Понятие принципов уголовного права. Система принципов уголовного права

Комментарий к Статье 3 УК РФ

1. Комментируемая статья в тексте не определяет, принципом чего является законность. В соответствии с ч. 1 ст. 2 многозначный термин «законность» понимается как принцип УО. Принципы, поименованные в ст. 4 — , также являются принципами УО. О механизме воздействия принципа УО на правоприменительную деятельность см. п. 2 коммент. к ст. 4.

2. Комментируемая статья 3 УК РФ в отличие от многих других законодательных актов дает весьма строгое истолкование понятия законности: преступность и наказуемость деяния могут быть определены оперативным уполномоченным, следователем, прокурором и судом (другими должностными лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве) только на основе УК РФ. С учетом положения ч. 1 ст. 1 УК РФ о том, что «новые законы, предусматривающие УО, подлежат включению в настоящий Кодекс», позиция законодателя представляется еще более последовательной.

3. Под иными уголовно-правовыми последствиями преступности деяния понимаются уголовно-правовые меры, применяемые взамен наказания (к примеру, принудительные меры воспитательного характера) или в дополнение к нему (судимость).

4. В праве различают аналогию закона и аналогию права. Аналогия закона — это применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом, правовых норм, регулирующих сходные отношения. Аналогия права — это применение в подобных же ситуациях общих начал и принципов соответствующей отрасли права или правового института.

Запрет ч. 2 коммент. статьи относится и к тому и к другому виду аналогии.

Читайте также:  Классификация преступлений: понятие, виды, значение. Категории преступлений. Критерии деления преступлений на категории.

5. В литературе высказывались мнения, что запрет аналогии не относится к случаям, когда при ее применении достигается декриминализация и депенализация деяния. Текст коммент. статьи не дает оснований для таких выводов.

Понятие принципов уголовного права

Принципы права представляют собой основополагающие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Они характеризуют не только сущность, но и содержание норм права, а также процесс их применения. Принципы служат основным ориентиром, от степени их соблюдения напрямую зависит уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принципы уголовного права 450 руб.
  • Реферат Принципы уголовного права 260 руб.
  • Контрольная работа Принципы уголовного права 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Определение 1

Уголовно-правовые принципы – это исходные положения, используемые в сфере борьбы с преступностью, обязательные для законодательства, правоприменительных органов и граждан.

Выделяют следующие особенности принципов уголовного права:

  1. стабильность и неизменность на протяжении действия закона;
  2. императивный характер, так как нормативные требования строго обязательны и не допускают отступлений;
  3. распространение на весь нормативный акт, на все его нормы без исключения;
  4. лаконичность и краткость, высокий уровень обобщения;
  5. конкретность и ясность, не допускающие неоднозначного понимания и толкования.

Практическое значение принципов уголовного права состоит, прежде всего, в том, что на их основе формируются цели данной отрасли законодательства, вырабатываются основные направления противодействия преступности, определяются формы и методы реализации нормативных положений. С учетом принципов функционируют различные институты уголовного права, устанавливается характер их взаимодействия.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Другой комментарий к Ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Принцип законности предполагает, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступлением. В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ перечень преступных деяний не может быть установлен никаким правовым актом, кроме опубликованного и вступившего в силу уголовного закона. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции РФ (ч. 3 ст. 15) не могут применять не опубликованные официально законы.

2. Наказание за совершенное преступление назначается в установленных уголовным законом пределах и размерах. Приведенный в ст. 44 УК РФ перечень видов наказания является полным, т.е. суд не вправе назначить наказание, не указанное в этом перечне.

3. Наряду с наказанием лишь уголовным законом определяются и иные уголовно-правовые последствия совершения преступления. Это касается, например, погашения и снятия судимости, принудительных мер медицинского или воспитательного характера, освобождения от уголовной ответственности и наказания.

4. В ч. 2 ст. 3 УК РФ указано на недопустимость применения уголовного закона по аналогии. Аналогией закона признаются случаи, когда совершенное общественно опасное деяние, не предусмотренное конкретной статьей Кодекса, квалифицируется по статье, наиболее сходной по виду преступления. Только законодатель вправе путем изменения или дополнения закона восполнять любые его пробелы.

Универсальный принцип действия уголовного закона

Помимо территориального принципа и принципа гражданства в ст. 12 УК зафиксированы также универсальный и реальный принципы, которые применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.

Универсальный принцип вытекает из международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью. Его содержание раскрыто в ч. 3 ст. 12 УК: иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности па территории нашей страны. Таким образом, универсальный принцип дополняет территориальный принцип и принцип гражданства, обеспечивая возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не являющихся российскими гражданами, за преступления, которые совершены ими на территории иностранного государства. Этот принцип позволяет вести борьбу с преступлениями, которые непосредственно не посягают на национальные интересы нашей страны, но существенно нарушают нормальные условия жизнедеятельности сразу многих государств, подрывают мир и безопасность человечества, а также с международной организованной преступностью, включая международный терроризм. Использование универсального принципа в борьбе с преступлениями предусмотрено, в частности, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г., Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Европейской конвенцией о пресс- чении терроризма 1977 г., Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (с двумя Протоколами к ней), Конвенцией ООН против коррупции 2003 г.

Читайте также:  Статья 186 УК РФ — фальшивомонетничество. Комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Реальный принцип

Реальный принцип предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, когда преступление направлено против интересов России либо гражданина России или постоянно проживающего в нашей стране лица без гражданства, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России (ч. 3 ст. 12 УК). Реальный принцип непосредственно призван усилить уголовно-правовую защиту интересов Российской Федерации, российских граждан и постоянно проживающих в России апатридов в случае совершения вне пределов России преступлений иностранными гражданами. Как и универсальный, реальный принцип также может обусловить привлечение к уголовной ответственности указанных лиц только в том случае, если за совершенное преступление они не были осуждены в иностранном государстве и оказались на территории России (т.е. практически подпадают под юрисдикцию России). При этом не имеет значения, наказуемо ли совершенное ими общественно опасное деяние по уголовному законодательству иностранного государства.

ЗАКОН — установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений…

Закон, юридич. , проявление воли законодательной власти, устанавливающей определенный порядок отношений гражданской, общественной и госуд. Жизни

Законодательство— система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом власти

Законодательные акты

Законодательные акты представляют собой особый вид исторических источников, исходящий от верховной власти и имеющий высшую юридическую силу на определенной территории. В исторических исследованиях чаще всего используются законодательные источники, отбираемые тематически в соответствии с проблематикой исследования. Данную группу источников отличают достоверность и точность при освещении вопросов социального, экономического и политического развития государства. При работе с памятниками законодательства следует помнить, что соблюдение того или иного закона не всегда становилось общим правилом. Российское государство достаточно долго не имело возможности контролировать выполнение законов из-за недостаточной развитости своего аппарата.

Анализ законодательных актов предполагает изучение деятельности государственных институтов, важнейшей функцией которых являлось издание законов, формулирование новых норм жизни общества. Важно выяснить: кому принадлежало право законодательной инициативы, что представлял собой механизм обсуждения, принятия и утверждения закона, как происходило обнародование документа, в каком виде и в составе какого сборника он дошел до настоящего времени

Законодательные акты отразили основные этапы истории Русского государства, поэтому появление каждого памятника следует объяснять конкретными социально-экономическими и политическими причинами.

4. Подзаконные НПА – это НПА, обладающие меньшей юридической силой, чем закон, принятые достаточно широким кругом субъектов на основании и во исполнение законов.

Все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными. По юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Они издаются на основании и во исполнение законов (то есть регулируют порядок реализации закона). Они исходят от достаточно большого круга субъектов. Как правило, носят более специальный характер, т.е. направлены на регулирование какого-то конкретного вопроса, который в более общей форме урегулирован в законе. Могут носить локальный характер действия (например, акты органов местного самоуправления, локальные акты).

Признаки подзаконных нормативных правовых актов:

1. носят нормативный характер (в них формально закрепляются нормы права, т.е. правила поведения, распространяющиеся на неопределённый круг лиц)

2. принимаются на основании и во исполнение закона (т.е. в них закрепляются непосредственно вопросы о полномочиях органов государственной власти и других субъектов по реализации положений закона)

3. обладают меньшей юридической силой, чем законы (т.е. в случае противоречия предпочтение отдаётся закону)

Читайте также:  Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

4. принимаются достаточно широким кругом субъектов (например, главой государства, Правительством, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления)

В зависимости от органа, принявшего подзаконный НПА, их подразделяют на:

1. общие (принимаемые органами общей компетенции – Президентом, Правительством).

2. ведомственные (акты органов исполнительной власти)

3. местные (акты органов местного самоуправления)

4. локальные (принимаются и действуют в рамках организаций)

Виды подзаконных актов:1) указы (нормативные и могут быть ненормативными) Президента РФ; 2) постановления (нормативные правовые акты) Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, государственных служб, агентств регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (ведомственные нормативные правовые акты); 4) решения и постановления органов государственной власти субъектов (например, Указы или Постановления главы субъекта РФ, акты Правительства субъекта РФ, ведомственные нормативные правовые акты на уровне субъекта РФ); 5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов, которым относятся решения представительного органа местного самоуправления, акты местной администрации; 7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

– нормативные акты государственных органов;

– нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

– нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

– общефедеральные;

– нормативные акты субъектов Российской Федерации;

– нормативные акты органов местного самоуправления;

– локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:

– нормативные акты неопределенно-длительного действия;

– временные нормативные акты (например, принимаемые и действующие в период чрезвычайных ситуаций, либо программы, разработанные на определённый период времени).

Соотношение права и закона

Юридический закон — это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Если закон соответствует праву, то он обретает силу устрашающей санкции. Но и такие санкции — запретительные, устрашающие, карательные — всегда, даже в периоды смут (междоусобиц, местнического самочинства, передела собственности, массовых грабежей, погромов и т.д.), должны опираться на права личности на жизнь, собственность, благополучие.

Основой и источником юридического закона служит право. Поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого. Не должен закон делить людей на «юпитеров» и «быков», как и не должно быть, говоря словами Ж.-Ж. Руссо, «всеобщего равенства в бесправии». Иначе закон становится антиправовым, что неизбежно оборачивается тоталитаризмом, абсолютизмом, порождает атмосферу верно-подданничества, угодничества, конформизма, «телефонного права». В таких случаях закон и право несовместимы.

Юридический закон — многоаспектный и противоречивый феномен. Порой он бывает «дурным» или несправедливым. Как, например, с точки зрения сегодняшнего дня закон кровной мести: око за око, зуб за зуб. Природа закона двойственна: через него действуют и тот, кто его дает, и тот, кто его принимает. Другими словами, закон одновременно есть и законодательство, и законоположение.

Право как сила обретает жизнь через юридические законы и государственную власть. В этом аспекте саму власть следует понимать как силу, санкционированную правом. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача создания правового государства. Это как раз и означает иметь государство как силу, которая санкционируется правом, а также иметь право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер.

Зачастую силу права усматривают в принуждении. Безусловно, принуждение присутствует при воплощении права, и именно принуждение чаще всего «лежит на поверхности» юридического закона. В то же время принудительность закона бывает разной. Это зависит, прежде всего, от власти. История человечества свидетельствует о том, что государственная власть, выступающая как сила принуждения, сама может быть правовой и неправовой.

Читайте также:  Статья 319. Полномочия мирового судьи по уголовному делу частного обвинения

Юристы и философы тщательно исследуют феномен правового принуждения, его основные характеристики (обоснованность, реальность, законность, справедливость) и формы (проверка документов, административное задержание, привод, обыск и пр.).

Неправовая сила принуждения государственной власти проявляется в неправовых законах. Впрочем, российская правовая действительность знает и иную форму неправового принуждения: когда формально законы выступают как правовые, но государственная власть игнорируют их, а то и открыто нарушает.

Таким образом, действенность государственной власти во многом определяется тем, что собою представляет государство — и как субъект власти, и как субъект права. Государство — юридическое лицо, но не простое, а по социальному предназначению существующее ради граждан и через граждан. Следовательно, оно имеет не частно-правовой, а публично-правовой характер и призвано употребить власть на то, чтобы посредством юридических законов создать правовые условия для граждан, обеспечить правопорядок в обществе. Правовое государство обязано через силу права дать человеку возможность не только жить, но жить достойно. Магистральный путь реализации этой социальной задачи — соединение силы права с силой закона.

Аспекты гуманизма

Прежде всего, нужно понимать, что само слово аспект подразумевает, с какой стороны рассматривается тот или иной объект.

Аспекты гуманизма подразделяют:

  • теоретический;
  • практический.

Теоретический аспект гуманизма основывается на философских идеях разных эпох и народов.

В теоретических размышлениях человек представлен как объединяющий в единое целое материальное и духовное начало. Цель гуманистов, к которой они стремятся – прекрасное тело соединить с божественной чистой душой. Таким образом, они пытались создать идеальных людей, с душевной человечностью.

Рассмотрим практическую сторону гуманизма.

Выделяется три основных направления в практической стороне гуманизма, то есть применения на практике. К ним можно отнести:

  • воспитание и образование в духе развития человечности;
  • деятельность государства;
  • влияние искусства и творчества на пробуждение человечности.

В уголовном праве именно гуманизм является критерием границ воздействия на субъекты определенными методами.

Основным положением уголовно — правового принципа гуманизма является закономерная потребность совокупности нравственных и этических требований общества, которые выражаются в законных формах, обеспечивающих права и свободы граждан при воплощении в жизнь уголовного законодательства.

Аспект принципа гуманизма характерен тем, что уголовно-правовая охрана свободы и прав людей ведется по международным стандартам, закрепленным именно в международной правовой документации и Конституции РФ.

Кроме того, восстановление нарушенных в результате преступных действий личных прав и свободы потерпевшего; поощрение граждан в стремление добровольно исполнять обязанности по правовой защите охраны общественного порядка – еще одни из сторон принципа гуманизма.

Также в уголовном праве аспект гуманизма предполагает, что любое наказание за совершенное правонарушение ограничивается минимумом, которого достаточно для исправления и предотвращения совершения новых преступлений.

Принцип гуманизма реализован в правотворчестве и применении права.

Понятие и признаки принципа гуманизма

Как было отмечено выше, легальная характеристика принципа гуманизма в современном уголовном праве закреплена в норме ст. 7 УК РФ, в соответствии с которой:

Определение 2

Принцип гуманизма – это одно из основных начал современного уголовного права, предусматривающее необходимость обеспечения безопасности человека путем реализации положений уголовного законодательства, а также закрепляющее правило о недопустимости использования уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление, имеющих целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства виновного.

Из приведенного определения и анализа точек зрения, существующих в уголовно-правовой доктрине, представляется возможным сделать вывод о том, что принцип гуманизма характеризуется одновременным наличием двух сторон, к которым он обращен – лицо, потерпевшее от преступного посягательства, и сам виновный:

  • Первый аспект гуманизма состоит в том, что посредством реализации уголовного законодательства должна быть обеспечена всемерная охрана прав и свобод человека и гражданина, его безопасность, а, в конечном итоге – необходимо обеспечение безопасности и защиты интересов всего общества от любых форм преступного поведения.
  • Второй аспект принципа гуманизма, как было отмечено выше, обращен к лицу, виновному в совершении преступления, поскольку у государства и общества существует задача и заинтересованность в исправлении преступника и предупреждении совершения им новых общественно-опасных деяний. При этом чрезмерная жестокость наказания, не говоря о причинении физических страданий и унижении человеческого достоинства осужденного не только не способны обеспечить реализацию соответствующих задач в рассматриваемой сфере, но и напротив – способны привести к прямо противоположным результатам.

Замечание 1

Необходимо также обратить внимание на то, что суть гуманизма, гуманного отношения к людям состоит в осознании и фактической реализации конституционного положения о признании прав и свобод человека высшей ценностью. В этой связи, уголовное право, как самостоятельный элемент правовой системы современной России приобретает особую значимость, поскольку только оно способно в полной мере защитить государство и сложившиеся общественные отношения от разного рода преступных посягательств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика