Статья 177. Порядок производства осмотра. 1. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 170 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 178 УПК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особенности осмотра трупа, в том числе обусловленные необходимостью его извлечения из места захоронения (эксгумации). По общему правилу (ч. 1) осмотр трупа должен производиться с участием не только понятых, но и судебно-медицинского эксперта.

2. Под судебно-медицинским экспертом в данном случае понимается лицо, которое имеет высшее медицинское образование и соответствующую специализацию. Однако в ходе осмотра трупа оно будет выступать в процессуальном качестве не эксперта (ст. 57 УПК РФ), а специалиста (ст. 58 Кодекса).

3. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 70 УПК РФ предыдущее участие лица в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не является основанием для его отвода как эксперта. Поэтому в последующем это же лицо может выступать в качестве эксперта, если по уголовному делу будет назначена судебная экспертиза.

4. Иной врач может привлекаться к участию в осмотре трупа лишь в тех случаях, когда обеспечить участие судебно-медицинского эксперта не представляется возможным. Вместе с тем этот врач в последующем в качестве эксперта выступать не может, поскольку судебно-медицинская экспертиза производится исключительно лицами, имеющими соответствующую специализацию (ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Помимо этого, к участию в осмотре трупа может быть привлечен и другой специалист (например, криминалист).

5. В ч. 2 комментируемой статьи установлено правило об обязательном фотографировании и дактилоскопировании трупов. Фотографирование производится таким образом, чтобы были видны особенности трупа (фас, анфас и профиль). При наличии у трупа особых примет они также фотографируются. В обязательном порядке фиксируется пол трупа.

Читайте также:  Факт передачи денег не может подтверждаться свидетельскими показаниями

6. Дактилоскопическая регистрация трупа осуществляется по правилам, установленным Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона все неопознанные трупы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 10 лет (ч. 2 ст. 13 Федерального закона).

Также неопознанные трупы подлежат геномной регистрации, для чего производится изъятие соответствующих образцов.

7. Эксгумация представляет собой извлечение трупа именно из места его официального захоронения. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения в числе прочих их видов являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

8. При согласии родственников покойного постановление об извлечении трупа (эксгумации) составляется следователем. В постановлении фиксируется факт согласия (несогласия) близкого родственника или родственника покойного. При несогласии судебное решение является обязательным, причем возможность эксгумации в режиме «неотложных случаев» законом не установлена.

9. При возражении родственников покойного против эксгумации следователь составляет постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении извлечения трупа (эксгумации). В документе излагается обоснование извлечения трупа из места захоронения, указывается на наличие возражений со стороны близких родственников или родственников покойного. Согласия руководителя следственного органа для производства данного процессуального действия не требуется. Судья принимает решение, руководствуясь правилами ст. 165 УПК РФ.

10. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением, возмещаются родственникам покойного и затем причисляются к процессуальным издержкам (ст. 131 УПК РФ). Если эксгумация и последующее захоронение происходило без привлечения денежных средств близких родственников или родственников покойного, то соответствующие расходы также относятся к процессуальным издержкам и позже подлежат взысканию с осужденного или возмещаются за счет средств государственного бюджета (ст. 132 Кодекса).

11. Осмотр трупа является следственным действием, которое может производиться до возбуждения уголовного дела, в рамках проверки сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Осмотр и его виды. Освидетельствование

Осмотр

заключается в обследовании следователем и иными субъектами уголовного процесса различных объектов для обнаружения следов преступления и выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК).

Осмотр — понятие обобщающее, охватывающее конкретные виды осмотра: места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, трупа.

Все осмотры производятся, как правило, с участием не менее двух понятых, за исключением случаев производства осмотра в труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей (ч. 4 ст. 170 УПК).

Осмотр места происшествия.

Под местом происшествия подразумевается помещение, иной объект или участок местности, где произошло расследуемое событие, либо иное место, принимаемое в начале расследования за место совершения преступления.

Осмотр помещений

как самостоятельное следственное действие проводится лишь в случаях, когда помещение располагается вне места происшествия. Осмотр
жилища
может быть произведен только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Под жилищем подразумевается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но используемое для временного проживания (п. 10 ст. 5 УПК).

Читайте также:  Какой срок давности дела о мошенничестве установлен законодательством

Осмотры предметов и документов

производятся непосредственно в ходе осмотра места происшествия, помещений или участков местности. В качестве отдельных действий они выступают тогда, когда возникает необходимость осмотреть предметы либо документы за пределами того следственного действия, результатом которого явилось их обнаружение или изъятие, а также когда предметы, документы представлены следователю по его требованию или по инициативе граждан,организаций, предприятий, учреждений.

Осмотр трупа

производится следователем на месте его обнаружения, которое может являться местом происшествия. Как самостоятельное следственное действие осмотр трупа может быть произведен, когда до прибытия следователя труп перемещен с места его обнаружения в морг, больницу или в какое-либо иное место.

Труп осматривается с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию.

Освидетельствование

состоит в осмотре тела живого человека с целью обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных имеющих значение для уголовного дела свойств и признаков, если не требуется производство судебно-медицинской экспертизы. Освидетельствованию могут быть подвергнуты обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, а также свидетель с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний (ст. 179 УПК).

О производстве освидетельствования следователь выносит постановление.

1. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 170 настоящего Кодекса.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к статье 177

Читайте также:  Следственный изолятор от А до Я. Распорядок, содержание, условия

1. Участие в осмотре понятых определяется общим назначением этого института в УСП: потребностью удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Исключение из правила об участии понятых при осмотре составляют случаи вынужденного отказа от их приглашения, вызванного двумя названными в законе экстремальными обстоятельствами (труднодоступностью местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также опасностью для жизни и здоровья людей). Отсутствие понятых, как правило, должно компенсироваться подробным фиксированием хода и результатов осмотра посредством технических средств (см. коммент. к ст. 170).

2. В целях создания целостного представления о месте происшествия, помещении или жилище во взаимосвязи всех деталей их обстановки предписывается осмотр следов преступления и обнаруженных предметов производить на месте производства следственного действия, кроме случаев, когда: а) для комплексного осмотра требуется продолжительное время; б) осмотр на месте затруднен. В силу оценочного содержания указанных исключений несоблюдение требований ч. 3 ст. 177 УПК само по себе не влечет признание результатов осмотра недопустимыми для использования в доказывании.

3. Предметы, не осмотренные на месте производства следственного действия, подлежат осмотру в рамках самостоятельного следственного действия, оформляемого отдельным протоколом. Для обеспечения сохранности предметов в неизменном виде закон категорически обязывает упаковать их по правилам криминалистической техники. Упакованные предметы подлежат изъятию, о чем делается отметка в протоколе с кратким описанием как изъятого (в пределах, необходимых для отождествления), так и собственно упаковки. Последующий осмотр предметов должен сопровождаться описанием в протоколе внешних признаков упаковки, включая печать и подписи.

4. Обязательной упаковке подвергаются только неосмотренные предметы. По отношению к остальным изымаемым объектам данное требование не является абсолютным: они упаковываются по возможности. Из закона не вытекает возможность признания осмотренных, но неупакованных вещественных доказательств недопустимыми по причине нарушения порядка обращения с ними.

5. Осмотр как следственное действие предполагает изъятие не только следов преступления в узком значении этого слова (следы рук, обуви), но и любых иных вещественных объектов. Однако непременным условием изъятия предметов (в первую очередь ценных) является их очевидная или в высокой степени вероятная относимость к делу.

6. Осмотр должен быть организован таким образом, чтобы понятые присутствовали при обнаружении следов преступления и иных значимых для дела объектов, непосредственно наблюдали обследуемую обстановку. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть обязательно предъявлено понятым и другим участникам следственного действия. По сложившемуся обыкновению понятые зачастую допрашиваются органами расследования и судами в качестве свидетелей в целях оценки достоверности и допустимости результатов осмотра.

7. О понятии жилища как объекта осмотра см. п. 10 ст. 5 УПК.

8. Согласие проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра испрашивается во всех случаях независимо от целей следственного действия, в том числе при наличии явных признаков совершенного в нем преступления. Нужно помнить, что норма Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (в ред. от 31.03.1999) <*> (п. 18 ст. 11), предоставляющая милиции право входить беспрепятственно в жилые помещения и «осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление», регулирует не уголовно-процессуальные отношения, а преследует другие цели. Правомерное вхождение в жилище для иных целей не снимает со следователя (дознавателя) обязанность испросить согласие на его осмотр в уголовно-процессуальном порядке.

———————————

<*> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1666.

9. Под проживающими в жилище лицами следует понимать его владельцев, основных квартиросъемщиков, зарегистрированных в нем (постоянно или временно) совершеннолетних лиц. Полагаем, что юридическое значение будет иметь также согласие на осмотр, исходящее от совершеннолетних родственников указанных лиц, которые фактически проживают в жилище или по сложившемуся укладу имеют в него доступ.

10. Порядок получения судебного решения на осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также вхождение в него в исключительных случаях по постановлению следователя предусмотрен ст. 12, ч. 2 ст. 164, ст. 165 УПК.

11. При вхождении в жилище следователь обязан объявить присутствующим, какое следственное действие будет производиться и его цель. Если осмотр проводится на основании судебного решения или по постановлению следователя, они объявляются владельцу или иному проживающему в жилище лицу под роспись.

12. Закон не запрещает производство осмотра жилища в отсутствие проживающих в нем лиц. При этом в нем также не содержится требование приглашения посторонних, кроме понятых граждан.

13. Наличие оснований для производства осмотра места происшествия в жилище позволяет осуществить вхождение в него принудительно, в том числе с применением физической силы и вскрытием запертых дверей. В таких случаях целесообразно приглашение представителей жилищно-эксплуатационной организации. Вскрытие иных хранилищ в осматриваемом жилище в рамках процедуры осмотра не допускается.

14. Решение следователя об осмотре помещения организации обязательно для администрации или ее представителя. Осмотр производится, как правило, в их присутствии, в противном случае делается отметка в протоколе.

15. Общие правила производства следственных действий, применимые к осмотру, изложены в ст. 164 УПК.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика