Из этой статьи вы узнаете:
- Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ
- Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ
- Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним
Ограничение конкуренции по 44-ФЗ считается серьезным нарушением, за которое предусмотрена различная ответственность, вплоть до уголовной. Законодательством перечислены ситуации, которые могут считаться ограничением, поэтому задача заказчика и поставщика не допустить их возникновения.
Помимо прямого нарушения указанных предписаний, существуют и другие способы ограничить доступ к контракту. Однако при выявлении таких ситуаций суды выносят обвинительные решения. В нашей статье мы дадим обзор судебной практики и приведем примеры ограничения конкуренции.
- Ограничение конкуренции
- Судебная практика
- Запреты
- Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Методы
- Согласованные действия
- Правовые нормы урегулирования
- Неправомерные соглашения
- Преимущества и недостатки конкуренции
- Сложности
- Спорный момент
- Решение вопроса на практике
- Рекомендации
- Ограничение конкуренции по 44-ФЗ
- Законодательное регулирование
- Ответственность за нарушения
- Картели
- Формы и виды конкуренции
- Запреты для властных структур
- Уголовная ответственность
- Состав злодеяния и квалифицирующие признаки
Ограничение конкуренции
Признаки этого явления предусмотрены в нормативном акте № 135. Как характеризуется ограничение конкуренции? Статья 4 указанного нормативного акта содержит следующие признаки:
- Сокращение количества экономических субъектов, не относящихся к одной группе лиц.
- Уменьшение или повышение стоимости товара, не обусловленные изменениями условий обращения продукции на рынке.
- Отказ экономических субъектов, не относящихся к одной группе, от самостоятельных действий.
- Определение общих правил товарооборота на рынке соглашением между участниками или на основании указаний одного лица, или при согласовании предприятиями своих действий.
В процессе деятельности экономических субъектов могут возникать и иные факторы, создающие возможность для какой-либо компании или нескольких фирм воздействовать на условия товарного обращения в одностороннем порядке. Например, соответствующие обстоятельства могут появиться в ходе муниципальной или государственной закупки. Ограничение конкуренции в таких случаях выражается в установлении местными или госорганами власти требований к экономическим субъектам или товарам, не предусмотренных нормативными актами.
Читайте также: Ответственность за мелкое хулиганство. Что грозит и какой штраф предусмотрен.
Судебная практика
Как показывает судебная практика, судебные органы имеющуюся буквальную трактовку не используют в процессе разбирательства и подходят к вопросу с точки зрения разумности и обоснованности.
Так, например, в Постановлении ВАС РФ от 16.11.2015 года №А40-188369/2014 в качестве подтверждения устного картельного соглашения судом было рассмотрено приведенное ФАС в качестве доказательства совпадение электронных учетных записей, с помощью которых производилась регистрация заявок на участие в аукционе. Один из участников создавал заявки от своего имени и от имени своего соперника с одного и того же IP. В учет так же приняли и полную идентичность самих заявок. Итог для предприятия: проигрыш в высшей судебной инстанции и штраф.
Случаются также ситуации, когда к ответственности привлекают должностных лиц государственных органов. Например, в деле об организации конкурса на размещение рекламных конструкций суд признал, что неверно указанный адрес размещения объектов рекламы ограничивал конкуренцию и заранее вводил в обман потенциальных участников тендера (Определение ВАС РФ № 303-КГ15-3051 от 24.07.2015 года).
Частные примеры незаконного ограничения конкуренции в сфере госзакупок приведены в видео ниже.
Запреты
Согласно нормативному акту о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, не допускаются соглашения либо согласованные действия предприятий на рынке, если они могут привести либо вызвали:
- Поддержание/установление тарифов/стоимости, надбавок, скидок.
- Снижение, повышение, сохранение цен на торгах.
- Раздел рынка по объему реализации, территориальному признаку, ассортименту продукции, составу заказчиков/покупателей или продавцов.
- Технологически или экономически необоснованный отказ от совершения сделок, если он прямо не устанавливается нормативными актами.
- Навязывание контрагенту условий, для него невыгодных или не связанных с предметом договора.
- Технологически, экономически или другим образом не обоснованное установление разных цен на один товар.
- Прекращение/сокращение производства продукции, на которую есть спрос или на поставку которой размещены заказы при возможности рентабельного ее выпуска.
- Создание препятствий для доступа на рынок либо выхода из него для других фирм.
- Установление условий участия/членства в профессиональных либо других объединениях, если это приводит или может вызвать недопущение, устранение, ограничение конкуренции, установление необоснованных критериев для членства, выступающих препятствием для участия в платежных либо других системах, без чего субъекты, соперничающие друг с другом, не в состоянии предоставить требуемые финансовые услуги.
Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового регулирования защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в РФ, поскольку механизм конкуренции является важнейшим показателем функционирования рыночной экономики и он должен находиться под защитой государства.
Ключевые слова: конкуренция, монополистическая деятельность, предпринимательская деятельность недобросовестная конкуренция.
This article discusses issues related to the legal regulation of the protection of competition in business in the Russian Federation, since the competition mechanism is an important indicator of the functioning of a market economy and should be protected by the state.
Keywords: competition, monopolistic activity, entrepreneurial activity unfair competition.
Проблемы конкуренции в настоящее время остро стоят перед многими государствами, в том числе и перед Россией, ведь деятельность государства по содействию конкуренции оказывает прямое воздействие на важнейшие показатели социально-экономического развития государства, такие, как объем производства продукции, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировом рынке, объемы капиталовложений, прибыль компаний и их налоговые отчисления, на цены, на производительность труда и др.
Учитывая, что создание государственного контроля по обеспечению добросовестной конкуренции и процесс его развития в нашей стране фактически начались совсем недавно и с нуля (поскольку господствовавшая ранее командно-административная система управления экономикой исключала функционирование свободной конкуренции в хозяйственной деятельности страны), рассматриваемая проблематика еще не имеет полного освещения в научной литературе, доказательством чего служит и наличие пробелов в законодательной базе, требующей рассмотрения и совершенствования. Потому исследуемая тема, безусловно, является актуальной в настоящее время — в эпоху процесса глобализации мировой экономики, где ведущие позиции занимают крупнейшие транснациональные корпорации, определяющие основные пропорции мирового производства и сбыта [1, с. 415].
Вопросами изучения антимонопольного регулирования и правового регулирования развития конкуренции в Российской Федерации занимались такие ученые, как: Борисевич М. М., Зеленски Н., Ларионова А. А., Храмогина Д. Н., Тагирова А. В., Шишкин М. В., Смирнов А. В., Заварин И. О. и др.
С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но обязательно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ над другими. Люди склонны противостоять друг другу. [2, с. 415]
Читайте также: Необходимая оборона и крайняя необходимость: сходство и различие
Вопросам развития конкуренции, влияния особенностей рыночных структур на поведение субъектов как на международном уровне, так и на уровне национальной экономики и ее отдельных секторов посвятили свои труды многочисленные ученые-экономисты, но стоит заметить, что наиболее существенный вклад в развитие теории конкуренции, возникновения и функционирования механизма, стратегий конкуренции, трактовка основных категорий и понятий, методов ведения конкурентной борьбы, методик оценки уровня конкурентоспособности предприятий, продукции и т. п., осуществили такие ведущие ученые, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, В. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Д. Нортон, Портер и другие исследователи.
Конкуренция является сложной экономической и правой категорией. Как уже отмечалось, главная ее составляющая — это состязательность, соревнование между хозяйствующими субъектами на рынке с целью максимального получения прибыли. Достижение такой цели возможно как законными, так и незаконными методами. В этой связи законодательство оперирует понятием «недобросовестная конкуренция»; противоположностью ей является «добросовестная конкуренция».
Легальное определение конкуренции содержится в п.765 ст. 4 Закона о защите конкуренции. В соответствии с ним, конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В той же статье определяется и недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Понятие «добросовестная конкуренция» не получило законодательного закрепления, хотя именно на достижение состояния рынка добросовестной конкуренции и направлено правовое регулирование, именно она является одной из основ экономического строя Российской Федерации, закрепленной в Конституции РФ. Поскольку понятие недобросовестная конкуренция охватывает неправомерные действия хозяйствующих субъектов, очевидно, что добросовестная конкуренция — явление правомерное.
Если говорить о видах конкуренции, условно ее можно разделить на:
- Индивидуальную. В этом случае одни участник рынка получает лучшие условия существования за счет купли-продажи товаров и услуг;
- Местную. В этом случае на одной территории ютится сразу несколько (и больше) предпринимателей;
- Отраслевую. В этом случае фирмы одной отрасли конкурируют за сверхприбыль;
- Межотраслевую. В этом случае разворачивается борьба за каждого клиента.
Существует конкуренция совершенная и несовершенная.
Законодательством предусмотрены следующие виды недобросовестной конкуренции:
– распространение неточных, ложных сведений о товаре или производителе, которые могут причинить убытки или нанести вред деловой репутации;
– распространение информации, вводящей потребителей в заблуждение, некорректного сравнения аналогичных товаров;
– незаконное использование объектов интеллектуальной собственности;
– введение в заблуждение по поводу качеств товара, способа производства, производителей;
– демпинг (незаконные действия по занижению цены);
– незаконное распространение служебной информации, коммерческой тайны, которые могут дестабилизировать производство и т. д.
Рассмотрим теперь понятие монополии. [8, с.157]
Монополия — это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям [9, с. 85].
Читайте также: Какова ответственность за утрату военного имущества по статье 348 УК РФ
Самой главной мерой защиты конкуренции является законодательно установленный запрет на недобросовестную конкуренцию и определение конкретных действий, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренцию. За нарушение данного запрета предусматривается административная ответственность.
Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики — свободу конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ [1] на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции.
Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:
– Соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами-участниками СНГ 12 марта 1993 г.;
– Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с правительствами иностранных государств.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ80 «О защите конкуренции». Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего, Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ80 «О естественных монополиях».
Также некоторые положения антимонопольного регулирования приведены в Кодексе об административных правонарушениях. Отдельные положения, защищающие субъектов хозяйственной деятельности от недобросовестной конкуренции, содержатся в Гражданском кодексе РФ (например, в ст.138 «Интеллектуальная собственность», ст.139 «Служебная и коммерческая тайна»), в Законе «О защите прав потребителей», «О рекламе» и других законодательных актах. Уголовно-правовое регулирование недобросовестной конкуренции располагается в разделе Уголовного кодекса [1], посвящённом преступлениям против экономической деятельности, поскольку непосредственным объектом преступления выступает свобода отношений в сфере предпринимательской деятельности.
В настоящее время российская экономика переживает перемены глобального характера. Действие санкций, введенных западными странами еще в 2014 году в стране из-за Крыма, которые периодически пополняются США, заставили представителей власти РФ иначе взглянуть на ситуацию. [42, с. 124].
Рассмотрим основные проблемы развития конкуренции на примере города федерального значения Севастополь. В 2020 г. Губернатором города Севастополя было принято решение о внедрении в городе Севастополе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Данное решение закреплено в распоряжении Правительства Севастополя от 23.10.2015 No 837-РП «Об организации работы по внедрению в городе Севастополе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в соответствии с16 распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.201512 No 1738-р «Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
В 2020 г., в сравнении с 2020 г., наблюдается небольшой рост количества хозяйствующих субъектов, что говорит о росте конкуренции на рынках товаров работ и услуг города Севастополя. Положительная динамика связана с благоприятными условиями, создаваемыми Правительством Севастополя на рынках товаров, работ и услуг города Севастополя. Таким образом, прирост организаций в 2020 г. в сравнении с 2020 г. был незначительным и составил 1,85 %, в то же время количество индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию, увеличилось на 4,32 %.
Приведем результаты опросов хозяйствующих субъектов и потребителей г. Севастополь за 2020 г. Проведенные исследования состояния конкурентной среды, а также наличия (отсутствия) административных барьеров в городе Севастополе обозначили следующие тенденции. Согласно опросам хозяйствующих субъектов, наиболее серьезными административными барьерами 2020 г. стали получение доступа к аренде государственного имущества, получение доступа к земельным участкам, сложность (затянутость) поставки участков и зданий на кадастровый учет, сложность (затянутость) регистрации прав собственности на земельные участки и здания. Необходимо обратить внимание, что административные барьеры, связанные с доступом к земельным участкам, государственному имуществу и решением вопросов кадастрового учета, и регистрации прав собственности, остаются самыми значимыми для севастопольского предпринимателя.
Только 6,5 % респондентов отметили отсутствие административных барьеров в принципе. 18 % опрошенных сказали о наличии непреодолимых административных барьеров при ведении текущей деятельности или открытия нового бизнеса, в 2020 году этот показатель составлял 8,1 %. Большинство опрошенных — 74 % отметили, что административные барьеры есть, но их можно преодолеть.
Таким образом, респонденты стали четко идентифицировать возникающие административные барьеры и соответственно их обозначать при анкетировании. Также это связано с тем, что бизнес-сообщество города Севастополя уже полностью адаптировалось в правовом поле Российской Федерации. Процент опрошенных предпринимателей в 2018 г., считающих, что преодоление административных барьеров возможно без существенных затрат составил 29 %, что на 3 % больше чем в 2019 г. Оценивая мониторинговые данные оценки преодолимости административных барьеров, можно сделать вывод, что барьеры на рынках города Севастополя есть, но они преодолимые.
В 2020 г. (48 %) по сравнению с 2020 годом (33 %) и 2020 годом (24 %) увеличилось число тех, кто считает, что административные барьеры преодолеваются при значительных затратах. Данная тенденция закрепилась на три мониторинговых периода (с 2020 по 2020 годы). Оценивая, как изменились административные барьеры в течение последних двух лет, надо сказать, что половина опрошенных предпринимателей отметили, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, нежели ранее.
Что касается приоритетных направлений деятельности по развитию конкуренции, 34 % опрошенных отметили важность того, чтобы одна компания не начинала полностью диктовать условия на рынке другим участникам, также более востребованным является обеспечение увеличения количества субъектов малого и среднего бизнеса (23 %), за 2020 г. этот показатель составил 3 %. Следует отметить актуальность данного вопроса, так как согласно статистическим данным, количество субъектов предпринимательской деятельности в регионе увеличивается за последние три года.
Сокращение государственных предприятий, оказывающих услуги населению, за счет появления новых коммерческих предприятий и помощь начинающим предпринимателям важны для 14 % опрошенных. В 2018 г. на первом месте среди приоритетных направлений деятельности по развитию конкуренции было обеспечение добросовестной конкуренции (32,3 %) и помощь начинающим предпринимателям (24 %). Что касается обращений за защитой своих прав в надзорные органы, то подавляющее число опрошенных предпринимателей (63 %) сказали, что не обращались за защитой своих прав как предприниматели в надзорные органы. 37 % ответивших обращались за защитой своих прав как предприниматели в надзорные органы.
Тенденция анализа мониторинговых данных по обращениям за защитой своих прав в надзорные органы свидетельствует об увеличении обращений в три раза за анализируемые периоды. Лишь 2 % опрошенных заявили об очень высокой конкуренции на рынках, в 2020 году этот показатель был незначительно ниже — 1 %. 16 % отметили, что ведут свой бизнес в условиях высокой конкуренции, 4 % сказали, что ведут свой бизнес в условиях умеренной конкуренции. О том, что их бизнес работает в условиях слабой конкуренции ответили треть опрошенных (36 %). Об отсутствии конкурентов заявили 31 % опрошенных.
Оценивая мониторинговые данные оценки условий ведения бизнеса, оказалось, что количество респондентов, работающих в условиях высокой конкуренции снизилось и повысилось количество тех, кто работает в условиях слабой конкурентной среды. В 2020 г., как и в 2018 г., все ответившие предприниматели высказали свою оценочную позицию касательно условий ведения своего бизнеса.
Указанные данные свидетельствуют об усилении рыночных позиций севастопольского бизнеса, освоении новых ниш, повышении качества товаров и услуг, а также уровне менеджмента, позволяющего обеспечить конкурентное предложение в сравнении с материковыми компаниями.
Литература:
- Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности [Текст] / И. И. Артемьева. — Москва: Юнити, 2020. — 415с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2020. — 208 с
- Анашенко И. К. Антимонопольное законодательство и основания для рассмотрения дела о его нарушении // Молодой ученый. — 2020. — № 30. — С. 293–295.
- Вересаев О. Т. Основы конкурентной борьбы в России [Текст] / О. Т. Вересаев. — Москва, 2020. — 206с.
- Кислинских Ю. В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / сост. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2018. — 120с.
- Калинина Ю. Д., Аверин Е. Р. Законодательное регулирование конкуренции в России [Текст] / Ю. Д. Калинина, Е. Р. Аверин // Экономист. — 2020. — No9. — С.21–28.
- Ларионов А. В. Проблемы конкуренции в современной России // научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36) (дата обращения: 17.11.2019)
- Остапенко А. В. Недобросовестная конкуренции в России: история правового регулирования // Молодой ученый. — 2020. — № 20. — С. 322–324.
- Рябов М. Л. Проблемы развития конкуренции России в мире [Текст] / М. Л. Рябов. — Москва, 2020. — 167с.
- Тимофеев Е. Е. Савицкая О. Л. Экономика России: проблемы и способы их решения [Текст] / Е. Е. Тимофеев, О. Л. Савицкая // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — No1. — С.14–23.
- Шишкин М. В., Смирнов А. В. Антимонопольное регулирование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.:Издательство Юрайт, 2020. — С. 143.
Методы
Ограничение конкуренции может осуществляться разными способами. К наиболее распространенным методам следует отнести:
- Злоупотребление доминирующим положением.
- Оформление соглашений или согласование действий предприятиями с целью оказания воздействия на состояние рынка.
В первом случае ограничение конкуренции выражается в:
- Установлении/сохранении высокой/низкой стоимости продукции.
- Изъятии товара из обращения, в результате чего увеличилась его цена.
- Навязывании невыгодных условий сделки контрагенту.
- Необоснованном сокращении/прекращении выпуска продукции при наличии на нее спроса.
- Установлении необоснованно высоких цен на предоставляемые финансовые услуги.
- Создании дискриминационной обстановки на рынке.
- Формирование препятствий для доступа к товарообороту или выхода из него другим предприятиям.
- Нарушении ценообразования, закрепленного нормами.
Согласованные действия
Закон о конкуренции и ограничении монополистической сферы устанавливает запрет на создание такой ситуации на рынке, при которой соперничающие фирмы, не оформляя соглашения об образовании картеля, действуют сообща. При этом результаты такого поведения соответствуют интересам каждого предприятия, если они ставят друг друга в известность о принимаемых решениях. Следует учесть, что не выступают как ограничение конкуренции действия, вызванные одинаковыми для фирм обстоятельствами. К примеру, изменение стоимости продукции на мировом рынке, регулируемых налогов/тарифов, спроса на товары.
Правовые нормы урегулирования
Сюда можно отнести следующие законодательные акты:
Читайте также: Чем отличается разбой от грабежа, какая разница между ними?
- Уголовный кодекс — статья № 178 «Ограничение конкуренции».
- Административно-правовой кодекс — статья № 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти и самоуправления».
- Федеральное законодательство — статья № 135 «Защита конкуренции».
Скачать для просмотра и печати:
Статья 178 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
Статья 14.9 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017
Неправомерные соглашения
В качестве них нормативный акт о конкуренции и ограничении монополистической сферы рассматривает договора, в соответствии с которыми:
- Участники рынка устанавливают определенные цены для приобретения или продажи изделий.
- Регулируется объем реализации и покупки продукции для влияния на ее стоимость.
Таким образом, в качестве объекта соглашений могут выступать:
- Условия реализации.
- Ценообразование.
- Использование патентов.
- Сферы влияния.
- Регулирование производственного объема.
- Согласование правил сбыта товара.
- Наем работников.
Преимущества и недостатки конкуренции
Преимуществами можно считать то, что экономическое соперничество:
-
Усиливает эффективность эксплуатации имеющихся ресурсов при выпуске товаров, на которые существует высокий спрос. - Провоцирует производителей гибко и выгодно реагировать на стремительно изменяющийся рынок, его условия и требования.
- Обеспечивает условия для грамотного применения в производственном процессе технологических новинок, достижений в области науки и электроники, а также внедрения результатов исследований в области сбыта, непосредственно товара и его ассортимента.
- Позволяет ускорить процесс разработки усовершенствованных методов организации и управления производственным процессом.
- Посредством него предоставляется возможность неограниченного выбора и свободы действий как производителям, так и покупателям.
- Формирует курс деятельности производителей продукции, нацеленный на полное удовлетворение потребностей потребителей, повышение качественности товаров и услуг, а также понижение цен.
К недостаткам экономической конкуренции принято относить:
- Неспособность регулировать спрос на полезные ископаемые.
- Отрицательное влияние на экологию и окружающую среду.
- Отсутствие развития производства предметов общественного пользования. Конкуренция нацелена на развитие бизнеса, предпринимательства и стимулирование получения прибыли. Товары и услуги общественного назначения (строительство дорог, обеспечение электроэнергией отдаленные районы, налаживание системы общественного транспорт и т.п.) не являются конкурентоспособной отраслью.
- Не стимулирует и не обеспечивает условия для повышения интереса к образованию и городскому хозяйству.
- Не гарантирует права сотрудников организаций на отдых и труд.
- Не подразумевает механизмов, способных регулировать классовое расслоение общества и социальную несправедливость.
Сложности
Таким образом, основным условием допущения ограничения конкуренции выступает обоснованность. Ни один правовой акт, действующий в стране, не раскрывает этого понятия. Между тем этот вопрос очень важен. Его актуальность обуславливается тем, что любое требование, установленное заказчиком, всегда будет ограничивать конкуренцию, исключая предложения, которые ему не соответствуют. Без особых сложностей будет решаться вопрос, если специфика рынка такова, что существуют требования, вытекающие из положений законодательства. Например, они могут быть связаны с обязательностью лицензирования, наличием техрегламента на продукцию и так далее. Проблемы возникают в случаях, когда предписаний в нормативных актах нет.
Если рассматривать вопрос в теоретическом плане, то ответ на него можно найти в ст. 2. В соответствии с ней, при закупке услуг, продукции, работ заказчики руководствуются конституционными принципами, ГК, прочими нормативными актами. В число последних, в частности, входит Положение, регламентирующее порядок совершения сделок. Оно выступает в качестве документа, регулирующего требования к закупке, правила организации и проведения процедур, оформления и исполнения договоров и прочие условия.
Спорный момент
Рассматривая вопрос об обоснованности ограничения конкуренции, необходимо учесть положения нормативного акта № 135. В ст. 17, ч. 1 установлен ряд запретов. В частности, в ходе торгов, запроса котировок, предложений, не допускаются:
- Координация организаторами/заказчиками деятельности участников.
- Создание для кого-либо преимущественных условий, в том числе посредством обеспечения доступа к информации, если другое не предусматривается нормативными документами.
- Нарушение порядка выявления победителя.
- Участие организаторов, заказчиков, их работников в запросе котировок, предложений или в торгах.
При буквальном толковании приведенных выше предписаний становится ясно, что установить какие-либо требования к продукции, участникам, условиям соглашений невозможно, поскольку любое из них будет ограничивать конкуренцию.
Решение вопроса на практике
Как показывает анализ арбитражных дел, суды буквальную трактовку положений не используют. При этом установление требований, не соответствующих Положению, приводит к проигрышу споров по жалобам. К примеру, в этом документе закреплено, что те или иные условия предусмотрены только в случае закупки сверх какой-либо суммы. Предъявление квалификационных требований ниже нее будет незаконным. В делах, рассмотренных ФАС, ограничение конкуренции используется в комплексе с понятием разумности. Если требование, которое устанавливает заказчик, не вытекает из предмета сделки либо проекта контракта, при наличии жалобы от контрагента его действия будут, скорее всего, расценены как нарушение.
Рекомендации
При установлении любого требования заказчику необходимо оставаться в пределах Положения. Он должен следить за тем, чтобы ни одна норма не была формально нарушена. Если в организации есть такие локальные акты, как техническая политика, а требования, в том числе и по качеству, вытекают из нее, то доказать обоснованность условий будет легче. Специалисты рекомендуют также провести согласование с компетентными структурами. В качестве них может выступать закупочная комиссия или экспертная группа.
При определении требований не следует забывать и об их «измеряемости». Однозначного определения этого понятия нет. Однако практика показывает, что измеряемыми будут считать требования, которые или являются численными, или подтверждены документами, предоставленными не заказчиком. К последним относят допуск, лицензию и так далее.
Ограничение конкуренции по 44-ФЗ
Ст. 8 указанного нормативного акта устанавливает принцип соперничества. Норма гарантирует любым заинтересованным субъектам возможность участвовать в закупках. В пункте 2 ст. 8 говорится о ценах. Положения устанавливают принцип конкурентной стоимости, неценовой конкуренции с целью выявления лучших закупочных условий. В случае нарушения норм, а также при выдвижении необоснованных требований к участникам, совершении действий заказчиками, противоречащих федеральным правовым актам, предусмотрена ответственность.
Законодательное регулирование
Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108 регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.
В России деятельность субъектов рынка регулируется перечнем нормативно-правовых актов:
Конституцией (ст.8)гарантирует свободу и защиту предпринимательстваГК РФ (ст.1222)обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренцииУК РФ (статья 178)предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесиеКоАП РФ (ст.14.9)координирует правомерность властейФЗ №135описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынкаФЗ № 44направлен на урегулирование госзакупокФЗ №147регулирует экономические отношения при существовании естественных монополийЗакон №2395-1Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсамиПриказ ФАС РФ №108регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти.
Ответственность за нарушения
ФЗ №135 предусматривает ответственность субъектов за противоправные манипуляции на рынке:
- органов власти (всех уровней);
- государственных и внебюджетных фондов;
- коммерческих и некоммерческих организаций;
- ИП.
Классификация конкуренции.
В результате выявления факта несоответствия может быть назначена соответствующая мера ответственности:
Гражданско-правоваявозмещение вреда здоровья или имуществяАдминистративная· штраф (от 50 тыс.); · дисквалификация на 3 года;Уголовная· штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.);
· принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности)
· лишение свободы до 7 лет
Дисциплинарная· замечание;
· выговор;
· строгий выговор;
· увольнение
Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке.
Картели
Они считаются одним из самых опасных нарушений антимонопольных законов. Картельный сговор – это экономическое преступление. Оно причиняет ущерб и потребителям, и предприятиям, и всему народнохозяйственному комплексу страны в целом. Картели:
- Приводят к захвату рынка определенными субъектами.
- Ограничивают конкуренцию.
- Влекут установление одной обязательной для участников соглашения стоимости продукции.
- Подавляют внешнюю конкуренцию (не допускают на рынок компании, не участвующие в соглашении).
- Влекут извлечение более высокого, чем средний, дохода за счет потребителей.
Формы и виды конкуренции
Существуют такие основные формы конкуренции:
- Внутриотраслевое соперничество. Выражается в борьбе компаний одной и той же сферы деятельности. В данных условиях та компания, у которой производительность труда выше, получает более высокую прибыль. В то же время, компания с более низкой производительной способностью и слабой организацией производства теряет часть себестоимости выпущенного товара и, как правило, становится банкротом.
- Межотраслевое соперничество. Выражается в борьбе компаний различных сфер деятельности. При такой конкуренции происходит перераспределение капиталов отраслей, в которых норма прибыли низкая, в те сферы производства, у которых прибыльность больше.
К видам конкуренции относятся:
- Функциональное соперничество – конкурируют виды реализуемых товаров.
- Видовое соперничество – товары распределяются по цене и качеству.
- Межфирменное соперничество – за более выгодные условия осуществления деятельности борются отдельные компании.
- Совершенная (свободная) и несовершенная конкуренция.
Выделяют два типа конкуренции: свободная или совершенная и несовершенная конкуренция. Свободную конкуренцию характеризуют такие признаки:
- Большое количество участников процесса, свободный выход на рынки, отсутствие препятствий для ухода с рынков. Это подразумевает, что любой предприниматель (даже мелкий) может как начать осуществлять деятельность, конкурируя с уже существующими компаниями, так и прекратить бизнес, закрыть дело и уйти с рынка.
- Принять участие в соперничестве, если на ситуацию влияет свободная конкуренция, предприниматель может с помощью оформления бизнеса на свое имя, найма работников, покупки акций или инвестирования средств в конкурентоспособную отрасль.
- Полная мобильность ресурсов, то есть, предприниматель вкладывает свои средства с целью получения большей прибыли.
- Доступность информации участникам соперничества о положении рынка, уровне спроса, норме прибыли и т.д. Это позволит выбрать предпринимателю более выгодную позицию.
- Отсутствие давления на субъект со стороны других субъектов. Другие компании не могут оказывать влияния на принимаемые решения конкретным участником. Это происходит в силу того, что компаний на рынке – большое количество. Поэтому вклад каждого отдельного субъекта в общий результат не является решающим. Так, если определенная часть товара уйдет с рынка или будет реализовываться по высокой цене, это практически никак не отразится на состоянии средней рыночной стоимости. Реальную цену на продукцию устанавливают не компании, а категория рыночного механизма.
К несовершенной конкуренции относятся такие направления:
-
. Подразумевает наличие одного крупного производителя, продукция которого не имеет аналога на рынке сбыта. Поставщик является единственным субъектом с подобным продуктом, при этом отрасль производства этой продукции замещается названием компании, так как производитель – один. Монопольная продукция неповторима и уникальна, ее аналогов или похожих заменителей другие фирмы не производят. Производитель влияет на состояние рыночного механизма, то есть способен контролировать цены и порядок поставок своего товара на рынки. Монополист препятствует восхождению на рынок любых других компаний, обеспечивая естественные препятствия и создавая искусственные помехи. Обычно абсолютные монополисты представляют собой компании общественного назначения. Например, у метрополитена с незначительной вероятностью появится соперник, претендующий на место на рынке. Однако, подобные фирмы находятся под контролем государства или полностью принадлежат ему.
Абсолютная монополия - Монополистическая конкуренция. Состояние рынка, когда довольно большое количество поставщиков обеспечивают рынок похожим, но не одинаковым товаром. Зачастую, число фирм не превышает нескольких десятков. При монополистической конкуренции компании производят дифференцированный по качеству товар. Это приводит к тому, что покупатель, при дальнейших приобретениях, основывается на неценовых факторах.
- Олигополия. Число участников ограничено (обычно, не более 5-8). При этом, господство на рынке ни одной из действующих компаний не выражено ярко. Каждая фирма занимает свою нишу, не испытывая заметных трудностей при обычной работе своих конкурентов. Практика показывает, что олигополия нередко перерастает в монополию.
Запреты для властных структур
Действующее законодательство не допускает принятие актов, совершение бездействий/действий компетентными органами, предусматривающих:
- Введение квалифицирующих требований к процедуре создания предприятий.
- Установление запретов либо ограничений на ведение определенных видов деятельности либо выпуска отдельных типов продукции.
- Создание необоснованных препятствий для работы фирм.
- Установление запретов или ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ, ее приобретение, реализацию, обмен.
- Указания экономическим субъектам о первоочередных поставках для отдельных категорий потребителей/заказчиков либо о подписании договоров в приоритетном порядке.
- Установление ограничения по выбору предприятий для покупателей.
Уголовная ответственность
Наказание за ограничение конкуренции устанавливается, если оно повлекло крупный ущерб для организаций, граждан, государства или позволило нарушителю норм извлечь доход в крупном размере. Санкции за указанное деяние устанавливает ст. 178 УК. Состав преступления считается материальным. Деяние будет признано завершенным, если последствием ограничения конкуренции станет крупный ущерб.
Целью преступления является сведение к минимуму или полное устранение состязательности экономических субъектов. Методы ограничения конкуренции могут использоваться самые разные. Как правило, создаются реальные препятствия для вхождения на рынок других экономических субъектов или формируются такие условия, при которых их участие в товарообороте становится минимальным.
Состав злодеяния и квалифицирующие признаки
Итак, состав преступления образуют действия, направленные на монополию в определённом сегменте рынка, и вытеснение остальных участников. Такой неправомерный захват может выполняться в одиночку или по предварительному сговору нескольких организаций, которые действуют согласованно.
Если перечисленные действия причинили крупный ущерб другим участникам рынка, государству либо отдельным гражданам, появляются основания для уголовного преследования.
Квалифицирующими признаками, утяжеляющими степень ответственности, становятся:
- причинение ущерба в особо крупном размере, а равно извлечение дохода в аналогичных объемах;
- использование должностных полномочий;
- повреждение/уничтожение имущества, равно, как и угроза этого действия;
- физическое насилие, равно как и угроза его применения.
Важно! Если ограничивающее конкуренцию лицо первым из числа соучастников преступного деяния добровольно сообщило о нем, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный ущерб или иначе загладило причиненный вред и если в его деяниях не содержится другого состава преступления — оно освобождается как от уголовного преследования, так и от наказания.