Нарушение избирательных прав граждан и ответственность за него по УК РФ и КоАП РФ

Нарушение избирательных прав граждан
Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Основные понятия

Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.
Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.

Читайте также:  Какова ответственность за незаконную охоту, и в чем состоят ключевые признаки преступления?

Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:

  • Уголовный (статья 141);
  • об административных правонарушениях (5-я глава).

Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:

  • с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
  • с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.

Для сведения: тонкости участия в референдуме описаны в законе № 67-ФЗ от 12.06.02.
Защита избирательной привилегии в правовом поле осуществляется по такой логике:

  1. Критерии для выдвижения в кандидаты описываются в соответствующих нормативных актах, также как и правила проведения референдумов.
  2. Каждый желающий может стать кандидатом или проголосовать за понравившегося претендента (партию).
  3. Право на то и другое охраняется законом: уголовная ответственность за его нарушение наступает в рамках 141-го параграфа УК;
  4. административная — по одной из статей пятой главы КоАП.

Подсказка: заявления о нарушении избирательного законодательства следует направлять в правоохранительные органы.

Состав и особенности

Деяние, связанное с препятствием по реализации данных прав и свобод, в соответствии с действующим законодательством является уголовно наказуемым, о чём говорит статья 141 Уголовного кодекса РФ. Стоит отметить, что не все формы подобного нарушения рассматриваются только в рамках Уголовного кодекса. В КоАП РФ предусмотрена глава 5 со статьями от 5.1 до 5.25, которые более подробно будут рассмотрены ниже.

Итак, положения статьи 141 УК РФ определяют преступления в виде воспрепятствования осуществления избирательных прав или работе избирательных комиссий и заключаются в следующем:

  1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Исходя из части 1, объективной стороной состава преступления является выполнение одного или нескольких действий:

  • учинение препятствий, не позволяющих гражданам реализовать свои права на участие в выборах или референдуме;
  • нарушение тайны голосования, т. е. обнародование сделанного выбора;
  • учинение работе комиссии препятствий, мешающих их штатной работе и не позволяющие осуществлять свои обязанности.

Нарушения на выборах

Состав преступления формальный, считается выполненным с момента фактического нарушения этих законных норм.

  1. Те же деяния:
      соединённые с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
  2. совершённые лицом с использованием своего служебного положения;
  3. совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В части 2 присутствует уже 3 дополнительных отягчающих обстоятельства, применение которых наиболее распространено перед непосредственными выборами.

Наглядно продемонстрировать их можно на следующих примерах:

Пример 1. Гражданке «А» поступило СМС сообщение от её знакомой «Б» с предложением заработать «лёгкие деньги». Суть работы заключалась в поиске дееспособных, но малообеспеченных граждан с целью подтолкнуть их к голосованию за нужного кандидата путём выдачи материальной компенсации в размере 2000 рублей. На случай, если кто-то откажется от добровольного голосования, ей в помощь предоставляется несколько мужчин с довольно устрашающей внешностью, которые должны были обеспечить положительный исход путём причинения небольших телесных повреждений. Это и произошло с гражданином «В», к которому на улице подошла гражданка «А» в сопровождении охраны и предложила подзаработать 2000 рублей буквально за 5 минут. После отказа «В» от принятия денежных средств в «игру» вступили вышеупомянутые «молодцы» и нанесли ему несколько ударов кулаками, что заставило «В» уступить и согласиться на выдвинутые ими требования, но уже бесплатно.

Ситуация из данного примера будет квалифицирована сразу по нескольким пунктам — это п. «а» и п. «в». Подобные ситуации можно встретить в каждом городе, но обычно они проявляются в более мягкой форме и выглядят примерно так: «сделай правильный выбор и получи вознаграждение», что не отменяет наступления уголовной ответственности, так как подлежит квалификации в качестве подкупа.

Ограничение путем подкупа

Читайте также:  Какое наказание предусмотрено за незаконную добычу золота?

Пример 2. Гражданин «Г» работал в государственном учреждении. Непосредственно перед выборами его и других сотрудников вызвали на внеплановое рабочее собрание. В ходе этого мероприятия их непосредственным руководителем была поставлена задача в виде обязательного голосования за определённого кандидата, а подтвердить действительность своего выбора они должны были, сделав фото бюллетеня. Так же работников сразу уведомили, что тех, кто сделает «неправильный выбор», ждут увольнение и штрафные санкции. В завершение собрания каждый присутствующий должен был поставить подпись в приказе, изданном руководящим звеном, о том, что они согласны с данными требованиями и ознакомлены с возможными последствиями их нарушения.

Данный пример наглядно демонстрирует открытую форму совершения рассматриваемого преступления по п. «б» ч. 2 статьи 141 УК РФ, но обычно, и это ни для кого не секрет, подобное давление оказывается негласно и в форме рекомендаций, но с неким намёком на возможные санкции в случаи их неисполнения.

  1. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума её полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на её решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчёта голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на срок до четырёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо без такового.

Необходимо понимать, что «львиная доля» махинаций с бюллетенями происходит непосредственно при их подсчёте, а так как в большинстве субъектов РФ и сами бюллетени, и избирательные урны вскрываются и рассматриваются человеком, а не электронной системой подсчёта, то подобные махинации, даже с учётом работы наблюдателей, случаются сплошь и рядом.

Махинации с бюллетенями

И на основе этого в части 3 имеется обязательный субъективный признак в виде непосредственного влияния на решение комиссии.

Например, гражданка «Д» работала учителем русского языка в одной небольшой сельской школе. Данное учебное заведение было выбрано в качестве избирательного пункта для выборов главы в администрацию органа местного самоуправления. Гражданка «Д» согласилась принять непосредственное участие в выборах и стала одним из членов комиссии. День прошёл спокойно и без нареканий со стороны наблюдателей. Но при подсчёте голосов членов комиссии собрал директор учебного заведения и уведомил, что «сверху» пришло распоряжение, что на их участке должен выиграть кандидат под номером «3», и члены комиссии, осуществляющие подсчёт голосов, должны при необходимости этому посодействовать, в ином случае последствия для школы в целом будут плачевными.

Здесь стоит добавить, что гражданка «Д» также подвергнется уголовной ответственности, так как подобные действия для неё не создали ситуацию крайней необходимости и не мешали обратиться в правоохранительные органы. Необходимо понимать, что большинство действий, направленных на подтасовку результатов выборов или применение насилия или угрозы его применения к человеку влекут за собой дополнительную квалификацию и совокупность преступлений.

Если, к примеру, в ситуации, приведённой выше, происходит подлог (фальсификация) бюллетеней, то вместе с квалификацией по ч. 3 ст. 141 УК РФ подлежит и 142 УК РФ. А в случае с применением насилия статья, соответствующая конечному причинённому вреду (легкий, средний, тяжкий). А ответственность за нарушение избирательных прав граждан, исходя из вышеприведённых положений статьи 141 УК РФ, выглядят в форме лишения свободы сроком до 5-ти лет. Но на основе существующей судебной практики большее применение получили штраф и обязательные работы.

Обжалование нарушений

Не все избиратели понимают сложность организации плебисцитов. В работе по реализации гражданской привилегии принимают участие практически все госорганы. Правила и нормы их деятельности указываются в соответствующих нормативных актах о выборах. К примеру, в закон № 121-ФЗ от 24.06.1999 включена 12-я глава. Ее статьи (90-93) описывают порядок подачи жалоб на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной Думы.
Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.

Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.

Жалобы и обращения о нарушениях направляются в разные инстанции. Большая часть адресуется в соответствующую избирательную комиссию (ИК). Например, если голосование на участке началось (закончилось) в неположенное время, то следует проинформировать территориальную ИК. Кроме того, люди могут писать напрямую в прокуратуру. Данная правоохранительная структура обязана незамедлительно отреагировать на сигнал и устранить нарушение.

Скачать для просмотра и печати:

КоАп от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

Читайте также:  Отмена условного осуждения или продление испытательного срока

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

Статья 141 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 32 Конституции РФ

Можно ли обойтись без суда

Иногда спор реально решить на месте: в момент подготовки, проведения или непосредственно после выборов. Для этого нужно обратиться к председателю избирательной комиссии на месте, объяснить ситуацию и попытаться разрешить ее в тот же момент, если это возможно.

Любой адекватный председатель не захочет, чтобы жалоба пошла дальше и стала достоянием огромного количества людей. Это – удар по репутации, поэтому конфликт всегда стараются решать здесь же, подключая все имеющиеся ресурсы.

В первую очередь, проверяется законность требований. Если гражданин не уверен в своей правоте, а нормы права, на которую он ссылается вообще не существует, то и оснований для конфликта нет.

Некоторые политические партии специально нанимают людей, провоцирующих членов комиссии на открытые конфликты. Это делается с целью нанесения вреда всему процессу. Подобное считается преступлением и наказывается в соответствии со статьей 141 УК России.

Виды нарушений

Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:

  • подсчета голосов;
  • предоставления информации;
  • транспортировки бюллетеней;
  • оглашения результатов и другое.

Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.

Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:

  • не предоставление информации в положенные сроки;
  • отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
  • неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
  • участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
  • непредоставление помещений для встречи с избирателями;
  • подкуп избирателей.

Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:

  • прокуратуры;
  • представителей конкурирующей политической силы;
  • гражданского общества.

Что писать в жалобе

В обращении по поводу несоблюдения порядка проведения плебисцита нужно указать следующее:

  • адресата (можно посоветоваться в прокуратуре);
  • индивидуальную информацию о заявителе;
  • вид нарушения, с указанием норм законодательства;
  • точные данные о событии: место происшествия;
  • дату;
  • время;
  • персональные данные нарушителя;
  • дату и подпись.
  • Скачать для просмотра и печати:
    Образец заявления в ИК

    Образец жалобы в прокуратуру

    Порядок обжалования действий ИК

    Право на подачу жалобы дано не только избирателям, но и кандидатам в депутаты и партиям. Таковые, как правило, усматривают нарушение своих прав в решениях ИК. Вмешиваться в деятельности последних может только суд. Следовательно, обжаловать решение обиженный кандидат или партия обязаны в судебной инстанции.

    Подсказка: уровень суда определяется местом конкретной ИК в структуре организации плебисцита. На решение районной комиссии заявление подается в районный суд и так далее.

    Статья 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»)

    Как уже было ранее анонсировано, данная статья устанавливает ответственность за оказание неправомерного влияния на итоги голосования. Как и в части 1 статьи 142 УК РФ, субъект преступления здесь специальный, а состав преступления формальный и считается оконченным с фактического выполнения одного или нескольких из следующих условий:

    • включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

    Ситуация как раз из примера про гражданина «А» в первом приведённом случае.

    • представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;

    Это так называемые «мёртвые души», то есть в окончательный протокол вносятся данные о несуществующих лицах или лицо, которое фактически не появлялось на избирательном участке. Двойная отметка в окончательном протоколе на разных участках – достаточно обыденная, к сожалению, ситуация.

    • заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;

    Аналогично вышеупомянутым «мёртвым душам», плюс стоит сюда добавить внесение в список лиц, не достигших совершеннолетия, которые по закону ещё не могут участвовать в голосовании.

    Как происходит фальсификация

    • фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума;

    Как наверняка многим известно, при посещении избирательного участка необходимо предоставить паспорт и расписаться в ведомости, а вышеописанное действие относится к подделке подписи в данных ведомостях.

    • замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;

    Проявляется, например, в изъятии бюллетеней из урны и замены их на поддельные.

    • порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума;

    То есть это может быть умышленное проставление нескольких галочек при подсчёте голосов, что не позволяет определить сделанный гражданином выбор.

    • незаконное уничтожение бюллетеней;
    • заведомо неправильный подсчёт голосов избирателей, участников референдума;
    • подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчёта голосов или установления итогов голосования;

    К примеру, когда умышлено председателем комиссии заполняется окончательный протокол по факту подсчёта голосов, но при этом имеются ещё не учтённые бюллетени.

    • заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;
    • незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения;
    • либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

    Предусмотренное наказание аналогично части 3 статьи 142 УК РФ, за исключением отсутствия ограничений по занимаемой должности или роду деятельности.

    Читайте также:  Какими способами можно отправить письмо в СИЗО заключенному

    Об административной ответственности

    Каждый сигнал о допущенном нарушении закона проходит проверку. По ее результатам суд принимает решение. Наказание зависит от вида правонарушения. В КоАП за таковые деяния предусмотрены штрафные санкции. К примеру, работодателя за отказ оформить отпуск для участия в выборах оштрафуют на сумму от полутора до двух тысяч рублей.

    1. Если человек решит уничтожить агитационные материалы, то придется отдать в казну от 500 до 1000 руб.
    2. За подкуп избирателей ответственность серьезнее: гражданам назначается штраф в размере 20 — 25 тыс. руб.;
    3. должностным лицам — до пятисот тысяч рублей.

    Подсказка: наказание в рамках КоАП применяет только суд.

    Порядок решения избирательных споров

    Любые избирательные споры, касающиеся выборов, должны разрешаться максимально оперативно, чтобы дальнейшая работа избирательной комиссии продолжалась в нормальном темпе. Разрешить конфликт предлагается в административном либо судебном порядках. Третьего просто не дано. Если избирательный спор разрешается сам собой или заявитель ошибся в собственных утверждениях, спор просто снимается, фактически устраняется, соответственно, решать его уже не нужно.

    Как происходит оформление спора? Инструкция выглядит так:

    • гражданин замечает нарушение и сообщает о нем в избирательную комиссию;
    • если спор не устранен на месте, то происходит его оформление в надлежащем порядке;
    • для этого гражданин не просто составляет заявление, но и прикладывает к нему возможные имеющиеся доказательства – бланки, фотографии, видеозаписи;
    • дело передается в зависимости от вида спора в муниципальную, региональную или федеральную избирательную комиссию;
    • если на местном уровне, например, решить проблему не удалось, ее передают дальше – региону и Федерации;
    • если спор остается неустраненным, нужно обращаться в судебную инстанцию по месту проживания.

    Почему нельзя проходить мимо или игнорировать нарушение? Потому что проблема не просто останется, а усугубится в дальнейшем. Ее необходимо пресечь на корню, убрать из комиссии безответственных специалистов, например, если они стали виновниками конфликта.

    Уголовная ответственность

    В 141-м параграфе УК предусмотрены такие виды наказаний для нарушителей избирательного законодательства:

    • штрафные санкции величиной до 80 000,0 руб.;
    • обязательные работы до 360 часов;
    • исправительные — до года.

    Подсказка: чиновника, который вмешался в деятельности ИК любого уровня, могут посадить на срок до четырех лет либо оштрафовать на 500 000,0 руб.

    Особенности преступления

    Под действие 141-й статьи УК подпадают деяния следующего состава:

    1. Объект — общественные отношения в сфере конституционных прав людей.
    2. Субъект — дееспособное лицо, достигшее на момент совершения 16-летнего возраста.
    3. Объективная сторона выражается в активных или пассивных действиях, результатом которых является нарушение конституционной привилегии человека.
    4. Субъективная черта характеризуется виновностью, выражающейся в понимании противоправности решения или деяния.

    Подсказка! В 141-м параграфе УК приведены квалифицирующие факторы:

    • обман;
    • подкуп;
    • принуждение;
    • насилие или угроза его применения;
    • совершение:
    • с использованием должностных полномочий;
    • группой, в том числе организованной.

    Правила обращения в суд

    В том случае, если на административном уровне решить конфликтную ситуацию не удалось, то необходимо обращаться в суд. Делает это тот, кто уверен, что его права и свободы были грубо нарушены. Порядок подачи заявления-иска в целом ничем не отличается от другой ситуации:

    • гражданин составляет обращение;
    • происходит оплата государственной пошлины;
    • к заявке прикладываются доказательства, если таковые имеются;
    • далее дело попадает к судье;
    • он изучает все обстоятельства;
    • назначается заседание;
    • происходит слушание;
    • выносится решение.

    Обращение сначала подается в суд общей юрисдикции. Уже после вынесения решения этой инстанции, подается апелляция или кассация в вышестоящие организации.

    Сам истец обязан явиться на судебное заседание или прислать своего представителя. Последнему необходима доверенность, написанная в полном соответствии с требованиями современного законодательства. Это указано в 5 главе Гражданско-процессуального кодекса государства.

    В том случае, если право человека действительно было нарушено, например, кандидату не разрешили участвовать в выборной гонке, хотя он имел на это все основания, свобода подлежит восстановлению. Если отказ был действительно неправомерным, то результаты уже прошедшего голосования вправе даже аннулировать. Тогда назначаются новые выборы с участием кандидата, голосование происходит опять – тогда избирательный процесс станет законным.

    А как быть с тем, кому не дали проголосовать, хотя он имел на это право? Конечно, из-за одного человека результаты не аннулируют, но право гражданина все равно будет восстановлено, ему дадут выразить свое мнение в установленном законом порядке.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Яндекс.Метрика