Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

СТ 234 УК РФ.

1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, — наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также:  Что такое экоцид и какая статья УК РФ за него предусмотрена

Примечание. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 234 УК РФ

Действующее законодательство предусматривает ответственность за изготовление, переработку, перевозку, хранение, пересылку либо сбыт веществ, обладающих сильнодействующими или ядовитыми свойствами. Перечисленные действия совершаются с нарушением норм российского закона, имея своей целью сбыт. Стоит отметить, что рассматриваемые вещества не относятся к разряду психотропных либо наркотических. Статья 234 УК РФ содержит 4 части.

В первой речь идёт о рассматриваемом преступлении, наказание в таком случае представлено в виде:

  1. Штрафных санкций – максимум 40 тысяч рублей.
  2. К виновному применяются обязательные работы до 360 часов. Исправительные работы до 1 года.
  3. Также преступник может ограничиваться в свободе на 3 года либо назначаются принудительные работы, лишение свободы на срок до 3 лет.

В ситуации, когда рассматриваемые действия совершаются группой лиц, имеющих предварительную договорённость, то наказание ужесточается. В частности, штрафные санкции возрастают до 80 тысяч рублей, обязательные работы – 480 часов (максимум), исправительные работы устанавливаются на 2 года, лишение свободы либо принудительные работы на 5 лет.

В части 3 говорится о том, что деяние совершено организованной группой либо в крупном размере. К преступникам применяется штраф, равный до 120 тысяч, принудительные работы или же лишение свободы на срок до 8 лет. Часть 4 предусматривает ответственность за нарушение правил производства, учёта, хранения, транспортировки рассматриваемых веществ, когда это влечёт причинение существенного вреда.

Наказание в этой ситуации представлено в виде штрафа, равного до 200 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 480 часов, исправительные работы до 2 лет. Также может применяться принудительные работы на срок до 2 лет, аналогичный срок установлен для лишения свободы. В качестве дополнительного наказания выступает ограничение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью. Продолжительность – до 3 лет.

Примечание к статье предусматривает, что список веществ, обладающих ядовитыми или сильнодействующими свойствами, закреплён в Постановлениях Правительства РФ, равно как и крупный размер относительно этих веществ.

Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, — наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, — (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) Комментарий к статье 234 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 9. 1. Основным непосредственным объектом преступления является здоровье населения. Дополнительным — установленный нормативными актами оборот сильнодействующих и ядовитых веществ. 1.1. В качестве предмета настоящего преступления выступают сильнодействующие вещества — препараты, которые, не являясь наркотическими, способны причинить серьезный вред здоровью человека при употреблении без предписания врача. Списки, утвержденные Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, включают в себя не только лекарственные, но и ряд синтетических препаратов, которые не разрешены к употреблению в качестве лекарственных средств. Сильнодействующие вещества обладают двумя признаками: медицинским и юридическим. С медицинской точки зрения таковыми признаются вещества, способные причинить значительный вред здоровью человека. Юридических признаков два: 1) данные вещества официально не признаны наркотическими средствами или психотропными веществами и не включены в Перечень N 1 наркотических средств; 2) данные вещества включены в список N 1 сильнодействующих веществ, утвержденный Заключением Постоянного комитета по контролю наркотиков, и веществ таблиц I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Список N 1 содержит 106 наименований, а также значительно большее количество производных от веществ, признанных сильнодействующими. Из числа наиболее распространенных в медицинской практике можно назвать седуксен, аллобарбитал, аминазин, реланиум, клофелин, мезепан, эфедрин, хлороформ и другие. Постоянный комитет по контролю наркотиков специально подчеркнул, что данные списки не являются исчерпывающими. Во всех случаях, когда возникает вопрос, можно ли соответствующее вещество или лекарственное средство отнести к сильнодействующим (если его нет в изданных списках), он решается экспертным путем, в том числе и по заключению Президиума Постоянного комитета по контролю наркотиков. 1.2. Ядовитые вещества также обладают медицинскими (фармакологическими) свойствами и юридическими признаками. С медицинской точки зрения ядовитыми считаются вещества, которые при потреблении даже в небольших дозах могут вызвать смерть человека или наступление тяжких последствий для его здоровья. С юридической точки зрения данные вещества не отнесены к наркотическим средствам или психотропным препаратам и официально не признаны таковыми. С другой стороны, они включены в список N 2 ядовитых веществ, утвержденный Заключением Постоянного комитета по контролю наркотиков, и веществ таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Список ядовитых веществ включает 31 наименование, в том числе ангидрид уксусной кислоты, мышьяковистый ангидрид, очищенный пчелиный яд, ртуть, стрихнин, фенол, цианистый калий и другие. Он тоже не является исчерпывающим, и вопрос о признании того или иного вещества ядовитым может быть решен экспертизой. 2. Объективная сторона комментируемого состава преступления носит сложный характер. Для ее описания законодатель использует альтернативную диспозицию. К числу деяний, образующих объективную сторону преступления, законодатель относит незаконные: 1) изготовление; 2) переработку; 3) приобретение; 4) хранение; 5) перевозку; 6) пересылку — в целях сбыта; 7) сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ. Она состоит из одного или ряда действий, перечисленных выше и получивших общее название «незаконный оборот». Незаконными являются указанные в диспозиции данной статьи действия, совершенные помимо или с нарушением установленных правил или без соответствующего разрешения, выдаваемого только государственными органами в научных, медицинских и иных целях. Хранение сильнодействующих или ядовитых веществ — это любое владение, фактическое обладание данными предметами. При этом ни длительность, ни место хранения сильнодействующих или ядовитых веществ (при себе, в помещении, в тайниках либо где-то в других труднодоступных местах) на квалификацию рассматриваемого деяния не влияют. Изготовление сильнодействующих или ядовитых веществ — это действия, направленные на получение (переработку) этих веществ из природного сырья и из обычных, не вредоносных веществ путем объединения их частей в нужных пропорциях. Оборудование для изготовления и переработки сильнодействующих и ядовитых веществ — это любые инструменты, приборы, механизмы, используемые для подобных целей. В отличие от оборудования, применяемого для изготовления наркотических и психотропных веществ, оно не должно находиться под специальным контролем, что может весьма затруднить доказательство незаконности операций. Переработка — это превращение сырья и полуфабрикатов в готовые сильнодействующие или ядовитые вещества, а также их рафинирование (очистка от посторонних примесей) в целях повышения концентрации препарата. Под приобретением следует понимать любые действия, в результате которых лицо стало фактическим обладателем сильнодействующих и ядовитых веществ. Таковыми могут быть признаны покупка, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы или в дар, в уплату долга, присвоение найденного. Приобретение путем хищения или вымогательства квалифицируются по совокупности со статьями о хищениях или вымогательстве. Под пересылкой понимается незаконное перемещение сильнодействующих или ядовитых веществ в виде почтовых или багажных отправлений либо иным способом, когда транспортировка этих средств осуществляется без участия отправителя. Перевозка — любые умышленные действия по перемещению сильнодействующих или ядовитых веществ независимо от способа транспортировки и места хранения. Чаще указанные предметы перевозятся в специально оборудованных тайниках. Сбыт представляет собой способ распространения, при котором сильнодействующие или ядовитые вещества переходят в фактическое владение других лиц. Это может быть продажа, обмен, дарение и другие действия. 3. Состав данного преступления является формальным, и оно будет окончено в момент совершения следующих действий: — при незаконном изготовлении — с момента приготовления; — при приобретении — с момента завладения и получения возможности распоряжаться; — при переработке — с момента приобретения этими препаратами свойств сильнодействующих либо ядовитых веществ; — при перевозке — с момента начала транспортировки; — при пересылке — с момента сдачи посылки, бандероли, багажа и т.п. 3.1. Следует обратить внимание на то, что изготовление считается оконченным тогда, когда получены вышеназванные вещества, по своей концентрации, количеству и свойствам способные создать опасность для жизни и здоровья людей. Действия, непосредственно направленные на получение сильнодействующих или ядовитых веществ (сам процесс изготовления), когда еще не было получено готового препарата, являются покушением и квалифицируются по статье 30 (приготовление к преступлению и покушение на преступление) Уголовного кодекса Российской Федерации и комментируемой статье — соответственно. 3.2. Незаконное приобретение отдельных компонентов для процесса изготовления сильнодействующих или ядовитых веществ следует считать приготовлением к комментируемому преступлению. 4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления — прямой умысел. В конкретном случае виновный осознает, что осуществляет незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, и желает этого. Обязательным условием при этом является то, что незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ должен осуществляться со специальной целью — сбыт. Иначе говоря, если сильнодействующие или ядовитые вещества изготавливаются, хранятся, перевозятся, приобретаются для личного потребления, тогда состав преступления отсутствует. 5. Субъектом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, является лицо, обладающее набором из трех следующих признаков: — физическое лицо; — вменяемое лицо; — лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. 5. Часть 2 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает повышенную уголовную ответственность за совершение тех же действий группой лиц. 6. Под совершением преступления группой лиц понимается участие в преступлении двух и более лиц. 7. Часть 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает особо квалифицированный состав. Ответственность наступает за те же действия, которые указаны в частях 1 и 2 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, но совершенные организованной группой и в крупном размере. Такой признак, как организованная преступная группа, представляет собой устойчивую группу, состоящую из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения, как правило, нескольких преступлений. Крупный размер определяется исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом количества сильнодействующего или ядовитого вещества, его возможностей воздействия на организм человека. Критерии крупного размера сильнодействующих и ядовитых веществ в нормативном порядке не установлены. В этой связи следовало бы считать, что он должен определяться экспертным путем. 8. Субъективная сторона деяния, предусмотренного частью 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, характеризуется прямым умыслом. 9. Субъект преступления по частям 1, 2 и 3 статьи 234 — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. 10. Часть 4 статьи 234 УК предусматривает иной состав преступления, имеющий определенное сходство, но и отличающийся от сформулированных в частях 1, 2 и 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации по признакам объективной и субъективной сторон. Предметом данного преступления также являются сильнодействующие или ядовитые вещества. Объективная сторона этого преступления состоит из ряда действий, каждое из которых образует состав названного преступления: — нарушение правил производства; — нарушение правил приобретения; — нарушение правил хранения; — нарушение правил учета; — нарушение правил отпуска; — нарушение правил перевозки; — нарушение правил пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда. Состав рассматриваемого деяния является материальным. Обязательными признаками объективной стороны признаны деяние, последствие, а также причинно-следственная связь между ними. 10.1. Диспозиция данной статьи бланкетная. Для того чтобы правильно квалифицировать названные действия, необходимо обратиться к правилам, установленным Приказом Министра здравоохранения РСФСР N 1311 от 30 декабря 1982 года. 10.2. За нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ несут уголовную ответственность как должностные лица, допустившие нарушение этих правил, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны их соблюдать. Как указал в своем Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (справочно-правовая система «»), при наличии в действиях должностного лица, допустившего нарушение этих правил, признаков должностного преступления (злоупотребление, взяточничество и др.) содеянное следует дополнительно квалифицировать по статье Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за должностное преступление. Ответственность по части 4 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает только при наличии последствий: хищение либо причинение иного существенного вреда здоровью. 10.3. Существенным вредом могут быть признаны такие последствия нарушения указанных правил, как заболевание людей, загрязнение окружающей природной среды (воды, земли, атмосферы и т.п.).

К тексту закона »

Комментарий к ст. 234 УК РФ

Ст. 234 УК РФ имеет большое количество комментариев. Рассматриваемая статья содержит в себе наказание за два состава преступных деяний, которые являются самостоятельными. В первом случае речь идёт о переработке, изготовлении, перевозке, хранении сильнодействующих или ядовитых веществ, которые совершены незаконно. Второй состав представлен нарушением правил относительно совершения перечисленных действия, что влечёт наступление существенного вреда.

Основной объект – общественные отношения, которые обеспечивают законный оборот веществ, а также здоровье людей. Дополнительный объект – безопасность экологического, общественного характера. под предметом понимаются вещества, обладающие сильнодействующими или ядовитыми свойствами, которые не являются наркотическими, психотропными. Перечень таких веществ формируется Правительством. В списки включаются 43 наименования ядов и 93 названия сильнодействующих веществ.

Законодательством Российской Федерации предусматривается специальный порядок относительно лекарственных веществ, которые относятся к группе сильнодействующих или ядовитых. Для таких веществ ведётся предметно-количественный учёт. Осуществляют учётную деятельность аптеки, организации, осуществляющие деятельность в сфере оптовой торговли лекарствами, частнопрактикующие врачи, лечебно-профилактические учреждения. Средства подлежат отпуску из аптек по рецептам, которые выписываются на специально предусмотренных бланках.

Минимальный размер данных веществ, за использование которого наступает ответственность по рассматриваемой статье – не предусматривается. Если говорить относительно оборудования, которое используется для переработки или изготовления либо переработки сильнодействующих и ядовитых веществ. К таковым относят аппараты, инструменты, комплексы, установки. Специальный контроль относительно такого оборудования не устанавливается. Перечни оборудований не составляются.

Объективная сторона предусмотрена в виде действий, перечисленных в уголовном законе. Незаконное совершение таких действий говорит о том, что нарушаются установленные правила относительно их выполнения либо отсутствует разрешение в ситуации, когда оно требуется. Незаконно совершаемый сбыт будет выступать составом преступления в любой ситуации, независимо от того на каком основании были приобретены средства.

Состав относится к числу формальных, так как преступление считается оконченным после совершения одного из указанных выше действий. Действий, указанные в части 1 статьи 234 УК, окончены с моменты начала их выполнения. Если говорить о сбыте, а также оборудовании для переработки или изготовления рассматриваемых веществ будет окончено, когда завершены действия, направленные на сбыт.

Субъективная сторона может быть охарактеризована прямым умыслом, а также наличием специальной целью. Эта цель выступает в виде желания сбыть сильнодействующие или ядовитые вещества. Мотивы, которыми руководствуется виновный могут быть различными и не влияют на квалификацию.

Читайте также:  “Я думал, что придется драться с первого дня”: о жизни зека на строгом режиме — из первых уст

Субъект в данном случае общий, то есть это вменяемое, физическое лицо, которое достигло возраста 16 лет. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ предусматривает квалифицированный состав в виде совершения преступного деяния группой лиц, имеющей предварительный сговор. Особо квалифицированный состав – действия совершаются организованной группой либо в крупном размере.

Крупный размер устанавливается Постановлением Правительства от 2007 года № 964.

Следует рассмотреть второй состав преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ. Его непосредственным объектом являются общественные отношения, которые охраняются законами. Они обеспечивают специальные правила для оборота таких веществ. Дополнительный объект – общественная безопасность, сохранность имущества и прочее. Предметом будет вещества, обладающие сильнодействующими или ядовитыми свойствами, которые не отнесены к категории наркотических либо психотропных.

Объективная сторона выражена в действиях, которые прописаны в законе. Они связаны с нарушением правил оборота рассматриваемых веществ.

Образуется объективная сторона за счёт сложения таких признаков:

  • нарушены правила, установленные для оборота;
  • последствия представлены в виде хищения веществ либо причинения существенного вреда;
  • наличие причинной связи между двумя пунктами.

Понятия, перечисленные в части 4 рассматриваемой статьи таковы – производство понимается как действия, имеющие своей направленностью серийное получение из растений или химикатов веществ, обладающих ядовитыми или сильнодействующими свойствами. Учёт требуется, чтобы провести подсчёт и фиксацию таких веществ.

Нарушение правил оборота касается как ситуаций, когда они не соблюдаются либо соблюдаются, но с некоторыми нарушениями. Подобные правила устанавливаются в законодательных актах, действующих на законодательном уровне. На сегодняшний день лучше урегулированы вещества, относящиеся к группе лекарственных, в остальных случаях единых правил нет.

Последствия, представленные хищение денежных средств, говорит о наличии оконченного преступного деяния. Понятие его даётся в положениях статьи 158 УК РФ. В такой ситуации не имеет значения размер похищенного, то есть даже при малозначительности состав преступления будет иметь место.

Если в результате совершения деяния, предусмотренного статьёй 234 УК, по неосторожности причиняется тяжкий вред здоровью человека или наступает летальный исход – это не охватывается данной нормой. Требуется применять в совокупности статьи 118 или 109 и 234 УК. Для установления наличия причинной связи требуется определить, что существенный вред наступил в результате нарушения правил оборота.

Состав деяния относится к числу материальных – окончен в момент, когда проявились последствия, которые отражены в законодательстве. Субъективная сторона по мнению разных авторов может быть выражена как в форме умысла, так и по неосторожности. Относительно наступивших последствий законодатель прямо прописывает в статье, что виновный действует неосторожно. Субъект в таком случае специальный – это может быть только человек, который несёт обязанность по соблюдению правил оборота.

Дело N838-О.

Законы и кодексы » Уголовный кодекс Российской Федерации » Особенная часть » Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка » Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности » Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта » Дело N838-О. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 апреля 2020 г. N 838-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

НИКИШИНА ЭДУАРДА ВИКТОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

Читайте также:  Особенности подачи заявления об угоне автомобиля: форма и сроки

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 226.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Э.В. Никишина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Приговором суда от 29 марта 2020 года гражданин Э.В. Никишин осужден за незаконное перемещение (ввоз) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ядовитого вещества (ртути), которое было квалифицировано как преступление, предусмотренное частью первой статьи 226.1 УК Российской Федерации. При этом суд проверил и на основании исследованных доказательств отклонил доводы подсудимого о добровольной выдаче им ядовитого вещества. Апелляционным определением от 19 мая 2020 года приговор изменен в части решения судьбы изъятых предметов. Постановлением от 30 ноября 2016 года в передаче кассационной жалобы Э.В. Никишина для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Э.В. Никишин оспаривает конституционность статьи 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» УК Российской Федерации. По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 1 (часть 1) , 17 (часть 1) , 19 (часть 1) , 46 (часть 1) , 49 , 54 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку несоразмерно ограничивает права граждан, допуская привлечение к уголовной ответственности за любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза ядовитого вещества, в том числе сопровождаемое его добровольной выдачей, а также не позволяя — вследствие правовой неопределенности — разграничить запрещенные и разрешенные действия, связанные с таким перемещением.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В Постановлении от 16 июля 2020 года N 22-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что соблюдение требования формальной определенности уголовного закона, вытекающего из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 1 (часть 1) , 4 (часть 2) , 6 (часть 2) , 15 (часть 2) и 19 ( части 1 и 2 ), и подразумевающего ясное и четкое определение признаков преступления, без чего не может быть достигнуто единообразное понимание и применение соответствующих норм, а значит, и соблюдение общих принципов правового регулирования и правоприменения и равенство всех перед законом, обеспечивается в правовом регулировании как содержанием конкретных нормативных положений, включая нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, так и наличием системных и иерархических связей различных нормативных предписаний.

Статья 226.1 УК Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.

Оценка определенности положений этой статьи может быть осуществлена лишь в привязке к положениям нормативных правовых актов, устанавливающих перечень соответствующих веществ и порядок их перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС, в том числе учитывающий наличие единой таможенной территории и унифицированное таможенное регулирование, включая единые правила декларирования и таможенные режимы ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 1924-О).

Так, ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включены в перечень товаров для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории ( пункт 1.5 приложения 2 к заключенному Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 18 июня 2010 года Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском). Пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2020 года N 30 «О мерах нетарифного регулирования» установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с этой территории товаров по перечню согласно приложению N 2, которое относит ртуть металлическую к ядовитым веществам, не являющимся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (позиция 23 раздела 2.13) . В соответствии с пунктами 3 и 4 приложения N 19 к указанному Решению ввоз ядовитых веществ осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 года N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме , утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года N 45, за исключением помещения ядовитых веществ под таможенную процедуру уничтожения; ввоз физическими лицами ядовитых веществ в качестве товаров для личного пользования запрещен.

В силу примечания к статье 234 УК Российской Федерации списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей этой статьи и других статей данного Кодекса (включая его статью 226.1 ) утверждаются Правительством Российской Федерации, что и было сделано постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964, включившим ртуть металлическую, за исключением случаев, когда ртуть находится в аппаратуре, в том числе измерительной и осветительной, выпускаемой по официальной технической документации, утвержденной уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, или в указанной аппаратуре, ввозимой на территорию Российской Федерации в установленном порядке, а также соли ртути в соответствующий список ядовитых веществ.

Таким образом, действующие в системе правового регулирования положения статьи 226.1 УК Российской Федерации не содержат неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своих поступков и предвидеть наступление ответственности за их совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению данных законоположений правоприменительными органами. Оспаривая положения этой статьи в связи с необходимостью учета добровольной выдачи ядовитых веществ в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности, заявитель, по существу, ставит вопрос о внесении целесообразных, по его мнению, изменений в уголовный закон, разрешение которого не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никишина Эдуарда Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судебная практика по статье 234 УК РФ

Гарантом сокращения уровня преступности выступает привлечение виновных лиц к ответственности, закреплённой в законодательстве. Примеров судебной практики по рассматриваемой категории дел достаточно.

К числу таковых можно отнести:

  1. Решение суда города Ставрополь, вынесенное в апреле 2020 года. Судья рассмотрен уголовное дела в отношении гражданина С., которые совершил умышленные действия, которые выражены в незаконном хранении и сбыте сильнодействующих веществ. При этом действие совершено в крупном размере. Из обстоятельств дела следует, что С. купил и стал хранить препарат, которые не относится к категории наркотических, но при этом обладает сильнодействующими свойствами. Общее количество приобретённого препарата составило 10 грамм. С. хранил его в неустановленном месте. Затем С., имея корыстные намерения, решил сбыть данный препарат – передал его за определённое денежное вознаграждение гражданке К. Согласно проведённому исследованию переданный С. препарат является сильнодействующим веществом. Постановление Правительства предусматривает, что относительно данного вещества масса 10 грамм трактуется как крупный размер. Гражданка К. в добровольном порядке передала полученный препарат сотрудникам полиции. По результатам рассмотрения дела суд пришёл к выводу, что гражданин С. виновен в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 234 УК и назначил ему наказание в виде 2 лет лишения свободы.
  2. Автозаводским районным судом вынесен приговор в отношении гражданина Ч., который признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 статьи 234 УК РФ. Из материалов дела следует, что Ч. посредством использования сети интернет приобрёл у неустановленного лица сильнодействующее вещество с целью сбыта, имея при этом корыстные побуждения. Далее Ч. продолжил реализовывать свой преступный умысел и предложил гражданке А. оказать ему содействие в получении корреспонденции от неустановленного лица. В данной посылке содержались приобретённые Ч. вещества. Гражданка А., не зная об истинных намерениях Ч. и его целях согласилась помочь ему на безвозмездной основе и получить посылку в отделении почты. А. отправилась в почтовое отделение, где получила 4 конверта, направленные на имя гражданина Ч., затем передала их ему. Ч. хранил полученные препараты при себе, при этом имел целью сбыть их неопределённому кругу лиц. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий Ч. был задержан. Обнаруженные при нём сильнодействующие вещества представлены в крупном размере, что подтверждено заключением экспертизы. При рассмотрении дела суд учитывает в качестве смягчающих обстоятельств то, что Ч. активно содействовал следствию, сообщал пароли на телефонах, детально пояснял обстоятельства дела. Он признан виновным в совершении деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 234 УК и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 60 тысяч рублей.
  3. Ещё один приговор вынесен судом города Тамбов в апреле 2018 года. Гражданин К. признан виновным в совершении деяния, предусмотренного частью 1 статьи 234 УК РФ. Суд установил, что К., имея умысел на незаконный сбыт сильнодействующего вещества, сбыл гражданину Ю. без специального рецепта от медицинской организации одну ампулу, содержащую 1,12 грамма сильнодействующего вещества.

Во время личного досмотра у Ю. изъята указанная ампула. Проведена экспертиза содержимого, в результате которой установлено, что в ней находится сильнодействующее вещество.

Читайте также:  Какая статья за вмешательство в семейную жизнь третьим лицом, так как он разрушает семью и как его можно привлечь к ответственности.

Согласно перечню, который содержится в Постановлении Правительства, указано, что вещество трамадол, которое обнаружено в ампуле относится к числу сильнодействующих. При этом количество, в котором представлен препарат, не относится к крупному размеру. Действия К. квалифицированы по части 1 статьи 234 УК. Виновному назначен штраф в размере 20 тысяч рублей.

Судебная практика по данной категории дел обширна.

Борьба с незаконным оборотом лекарственных средств и медицинских изделий

4. В Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также были внесены соответствующие дополнения. Законодательно закреплено, какие медицинские изделия являются фальсифицированным, недоброкачественными или контрафактными.

Так, фальсифицированным медицинским изделием является медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе). Например, отсутствие эффекта, заявленного в аннотации к данному изделию или указание производителя, который таковым по отношению к данному изделию не является. При этом у указанного производителя отсутствует патент на данное изделие.

Недоброкачественное медицинское изделие — медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации.

Таким образом, понятие «недоброкачественное» означает отсутствие требуемых законом параметров качества и безопасности. Например, медицинское изделие произведено из токсичных материалов, с нарушением технологии или у него истек срок годности. В большинстве случаев сделать вывод о недоброкачественности медицинского изделия можно на основании соответствующей экспертизы.

Наибольшая трудность возникает с определением медицинского изделия как контрафактного. Так, согласно части 14 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ Контрафактное медицинское изделие — медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ оборотоспособность рассматривается как юридическое свойство, присущее всем объектам гражданских прав. Все объекты гражданских прав свободны в обращении, за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изложенная ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» норма, дает достаточно пространное определение понятию «контрафактное медицинское изделие», не раскрывает критериев отнесения того или иного медицинского изделия к «контрафактным», говоря лишь в целом о нахождении медицинского изделия в обороте с нарушением гражданского законодательства. А значит, невозможно дать однозначную оценку и отнести то или иное медицинское изделие к контрафактному или к находящемуся в обращении с нарушением установленных правил.

В данном случае считаем необходимым рассмотреть данное понятие с точки зрения разных подходов к толкованию. Так, исходя из буквального толкования указанного выше понятия, любое нарушение гражданского законодательства, связанное с оборотом медицинских изделий (отсутствие регистрационного удостоверения, сертификатов или декларации соответствия и иной документации) является основанием для признания его контрафактным.

Однако понятие «контрафактный» в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет конкретную смысловую нагрузку. Так, согласно п.1 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Пунктом 4 статьи 1252 ГК РФ также установлено, что материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, являются контрафактными в случае, когда их изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство.

Следовательно, содержанием рассматриваемого понятия с точки зрения Гражданского кодекса РФ является нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Если исходить из системного толкования указанных выше норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Гражданского кодекса РФ, то под нарушением гражданского законодательства в рамках определения понятия «контрафактная медицинская продукция» понимается не любое нарушение гражданского законодательства, а именно в сфере исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Данная позиция, по мнению юристов ГК «Аваль», является более правильной и соответствующей нормам гражданского законодательства.

Несмотря на законодательное закрепление термина «контрафактное медицинское изделие», проблема его толкования не только не была разрешена, но и вызвала правовую неопределенность относительно квалификации административного правонарушения по статье 6.33 «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» или статье 6.28 «Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий» КоАП РФ. При этом необходимо отметить, что ответственность, предусмотренная статьей 6.28, значительно мягче по сравнению со статьей 6.33 КоАП РФ.

Отсутствие судебной практики по привлечению к административной ответственности по введенной в действие статье 6.33 КоАП РФ и отнесению медицинских изделий, находящихся в обороте с нарушением гражданского законодательства, к контрафактным, не дает возможности сделать однозначный вывод о том, какой из изложенных позиций будет придерживаться суд.

Помимо дополнений, указанных выше, в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также были внесены соответствующие дополнения в части установления запретов:

Консультации и комментарии юристов по ст. 234 УК РФ

Профессиональные юристы говорят о том, что позиций относительно преступных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, в частности, их характеристики, существует несколько. Деяния, закреплённые в статье 234 УК РФ, зачастую становятся темой дипломов, рефератов, курсовых и прочих научных работ.

Срок давности по рассматриваемой категории деяний зависит от того, по какой части статьи будет квалифицировано преступление. К примеру, часть первая относится к преступлениям небольшой тяжести, соответственно, давность по ней равна двум годам. Изменение указанного срока связано с тяжестью содеянного. Подследственность статьи 234 УК относится к следователям органов внутренних дел России.

Такие вещества:

  • обладают одурманивающим воздействием на человека, при этом не являющиеся наркотиками;
  • способны причинить вред здоровью.

Если человек употребит ядовитые вещества, то это причин сильное отравляющее воздействие, может выразиться в летальном исходе, а также нанести тяжкий вред здоровью. Стероиды к числу таковых не относятся. Если имеет место их соединение с отравляющими веществами, то они могут стать ядом.

Кто может стать обвиняемым по статье 238.1 УК

Елена Мадар, мать четырехлетнего ребенка, страдающего эпилепсией

Мы перепробовали много препаратов, но подошел только незарегистрированный — его нам выписал врач-эпилептолог, и препарат этот принимают довольно много больных эпилепсией.

В начале января мне позвонили из интернет-аптеки, где я заказывала препарат, рассказали про этот закон и сообщили, что доставлять мне его больше не смогут. Самостоятельно выезжать за границу у меня возможности нет. Кого-то просить из знакомых привезти я теперь тоже не могу, потому что это уголовное дело. Препарат сейчас попросту негде взять.

Теоретически я, наверное, могу заказать это лекарство через учреждение Минздрава, каковым является любая больница, но, во-первых, это очень долго делать, а во-вторых — сложно. После принятия этого закона все врачи начали назначать вместо незарегистрированных отечественные препараты, чтобы не заморачиваться с консилиумами и экспертными заключениями. К тому же, итоговый ответ, само разрешение на ввоз, нужно получать в Москве лично в руки, а я живу в Архангельске.

Раньше я покупала по одной-две пачки препарата, потому что знала, что в аптеке он не кончится, что проблем с этим нет. Сейчас его в регионы вообще не отправляют, это еще недели за полторы до принятия закона случилось. Мы и так покупаем все это за свои деньги, хотя, по идее, препараты для детей-инвалидов с орфанными заболеваниями должны предоставляться бесплатно. Мы тратим свои деньги, причем цена на лекарство зависит от курса евро, и с ростом они очень подорожали. А сейчас вообще меня лишили возможности даже это делать. Вместо того, чтобы защитить наших детей, государство нам чинит в этом препятствия. Не хотите помогать — могли бы хотя бы не мешать!

Екатерина Стюарт, президент Ассоциации больных туберозным склерозом

В первую очередь под ударом этого закона окажутся те пациенты, которые получают лекарства, не зарегистрированные на территории РФ, но прошедшие клинические испытания и в других странах успешно применяющиеся для лечения орфанных заболеваний, например, эпилепсии. Как они их доставали — это была личная проблема пациентов, их никто не видел и не слышал. Люди, чтобы сохранить жизнь, просто покупали лекарства за свои деньги, просили у друзей привезти, заказывали через интернет-аптеки. Кто как мог, тот так и спасал свои жизни. Государство в этом участия не принимало.

У меня орфанный ребенок. Препарата, которым я лечу ребенка, в наличии нигде нет. Приходится покупать в Германии, возить, заказывать в интернет-аптеках. Сейчас интернет-аптеки продавать перестали. Есть какие-то отдельные, но там уже через четыре недели, за какие-то большие деньги, и без гарантии, что это пройдет через таможню. Этот закон просто ставит жизни людей под угрозу, и я не знаю, что будет дальше, если в него поправки не внесут, не признают, что наши дети и взрослые могут лечиться по международным протоколам, если им это жизненно необходимо.

Сейчас у меня лично есть запас до мая. Потом я возьму визу туристическую и поеду в Германию. Куплю в аптеке этот препарат и повезу его через границу. У меня нет других вариантов. Тут вопрос или жизни моего ребенка, или соблюдения закона. Я, в первую очередь, мама. Я выберу ребенка, и повезу этот препарат, и привезу его родителям других больных детей. Потому что других вариантов у нас не осталось. Какой родитель станет смотреть на закон, зная, что его ребенок в реанимации из-за этого закона?

Сергей Айвазян, врач-эпилептолог, член экспертных советов по нейрофизиологии и хирургии эпилепсии Российской противоэпилептической лиги

В смысле пострадавших от этого закона есть две стороны. Одна сторона — это пациенты. Их две категории. Первая — это те, которые уже принимают этот препарат. Им же надо как-то его ввозить. Он у них эффективен. Ребенок, например, жив до сих пор благодаря этому препарату. А родители не могут его ввезти, потому что на таможне их теперь могут арестовать. В случае обрыва приема, по моей специфике — это резкое возрастание числа эпилептических припадков, и, как последствие, вполне возможный летальный исход. Вторая категория — те пациенты, которые являются потенциальными кандидатами на назначение таких препаратов. Есть ребенок. Я знаю, что ему поможет конкретно это, а не то, что есть в аптеке. Как врач, я должен его родителям посоветовать именно этот препарат, но я сделать этого из-за закона не могу. Фактически, эти дети лишаются возможности качественно лечится в результате того, что врачи просто перестают открывать информацию о тех или иных препаратах. Поэтому им придется лечится тем, что есть в аптеках. В таком случае можно всю жизнь подбирать препарат из российских аптек, и так его и не подобрать.

Вторая сторона пострадавших — это врачи. Как можно выдавать заключение ребенку, и не указывать, какое на самом деле ему нужно лечение? Просто потому, что есть такой закон, просто потому, что депутаты взяли и, абсолютно не посоветовавшись с врачебным сообществом, решили приравнять незарегистрированные препараты к контрафакту. Ведь это аморально для врача — не информировать пациента в полной мере о возможностях лечения его болезни. Такой выбор: вы можете значительно улучшить жизнь пациента, вы можете наладить жизнь его семье, наверняка после этого препарата не будет припадков, а они бывают ежедневными, иногда до сотни в день — или вы можете соблюсти закон. Врач боится, держит в тайне эту информацию, а ребенок усугубляет свою инвалидность. Теперь 99% врачей однозначно откажутся написать в заключении, что пациенту показан прием незарегистрированного препарата, боясь санкций. Никому эти сложности не нужны.

Я после вступления закона в силу пробую как-то выкручиваться, пишу в заключениях идиотские фразы: «пациент информирован, о том, что существует эффективный препарат такой-то, в таких-то дозировках, но пациент предупрежден, что он не зарегистрирован на территории РФ». А дальше они вынуждены будут все равно нарушить закон, потому что интернет-аптеки сейчас не продают. Обычно как делается? Есть форум по тому или иному орфанному заболеванию, там, допустим, десять семей. Они договариваются, кто-то один едет, покупает там на всех. А в законе написано, что уголовная ответственность начинается с покупки на 100 тысяч рублей. И непонятно, купить на 10 семей — это значит с целью сбыта или нет? То есть однозначно человека остановят и поведут в суд. Пациенты не могут выезжать раз в месяц и покупать только для себя лекарство.

Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь»

Работу нашего фонда никак этот закон не заденет. У нас действительно есть программа по ввозу незарегистрированных лекарств для детей, но мы это делаем через специальное разрешение Минздрава. Этот закон заденет тех пациентов, чьи врачи такие документы не оформляют. Сейчас у клиник есть право оформить документы на ввоз конкретного незарегистрированного препарата. Право не означает, что это обязанность. Если клиника порекомендует пациенту лекарство, но документы на ввоз не оформит, больному придется выкручиваться самостоятельно, и, возможно, стать фигурантом уголовного дела. Потому что как понять, с целью сбыта или без цели сбыта ввезено лекарство, в законе не указано.

Александр Саверский, президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»

Закон затронет только тех, кто ввозит в Россию незарегистрированные лекарства с целью сбыта. Если какие-то фонды завозят лекарство с целью сбыта — им грозит ответственность. Если нет, и лекарство ввозится для конкретного пациента — то не грозит. Обычно в России этим занимаются или фонды, или люди самостоятельно закупают на год вперед за границей, и все. Для себя люди покупать могут, по крайней мере, я так этот закон прочитал. А как прокурор прочитает — я не знаю. УК не регулирует ввоз незарегистрированных лекарств, а просто защищает нашу безопасность, защищает нас от контрафакта. Если лекарство не зарегистрировано, нельзя исключить, что оно не является поддельным. Поэтому этот закон, я считаю, в наших интересах написан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика