Основным правовым актом, регулирующим игорную деятельность в России, является закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который был принят в 2006 году. Чаще этот акт называют просто «закон об азартных играх в России».
Закон состоит из 3 глав, в которых подробно описывается порядок проведения такой деятельности, а также организации различных тотализаторов и букмекерских контор. Нарушение требований вышеназванного закона и других правовых актов, регулирующих сферу игорной деятельности, грозит нарушителю административной или уголовной ответственностью.
- Азартные игры: что это такое?
- Дополнительная ответственность
- Уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр
- Опыт западных стран
- Проблемы уголовно регулирования в области незаконной организации и проведения азартных игр
- Государственное регулирование игорного бизнеса
- Комментарии к статье 171.2 УК РФ
- Разрешенные для игровой зоны
- Госдума утвердила закон о казино
- Особенности незаконного игорного бизнеса
- Порядок расследования дел
- Онлайн-казино
- Состав преступления
- Судебная практика
- Административное наказание
Азартные игры: что это такое?
В России действует Закон № 244-ФЗ «О регулировании государством деятельности в области организации игр азартного характера». В соответствии с данным нормативным актом, под играми азартного характера понимаются заключаемые между участниками и организаторами соглашения, основанные на риске. Количество участников всегда ограничено. Играть они могут против организатора или между собой. Правила всегда устанавливаются организатором.
Стоит отличать понятия игр азартного характера и лотереи. В первом случае действуют нормы уголовного права, во втором — административного. Нередко мошенники маскируют казино под лотерею, что является наказуемым по УК РФ деянием.
Организатор игры может являться физическим или юридическим лицом. Именно он несет ответственность за незаконную организацию и проведение игр азартного характера. Наказание возлагается согласно положениям УК РФ, если речь идет о физическом лице, и в соответствии с нормами КоАП – если в деле замешаны юридические лица.
Дополнительная ответственность
Во втором и третьем пункте рассматриваемой статьи также содержатся квалифицирующие признаки преступления, при наличии которых наказание становится суровее.
Так, ответственность увеличивается в случае, когда незаконная организация игорного процесса осуществляется группой людей по предварительной договоренности или же доход от такого бизнеса совершается в крупном размере.
Что касается ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, подробнее можно прочитать, пройдя по этой ссылке.
Еще большие последствия грозят организаторам, если правонарушение было осуществлено организованной группировкой или с получением прибыли в особо крупном размере или при использовании гражданином его служебного поста.
В примечании к статье указывается, что доходом в крупном размере считается прибыль выше 1,5 миллионов, в особо крупном же – превышает шесть миллионов. Доход определяется как все вырученные организатором средства со своей деятельности при условии невычета трат на ее проведение.
Уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр
Обзавестись игорным бизнесом сегодня не так уж и просто. Придется пройти ряд сложных бюрократических процедур, запросить множество документов, найти подходящее место и т.д. Естественно, отдельные граждане не желают утруждать себя подобными работами, а потому организуют свой бизнес нелегально. Это, в свою очередь, является преступлением, за которое должны возлагаться санкции.
Речь в УК РФ идет о простых гражданах, то есть о лицах физических. Согласно статье 171.2 российского Уголовного кодекса, гражданин наказывается штрафом в размере до полумиллиона рублей, либо тюремным сроком до пяти лет. Существует также ряд отягчающих обстоятельств, среди которых:
- совершение преступления лицом с использованием своего должностного положения (например, полицейский «крышует» организаторов казино);
- совершение преступления в группе;
- извлечение особо крупного дохода.
Преступление с наличием отягчающих обстоятельств повлечет за собой штраф до миллиона рублей, тюремный срок до шести лет, либо лишение возможности занимать профессиональную должность сроком до пяти лет.
Таким образом, за незаконную организацию и проведение азартных игр устанавливаются довольно серьезные санкции. Далее будет рассказано о том, как следует организовывать игорный бизнес в соответствии с законом.
Опыт западных стран
Правительства других стран по-разному относятся к организации и проведению азартных игр:
- США. Как и в России, в Соединенных Штатах Америки казино и тотализаторы разрешены только в некоторых городах: Лас-Вегасе и Атлантик-Сити. В Штатах выдается лицензия только на организацию определенных форм азартных заведений: тотализаторы на скачки, индейские казино, карточные клубы, лотереи и благотворительные казино.
- Япония. Официально проведение азартных игр в Японии не разрешается, однако преступные группировки (якудза) организовывают подпольные игры в маджонг, карты, рулетку. Для людей, нарушающих закон, предусмотрено наказание: штраф в размере до 1 миллиона йен или тюремный срок до 15 лет.
- Франция. Еще одна страна-лидер по количеству работающих казино. Популярные игры: французская рулетка, слоты, покер. Так, в Париже ежегодно проводится турнир World Poker Tour, в котором может поучаствовать любой совершеннолетний человек. Лицензия на организацию и проведение азартных игр выдается Министерством Юстиции после проверки оборудования и помещения на соответствие всем нормам законодательства.
- Германия. В стране не запрещена организация казино и тотализаторов, однако в законодательстве нет четких норм касательно гемблинга. Германия разделена на 16 округов, в каждом из них отдельно устанавливаются критерии для получения лицензии и размер налога на игорный бизнес. Возраст, с которого можно посещать азартные заведения, также отличается: например, в Баден-Баден вход в казино разрешен только с 21 года, тогда как в Берлине — с 18 лет.
- Китай. Практически на всей территории страны запрещено проводить азартные игры, исключением стала провинция Макао: там находятся крупнейшие китайские казино, некоторым из которых уже более 100 лет. Проводить лотереи и ставки на скачки, спортивные мероприятия, состязания животных можно после получения лицензии.
Проблемы уголовно регулирования в области незаконной организации и проведения азартных игр
В комментариях к ст. 171.2 российского Уголовного кодекса говорится о возможных трудностях и проблемах, которые могут возникнуть при организации государственного регулирования азартных игр. Успешная работа в рассматриваемой области возможна лишь в случае грамотного выделения особых признаков игорного бизнеса. К таким относятся:
Читайте также: Исправительные работы — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
- платность и наличие риска;
- наличие соглашения между участниками и организатором;
- наличие правил проведения игры, условий получения выигрыша и прочих особенностей.
У такого преступного деяния, как незаконное формирование и проведение азартных игр, есть целая система объектов. На первой ступени расположен родовой объект. Под ним понимается установленный законом порядок реализации государственной экономики. Далее следует видовой объект — порядок реализации экономической деятельности. Наконец, существует непосредственный объект. Здесь речь идет о процессе осуществления предпринимательства, имеющего законный или незаконный характер.
Таким образом, объект рассматриваемого преступления имеет весьма необычную специфику. В то время как большинство преступлений, закрепленных в УК РФ, имеют родовым объектом общественную нравственность и здоровье, в случае с рассматриваемым деянием речь идет об экономическом факторе.
Государственное регулирование игорного бизнеса
Прокуратура Российской Федерации внимательно следит за тем, чтобы азартные игры в стране были организованы в соответствии с законом. Существует особый порядок построения и реализации бизнеса с игровыми автоматами и казино. Для начала необходимо запросить и приобрести специальную лицензию. После этого работать придется в соответствии с законодательством под постоянным надзором государства.
Сами же власти должны регулировать игорный бизнес следующим образом:
- устанавливать порядок осуществления деятельности по формированию игорного предпринимательства и его реализации;
- выделять территории и зоны, разрешенные для игр азартного характера;
- выдавать соответствующие лицензии и разрешения;
- осуществлять постоянный государственный контроль за организацией азартных игр.
Компетентными органами в данном случае будут специальные правительственные ведомства и министерства, уполномоченные в сфере организации и проведения азартных игр.
Комментарии к статье 171.2 УК РФ
Объектом данного преступления является установленный порядок проведения азартных игр.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения данной деятельности осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ (глава 58) Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» .
РГ. 2006. 31 дек. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность организаторов торговли, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах».
Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона).
Азартная игра (от фр. jeu de hasard — буквально «игра случая») представляет собой соглашение, основанное на добровольном волеизъявлении сторон, в основе которого лежит обоюдный риск. Необходимыми и определяющими атрибутами азартной игры являются ставка (денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику и служащие условием участия в азартной игре) и выигрыш (денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата, предусмотренного правилами азартной игры), достижение которого является волей случая и, как правило, не зависит от искусства играющих.
К азартным играм традиционно могут быть отнесены карточные игры (за исключением спортивных), рулетка, тотализатор, пари (основанное на риске соглашение о выигрыше, исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет) и т.п.
Указанным Федеральным законом установлены следующие основные ограничения на проведение азартных игр: 1) организаторами азартных игр могут быть лишь юридические лица, зарегистрированные на территории РФ; 2) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям действующего законодательства; 3) не допускается деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи; 4) игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон. Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании соответствующих лицензий. В букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов (ст. 14 Федерального закона).
В соответствии с диспозицией части первой рассматриваемой статьи уголовно наказуемыми деяниями признаются лишь организация и (или) проведение азартных игр:
1) с использованием игрового оборудования вне игорной зоны.
Читайте также: Мошенники-«телефонисты». Как аферисты крадут деньги с банковских карт
Обязательными признаками данного состава являются средство совершения преступления — игорное оборудование и место — вне игорной зоны.
Игорной зоной признается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 7 ч. 1 ст. 4 Федерального закона).
Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации .
Постановление Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 376 «Об утверждении Положения о создании и ликвидации игорных зон» // РГ. 2007. 22 июня.
На сегодняшний день на территории РФ предусмотрено создание четырех игорных зон, расположенных в следующих субъектах РФ: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край. В настоящее время действующей игорной зоной является лишь расположенная в Краснодарском крае «Азов-Сити».
Под игровым оборудованием понимаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Исходя из требований Федерального закона и общей организации игорного бизнеса, можно выделить следующее игровое оборудование:
— игровой автомат (разновидность игрового оборудования, посредством которого победитель азартной игры определяется при помощи специального устройства, находящегося внутри корпуса такого игрового оборудования, случайным образом, без непосредственного участия организатора азартных игр или его работников);
— игровой стол (игровое оборудование, которое применяется при игре в рулетку и предусматривает наличие одного или нескольких полей, при помощи которых проводится азартная игра организатором азартной игры или его работником), игровой стол для игры в карты и т.п.;
— игральные карты;
— игровые фишки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2007 г. N 441 «Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр» фишки наряду с жетонами и иными знаками, предусмотренными к обращению в игорном заведении правилами, являются обменными знаками игорного заведения.
РГ. 2007. 17 июля.
Следует отметить, что из перечня игрового оборудования, использование которого вне игровой зоны является уголовно наказуемым, следует исключить игровое оборудование (за исключением игровых автоматов и игровых столов) для букмекерских контор и тотализаторов (мониторы, телевизоры, система видеонаблюдения и т.д.), поскольку деятельность данных заведений вне игровой зона допустима в силу положений ст. 14 Федерального закона.
Под использованием игрового оборудования следует понимать его применение в процессе проведения азартной игры. Приобретение, хранение, перевозка либо сбыт такого оборудования состава преступления не образует;
2) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи.
В данном случае уголовный закон не указывает на место совершения преступления как обязательный признак состава, что позволяет сделать вывод о принципиальном запрете на использование информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи для организации и проведения азартных игр, включая такую деятельность и в игровых зонах. Данный вывод полностью согласуется с положениями ч. 3 ст. 5 Федерального закона.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети определено в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Как предусмотрено в ч. 3 ст. 15 названного Закона, использование на территории России информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.
РГ. 2006. 29 июля.
Понятие средств связи определено в п. 28 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ) : это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями. При этом понятие электросвязи определено в п. 35 указанной статьи как любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
РГ. 2003. 10 июля.
Из содержания п. 1 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи» (в ред. от 16 февраля 2008 г.) , к подвижной связи можно отнести следующие виды связи: а) подвижная радиосвязь; б) подвижная радиотелефонная связь; в) подвижная спутниковая радиосвязь. Сюда же следует отнести и запрет на организацию и проведение азартных игр с помощью мобильной связи и мобильных телефонов (например, когда азартные игры проводятся путем отправки и приема коротких текстовых сообщений и т.п.).
РГ. 2005. 1 июня.
Сам факт наличия у лица либо в заведении средств связи или информационно-телекоммуникационных сетей не дает достаточного основания для привлечения к уголовной ответственности. Необходимо, чтобы указанные средства применялись именно для организации либо проведения азартной игры;
3) без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3 Федерального закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в частности, путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах, вне которых любое проведение азартных игр запрещено.
Исключение составляет лишь деятельность букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок (без использования при этом игровых автоматов и игровых столов), которые могут быть расположены вне игровых зон.
Читайте также: 4 вида учреждений для отбывания наказания согласно Уголовному кодексу
Таким образом, в рамках рассматриваемого состава криминализована любая форма организации и проведения азартных игр вне игорных зон (за вышеуказанным исключением), а также аналогичная деятельность в игорных зонах без соответствующего разрешения либо после его аннулирования.
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной (уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Такое разрешение выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны. В разрешении на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должна быть указана дата, с которой организатор азартных игр имеет право приступить к осуществлению соответствующей деятельности, а также наименование игорной зоны, в которой такая деятельность может осуществляться.
Разрешение на осуществление такой деятельности может быть выдано лишь юридическому лицу, зарегистрированному в РФ и отвечающему требованиям, указанным в ст. 6 Федерального закона.
Совершение указанных преступлений возможно лишь в форме действия — организации и (или) проведения азартных игр.
Организацией азартных игр следует признавать деятельность лица или группы лиц, направленную на планирование проведения азартных игр, предоставление (приискание) помещений, оборудования и иного материально-технического обеспечения, а также их финансирование, подбор и обучение обслуживающего персонала, разработку (утверждение) правил азартной игры, привлечение участников игр, руководство игорным заведением и его персоналом.
Организаторская деятельность может быть распределена между несколькими участниками, каждый из которых выполняет свои функции. Действия этих лиц в рамках единого умысла следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ.
Проведением азартной игры следует признать разъяснение правил азартной игры ее участникам, заключение между ними соглашения, основанного на риске, непосредственное ведение (соблюдение) игорного процесса, прием ставок, выплату вознаграждения и т.п.
Все описанные составы являются формальными.
Обязательным признаком является сопряженность данных деяний с извлечением дохода в крупном размере, размер которого определен в примечании к ст.
Разрешенные для игровой зоны
В Российской Федерации существует пять игорных зон — специальных территорий, где допускается законная организация и проведение азартных игр. В границах каждой такой зоны допускается возведение не более одного игорного заведения. На данный момент в список игорных зон входят следующие регионы:
- Алтайский, Краснодарский и Приморский края;
- Калининградская область;
- Республика Крым.
Формирование и ликвидация игорных зон относится к ведению российского Правительства. В его же компетенции находится формирование границ, знаков, наименований и прочих параметров игорных заведений. При этом исполнительный орган власти РФ не может принять решение об удалении игорной зоны в течение десяти лет с момента ее создания.
Госдума утвердила закон о казино
Государственная дума в среду приняла в окончательном третьем чтении проект закона о государственном регулировании бизнеса азартных игр. Новым законодательством будет предусмотрен вывод всех казино и залов игровых автоматов из населенных пунктов в специально отведенные четыре зоны.
Госдума разрешила создание игорных зон в Калининградской области, Алтайском и Приморском краях, а также на границе между Ростовской областью и Краснодарским краем. Согласно законопроекту, существующие в настоящее время игорные заведения, которые соответствуют требованиям закона, смогут продолжать работу до 30 июня 2009 года, после чего их деятельность вне игорных зон будет запрещена. Между тем, уже с 1 июля 2007 года подлежат закрытию все игорные заведения, не соответствующие требованиям федерального закона. Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы в октябре президентом России.
«Новый закон защитит большинство граждан от того, чтобы перекладывать свои деньги в карманы игорного лобби»
Александр Лебедев, депутат Госдумы
Вынесение казино и игровых автоматов в удаленные от населенных , — прокомментировал законопроект телеканалу «Вести» депутат Госдумы Александр Лебедев. По его мнению, после введения в действие закона обороты от игорного бизнеса уменьшатся, а большая часть налоговых сборов от него будет поступать в бюджет региональных властей. Замглавы думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина также считает принятие законопроекта крайне важным. По ее словам, «от массового расцвета игорного бизнеса часто страдают социально незащищенные россияне, вовлеченные в азартные игры». Накануне вице-спикер Госдумы Владимир Катренко заявил журналистам, что принятие закона позволит сделать игорный бизнес «более честным и упорядоченным».
Поправки: кому и сколько
Он отметил, что в процессе работы над законом были внесены значительные изменения. В частности, тотализаторы и букмекерские конторы могут продолжать деятельность как прежде — вне игровых зон. На остальной территории России создание игорных зон будет запрещено. Согласно законопроекту, разрешения на игорную деятельность сроком на пять лет будет выдавать правительство. Запрещено также организовывать азартные игры по интернету.
«Если другие государства нашли способы существования игорного бизнеса на территории крупных городов, то это под силу и нам»
Евгений Ковтун, вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса России
Количество игровых автоматов в игровых залах не может быть меньше 50 на площади в 100 и более кв.
Особенности незаконного игорного бизнеса
Следует обратить внимание на деятельность правоохранительных органов, которые занимаются расследованиями в представленной сфере. Вот каким моментам должен уделять внимание следователь или дознаватель, имея своей целью обнаружение незаконного проведения азартных игр:
- использование автоматов для игры, или же прочего специального оборудования, которое можно использовать для проведения игр азартного характера;
- наличие особой информации о казино или игровых машинах;
- использование интернета для организации казино в режиме онлайн;
- отсутствие у организаторов специальной лицензии или наличие просроченной лицензии.
Таким образом, принципы и условия организации нелегального игорного бизнеса всегда одинаково простые. Преступники не имеют соответствующей документации, работают подпольно и обладают ограниченным кругом посетителей.
Порядок расследования дел
О порядке расследовения преступлений в сфере незаконной организации и проведении азартных игр статья 171.2 российского Уголовного кодекса не предоставляет никаких сведений. Именно поэтому нужно обратить внимание на профессиональную деятельность органов правоохранительной системы. Работают они всегда по строгому плану, первым пунктом которого является выяснение способа совершения преступного деяния. С ним неразрывно связаны и методы. Мотивы и цели у преступников в рассматриваемой области всегда финансовые. Необходимо также раскрыть личности преступников.
С чего начинается операция по поимке организаторов незаконной организации и проведения азартных игр? Доклад о деле, полученный сотрудниками правоохранительных органов от начальства, включает в себя задачу по наблюдению за вызывающими подозрение объектами. Далее необходимо постараться установить личности. Как только будет собрано достаточное количество сведений, сотрудники сами обратятся за услугами казино. Называется это мнимой сделкой, необходимой для проверки механизма рабочей организации. На последнем этапе опрашиваются свидетели и обвиняемые, изымается техника, проверяется документация, проводятся экспертизы и эксперименты.
Онлайн-казино
В странах мира отношение к интернет-казино различное. Где-то для их организации нужна лицензия, а где-то подобные ресурсы можно создать без какой-либо документации. Разрешены ли онлайн-казино в Российской Федерации?
Согласно статье 171.2 Уголовного кодекса РФ, а также ФЗ № 244 от 2006 года, в стране устанавливается полный запрет на организацию игорного бизнеса вне специализированных залов и территорий. Создатели игровых залов в интернет-пространстве будут привлечены к ответственности по статье 171.2 УК РФ. Если же организатор казино находится не в России, то санкция будет возложена на соответствующего интернет-провайдера.
Состав преступления
Отдельно следует разобрать состав действия, предусмотренного статьей 171.2.
Субъект преступления — физическое лицо (юридическое не является им в силу принципов уголовного законодательства РФ), вменяемое на момент совершения деяния и достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Для справки. ФЗ № 244 рассматривает в качестве организатора юридических лиц. Однако, нормативный акт подразумевает лишь законную деятельность учредителя, а значит, ст. 171.2 УК РФ в плане субъекта — физического лица, никак не противоречит вышеуказанному источнику права.
Субъективная сторона состава этого преступления — вина, выраженная в форме прямого умысла. Целью совершения противоправного поступка является получение прибыли от организации подпольных азартных игр. Умысел может не содержать размер прибыли.
Важно! Комментарии некоторых юристов уголовной сферы подразумевают, что теневая деятельность по проведению азартных игр, как и официальная, должна содержать в себе признаки предпринимательской, содержащиеся в ГК РФ. А значит, совершение подобного деяния однократно без цели постоянного получения прибыли не должно определяться как законченное преступление по статье 171.2 УК РФ, а инкриминироваться, как частный случай незаконного предпринимательства.
Объект в данном случае — общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. К объективной стороне относится проведение подпольных игр вне закрепленной зоны либо в глобальной сети. Такой деятельностью является подготовка мест, создание и закупка необходимого инвентаря, найм персонала, приглашение и отбор желающих, а также другая активность, обеспечивающая содержание и функционирование теневых казино. В случае с интернетом под эти критерии подпадает создание сайтов, их реклама.
Для справки. Как отмечалось выше, на онлайн-казино распространяются те же правила, что и на остальные. Однако, если компания-хозяин сайта и организатор расположена в той стране, где подобная деятельность разрешена, единственной возможной санкцией является блокировка сайта непосредственно в РФ, что возлагается на интернет-провайдеров.
Также преступление не считается законченным, пока злоумышленник не получит прибыль. Однако сам процесс противоправного деяния охватывает комплекс из начала, самой игры и ее завершения с последующей выдачей выигрыша.
Судебная практика
Для лучшего понимания рассматриваемого преступления стоит рассказать об одном реальном примере. Правоохранители раскрыли дело об организации азартных игр мужчиной и женщиной. Помещение со множеством игровых автоматов находилось вне специализированной зоны, вследствие чего не было зарегистрировано в государственном реестре. Более того, игорное помещение позволяло получать с нелегального бизнеса особо крупные доходы.
Читайте также: Статья 300. Незаконное освобождение от уголовной ответственности
Как оказалось, мужчина и женщина были операторами игровых столов. В виду того, что оба обвиняемых характеризовались положительно и имели детей, два года тюремного наказания были заменены на условные сроки.
Административное наказание
В КоАП также присутствует норма об играх азартного характера. В статье 14.1.1 кодекса рассказывается о юридических лицах, незаконно организующих игорный бизнес. Штраф в данном случае устанавливается до 1 млн. рублей. Такое же наказание грозит и для организаторов казино через коммуникационную сеть «Интернет».
Помимо казино, речь в КоАП идет о букмекерах. За организацию букмекерской деятельности без специальной лицензии виновникам грозит штраф до 4 тыс. рублей. Если же речь идет о юридических лицах, то сумма штрафа будет несколько больше — до 1 млн. рублей.