Ответственность за мелкое хулиганство. Что грозит и какой штраф предусмотрен.

Новая редакция Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Читайте также:  Статья 159.3 УК РФ. Мошенничество с использованием платежных карт

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Основные особенности

В первую очередь, требуется разобраться с самим понятием, что представляет собой мелкое хулиганство? Юридический словарь определяет мелкое хулиганство как правонарушение административного уровня, которое посягает на спокойный и мирный порядок жизни граждан и выражается в игнорировании правил приличия либо благопристойности. Так, данное деяние не рассматривается статьями УК РФ.

Хулиганство

В качестве мелкого хулиганства, с которым можно столкнуться ежедневно, выделяют нецензурную брань, назойливое приставание к прохожим и иные виды покушения на общественный порядок.

Другими особенностями преступления называют:

  • Как правило, преступник в своих действиях выражает явное неуважение к окружающим, пытается всячески это проявить.
  • В большинстве случаев преступником становится лицо от 14 до 25 лет.
  • Нередко преступление является следствием непослушания определенным требованиям закона.
  • Причиной осуществления противозаконных действий достаточно часто становится предварительное употребление алкоголя или наркотических веществ.
  • Если действия, классифицируемые как мелкое хулиганство, были спровоцированы предварительным конфликтом или раздражением со стороны пострадавшего, то факт преступления не будет зафиксирован.

Правоохранительные органы узнают о фактах мелкого хулиганства от лиц, в отношении которых оно было направлено, либо от свидетелей происходящего.

Состав правонарушения

Состав мелкого хулиганства, как и любое другое правонарушение, содержит четыре части: объект и субъект, объективную и субъективную сторону. Все эти элементы обязательны для квалификации проступка. В случае отсутствия какого-либо из указанных параметров деяние не будет считаться правонарушением.

Под объектом понимаются те социальные взаимоотношения, на которые посягает проступок. В данном случае это общественная безопасность и порядок.

Субъект – лицо, совершившее деяние. Субъект мелкого хулиганства должен быть, во-первых, вменяемым, во-вторых, его возраст не может составлять менее 16 лет на момент совершения правонарушения.

Читайте также:  Понуждение к действиям сексуального характера и домогательство – 133 статья УК РФ

Объективная сторона отражает собой противоправные действия, произведенные лицом. Их перечень представлен в самой статье, то есть это демонстративное поведение, нарушающее общественный порядок. При этом норма не перечисляет все эти действия, под мелкое хулиганство могут попасть и другие проступки.

Субъективная сторона деяния заключается в умысле виновного лица, он должен быть прямой. Другими словами, правонарушитель должен осознавать незаконность своих поступков, предвидеть, что они могут за собой повлечь, и желать такого результата. Если человек не хочет наступления последствий, однако сознательно их допускает, то субъективная сторона будет выражаться в косвенном умысле.

Мелкое хулиганство РФ
Мелкий хулиган своими аморальными и циничными действиями стремится унизить другого человека, нанося ему моральный вред. При этом пострадавший не должен являться членом семьи нарушителя или другим человеком, с которым первого связывают неприязненные отношения, то есть они должны быть не знакомы. В ином случае состав административного проступка будет отсутствовать, так как у нарушителя не будет замысла на нарушение общественного порядка.

Состав преступления

С составом такого преступления как мелкое хулиганство можно ознакомиться далее:

  • Объект правонарушения — общественные нарушения, которые складываются при обеспечении порядка в общественных местах.
  • Объективная сторона части первой статьи 20.1 КоАП — явно выраженное неуважение к обществу, которое сопровождается ненормативной лексикой в общественных местах и оскорбительным приставаниям к гражданам.
  • Объективная сторона части второй статьи 20.1 КоАП — те же действия, что и в предыдущем пункте, только сопровождаемые неповиновением требованиям представителей власти или лиц, охраняющих правопорядок. Сопротивлением является активное и очевидное препятствие для исполнения правоохранителями своих обязанностей.
  • Субъект преступления — это гражданин РФ.
  • Субъективная сторона — умышленное правонарушение.

Протокол об административном правонарушении заключает представитель органов внутренних дел.
оригинальный текст статьи 20 КоАП в формате .doc (Word)

Мелкое хулиганство статья 213 УК РФ — какое административное наказание грозит?

Хулиганство, являет собой грубое нарушение признанного общественного порядка, выражающее явное оскорбительное неуважение к обществу, совершаемое:

  • а) с применением какого-либо оружия либо вещей, его заменяющих;
  • б) по причинам политической, идейной, межрасовой, национальной и религиозной нетерпимости или вражды либо по причинам ненависти в адрес определенной социальной группы, —

наказывается денежным штрафом в сумме от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо же в сумме зарплаты или иного источника субъекта за время от двух до трех лет, или обязательным трудом — до двадцати суток, или исправительным трудом — до двух лет, либо принудительным трудом — до пяти лет, или заключением на это же время.

Ответственность за мелкое хулиганство

Статья 20.1 КоАП РФ состоит из двух частей, каждая из которых регулирует разные ситуации и предусматривает определенную ответственность за них: 1. Мелкое хулиганство, выраженное в явном неуважении к окружающим, обществу, сопровождающееся использованием нецензурной и бранной лексики, повреждением или даже уничтожением чужого имущества, предполагает ответственность в виде:

  • штрафа в размере от 500 до 1000 рублей;
  • административного ареста на период не более 15 суток.

Наказание за хулиганство
2. Действия, сопряженные с описанными в первой части, но дополненные также неповиновением требованиям представителя власти и всяческими сопротивлениями ему, караются:

  • штрафом в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • в отдельных случаях — арестом административного характера на срок не более 15 суток.

Статья за мелкое хулиганство может выступать как самостоятельная, так и как дополняющая, например, если определенные неправомерные действия сопровождались мелким хулиганством (это могут быть насильственные действия, грабеж и т.д.).

Примеры из жизни

Приведем два ярких примера мелкого хулиганства из жизни крупного российского города.

  1. Житель малоэтажного дома гражданин Б., проснувшись в состоянии похмельного синдрома, после просьбы жены нехотя взял полиэтиленовый пакет с мусором и пошел во двор. Не дойдя до мусорных ящиков, увидел дворника гражданина Таджикистана Ш., у него на глазах раскрыл пакет и высыпал мусор на тротуар. В ответ на возмущение Ш. оскорбил его по национальному признаку, затем толкнул. Увидевший происходящее в окно своей квартиры 62-летний пенсионер системы МВД гражданин В. строго окрикнул Б., велел прекратить правонарушение и оставаться на месте, после чего по мобильному вызвал участкового инспектора. Поскольку свидетель В. не слышал оскорблений по национальному признаку в адрес Ш., а сам потерпевший, давая показания, о них умолчал, — участковый составил протокол о мелком хулиганстве, предусмотренном 1-й частью ст. 20.1 КоАП, и наложил на гражданина Б. штраф в сумме 500 руб. Если бы сотрудник полиции задокументировал хулиганские действия из побуждений национальной ненависти (вражды), правонарушителю пришлось бы понести не административную ответственность за мелкое хулиганство, а уголовную за хулиганство — на основании пункта «б» 1-й части ст. 213 УК РФ.
  2. Гражданка О. попросила соседа по дачному поселку пенсионера Ф. перевезти с дачи в город мешки с картошкой. На полпути мотор старых «Жигулей» Ф. начал глохнуть. Водитель свернул на площадку в сторону от проезжей части и там выгрузил мешки, после чего О. начала звонить соседям-автовладельцам с просьбой подъехать и довезти до дома. Водитель Toyota Land Cruiser гражданин Л. злонамеренно свернул на ту же площадку, из хулиганских побуждений совершил наезд внедорожником на мешки и подавил картошку, после чего попытался скрыться с места правонарушения. Вопреки планам хулигана, проезжавший мимо «Ситроен» сдал назад и преградил «Крузаку» дорогу. Вышедший из «Ситроена» гражданин Д. сообщил злоумышленнику, что его действия зафиксированы видеорегистратором, и позвонил в полицию. Гражданин Л. тотчас возместил гражданке О. причиненный ущерб и стал уговаривать отпустить его, но Д. и поддержавший его Ф. оставлять хулиганство безнаказанным отказались. На место события прибыл экипаж патрульной службы и задокументировал правонарушение, Л. пришлось проехать в ближайшее отделение МВД. Там после отчаянных уверений, что он всё осознал и больше не будет, на гражданина был наложен административный штраф за мелкое хулиганство в 1000 руб. Уничтожение чужого имущества в виде картошки начальник отделения признал незначительным материальным ущербом, поэтому Л. не был привлечен по ч. 2 ст. 167 УК. Сопротивления лицу, пресекавшему правонарушение, он не оказывал, так что отделался штрафом согласно 1-й части ст. 20.1 КоАП.

Пропуск на время карантинаОплата и оформление больничного на время карантинаСтатья 6.3 КоАПСтатья за нарушение режима самоизоляции

  • Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
  • Федеральный номер —
  • Московская обл, г Москва —
  • Ленингр. обл, г Санкт-Петербург —
  • Это абсолютно бесплатно и быстро!

Есть ли уголовная ответственность?

В Уголовном кодексе статья за мелкое хулиганство отсутствует. Это значит, что если правоохранительные органы определят произошедшее именно как мелкое хулиганство, то нарушитель порядка получит административное наказание. Однако если хулиганство будет не мелким, более серьезным и существенным, то в отношении преступника применят статью 213 УК РФ — «Хулиганство».
Чем это хулиганство отличается от мелкого? Во-первых, оно должно быть вооруженным. То есть если преступник для нарушения общественного порядка использует оружие либо предметы, которые возможно применять в качестве оружия, то перед нами — хулиганство. Также вместо оружия могут использоваться взрывчатые или взрывоопасные вещества. Во-вторых, хулиганство нередко реализуется в группах по предварительно скоординированному плану или сговору.

Какая ответственность, согласно Уголовному кодексу, грозит за хулиганство? Это зависит от части статьи, по которой осужден нарушитель порядка:

1. Первая часть

. Регулирует случаи совершения преступления, когда мотивом является ненависть или вражда по национальности, расе, религии и т.д. Также к ней относятся хулиганства, совершенные с использованием оружия и предметов, используемых как потенциальное оружие. В качестве ответственности в данном случае могут выступать:

Читайте также:  Фальсификация материалов уголовного дела следователем

  • штраф от 300 000 до 500 000 рублей;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • обязательные работы за срок не больше 480 часов;
  • размер заработной платы за 2-3 года;
  • исправительные работы на 1-2 года;
  • в отдельных случаях преступника лишают свободы на срок порядка 5 лет.

Арест за хулиганство
2. Вторая часть
. Регулирует виды организованного хулиганства, которое совершается группировками и тщательно продумывается и планируется заранее. Также эта часть может регулировать ответственность за нападение или оскорбление представителя власти во время исполнения своих должностных обязанностей. Ответственность в данном случае может быть предоставлена в виде:

  • штрафа в пределах от 500 000 до 1 000 000 рублей;
  • принудительных работ на период не больше 5 лет;
  • штрафа в размере заработной платы от 3 до 4 лет.
  • в отдельных особо сложных ситуациях наказанием становится лишение свободы на период до 7 лет.

3. Третья часть
. Не существовала до определенного момента, пока в 2014 году её не ввел Федеральный закон №370-ФЗ. Регулирует ситуации, при которых для хулиганства использовались взрывчатка или взрывчатые вещества. Ответственность за такие деяния представлена в виде лишения свободы на период от 5 до 8 лет.

Статья 158 КоАП РФ (“Мелкое хулиганство”)

КУРСОВАЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Введение

Административная ответственность — это применение государственными органами, представителями власти и должностными лицами мер административного воздействия, определенных государством, к гражданам и организациям в надлежащих случаях за нарушение законности и государственной дисциплины. В разной литературе термин “административная ответственность” разные авторы трактуют по-разному. Например, коллектив авторов административно-правовой литературы Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М., Алехин А. П. представляют административную ответственность как вид юридической ответственности, выражающуюся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, которое совершило правонарушение. Авторы считают, что административная ответственность имеет признаки, характерные для юридической ответственности.

По мнению Бахраха Д. Н., административная ответственность — “это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами”.

Следует знать, что ответственность по нормам административного права предусматривает нормы и ряда других отраслей права, таких как трудового и финансового. Нормы административного права включают различные виды ответственности: дисциплинарную, уголовную, собственно административную и материальную (для тех лиц, на которых действие норм трудового права не распространяется), а также на основе норм административного права могут использоваться меры общественного воздействия и иные меры.

Правонарушение — виновное противоправное общественно-вредное деяние деликтоспособного лица. Правонарушение является главным основанием привлечения к ответственности. В зависимости от степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты). Проступки, в свою очередь, подразделяются на административные, дисциплинарные и служебные.

В настоящее время осуществляется подготовка нового уголовного кодекса и нового кодекса об административных правонарушениях, поэтому стоит разграничить для себя понятия “проступок” и “преступление”, а также уточнить свойства этих деяний, чтобы создать возможности для четкого и обоснованного их разграничения (прежде всего это относится к оценке так называемых смежных правонарушений).

Для разрешения данного вопроса обратимся к Комментарию к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Здесь отмечается, что законодатель не назвал их, в отличие от преступления, общественно опасными деяниями, то есть, существуют качественные отличия этих двух правонарушений. В то же время в тексте Комментария можно найти подтверждения вероятности общественной опасности административного правонарушения: “Все составы административных проступков, как и преступлений можно условно разделить на формальные и материальные. Материальные составы правонарушений, в отличие от формальных, включают в себя в качестве обязательного признака не только действие или бездействие, но также и последствия и причинную связь между действие (бездействием) и наступившим вредным последствием”. А вредные последствия как раз являются признаком общественной опасности деяния. Так сюда можно отнести нарушения правил охраны водных ресурсов, нарушения правил дорожного движения с причинением пострадавшему легких телесных повреждений или любого материального ущерба, правил пожарной безопасности, завершающиеся пожаром с менее тяжкими последствиями, превышение нормативов выброса загрязняющих веществ в атмосферу и ряд других административных проступков.

В таком случае административное правонарушение может представлять общественную опасность, и отсутствие или наличие такого признака деяния, как общественная опасность, не может служить границей, отделяющей проступки от преступлений.

Учитывая тот факт, что и проступки могут быть общественно опасными, приходится признавать, что лишь единственное обстоятельство может служить универсальным отличием проступков от преступлений: проступки не могут сопровождаться нанесением тяжких последствий. В конечном итоге разграничение смежных правонарушений, не влекущих за собой тяжких последствий, зависит от решения законодателя, учитывающего обстоятельства функционирования государства и жизни общества. Еще в сороковые годы отмечалась неабсолютная грань между преступлениями и проступками и зависимость ее от законодателя.

Общественно опасными признаются и такие деяния, которые сами вреда не причиняют, но создают реальную возможность его причинения. Является ли проступок в данном случае общественно опасным? Чтобы составить достаточно полное представление о том, как наука административного права раскрывает в настоящее время содержание объективной и субъективной сторон административных проступков, дать правильную юридическую оценку событий, происходящих в действительности, следует обратиться к материалам, комментирующим Общую часть Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, и в частности к разъяснениям об умышленном и неосторожном совершении проступка. “В материальных составах административных проступков умышленная вина, кроме сознания противоправности совершаемого действия или бездействия, включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям“, — говорится в Комментарии. Лицо предвидит эти последствия и желает либо сознательно допускает их наступление. Неосторожная вина определяется применительно к материальным составам административных правонарушений и связывает ее исключительно с отношением нарушителя “к последствиям своего действия”.

Важно отметить, что описание материального состава проступка, которое содержится в Комментарии, включает в себя причинную связь действия с его последствием. Данный признак называется, но сущность его остается нераскрытой. Остается открытым вопрос, каким путем нарушение правил и иных норм приводит к причинению вреда, и, следовательно, оказывается невозможным воссоздать картину проступка в том виде, в котором он был совершен в реальной действительности, т. е. в единстве действия и его результата. Несовершенство описания объективной стороны проступка с материальным составом, в свою очередь, служит препятствием для решения двух важнейших проблем их квалификации. Одна из них — получение ответа на вопрос о том, может или нет административный проступок посягать на общественную безопасность в связи с созданием угрозы причинения вреда, и если может, то в чем заключается сущность угрозы, в какой момент развития объективной стороны она возникает? Другая — установление действительной формы вины в совершении проступка.

В приведенной выдержке из Комментария умысел в совершении проступков рекомендуется определять по характеру отношения лица к причинению вреда при осознании противоправности совершаемого действия. Однако без учета отношения к самому действию сказанное, на наш взгляд, теряет смысл. Ведь отношение к результату проявляется через отношение к действию в процессе его совершения. Невозможно, чтобы лицо каким-то образом проявляло умысел к результату, не совершая самих умышленных действий. Аналогичный подход характеризует форму вины при неосторожном совершении проступка. Налицо “раздвоение объективной и субъективной сторон административных правонарушений. Представляется, что в основе этого лежат исходные положения концепций “двойной”, “смешанной”, “сложной” форм вины, различные варианты которой, относящиеся к оценке преступлений, выдвигаются уже в течение нескольких десятилетий. Разница заключена лишь в том, что в уголовном праве вина “раздваивается” на умысел к деянию и неосторожность к последствиям, а в административном — определяется по характеру отношения к последствиям проступка без раскрытия отношения нарушителя к самим действиям, не считая осознания их противоправности.

Ключ в решении проблемы выявления состава административных проступков заключается в неукоснительном соблюдении далеко не нового научного требования — выявления всех существенных черт реально происходящих событий, в рассматриваемом случае — проявления пристального внимания к моменту, когда нарушение установленных правил приводит к причинению вреда.

Основными нормативными актами, которыми определяются виды, основания ответственности и меры наказания, а также порядок их применения, являются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, уставы и положения о дисциплине и прохождении службы. В нашем государстве действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила паспортной системы, дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей среды, правила воинского учета, пограничного режима, режимы чрезвычайного положения и другие.

Нарушения таких правил могут повлечь уголовную ответственность виновных лиц согласно Уголовному кодексу. Но в большинстве случае наступает административная ответственность, которая представляет собой применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.

Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами Российской Федерации. Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, и общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности. Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции и органы исполнительной власти.

Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями). Большинство составов административных проступков можно назвать “формальными”: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственное отрицательные последствия от данного нарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок к тому представляют собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в ст. 41-193 КоАП и других нормативных актах, не входящих в Кодекс. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредности, а не общественной опасности административных деликтов. Составы же правонарушений формально идентичны, включая в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону и тех, и других.

Помимо административного проступка основанием административной ответственности может быть и незначительное преступление. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. “О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР” и “О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик”. Предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. Такое лицо может быть привлечено к административной ответственности вместо уголовной, но лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое, более мягкое наказание.

Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица — граждане и должностные лица, в некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации, например за экологические правонарушения и правонарушения в торговле. Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены ст. 14 КоАП. Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения детей, а в связи с ними за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за нарушение общеобязательных правил своими действиями, но и некоторые правонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Читайте также:  4 основных составляющих уголовной ответственности врачей по УК РФ

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок Рассмотрим более подробно административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, а также административную ответственность, которая следует за совершение таких правонарушений.

Статья 158 КоАП РФ (“Мелкое хулиганство”)

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти рублей или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, — административный арест на срок до пятнадцати суток. Мелкое хулиганство — административное правонарушение, посягающее на общественный порядок. Оно свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересам общества, других людей, его окружающих, об игнорировании правил приличия и благопристойности. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются, в частности, нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам. Перечень таких действий этим не исчерпывается, что подчеркивается словами статьи “ и другие подобные действия”. Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом нахождении людей: на улицах, в квартирах, в лесу и т. д. Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава указанного проступка признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей.

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает. В таких случаях мелкое хулиганство совершается с косвенным умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

По общему правилу, в качестве взыскания за мелкое хулиганство должны применяться штраф или исправительные работы в пределах, указанных в настоящей статье. Административный арест, как указано в статье, может применяться лишь в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение штрафа или исправительных работ будет признано недостаточным. Основаниями для применения в качестве меры взыскания административного ареста являются, например, совершение наряду с мелким хулиганством другого серьезного административного правонарушения, отсутствие у правонарушителя постоянного места жительства, совершение в прошлом хулиганских действий.

Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч. 1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью нарушения общественного порядка. Грубые нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением либо повреждением чужого имущества, образуют состав указанного преступления, а не административного проступка. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РСФСР, содержащимся в постановлении от 24 декабря 1991 г. за № 5 (с внесенными в него в последующем изменениями) “О судебной практике по делам о хулиганстве”, “решая вопрос об отграничении уголовно наказуемого хулиганства от мелкого, следуем учитывать степень нарушения общественного порядка, которая определяется на основании совокупности обстоятельств дела, включая место и способ совершения противоправных действий, их интенсивность, продолжительность и т. д.”.

Этим же постановлением разъяснено: “Мелкое хулиганство, влекущее административную ответственность, связанное с сопротивлением работнику милиции, народному дружиннику, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, а равно гражданину в связи с его участием в пресечении мелкого хулиганства, не должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР (в настоящее время ч. 2. ст. 213 УК РФ). Такие действия, в зависимости от характера оказанного сопротивления, надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК”.

Изучая материалы статистической отчетности по Ханты-Мансийскому автономному округу за первый квартал 1998 г. и за первое полугодие 1998 г., мы видим, что возросло количество административных правонарушений по ст. 158 КоАП “Мелкое хулиганство”. Так, если в первом квартале 1998 г. по округу было зарегистрировано 1732 правонарушения, то во втором квартале эта цифра уже возросла до 2303 административных правонарушений, то есть на 571 правонарушение больше, чем в первом квартале. А всего за первое полугодие 1998 г. по Ханты-Мансийскому автономному округу зарегистрировано 4035 правонарушений ст. 158 КоАП “Мелкое хулиганство”.

Примеры преступлений

Для того чтоб лучше разбираться в различиях между мелким и обычным хулиганством, можно обратиться к следующим примерам из юридической практики:

  • Лицо умышленно выбрасывает из окна предметы, которые могут причинить вред здоровью прохожих, а также их имуществу. Данное действие расценивается как мелкое хулиганство. При этом наказать обидчика будет достаточно сложно, так как проблематично его вычислить.
  • Гражданин, находясь в ночном клубе в состоянии алкогольного опьянения, причинил вред имуществу клуба на сумму 10 000 рублей, а в дальнейшем оказывал сопротивление охранникам клуба, пытаясь нанести им телесные повреждения. Данные действия расцениваются законом уже как полноценное хулиганство и будут разбираться в соответствии со статьей Уголовного кодекса. Конечно, ответственность будет серьезнее, чем в первом примере. Кроме того, обвиняемому придется возместить причиненный ущерб.

Отличие от хулиганства

Как известно, Уголовный кодекс учитывает такую форму преступления, как хулиганство. К этому злодеянию относятся выражающие явное пренебрежение к социуму действия, заключающиеся в жестком нарушении социального порядка (ст. 213 УК РФ). Они обязаны при этом быть сопровождаемыми насилием к другим персонам, опасностью использования насилия или повреждением, уничтожением имущества, являющегося собственностью третьих лиц.

При сравнении с мелким хулиганством очевидно, что деяния, классифицированные УК РФ как более тяжкие, сопровождаются уже более активными действиями по отношению к гражданам, соответственно, санкции, предусмотренные УК и КоАП РФ, различны.

При квалификации такого деяния принимают во внимание условия, при которых оно совершено, место и время, способ и другие факторы.

Видео: Как классифицировать нарушение?

Для того чтобы лучше понимать состав преступления и уметь отличать мелкое хулиганство от преступлений другого типа, необходимо иметь как можно больше примеров. О том, как понять, что перед вами мелкое хулиганство и какая ответственность будет за это грозить преступнику, расскажет специалист по юриспруденции Алексей Суслопаров в следующем видеоролике:

Повторимся, что мелкое хулиганство, как правило, не причиняет значительного ущерба окружающим и их психическому состоянию, однако, так или иначе, нарушает общественные порядки.

Передача дела для рассмотрения в суд

В случае если должностное лицо органов внутренних дел посчитает, что наказания в виде штрафа недостаточно, он может передать дело на рассмотрение судье (ст. 23.1 ч. 2 КоАП РФ). При этом ст. 29.9 ч. 2 п. 1 КоАП РФ устанавливает, что должно быть вынесено определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако порой должностное лицо в определении указывает лишь факт передачи материалов дела в суд, при этом не указав причины и мотивацию такого действия. Суды в таком случае должны возвращать материалы органу, составившему протокол об административном правонарушении, на основании п. 4 ч. 1. Ст. 29.4 КоАП РФ (в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела).
Мелкое хулиганство является одним из самых распространённых административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. Нередко лиц привлекают к ответственности на основе только заявления и объяснения другого лица. Для того, чтобы защитить себя в суде обязательно требуется собрать любые доказательства своей невиновности, показания свидетелей, а также по возможности получить записи с городских камер видеонаблюдения.

Что такое хулиганство?

Признаками данного вида правонарушений являются:

  • Нарушение спокойствия других людей.
  • Общественное место совершения.
  • Неуважение к устоям.
  • Причинение вреда общественному порядку.

В зависимости от серьёзности последствий и ряда дополнительных характеристик содеянное может быть классифицировано, как разные виды хулиганства.

Мелкое хулиганство: состав преступления и ответственность

Хулиганство по телефону

Телефонное хулиганство квалифицируется по КоАП РФ как мелкое хулиганство. За него предусмотрен штраф до 1000 рублей и арест до 15 суток.

Если звонивший сообщит ложную информацию о заложенной бомбе, то его действия будут признаны уголовным преступлением и квалифицированы по статье 207 УК РФ.

Телефонное хулиганство также может быть признано уголовным преступлением согласно статье 119 УК РФ, если во время разговора преступник угрожал жизни и здоровью человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика