Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Понятие


Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти.
Должность ответственного лица – достояние общества, так как посредством своего статуса он призван регулировать общественные отношения и определять развитие событий в соответствии с законностью их реализации.

Присвоение должностного статуса – моральное и духовное покушение на незаконное использование чужой власти. Отсутствие компетентности в решении ответственных вопросов может привести к негативным последствиям и ущербу.

Подобными действиями, противоправные лица наносят существенный вред государственной власти, так как общество воспринимает их в качестве должностных лиц, которые не могут справляться с вменёнными им обязанностями, дискредитируя фактических представителей власти.

Компетенция решения соответствующих вопросов играет значимую роль для граждан, она принадлежит должностным лицам, имеющим право их решения. Эти полномочия предоставлены им, государственной властью.

Читайте также:  Статья 215.1 УК РФ. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения

Любое нарушение утверждённой государством, иерархии, является преступным деянием. Но сам по себе факт выполнения полномочий должностного лица, не является уголовным преступлением.

Это нарушение может рассматриваться в административном или дисциплинарном порядке.

Но в том случае, если деяние повлекло деструктивные последствия и нанесло гражданину или обществу вред – оно рассматривается в рамках уголовной ответственности.

Наказание и ответственность вменяются лицу за присвоение должностных полномочий, в соответствии со статьёй 288 УК РФ.

Служебный подлог

В качестве предмета служебного подлога закон называет официальные документы, под которыми следует понимать исходящие от учреждений, предприятий или организаций письменные акты, удостоверяющие факты или события, имеющие юридическое значение (приказы, издательские договоры, бестоварные накладные, трудовые соглашения, частные документы, находящиеся в делах государственного учреждения). Они должны иметь необходимые реквизиты и подпись должностного лица.

Подлог документов, которые исходят от коммерческих структур, различных некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, квалифицируется по ст. 327 УК.

С объективной стороны подлог состоит во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений. Подлинные документы заполняются сведениями, не соответствующими действительности. Другим вариантом действия при подлоге является внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (исправление отдельных реквизитов, переделка текста документа).

По способу совершения подлог может быть материальным (подчистка, вытравление текста). Он оставляет видимые, материальные следы и может быть установлен криминалистической экспертизой. Интеллектуальный подлог — это изготовление документа, ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном бланке и т.п. В этом случае подлог устанавливается путем доказывания ложности самих фактов или событий, о которых свидетельствует документ.

По конструкции рассматриваемый состав преступления является формальным. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных в законе действий.

С субъективной стороны служебный подлог — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Обязательными признаками являются корыстная (т.е. стремление обогатиться либо избежать имущественных расходов) либо иная личная заинтересованность (месть, карьеризм, зависть и т.п.).

Субъектом преступления является должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (см. примечания 1,4 к ст. 285).

Если служебный подлог выступает в качестве способа совершения другого преступления, содеянное образует реальную совокупность преступлени (например, ст. 292 и 160, ст. 292 и 159 УК). Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является конструктивным признаком другого преступления (см., например, ст. 339 УК).

Кем может совершаться?


Это должностное преступление популярно в органах власти: федеральных, муниципальных и органах местного самоуправления.

Читайте также:  Милиция доказала в суде связь с «однодневкой»: реальный случай

Осуществляется оно служащими и сотрудниками административного учреждения, которые не имеют должностных полномочий, но спекулируют фактом работы в учреждении.

Преступное деяние определяется в контексте их деятельности тогда, когда они принимают на себя обязанности должностного лица, позиционируя себя перед доверчивыми гражданами, уполномоченными на решение тех или иных вопросов.

Если эти сотрудники причинили своими неуместными действиями, вред – им будет вменено наказание. Но только при условии, что деяние совершилось без осведомления должностного лица.

Если должностное лицо распорядилось в отношении выполнения своих обязанностей, нижестоящим сотрудником, то оно понесёт, ответственность за последствия безграмотного решения вопроса, сотрудником.

При этом необходимо иметь письменное распоряжение руководителя – должностного лица. Если распоряжение будет отдано устно, а не письменным приказом – руководитель, во избежание ответственности, может отказаться от данного им, распоряжения.

Судебная практика по ст. 288 УК РФ

Из практики судебных заседаний стоит выделить такой пример.
Приговором Ивановского суда устанавливается, что физическое лицо К., не обладающий правами служащего лица – главы администрации Новоталицкого поселения, находясь на службе в муниципалитете, воспользовался полномочиями по принятию решений. Это имело уголовные последствия, а именно:

  • выдачу юридически важных справок с подписью главы администрации Новоталицкого села;
  • оформление справок соответствующими данными (печатью).

При этом справка имела ложные сведения о наличии у гражданина С. участка земли на территории сельской местности. За эти деяния физическое лицо К. было наказано соответствующим образом.

Уголовно-правовая характеристика

Для определения факта преступного деяния лица, не уполномоченного решать ответственные проблемы, требуется доказательство трёх аспектов деяния и установление взаимосвязи между ними:

  1. Виновный, осуществил деяние, в соответствии с присвоением полномочий должностного лица;
  2. Совершённое деяние или отданные им распоряжения уполномочено совершать исключительно должностное лицо;
  3. Совершённое деяние причинило вред или нанесло ущерб.

При анализе фактов, характеризующих наличие состава преступления, изучаются должностные инструкции сотрудников и должностных лиц, с целью установления точного понимания – чьи должностные полномочия присвоил виновный.

Важным становится определение действительного присвоения должностных полномочий, так как от этого факта зависит определение состава преступления.

Кроме этого, проводится тщательный анализ причинно-следственных связей, подтверждающий или опровергающий нанесённый вред как последствия совершённого деяния.

Если должностные обязанности были присвоены в чрезвычайных условиях и все действия были продиктованы острой необходимостью, состав преступления в данном случае, отсутствует.

Состав преступления

Состав преступления – материальный. Преступление считается законченным тогда, когда наступают его последствия в виде нанесённого вреда.

Читайте также:  Характеристика кражи, совершенной с незаконным проникновением в жилище или помещение путем взлома или без такового

Объект преступления – законные распоряжения государственной власти, распределившей ответственность между должностными лицами, которые использовались произвольно и безответственно.

К объективной стороне преступления относится также:

  1. Причинённый имущественный и моральный вред, в результате преступного деяния;
  2. Должностные обязанности, которые были использованы незаконно;
  3. Ситуация, в которой виновный, действовал преступно;
  4. Лица и материальные объекты, которые подверглись ущербу;
  5. Время и место совершения преступления.

Субъект преступления – сотрудник государственного, муниципального учреждения или органа местного самообразования, достигший возраста 16 лет, который использовал не принадлежащие ему полномочия.

Субъективной стороной преступления является также вина в виде прямого умысла.

Виновный мог не предвидеть и не желать наступивших последствий, но это не играет роли, так как он обязан был предвидеть возможность развития негативного сценария, который спровоцирован его неловкими и незаконными действиями.

Мотивы преступления не играют никакой значимой роли. Существенным фактором является лишь нанесённый ущерб.

Дача взятки

Предмет дачи взятки аналогичен предмету получения взятки. С объективной стороны характер действий, за совершение которых дается взятка, таков же, как и при получении взятки.

Взятка должна быть вручена только должностному лицу. По этому признаку дача взятки отличается от преступлений, предусмотренных ст. 184 и 204 УК. Взятка передается лично либо через посредника. Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки. При этом не имеет значения, получил ли он от взяткодателя (взяткополучателя) награждение за пособничество или нет.

Преступление имеет формальный состав. Оно признается оконченным с момента принятия взятки должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача уже части обусловленной суммы является оконченным преступлением. Если лицо еще не приняло взятку либо отвергло ее, действия взяткодателя образуют покушение.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъект преступления — общий, 16 лет, вменяемый. Как взяткодатель отвечает руководитель предприятия, если он предлагает своим подчиненным добиться путем дачи взятки желаемого результата.

Квалифицированный состав (ч. 2) образует дача взятки: а) должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Квалификация по этому признаку возможна лишь при доказанности знания взяткодателем о том, что взятка дается за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия);

б) неоднократно, т.е. не менее двух раз лицом, не будучи ранее судимым за такое преступление (при этом не должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности) либо лицом, ранее судимым за дачу взятки (при этом судимость за ранее совершенную дачу взятки не должна быть погашена либо снята).

В примечании к ст. 291 названы два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если в отношении лица имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица. Понятие вымогательства аналогично рассмотренному в ст. 290; б) если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Сообщение считается добровольным, если оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о преступлении стало известно органам власти. Оно может быть устным и письменным.

Квалифицирующие признаки

Это преступление само по себе не является квалифицированным. Существенную опасность оно представляет тогда, когда совершается вкупе с другими преступлениями, в совершении которых играет вспомогательную роль.

В таких случаях наказание следует по совокупности преступлений.

Тем не менее, существенную роль играет статус должностного лица и те полномочия, которые им осуществлялись и были присвоены.

Это достаточно важно, так как от данных возможностей зависит размах и масштаб преступного деяния.

Отграничение от смежных преступлений


Данное преступление может ввести следствие в заблуждение своим сходством с другими преступлениями, а также их взаимосвязью.
В особенности это касается мошенничества, которое зачастую осуществляется с незаконным присвоением полномочий.

Сложно классифицировать состав преступления:

  1. Со злоупотреблением должностными полномочиями;
  2. С превышением должностных полномочий;
  3. Со служебной халатностью;
  4. Со служебным подлогом.

Во всех перечисленных деяниях могут отражаться общие характеристики и фрагменты незаконных действий. Но данное преступление отличается тем, что должностные обязанности именно присваиваются, выдаются за свой собственный статус и преступная инициатива осуществляется путём позиционирования себя, уполномоченным лицом.

При наличии корыстного мотива, преступление будет схоже с получением взятки. Но получением взятки оно будет при условии, что субъект преступления не действовал от имени должностного лица, в обратном случае – просматривается совокупность преступлений.

Особенно опасным может быть присвоение преступником должности сотрудника полиции, при изготовлении фальшивых документов и приобретении специальной формы.

Но этот факт нельзя сводить к обозначенному составу преступления, так как оно по преимуществу имеет злой умысел совершения преступлений средней тяжести, а также – тяжких и особо тяжких преступлений.

Читайте также:  Статья 53 УК РФ. Ограничение свободы (действующая редакция)

ПРИСВОЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

Н. ЕГОРОВА Н. Егорова, старший преподаватель Волгоградского юридического института МВД России, кандидат юридических наук. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК) посягает на законный порядок служебной деятельности должностных лиц, на общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением прав и законных интересов граждан или организаций. Практике известны случаи выполнения должностных функций не уполномоченными на то служащими, в результате чего причиняется вред правоохраняемым интересам других лиц. Иногда государственные служащие или служащие органов местного самоуправления осуществляют правомочия должностных лиц, не разработанные или не оформленные надлежащим образом. Общественная опасность их деятельности не вызывает сомнений, но отвечать за должностные преступления названные лица не могут, так как нет полномочий данного должностного лица и нет регламентированной в соответствующем документе должностной компетенции. Описание объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 288 УК, следующее: «присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций». Буквальный смысл приведенной формулировки таков, что виновный должен сначала присвоить себе полномочия должностного лица, а затем уже совершить общественно опасное деяние, повлекшее указанные в законе последствия. Но просто назвать себя судьей, прокурором, депутатом и т.п. еще не означает присвоить их полномочия. В диспозиции ст. 288 УК речь идет именно о присвоении полномочий, а не «звания или власти» должностного лица (ст. 194 УК РСФСР). «Присвоить» — значить «завладеть, самовольно взять в свою собственность» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 6-е. М., 1964. С. 588). Временной разрыв между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен: фактическое совершение действий, которые вправе совершать только должностное лицо, и означает присвоение полномочий этого должностного лица. С объективной стороны виновный осуществляет действия, которые при совершении их должностным лицом могут содержать признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК). В отличие от должностного злоупотребления, присвоения полномочий должностного лица возможно только в форме активных действий. По сравнению с собственно должностным злоупотреблением (ст. 285 УК) присвоение полномочий должностного лица характеризуется большим разнообразием действий — это могут быть отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК). Все перечисленные виды общественно опасного поведения охватываются ст. 288 УК. Кроме того, возможно присвоение полномочий должностного лица, сопряженное с действиями, не образующими состава злоупотребления должностными полномочиями, — например, с хищением (последнее не квалифицируется по ст. 285 УК, так как при корыстном злоупотреблении должностными полномочиями выгода извлекается другим способом). В этом случае, видимо, необходима квалификация по совокупности преступлений. Если виновный предварительно фальсифицирует документацию (удостоверение, приказ о назначении на должность), создавая видимость юридической основы своей «должностной» деятельности, его действия образуют также состав служебного подлога (ст. 292 УК). Использование виновным заведомо подложного документа, который он сам не изготавливал, дополнительно квалифицируется по ч. 3 ст. 327 УК; похищение или сокрытие официального документа для его последующего использования, а равно уничтожение или повреждение официальных документов — по ст. 325 УК. Не имеет значения, действует ли виновный за конкретное должностное лицо государственного органа или органа местного самоуправления или осуществляет полномочия должностного лица независимо от их принадлежности должностному лицу. Тем не менее эти полномочия должны быть «ограничены» компетенцией должностных лиц того же ведомства (например, подведомственных государственных или муниципальных учреждений). Присваиваемые должностные полномочия — это только указанные в примечании 1 к ст. 285 УК функции представителя власти, организационно — распорядительные и административно — хозяйственные. Не образует состава рассматриваемого преступления присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления полномочий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК). То же необходимо сказать и о действиях государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который самовольно присваивает полномочия другого служащего, не являющегося должностным лицом. Как следует из содержания ст. 288 УК, присвоение полномочий должностного лица должно быть сопряжено с совершением в связи с этим действий, которые повлекли последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Свойственное данному преступлению общественно опасное деяние может быть выражено только в форме действия — принятие на себя должностных функций ради «чистого» бездействия бессмысленно, да и невозможно. При этом действия виновного должны совершаться «вопреки интересам службы» (как предусмотрено ч. 1 ст. 285 УК), т.е. присвоенные полномочия должностного лица должны использоваться во вред интересам организации, граждан, общества или государства. Иначе, если служащий выполняет чужие должностные обязанности, но в строгом соответствии с законодательством, его деятельность не является общественно опасной, так как не может причинить никакого вреда. Уголовный закон не конкретизирует, какими должны быть действия государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который присвоил полномочия должностного лица, — только преступными или иными противоправными. Но для констатации их преступности необходимо, чтобы они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Для административных и дисциплинарных проступков последствия в виде существенного вреда не типичны: «существенность» вреда — показатель степени общественной опасности, свойственной преступлениям. Поэтому, если содеянное государственным служащим или служащим органа местного самоуправления в связи с присвоением им полномочий должностного лица содержит признаки состава другого преступления, все содеянное требует квалификации по совокупности ст. 288 УК и иных статей Особенной части УК. В отличие от последствий злоупотребления должностными полномочиями («существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» — ч. 1 ст. 285 УК), последствиями присвоения полномочий должностного лица может быть существенное нарушение прав и законных интересов только граждан или организаций. Не совсем ясно, чем вызвано такое узкое понимание общественно опасных последствий рассматриваемого преступления. Поскольку уголовное законодательство относит к числу субъектов данного преступления только государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, то вред, причиняемый ими в результате присвоения полномочий должностного лица, всегда причиняет ущерб, по крайней мере, еще и авторитету публичной власти. Поэтому в ст. 288 УК можно внести изменения, дополнив диспозицию словами «либо охраняемых законом интересов общества или государства». Субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 УК, может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. С. был осужден по ст. 288 УК РФ к двум годам исправительных работ с удержанием 15% заработка. С. работал заведующим автостоянкой внебюджетного хозяйства исправительного учреждения и был уполномочен администрацией ИК на получение арендной платы в сумме 300 тыс. рублей в месяц за использование торговых мест предпринимателями. Однако он установил среднюю плату 500 — 600 тыс. рублей в месяц, не имея на то полномочий. Указанные действия С. повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, поскольку причинили ущерб многим торгующим гражданам в сумме от 150 до 600 тыс. рублей. На предварительном следствии действия С. были квалифицированы как неоднократное получение взятки, сопряженное с вымогательством взятки. Суд переквалифицировал действия С. на ст. 288 УК РФ 1996 года, указав при этом, что С. является государственным служащим исправительного учреждения, но его должностные обязанности в момент совершения преступления не были разработаны, с этими обязанностями С. не был ознакомлен, а получил лишь устное указание собирать арендную плату и сдавать в кассу учреждения. Функциональные обязанности соответствующего должностного лица были разработаны и доведены до сведения С. позднее. Поэтому квалификация действий С. как преступления, совершенного должностным лицом, была бы неправильной. Думается, действия С., совершенные в связи с присвоением им полномочий должностного лица, содержат также признаки мошенничества (ст. 159 УК). Присвоение полномочий должностного лица — умышленное деяние. Виновный осознает, что самовольно возлагает на себя должностные правомочия, что совершаемые в связи с этим действия носят общественно опасный характер, предвидит возможность или неизбежность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и желает наступления указанных последствий либо не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично. Возможна также квалификация по ст. 288 УК действий виновного, который в связи с присвоением полномочий должностного лица совершает преступление по неосторожности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Корыстная или иная личная заинтересованность для этого преступления необязательны. Нет состава присвоения полномочий должностного лица в действиях государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который по ошибке, вследствие незнания, неопытности вышел «за рамки» собственных прав и совершил действия, входящие в компетенцию должностного лица. Присвоение полномочий должностного лица в ситуациях, предусмотренных ст. 39 УК («Крайняя необходимость») или ст. 42 УК («Исполнение приказа или распоряжения»), исключает преступность содеянного. С учетом изложенного можно предложить следующую редакцию ст. 288 УК: Статья 288. Присвоение служащим полномочий должностного лица 1. Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а равно служащим государственной или муниципальной организации, не являющимися должностными лицами, полномочий должностного лица, сопряженное с совершением в этой связи действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — Наказывается… 2. То же деяние, совершенное неоднократно, — Наказывается… На мой взгляд, есть основания для введения в УК РФ статьи об ответственности за присвоение звания или полномочий должностного лица общим субъектом. Как свидетельствует практика, такие действия частных лиц бывают связаны с совершением тяжких и особо тяжких преступлений. Группа в составе Г., Д., Е. и М., действуя по тщательно разработанному плану, вымогала у отца и сына П. право на распоряжение квартирой для ее последующей приватизации и продажи. После того как М. имитировала ее изнасилование сыном П., Е. представился подполковником милиции и велел сыну П. в письменном объяснении признаться в изнасиловании М. Когда тот сделал это, Е. потребовал от П. передачи права на распоряжение квартирой, угрожая представлением материалов в органы внутренних дел. П. согласился, и Е. забрал его паспорт. Впоследствии Д. и Е. привезли отца П. к нотариусу, ввели его в заблуждение, и доверенность была оформлена. Использование самовольно присвоенных звания или полномочий должностного лица не равнозначно использованию форменной одежды или документов представителя власти (п. «н» ч. 1 ст. 63 УК), которое считается обстоятельством, отягчающим наказание. Присвоение звания необязательно связано с использованием соответствующей одежды или документов; не все должностные лица — представители власти, хотя можно присвоить звание или полномочия любого должностного лица. Характер общественной опасности этого деяния определяется не формальным признаком (наличие у виновного форменной одежды, документа), а именно действиями виновного как представителя власти или иного должностного лица, т.е. фактическим осуществлением должностных полномочий либо совершением каких бы то ни было противоправных действий путем использования звания должностного лица. Таким образом, главу 32 УК («Преступления против порядка управления») целесообразно дополнить самостоятельной статьей (например, ст. 319.1). Статья 319.1. Присвоение звания или полномочий должностного лица Присвоение звания или полномочий должностного лица, сопряженное с совершением в этой связи противоправных действий, — Наказывается… Состав этого преступления должен быть формальным, так как, независимо от наступления общественно опасных последствий, оно всегда посягает на установленный законом порядок деятельности должностных лиц. ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) Российская юстиция, N 6, 1999

ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ »
Комментарии к законам »

Наказание и ответственность

  1. Штраф в размере до 40 000 рублей;
  2. Штраф в размере заработной платы (иного дохода) за период до 3 месяцев;
  3. Обязательные работы на срок от 120 до 180 часов;
  4. Исправительные работы на срок до 2 лет;
  5. Арест на срок до 3 месяцев.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика