812-425-13-17

С точки зрения позиции правовой российской сферы, 285 статья Уголовного Кодекса РФ предлагает не один вид наказания за нарушения законодательных требований должностными лицами. Характер преступлений может быть разным, величина вины – тоже. В каждом отдельном случае могут присутствовать, либо отсутствовать уважительные причины, мотив злостных намерений. Учитывая все это, судебным органом определяется, какое наказание следует подобрать для каждого отдельного случая.

Большая разница, например, причинен вред государству, учреждению, общественности, общественному имуществу, либо одной какой-то личности. Каковые были при этом обстоятельства, при которых совершалось преступление, не находился ли человек-виновник под психологическим давлением, угрозами и пр. То есть обращается внимание на степень виновности, состав преступления, существенный вред, который нанесло злоупотребление полномочиями в должности.

Виды мер ответственности по статье №285:

  • штраф;
  • денежное взыскание из заработной платы ответственного за проступок лица;
  • отстранение от должности;
  • принудительный труд;
  • арест;
  • лишение свободы в колонии, тюрьме.

арест

Штраф назначается как одноразовая выплата преступником в местный бюджет, но не более той величины, что указана в частях закона. Взыскание из заработка (иного вида дохода) будет рассчитываться с учетом определенного периода времени его получения. Но, опять же, за диапазон времени не берется срок, увеличенный больше указанного в пунктах рассматриваемого закона.

Аналогично, лишать прав, занимать конкретную должность, могут лишь на период не дольше, указанного в правовом нормативе. Также и по срокам, назначаемым для ареста, лишения свободы или принудительного труда преступника. Когда установлен вид преступности, по халатности должностного лица, либо иное, уголовная ответственность за должностные преступления, устанавливается из рассматриваемой статьи Уголовного Кодекса.

Размеры наказаний, их пределы по срокам или денежным суммам взысканий, указанные в каждом из пунктов статьи 285 УК РФ, рассмотрим по частям.

Часть первая – наказание за преступление из корыстных побуждений, иное:

  • штраф – не более 80 000;
  • взыскание в размере дохода, заработка за время – не более полугода;
  • запрет на вступление в конкретную должность, занятие деятельностью определенного вида в течение 5 лет;
  • принудительные работы в течение времени – не дольше 4-х лет;
  • арест – от 4-х до 6 месяцев;
  • лишение свободы на период не дольше 4-х лет.

Часть вторая – наказание для госслужащих:

  • штраф – 100-300 тыс. руб.;
  • взыскание в виде заработка, дохода, поступающего на счет виновника за период 1-2 года;
  • принудительный труд – до 5 лет;
  • отстранение от должности – до 3 лет;
  • запрет на занятие конкретным видом деятельности – до 3-х лет;
  • лишение свободы – до 7 лет.

Часть третья – меры ответственности для случаев нарушения закона с тяжкими последствиями:

  • лишение свободы – до 10 лет;
  • запрет на вступление в конкретный вид должности или занятие определенным видом деятельности в течение срока – до 3 лет.

Величина наказаний в такой части, как примечание ст. 285 УК РФ, не указывается. Здесь лишь даются пояснения, кому вменяется тип или размер наказания, в каких случаях и по какому праву.

Ложные показания

Регулируется такое преступление ст. 307 УК. Сюда входят ситуации:

  • дача заведомо ложных показаний по разным делам;
  • неверное экспертное заключение, причем недостоверная информация вносится специалистом намеренно, так как таким способом он может получить определенную выгоду для себя;
  • неправильный перевод с какого-либо иностранного языка.

Наиболее часто такие ситуации возникают, когда при рассмотрении какого-либо дела приходится прибегать к помощи экспертов. Они могут давать заведомо ложные заключения, чтобы обеспечить возможность преступнику уйти от ответственности. Дополнительно сюда входит неправильная оценка разных фактов, что приводит к соответствующим выводам.

Читайте также:  Формы неосторожности в уголовном праве понятие и характеристики

Такие действия специалистов совершаются ими умышленно. Они реализуются людьми, обладающими определенными уникальными знаниями и опытом в разных уникальных сферах, к которым относится медицина, техника или наука. Обычно такие знания требуются при дознании, ведении предварительного следствия или при разбирательствах в суде.

Часто такие преступления совершаются медицинскими экспертами, которые проводят экспертизы на основании постановления суда или других государственных органов. Эксперт должен быть представлен опытным врачом, обладающим соответствующим образованием и специальной подготовкой. Он должен работать штатным судебным медицинским экспертом. Если отсутствует в штате нужный специалист, то допускается привлечение врача подходящей специальности. Он принимает участие в экспертизе на основании имеющегося профиля. Он называется в официальных документах врачом-экспертом.

Эксперт перед проведением экспертизы или при участии в предварительном следствии и на заседании суда, заранее предупреждается, что он наделяется ответственностью за дачу ложных показаний на основании ст. 307 УК.

преступления должностных лиц

Некоторые другие комментарии

Для большей ясности можно привести также еще некоторые понятия, раскрывающие суть проблемы – использование служебного положения в личных целях или иной вид должностных злоупотреблений.

Раскрытие дополнительных понятий:

  1. Использование в корыстных целях своих должностных полномочий – явление, когда действия человека всегда вытекают из служебного долга, его осуществления. Это значит, что должностное преступление совершается в рабочее время, либо вне распорядка рабочего дня, но с применением полномочий, механизмов, инструментов, документов, печатей, личной подписи и прочего.
  2. Должность – неделимая кадровая единица, занимаемая одним физическим лицом, наделяемая конкретными полномочиями – правами осуществлять конкретные операции, действия, принимать решения и др. Для сравнения – простой работник не имеет никаких полномочий отдавать указы, распоряжаться чем-то, кем-то – он просто выполняет свой объем работы.

Необходимо отдельно сказать также и о бездействии обвиняемого. Считается преступление, совершенное лицом, занимающим государственную должность, либо негосударственную, но должностную, квалифицирующимся по уголовной статье даже тогда, когда бездействие привело к плачевным результатам и нарушению законов.

Случаи, когда бездействие считается преступлением:

  • игнорирование собственных полномочий – отказ совершать в их рамках действия;
  • обхождение обязанности совершать служебные действия;
  • уклонение от должностных действий вопреки интересам организации, в которой нарушитель трудится, имея конкретные полномочия.

Ситуация для примера, когда законом в целях защиты интересов общества или государства было пресечено преступление в форме бездействия:

  1. Сотрудник службы ГИБДД принял пакет документов на оформление водительских прав.
  2. В процессе изучения бумаг, было обнаружено, что медсправка содержит информацию о том, что у водителя плохое зрение, и он обязан носить очки.
  3. Автомобилист явился в офис ГИБДД без очков.
  4. Служащий ГАИ проигнорировал этот факт, не проверил, может быть, водитель был в контактных линзах, и выписал водительское удостоверение.
  5. Есть вероятность, что водитель с плохим зрением может часто попадать и провоцировать дорожные столкновения. Он представляет опасность общественности из-за халатности служащего Госавтоинспекции, выдавшего ему водительские права.

ГИБДД

Подобных случаев, где в результате отсутствия заинтересованности в выгодах совершено преступление, и оно повлекло существенное нарушение в общественном порядке – много.

Преступления могут совершаться в любой сфере, бухгалтерской, кадровой, в регистрационных учреждениях специалистами и т.д.

Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям

Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина. Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» — с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» — адвокат по должностным преступлениям.

Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:

  1. Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно. Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства. Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание.
  2. Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния. Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее. А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.
  3. Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».
  4. Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой лицо по сути принуждается к совершению преступления, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.

Какие могут быть исключения

Уже упоминалось о том, когда наказание преступнику-служащему могло бы быть отменено, либо уменьшено. Конечно же, при получении выгоды, или иной личной заинтересованности в преступлении, что совершено и повлекло тяжкие последствия, никакое обстоятельство не сможет отменить назначение судом мер ответственности. Но при иных обстоятельствах, где нет корыстного личного мотива, вполне возможно послабление.

Случаями-исключениями могут быть ситуации, когда:

  1. Обнаруженное деяние не совершено из корыстной или иной мотивации.
  2. Совершенное преступление исключило возможность реализации другого нарушения закона.
  3. Виновник в должностном злоупотреблении предотвратил опасность для жизни, либо порчи государственного имущества.
  4. Угрозы для общества или государства не было, преступник не наказывается.
  5. Ответчик действовал по приказу вышестоящего лица, осуществляя при этом свои служебные обязанности, повлекшие преступление.
  6. Служащий действовал по незнанию.
  7. Первым признаком субъективной стороны было отсутствие превышений степени крайней необходимости.

Любому из этих или иных послаблений должны быть соответствующие подтверждения. Каждое обстоятельство в пользу обвиняемого, служащее как смягчающее его вину, принимается во внимание судебными органами и учитывается при определении меры наказания, либо отмены таковой. Общее правило для всех случаев должностных злоупотреблений – если есть корыстная заинтересованность, тогда наказание будет в любом случае назначено. При этом наказываться могут даже главные представители органов местного самоуправления (пп.2-3 статья 285 УК РФ). Для государственных служащих степени наказаний всегда назначаются выше, чем иным провинившимся перед законом должностным лицам.

Автор: Казаникова Елена Владимировна

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Москва и МО +7 499 938 62 89

Санкт-Петербург и ЛО +7-812-425-13-17

You might like

Квалификация

Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется в случае, когда преступное действие осуществлено лицом, чья профессиональная деятельность напрямую связана с любой государственной структурой и руководительскими обязательствами.

К таким лицам причисляют людей:

  • с постоянными, временными полномочиями действовать как представитель власти;
  • организаторов, распорядителей, администраторов исполкомов, муниципалитетов, госучреждений;
  • исполняющих обязанности в учреждениях, связанных с любыми военными силами РФ;
  • по долгу службы исполняющих назначения государствующих контролирующих органов;
  • президента, министров, депутатов, прочих должностных лиц управляющего аппарата РФ.

Анатолий Сердюков, министр обороны РФ (2007-2012)

28 ноября 2013 г. Главным военным следственным управлением Следственного комитета (СК) РФ в отношении Анатолия Сердюкова было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). По данным следствия, он, являясь министром обороны, поручил построить за счет бюджета министерства автомобильную дорогу от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный. На его территории располагается база отдыха «Житное», которая принадлежала Валерию Пузикову, мужу сестры Сердюкова.

Кроме того, военнослужащих привлекали для благоустройства территории базы отдыха. Свои действия чиновник объяснил тем, что в обмен на помощь в строительстве дороги владельцы базы обещали обеспечить военнослужащих льготными путевками. По версии следствия, в результате действий бывшего министра государству был причинен ущерб на сумму более 56 млн руб. Уголовное дело в отношении Сердюкова было прекращено 14 февраля 2014 г. по амнистии, объявленной в связи с 20-летием Конституции РФ.

Пример из судебной практики

Руководитель организации, занимавшейся обучением водителей, воспользовался служебным положением и не сдал в кассу деньги, полученных на бензин от двух граждан, умевших водить транспортные средства, но не имевших соответствующих удостоверений.

Основанием стало решение обвиненного, что передавшие деньги лица не будут посещать практическую часть занятий.

Суд, учтя отсутствие тяжелых последствий от преступления, постановил запретить обвиненному занимать руководящие, распорядительно-хозяйственные должности.

Планируя решить проблему с помощью взятки, не забывайте, что при выявлении этого факта общественностью или представителями закона, вы можете быть наказаны даже сильнее, чем человек, согласившийся подработать за противозаконное вознаграждение.

Отграничение дачи взятки от смежных составов

Состав преступления – формальный. Обязательно наличие доказательств факта получения лицом вознаграждения.

Разграничение злоупотребления от превышения должностных полномочий

Превышение имеющихся полномочий за счет угроз/применения физического насилия, угроз оружием, ограничения свободы действий потерпевшей стороны.

Отличие халатности от злоупотребления должностными полномочиями

Недобросовестное, небрежное исполнение возложенных обязанностей.

Отграничение корыстного злоупотребления должностными полномочиями от хищения

Определяется после выяснения размеров нанесенного ущерба.

Отграничение взяточничества от злоупотребления должностными полномочиями

Формальный состав преступления.

Валентин Ковалев, министр юстиции РФ (1995-1997)

3 февраля 1999 г. арестован бывший министр юстиции Валентин Ковалев. Следственный комитет при МВД РФ предъявил ему обвинения по ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата в крупном размере») и ст. 290 («Получение взятки»). По данным следствия, чиновник неоднократно получал взятки в крупном размере как деньгами, так и квартирами и земельными участками. Кроме того, из созданного Ковалевым в 1994 г. «Фонда общественной защиты гражданских прав» было похищено 1,29 млрд руб.

Своей вины чиновник не признал. 3 октября 2001 г. суд приговорил экс-министра к 9 годам лишения свободы условно с испытательным сроком пять лет. Суд также постановил лишить Ковалева званий заслуженного юриста РФ и государственного советника юстиции. Изъятые у него квартиры, земельные участки и 40 тыс. долларов были обращены в доход государства.

Криминалистическая характеристика

Мотив:

  • корыстные побуждения;
  • личная заинтересованность.

Способы совершения:

Читайте также:  Незаконное помещение лица в психиатрический стационар

  • подделка документации с помощью внесения сведений, несоответствующих действительности;
  • сокрытие проступков/преступлений других лиц;
  • незаконные приказы;
  • нецелевое расходование средств;
  • переделка уже имеющихся официальных бумаг, за счет физического воздействия на носитель информации;
  • безосновательное применение оружия лицом при исполнении;
  • применение физической силы к подчиненным.

Типичные обстоятельства, способствующие должностным нарушениям:

  • содействие набору низкоквалифицированных кадров;
  • нарушение регламента транспортировки, документов, ресурсов, продуктов;
  • недостаточно качественная работа ревизионных представителей;
  • коррумпированность управленческого аппарата на разных уровнях.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика