Статья 268 УК РФ. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 268 УК РФ

1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, а равно городского электротранспорта. Дополнительные объекты — здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект — чужая собственность.

2. Объективную сторону составов преступления характеризуют: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; б) наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного или нескольких лиц; в) причинная связь между такого рода нарушением и наступившими последствиями.

Читайте также:  Уголовная ответственность за преступления против военной службы

3. Особенности объективной стороны обусловлены спецификой участников движения (пассажир, пешеход или другой участник движения, кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264).

4. Определить исчерпывающий перечень правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, соблюдение которых является обязанностью названных лиц, не представляется возможным. Такие правила устанавливаются для каждого вида транспорта отдельно, и они весьма разнообразны. Соответственно разнообразны и их нарушения. К ним, в частности, относятся: на железнодорожном транспорте — самовольная без надобности остановка поезда, самовольное открывание шлагбаума, пересечение железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме либо сигнале, свидетельствующем о приближении поезда, отдых или игра на железнодорожных путях либо вблизи них, нахождение на краю платформы при наличии движущегося поезда, выход из вагонов до полной остановки локомотива и т.п.; на воздушном транспорте — самовольное без сопровождения дежурного перемещение по летному полю, прогон скота по неогражденному летному полю, курение в самолете, когда это прямо запрещено, выход из воздушного судна при отсутствии трапа и т.п.; на водном транспорте — нарушение правил посадки и высадки пассажиров на судно, купание в акватории порта либо вблизи причалов, производство водолазных работ без надлежащего разрешения, выбрасывание за борт предметов и т.п.; на автомототранспорте — движение пешехода по проезжей части, пересечение проезжей части дороги вне пешеходных переходов (подземных или наземных) либо на регулируемых перекрестках — на красный или желтый сигнал светофора либо запрещающий жест регулировщика, иное поведение пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей гужевых повозок (саней) и т.п., создающее помехи для других участников движения; на городском электротранспорте — выход из транспорта до полной его остановки, самовольное открывание дверей движущегося транспортного средства, перевозка предметов, выступающих за габариты транспортного средства, перемещение волоком вещей на эскалаторных лестницах и т.п.

Значение подобного рода нарушений заключается в том, что они создают помехи для нормального (безопасного) движения или эксплуатации транспортных средств.

5. Составы преступления по конструкции являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления материальных общественно опасных последствий — тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти одного (ч. 2) или нескольких (ч. 3) лиц.

Кроме того, необходимо установить причинную связь между искусственной помехой, созданной лицом, не управляющим транспортным средством, и наступившими последствиями. Если причиной последствий является нарушение правил лицом, управляющим (участвующим в управлении) транспортным средством, налицо состав преступления, предусмотренный ст. 263 или 264.

6. Субъект преступного посягательства специальный — пассажир, пешеход или другие участники движения.

6.1. Пассажир — лицо, находящееся на транспортном средстве, не участвующее в управлении его движением.

6.2. Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

6.3. К другим участникам движения относятся: водители велосипеда, мопеда, гужевых повозок (саней), погонщики верховых и вьючных животных и скота. Особенности последних как субъектов преступления состоят в том, что их действия должны выступать причиной нарушения безопасности движения, повлекшего дорожно-транспортное происшествие с механическим транспортным средством. Причинение при этом вреда пешеходу, пассажиру, собственности, нарушение соответствующих правил влечет за собой ответственность за преступления против личности либо собственности.

6.4. К участникам дорожного движения не относятся регулировщики дорожного движения — сотрудники милиции, военной инспекции, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинники, внештатные сотрудники милиции, имеющие соответствующие удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак — нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок). Кроме того, в законе прямо определяется, что лица, указанные в ст. 263 и 264, не могут являться субъектами коммент. статьи.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Здесь возможны как преступное легкомыслие, так и небрежность.

8. Квалифицированный состав преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный состав — в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

9. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Квалификация и порядок привлечения к ответственности

Квалификация преступления — это процесс, при котором выявляется соответствие между совершенным человеком деянием и признаками конкретного состава преступления, описанного в одной из статей УК РФ, а в некоторых случаях и общей части уголовного закона.

При дифференциации наказания по статье 268 основным критерием выступают видовые признаки транспорта. В одну группу объединены железнодорожный, воздушный, морской или внутренний водный транспорт, а также метрополитен.

Читайте также:  Понятие и особенности условного лишения свободы. Что значит условное осуждение по УК РФ

Во-первых, эксплуатация этого транспорта связана с перемещением большого количества людей и перевозкой масштабных грузов.

Во-вторых, масштабы крушения такого транспорта несоизмеримы с последствиями дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

В связи с этим при квалификации преступлений по ст. 268 прежде всего рассматривается отграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Внимание! Нередко участники одного правонарушения отвечают по разным статьям. Например, если вследствие общих неосторожных действий водителя транспортного средства и пешехода нанесен вред третьему лицу, то водитель несет ответственность по ст. 264, а пешеход — по по ст. 268.

Дальнейший процесс выявления квалификации преступления происходит в четыре этапа:

  1. Выясняется, является ли деяние преступным.
  2. Выясняется предмет преступления или объект.
  3. Анализируются признаки объективной и субъективной сторон преступного действия.
  4. Решается, какие требования будут предъявлены обвиняемому.

Порядок привлечения к ответственности включает в себя много пунктов и положений. В этом случае руководствуются уголовно-процессуальным кодексом. К основным положениям относятся:

  1. Презумпция невиновности. Пока не доказана вина человека, он не обвиняемый, а подозреваемый.
  2. Очень важно, считает ли подозреваемый себя виновным, испытывает вину, вменяем он или нет, умышленно совершил преступление или по неосторожности.

Все это и многое другое учитывается при привлечении к ответственности и выборе статьи.

Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта

Другой комментарий к Ст. 268 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта (кроме трубопроводного), причинением тяжкого вреда здоровью человека (в ч. 2 — смерти одного, а в ч. 3 — двух или более лиц) и причинной связью между деянием и последствием.

2. Обеспечивающие безопасную работу транспорта правила предусмотрены в большом количестве нормативных правовых актов (Правила дорожного движения, Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования и т.п.). Нарушением такого рода правил может быть самовольное приведение в действие механизмов для открытия дверей, средств пожаротушения, препятствование закрытию и открытию дверей, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора и проч.

3. Указанное нарушение правил должно находиться в причинной связи с общественно опасными последствиями (о специфике причинной связи см. комментарий к ст. 266 УК РФ).

4. Субъект специальный — достигшее 16 лет лицо, являющееся участником движения и не указанное в ст. ст. 263 — 264 УК РФ (пассажир, пешеход, погонщик скота, водитель мопеда и проч.).

Состав преступления

Состав преступления заключается в нарушении установленных правил, нормативных актов, техники безопасности, должностных инструкций и прочего работниками транспортной сферы. Такое нарушение должно нести тяжкий вред здоровью либо стать причиной смерти одного или нескольких людей.

Субъективная и объективная стороны

К объективной стороне преступления прежде всего относят неправильное выполнение должностных инструкций или отказ от их выполнения. Статья не относится к управлению транспортом, а только к обслуживанию и эксплуатации.

К субъективной — прежде всего совершение преступления по неосторожности, психическое состояние преступника, его цель и мотив.

Читайте также:  Ответственность за хищение государственного имущества по статье 89 УК РФ

Судебная практика

Несовершеннолетний ехал на скутере без номеров, не соблюдая правила ПДД. Вечером во дворе он превысил положенную скорость 20 км/ч и, не увидев выбоину в асфальте, наехал на нее и потерял управление. В результате падения пассажир, который с ним ехал, получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался.

Преступление квалифицировали по статье 268 ч. 2 и присудили 1 год и 6 месяцев лишения свободы. На основании статьи 73 наказание было условным.

Было установлено, что водитель скутера нарушил правила ПДД, но не умышленно. На решение суда повлияло то, что нарушитель не достиг 18 лет, свою вину признал и раскаялся в содеянном, его характеристики с места учебы были положительными.

А вот другой, но похожий случай. Водитель скутера ехал с пассажиром, оба были без защитных шлемов, и при падении пассажир получил множественные переломы. Преступление квалифицировали по ч. 1 ст. 268 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью неумышленно, при нарушении правил ПДД. Подсудимый получил 2 года ограничения свободы. На решение повлияла плохая характеристика с места жительства и прошлая судимость.

Пешеход вечером переходил дорогу в неположенном месте, из-за чего водитель, чтобы не сбить этого пешехода, ушел от столкновения в столб и получил тяжкий вред здоровью. Здесь имеет место нарушение ПДД и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Пешехода приговорили к полутора годам ограничения свободы и выплате ущерба водителю по ст. 268 ч. 1.

Ответственность по статье

Статья касается работников водного, воздушного и подземного гражданского транспорта, его пассажиров и любых других лиц, достигших 16 лет, каким-либо образом вмешавшихся в работу транспортных средств.

Если из-за действий виновного кто-то получил тяжкий вред здоровью, то наказанием будет:

  • ограничение свободы на срок до трех лет;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы до двух лет.

Если в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта кто-то погиб, то мерой наказания становятся принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до четырех лет.

Если по вышеперечисленным причинам погибло два или более человека, наказание усиливается:

  • принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика