Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 287 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, являющимся совместителями.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи только по основному месту работы предоставляются гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Читайте также:  Что в интернете запрещено законом. Штрафы. Ответственность

В данном случае имеются в виду именно те гарантии и компенсации, которые установлены работникам:

— в связи с совмещением ими работы с получением образования (см. коммент. к ст. ст. 173 — 176);

— в связи с негативным воздействием на них природно-климатических факторов.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по совмещаемой работе не предоставляются, в частности: гарантии медицинского обслуживания; компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; компенсации расходов, связанных с переездом (см. коммент. к ст. ст. 323, 325, 326).

3. Что касается других гарантий и компенсаций, в т.ч. предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, то они предоставляются работающим по совместительству наравне с другими работниками, т.е. в полном объеме.

В частности, при увольнении совместителей в связи с ликвидацией организации либо сокращением в ней численности или штата работников им выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка. Вместе с тем следует иметь в виду, что за совместителями, увольняемыми по указанным основаниям, среднемесячный заработок на период трудоустройства не сохраняется, т.к., имея основное место работы, они в трудоустройстве не нуждаются (см. коммент. к ст. 178).

Комментарий к статье 287

1. Комментируемая статья является новой нормой российского уголовного законодательства. Она основана на Конституции РФ, определяющей полномочия Федерального Собрания и его двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, а также на Регламентах этих палат. В Регламенте и Государственной Думы, и Совета Федерации регулируются не только полномочия и порядок работы этих палат, комитетов и комиссий, но и отношения этих палат с другими государственными органами и иными организациями. В частности, в обоих Регламентах предусмотрено право Совета Федерации и Государственной Думы на получение необходимой информации от других государственных органов и организаций.

2. Счетная палата — специализированный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в контроле за исполнением федерального бюджета и других финансовых законов. Председатель Счетной палаты и половина состава ее аудиторов назначаются на должности и освобождаются от должностей Государственной Думой (п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), а заместитель Председателя Счетной палаты и вторая половина состава ее аудиторов назначаются на должности и освобождаются от должностей Советом федерации (п. «и» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Компетенция Счетной палаты определяется Федеральным законом «О Счетной палате РФ» (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 167). В компетенцию Счетной палаты входит и ее право на получение необходимой информации от государственных органов и организаций.

3. Предметом этого преступления является информация, т. е. документы и материалы, которые могут запрашиваться органами, указанными в пп. 1 и 2 настоящего комментария. Характер таких материалов может быть различным. Так, Счетная палата может запрашивать документы, необходимые для проверки правильности расходования бюджетных средств в соответствующих организациях.

4. Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Под неправомерным отказом в предоставлении информации следует понимать прямой отказ соответствующего лица дать необходимую информацию, если такой отказ заявлен без каких-либо законных оснований. Под уклонением от дачи информации следует понимать непредоставление информации указанным выше органам под различными благовидными предлогами, как-то: материал еще не готов, материл еще не подписан и т. д. Предоставлением заведомо ложной или заведомо неполной информации следует считать тот случай, когда документы и материалы хотя и представляются, но они не соответствуют действительности полностью или в какой-либо части.

Преступление является оконченным с момента совершения указанных действий. Для ответственности по ч. 1 настоящей статьи наступления каких-либо последствий не требуется.

5. Все действия, предусмотренные комментируемой статьей, могут быть совершены только умышленно, когда соответствующее должностное лицо знает, что оно обязано сообщить необходимую информацию указанным в пп. 1 и 2 органам, и не желает ее сообщать либо сообщает заведомо искаженную информацию. Мотив совершения этих действий не имеет значения для квалификации. Такими мотивами могут быть желание скрыть неблагоприятное положение дел в соответствующем учреждении или организации, а также карьеризм и иные побуждения.

6. Субъектом преступления являются те должностные лица, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации. Понятие должностного лица см. в пп. 3, 4, 13 — 19 комментария к ст. 285.

7. Квалифицирующим признаком преступления является совершение действий, предусмотренных комментируемой статьей, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации. О понятии таких лиц см. в пп. 21 и 22 комментария к ст. 285.

8. В качестве особо квалифицирующих обстоятельств закон (п. 3 ст. 287) предусматривает три случая. В п. «а» предусмотрена повышенная ответственность за отказ в предоставлении информации, уклонение от ее предоставления или предоставление заведомо ложной информации, если это было сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами. Речь идет о сокрытии как должностных преступлений, так и дисциплинарных проступков, допущенных должностными лицами государственных органов. Хотя в законе употреблено множественное число, но такое сокрытие может касаться правонарушений как нескольких, так и одного должностного лица органа государственной власти, включая лиц, занимающих соответствующие должности в Вооруженных Силах или иных воинских формированиях РФ.

Читайте также:  Спорные вопросы квалификации незаконной добычи полезных ископаемых и их разрешение в судебной практике (Багмет А.М., Иванов А.Л.)

В п. «б» предусмотрена повышенная уголовная ответственность за совершение действий (бездействия), предусмотренных ч. 1 или 2, группой лиц, заранее договорившихся об отказе в предоставлении соответствующей информации или о предоставлении ложной информации, либо за совершение таких действий организованной группой (см. комментарий к ст. 35).

Наступление тяжких последствий, предусмотренное в п. «в» ч. 3 комментируемой статьи, может иметь место, например, в том случае, когда вследствие неоднократного предоставления заведомо ложной информации были существенно искажены данные об исполнении государственного бюджета Российской Федерации за определенный период.

Научно-практический комментарий:

1 Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы (ст. ст. 94 и 95 Конституции РФ). 2. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему (Федеральный закон от 11.01.95 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» <1>). ——————————— <1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. 3. Объективная сторона преступления может быть выражена одним из следующих действий (бездействием): 1) неправомерный (т.е. не основанный на законе) отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате РФ; 2) неправомерное уклонение от предоставления информации тем же органам; 3) предоставление им же заведомо неполной или заведомо ложной информации. Информация в виде документов и любых иных материалов может передаваться Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате периодически, в силу установленного порядка либо по разовым требованиям парламента, его комитетов, подкомитетов, комиссий, а также Счетной палаты и ее аудиторов. Представляется, что случаи отказа, уклонения, предоставления неполной или ложной информации в ответ на запрос не указанного в статье государственного органа, а конкретного депутата не подпадают под действие ст. 287. Отказ предоставить информацию — это ясно выраженное заявление должностного лица о том, что он не предоставит соответствующую информацию. При уклонении от предоставления необходимой информации должностное лицо, открыто не заявляя о своем нежелании, тем не менее информацию не предоставляет подчас под каким-нибудь надуманным предлогом. В неполной информации сообщаются не все сведения и данные, которые должны были бы входить в эту информацию по интересующему Федеральное Собрание или Счетную палату вопросу. В ложной информации искажается истинное положение дел. Преступление окончено с момента выполнения соответствующего действия или неисполнения существующего положения (требования) о предоставлении информации, независимо от того, повлекло ли это какие-либо вредные последствия. 4. Субъектом преступления является должностное лицо, обязанное предоставить информацию Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате по их требованиям, запросам или иным основаниям. Все другие, в том числе и должностные, лица могут рассматриваться как соучастники преступления. 5. Преступление совершается с прямым умыслом. Предоставление ложной или неполной информации в результате допущенной ошибки, невнимательности и т.п. может в соответствующих случаях повлечь ответственность за халатность (ст. 293 УК). Мотивы подобного поведения могут быть различными и на квалификацию содеянного влияния не оказывают. 6. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, см. комментарий к ст. 285. 7. В пункте «а» ч. 3 ст. 287 УК предусмотрены случаи, когда должностное лицо, обязанное предоставлять информацию (документы, материалы) Совету Федерации, Государственной Думе, Счетной палате, сознательно отказывается или уклоняется от предоставления информации либо предоставляет заведомо неполную или ложную информацию, в результате чего скрываются правонарушения, совершенные должностными лицами органов государственной власти. Нужно подчеркнуть, что здесь закон говорит о сокрытии правонарушений должностных лиц только лишь органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) федеральной и субъектов Федерации, но не органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Должностное лицо, совершая данное деяние, может скрывать правонарушение, допущенное как им самим, так и другими должностными лицами органов государственной власти. 8. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, и организованной группы см. комментарий к ст. 35. 9. Закон не раскрывает содержания понятия тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 287), обязывая правоприменителя обосновать подобную оценку наступивших последствий. При этом необходимо установить, что последствия причинно связаны с неправомерным отказом или уклонением от предоставления либо предоставлением неполной или ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе, Счетной палате. Вина по отношению к тяжким последствиям может быть как умышленной (прямой или косвенный умысел), так и неосторожной (легкомыслие или небрежность). При наличии неосторожной вины по отношению к тяжким последствиям можно говорить о преступлении, совершенном с двумя формами вины (см. комментарий к ст. 27).

Другой комментарий к статье 287 ТК РФ

§ 1. Изменения затронули ч. 2 ст. 287. Уточнен круг актов, которыми могут устанавливаться гарантии и компенсации совместителям. В них включены: трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты. Слово «организации» исключено.

§ 2. Предусмотренные законодательством, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами гарантии и компенсации, как правило, предоставляются и совместителям (см., например, ст. 164 — 172 ТК).

§ 3. Прекращение трудовых отношений с совместителем не дает ему права на гарантии, предусмотренные для высвобождаемых работников, нуждающихся в трудоустройстве (см. ч. 1 и 2 ст. 178 ТК) в связи с тем, что у работника сохраняются трудовые отношения по основному месту работы.

Судебная практика по статье 287 УК РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2019 N 2376-О
Оспариваемые заявителем положения регулируют основания применения и виды принудительных мер медицинского характера, случаи, в которых назначается принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, вопросы продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера (статьи , , 101 и 102 УК Российской Федерации и статья 445 УПК Российской Федерации), вопросы признания гражданина недееспособным и порядок рассмотрения заявления о признании недееспособным (статья 29 ГК Российской Федерации и статья 284 ГПК Российской Федерации), закрепляют судебный порядок рассмотрения жалоб и категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (статьи 125 и 447 УПК Российской Федерации), конкретизируют гарантии неприкосновенности судей (статья 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»), определяют обязанности эксперта (статья 16 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), а также устанавливают уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (статья 287 УК Российской Федерации).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика