Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

Сегодня их количество значительно увеличилось и каждый может на себе ощутить из благотворное влияние. За несколько часов на самолете можно долететь в любую точку мира, на поезде пройти тысячи километров, а на машине преодолеть весомые расстояния между городами.


Все эти блага неоспоримо облегчают нам жизнь, но в связи с тем, что неумолимо развивается техника, развиваются и преступления связанные с этой средой.

Тысячи раз на дню гражданами нарушаются правила дорожного движения и другие важные нормы. Но эти преступления можно отнести к административным правонарушениям.

А вот какой вид преступлений как угон воздушного судна (например самолета) или же какого либо другого транспорта считается настоящим преступлением, ведь, по сути, транспорт, это чье то имущество, которое нуждается в защите и охране.

Характеристика злодеяния

Основная особенная черта этого вида преступления, отличающая его от прочих — предмет посягательства.
Особенность преступного деяния в том, что причина его совершения не важна. Главное сам факт, а для какой цели совершены действия, не существенно.

Читайте также:  Что является неуважением к суду и какую ответственность за неё назначают по ст 297 УК РФ

Важно! Уголовная статья не распространена на все виды указанного транспорта, к примеру, в понятие водного (в понимании статьи 211 УК РФ), не входят маломерные суда.

Именно по этой причине, для начала следует привести основную терминологию, используемую при рассмотрении дел, касающихся угона злоумышленниками судна, воздушного или водного транспорта.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава УК РФ

Все свободны!

Впоследствии ряд участников акции стали влиятельными людьми в Израиле, и свои прежние поступки они старались трактовать в более благовидном свете. Особенно эта тенденция проявилась после 11 сентября 2001 года, когда терпимость к угонам воздушных судов в мире упала до нуля.

Эдуард Кузнецов, ставший в Израиле видным журналистом и публицистом, и вовсе теперь уверяет, что не было ни угона, ни намерения: «Устроили показуху, переиграли КГБ».

Насколько это была «показуха», каждый вправе судить сам.

Советское руководство со временем поняло, что строгий выездной фильтр никакой пользы СССР не приносит. Определённая либерализация законодательства открыла «зелёный свет» на выезд из страны десяткам тысяч жаждущих приобщиться к «свободному миру». А во времена перестройки были сняты последние ограничения, и любой желающий получил возможность убыть из страны в любую точку мира — хоть в США, хоть в Израиль, хоть в Зимбабве.

Понятия и статистика

В указанной уголовной статье фигурирует всего 5 основных понятий, входящих в структуру предмета нарушения и его объективной стороны.
Водный — вид транспорта, используемый в целях перемещения по различным видам водоемов (над водой или под водой), пассажиров, объектов, относящихся к грузам и прочего, и который приводится в движение различными видами тяги (двигателем или ветром).

Сюда также можно отнести:

  1. Баржи с паромами.
  2. Разные виды плавучих сооружений.
  3. Подводные лодки.

Подобный транспорт может иметь различное назначение: исследовательское, спортивное, строительное и т. д.

Преступления совершаются на воздушном транспорте, следовательно, нужно рассмотреть и это понятие.

Воздушный — один из видов транспортных средств (летательных устройств), используемых в целях перемещения пассажиров (разных грузов), приводящихся в движение двигателями, силой воздушных потоков, выталкивающей силой газовых потоков.

К авиатранспорту также относят:

  1. Дирижабли.
  2. Воздушные шары.
  3. Мотодельтапланы.

Назначение его также может быть различным.

Читайте также:  Понятие, признаки, виды и правила назначения наказаний при множественности преступлений. Рецидив преступлений. Совокупность преступлений. Совокупность приговоров.

Железнодорожный подвижный состав — одно из средств передвижения, перемещающееся на рельсах, используемое для грузоперевозок, перевозок пассажиров, в строительных целях.

К нему отнесен и иной состав, предназначенный для надлежащего функционирования железнодорожной инфраструктуры, выполнения указанных видов ж/д перевозок:

  1. Вагоны.
  2. Электро -, или автодрезины.
  3. Мото-, тепло-, электровозы.

Угон — способ противоправного завладения указанными объектами, соединенный с насилием или без такового, примененный в период стоянки объекта или движения его по установленному маршруту, с дальнейшим использованием его угонщиком по маршруту следования или вне его.

Вид завладения относится к каждой разновидности транспорта: совершение угона преступниками воздушного суда, угон злоумышленниками железнодорожного состава, или угон ими водного транспорта — во всех трех случаях способ завладения один.

Расстояние перемещения угнанных средств передвижения роли не играет.

Захват преступниками воздушного, водного судна, состава — незаконное обеспечение контроля указанными видами транспорта, с использованием насильственных действий и без таковых, в ходе остановки или движения средства по заданному маршрутом пути.

Захват предполагает контроль над захваченным судном (составом), при котором дальнейшее его передвижение определяет сам угонщик, самостоятельно управляющий им, или принуждающий сделать это путем угроз или применения насильственных действий, пассажиров, представителей экипажа, прочих лиц. Выполнение по указанию угонщика иных действий в отношении захваченного объекта, также входит в понятие захвата. До угона обычно выполняют захват.

Бывают и ситуации, когда все ограничивается только угоном, без захвата:

  • если преступниками являются посторонние лица, угоняющие пустое средство передвижения (в отсутствие экипажа, машиниста состава или представителей охраны);
  • когда угонщиками становится машинист или кто-то из экипажа, обслуживающего средство;
  • за угон ТС ответственны сторонние лица, вступившие в сговор с машинистом, кем-то из охраны или экипажа.

Статистика указывает лишь на незначительное количество фактов совершения таких преступлений за последнее время. Отдельные дела поверхностно затрагивают статью, но только при наличии подозрений о возможном совершении акта терроризма.

Операция «Свадьба»

Вместе с единомышленниками Бутман и Дымшиц стали разрабатывать план операции. Бутман намеревался привлечь к участию максимально возможное количество евреев, намеревавшихся уехать в Израиль. Дабы объяснить массовое скопление представителей диаспоры на обычном рейсе, была придумана легенда о том, что все они едут на свадьбу. Так планируемый угон самолёта получил название «Операция «Свадьба»».

Первоначальный план предусматривал захват самолёта Ту-124 вместимостью около 50 человек на рейсе по маршруту Ленинград – Мурманск. Самолёт планировалось посадить в Швеции или Финляндии. В случае отказа пилотов самолёт должен был увести за границу сам Дымшиц.

Ту-124. Фото: Commons.wikimedia.org/ Lars Söderström

Организаторы акции изучали внутреннее устройство самолёта, возможный состав экипажа. В случае сопротивления необходимо было нейтрализовать как минимум 5 человек (столько входило в экипаж Ту-124), а также тех пассажиров, что попробуют помешать заговорщикам.

Организаторы акции вели осторожную вербовку подельников, предлагая «рискованный способ попасть в Израиль». Все подробности плана излагались только особо проверенным людям.

Вопрос-ответ

Читайте также:  Статья 298.1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава

Советско-американские отношения. Инфографика

Акция была предварительно назначена на 2 мая 1970 года, но затем отменена.

Виды и квалифицирующие признаки

Преступление в соответствии со статьей может совершаться при различных обстоятельствах, что позволяет разделить его на несколько видов:

  • когда угонщик совершает незаконные действия в одиночку (первая часть).

Остальные виды относятся к квалифицирующим составам;

  • когда угонщиков несколько — группа (вторая часть);

Группой лиц могут признаваться двое и больше преступников, решившихся на преступление, но заранее не договорившись об этом. Однако в этом случае речь идет о действии в группе лиц по предварительному сговору.

  • когда применено насилие, вызвавшее опасность для здоровья и жизни граждан, либо применялась угроза его использования (вторая часть);
  • когда для достижения преступной цели использовалось оружие и другие, заменяющие его предметы (вторая часть).

Используемое оружие может быть любым, даже если оно не внесено в перечень определенный соответствующим законом. Вид приспособленного под оружие предмета может быть любым, если виновник решил использовать его в целях нанесения вреда потерпевшему, принеся его заблаговременно или взяв на месте;

  • когда действует организованная группа — устойчивая группа лиц, целью объединения которых является совершение незаконных действий (+ 2 часть статьи);
  • когда преступные действия привели к смерти человека, при неосторожности виновных лиц (+2 часть статьи);
  • когда преступление привело к иным последствиям, отнесенным к категории тяжких (+2 часть статьи).

Последствия тяжкого характера — оценочный термин. К таким можно отнести: факты крушения или попадание захваченного транспорта в аварию, причинение значительного финансового ущерба (уничтожен, поврежден транспортируемый груз, имущество), пострадало здоровье нескольких граждан, была загрязнена природа, нарушена работа транспортной структуры и прочее;

  • если противозаконный акт сопряжен с актом терроризма (+2-3 часть статьи);
  • если преступление сопряжено с другими видами террористических действий (+2-3 часть статьи).

Важно! Действия, охваченные частью 1, являются тяжким преступлением, остальные — особо тяжким.

Состав преступления

Предмет посягательства ограничен тремя объектами:

  1. Авиатранспортом.
  2. Водным транспортом.
  3. Ж/д составами.

Объективную сторону определяют действия, направленные на угон судна, железнодорожного состава на пути его следования или же в период стоянки, и в равной степени — факт захвата для дальнейшего угона.

Состав — формальный. Завершенным деяние считают, как только захваченное ТС будет приведено в движение или же при получении злоумышленником полного контроля над судном (составом), возможности управлять им, в том числе и через других лиц и распорядиться по своему желанию.

Субъективную сторону отражает прямой умысел преступного элемента. То есть, последний осознанно идет на преступление, планируя завладеть судном (составом).

Если допущена смерть человека от неосторожных действий угонщика и прочие тяжелые последствия, вина приобретает двойную форму — в одной части умысел прямой, во второй, идет речь о наступлении непредвиденных, но сопутствующих последствий по неосторожности, выраженной в виде небрежного поведения или легкомыслия.

Обязательная черта субъективной стороны — совершение захвата объекта для последующего его угона.

За последствия отвечает только лицо с 16 лет, при условии его вменяемости.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).
Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

Из-за угонщиков часто:

  • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
  • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
  • незаконно пересекаются границы страны;
  • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий, и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

Алгоритм расследования

В ходе расследований дел этой категории обычно вырисовываются такие обстоятельства:

  • Виновного на месте не обнаружено, также отсутствует предмет преступления;
  • Подозреваемого (и его сообщников) задержали после совершения ими незаконных действий.

Вне зависимости от указанных обстоятельств, правоохранители организовывают осмотр места, где было совершено преступление. Обязательно допрашиваются очевидцы. Устанавливаются потерпевшие и организовывается их допрос.

Первый случай обязывает инициировать розыскные меры, о чем выдается соответствующее распоряжение с оформлением процессуальных документов.

Второй — в дополнение к указанным шагам расследования, происходит допрос подозреваемого лица (лиц).

На приговор повлиял удавшийся угон

Но если о подготовке данной резолюции в ООН советские власти могли знать, то другое событие, повлиявшее на решение суда, определённо было для них полной неожиданностью.

15 октября 1970 года, ровно через 4 месяца после ареста ленинградских «самолётчиков», 45-летний литовец Пранис Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас захватили самолёт Ан-24. Вооружённые обрезами террористы открыли огонь по экипажу. Несколько человек были ранены, 19-летняя бортпроводница Надежда Курченко была убита. Самолёт приземлился в Турции, власти которой отказались выдавать террористов Советскому Союзу.

Разумеется, после этого случая рассчитывать на мягкий приговор Дымшицу и его подельникам не приходилось.

Читайте также:  Какое наказание за кражу предусматривает статья 158 УК РФ? И когда наступает административная ответственность?

На суде заговорщики утверждали, что их действия были вынужденными, что другой возможности покинуть СССР у них не было, что они не хотели никому причинять вреда…

Суд, однако, этим словам не внял. 24 декабря 1970 года судебная коллегия по уголовным делам Ленинградского городского суда признала подсудимых виновными в измене Родине (попытке побега с незаконным пересечением государственной границы), попытке хищения в особо крупных размерах (угон самолёта) и антисоветской агитации. Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов были приговорены к расстрелу, еще десять подсудимых получили сроки от 4 до 15 лет. Дочерей Дымшица и их мать, а также 18-летнюю супругу одного из осуждённых признали невиновными.

Статья по теме

Торг уместен. Как Россия меняла чужих шпионов на своих разведчиков

Приговор в отношении Дымшица и Кузнецова был объясним после случая с Бразинскасами, но всё равно выглядел крайне жёстким — ведь в итоге заговорщики претворить в жизнь планы не сумели.

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Для лиц, чью вину в угоне воздушного и иного судна докажут, в УК РФ предусматриваются такие наказания: *

  • Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

(см. текст в предыдущей редакции)

  • Те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору;
  • утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
  • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  • с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. (часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

Запасной вариант

Марк Дымшиц, которому не приходилось пилотировать самолёты подобного класса, заявил, что может не справиться с лайнером. Кроме того, не удалось найти достаточно большого количества желающих рискнуть. Весьма скользким был и вопрос с нейтрализацией экипажа — что делать, если лётчики не испугаются и проявят характер?

Но решающим обстоятельством для срыва первого плана стало то, что влиятельным ленинградским сионистам удалось связаться с Израилем, дабы узнать, что они думают о подобном плане.

В Израиле, услышав о намерениях соплеменников угнать самолёт, посоветовали забыть о данной идее и не впутывать в неё еврейское государство. После этого количество соратников у Марка Дымшица резко убавилось — от плана отказался и Гилель Бутман.

Сам Дымшиц, однако, решил попробовать осуществить угон более лёгкого воздушного судна.

Второй план Дымшица предполагал захват самолёта Ан-2 на рейсе Ленинград – Приозёрск. Захват планировалось осуществить в Приозёрске, куда заговорщики должны были прибыть под видом пассажиров. Двух пилотов планировалось связать, рты им заткнуть кляпами и выгрузить из самолёта. После этого Дымшиц должен был взлететь, перелететь границу на малой высоте и сдаться властям в шведском городе Буден.

Кабина Ан-2. Фото: Commons.wikimedia.org/ TimVickers

Помимо Дымшица, в захвате согласились участвовать 15 человек: 13 евреев и два русских диссидента — Алексей Мурженко и Юрий Фёдоров.

Среди участников акции были жена и две дочери Марка Дымшица, диссидент Эдуард Кузнецов, к тому времени уже отсидевший семь лет за антисоветскую деятельность, а также целые семейные кланы, рассчитывавшие таким образом покинуть Советский Союз.

Предполагалось, что четверо участников акции отправятся в Приозёрск и будут ждать там на аэродроме. Остальные 12 человек намеревались вылетать на Ан-2 из ленинградского аэропорта «Смольное».

Примеры судебной практики

Подсудимый нес службу в составе своего подразделения и, находясь в лагере, умышленно совершил ряд незаконных действий. Затем ему потребовалось добраться до противоположного берега реки, для чего он использовал находящийся поблизости буксировочный катер. Судном владела воинская часть. После признания вины, обвиняемый был осужден по ст. 211 УК РФ к четырем годам тюрьмы.

Мужчина в состоянии алкогольного опьянения, захотел самостоятельно угнать теплоход буксировочного типа. Он перепрыгнул к нему на борт и, отвязав судно, оттолкнул его от берега. Так как судно не было приведено в движение, то вскоре попросту село на мели. Несмотря на то, что вина полностью признавалась подсудимым, суд не усмотрел в его действиях признаков статьи 211, поскольку отсутствовал факт завладения — мужчина не завел судно. Статья была переквалифицирована.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика