Нормы и правила: санкции за нарушения. За нарушение установленных правил обычно применяются санкции

Социальные нормы и правила

Норма с латинского означает «образец поведения, правило». При помощи нее происходит контроль над поведением человека в обществе. Отсюда исходит понятие социальная норма. Соблюдение и нарушение установленных правил происходит повсеместно. Человек не робот, он не может запрограммировать свой мозг под определенный кодекс. Каждый из нас умышленно или случайно совершал поступки, противоречащие общепринятым нормам. В качестве наказания за нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Но какие именно бывают нормы? Разберем ниже.

Что считается общественным порядком

Если обратиться к сухим юридическим терминам, под определением общественного порядка подразумевается устоявшаяся система взаимоотношений между людьми, что обеспечивает им условия комфортного проживания. Эти нормы поведения регулируются действующим законодательством, местными обычаями и национальными традициями.
В целом, это довольно сложная система, регулирующая нормы общежития. Контроль за соблюдением устоявшихся принципов возлагается на правоохранительные органы, которые обязаны пресекать любое недостойное поведение, способное оскорбить чувства окружающих. Разумеется, что система возможна только при мирном сосуществовании гражданского общества, определяя границы допустимого поведения для всех его членов.

Скачать для просмотра и печати:

Виды норм

Все правила в обществе являются социальными, т. к. они регулируют взаимодействие между людьми: что делать можно, а что нет. Все социальные нормы подразделяются на несколько видов:

  • Обычаи и традиции. Например, свадебные или похоронные обряды.
  • Юридические или правовые нормы. Законы, официальные распоряжения и т. д.
  • Моральные нормы. В отличие от юридических, носят оценочную нагрузку. Помните детский стих «Что такое хорошо, а что такое плохо»? Он является своего рода «сборником» правил поведения, связанных с моралью.
  • Религиозные. Закреплены, как правило, в Священных Писаниях, различных трактатах. Например, Библии или Коране, учениях святых и т. д. Почти все религиозные нормы совпадают с моральными и закреплены в правовых законах.
  • Политические. Регулируют правила поведения между личностью и властями. Обычно они также закреплены в юридических законах, но не все.
  • Правила этикета.
  • Эстетические нормы.

нормы и правила

Читайте также:  Социальная сущность преступления в уголовном праве

Мы перечислили основные виды норм. За нарушение установленных правил обычно применяются санкции, т. е. различные наказания. Их суровость зависит от степени тяжести проступка.

Например, административная ответственность установлена за нарушение правил, зафиксированных в юридическом кодексе – КоАП РФ. Уголовная – за действия, предусмотренные уголовным кодексом. В первом случае человек ограничится штрафом, а во втором может реально лишиться свободы на несколько лет. Но всегда ли санкция имеет негативный характер? Существуют ли «хорошие»? Об этом далее.

Вопрос 4. Юридическая ответственность сотрудника полиции

За правонарушения

Юридическая ответственность– это применение мер государственного принуждения к лицу, виновному в совершении противоправного деяния.

Виды ответственности сотрудника органов внутренних дел

Ответственность сотрудника органов внутренних дел в Российской Федерации закреплена в статье 15 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011г. № 342-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 Закона № 342-ФЗ указывает на несение сотрудником ОВД уголовной ответственности за совершение преступления. В Уголовном кодексе Российской Федерации устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «о» в ч. 1 ст. 63).

Одновременно УК РФ содержит ст. 286.1, устанавливающую уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

В части 2 статьи 15 Закона № 342-ФЗ регламентирована ответственность сотрудника ОВД за совершение административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения сотрудник ОВД несет рассмотренную выше дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями Федерального закона № 342-ФЗ, Дисциплинарным уставом ОВД РФ, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник ОВД подлежит административной ответственностина общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Изложенное регулирование соответствует нормам статьи 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания».

Часть 3 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что за нарушения служебной дисциплины на сотрудника ОВД налагаются дисциплинарные взыскания. При этом в рамках регламентации наложения дисциплинарных взысканий сделана отсылка к следующим статьям Закона № 342-ФЗ: ст. 47, содержащей общие положения о служебной дисциплине; ст. 49, определяющей понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины; ст. 50, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий; статей 51, 51.1 устанавливающей порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий.

Гражданско-правовая ответственность сотрудника ОВД. Часть 5 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ.

В основе данного регулирования лежат нормы статьи 52 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом и что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также статьи 53 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в статье 16 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В статье 1069 главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с частью 1 указанной статьи вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Читайте также:  Злоупотребление служебным положением — состав преступления и меры наказания

В части 2 статьи 1070 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных ч. 1 данной статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ.

Предъявление иска о возмещении на основании ст. 1069 ГК РФ вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, и рассмотрение этого иска судом общей юрисдикции или арбитражным судом осуществляются в соответствии с подведомственностью по общим правилам искового производства.

Согласно ст. 1082 части второй ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (ч. 2 ст. 15 части первой ГК РФ). Как определено в норме, к которой сделана отсылка (ч. 2 ст. 15 части первой ГК РФ), под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, регламентировано положениями гл. 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Часть 5 статьи 15 Закона № 342-ФЗ также устанавливает, что в случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику ОВД в размере выплаченного возмещения. При этом предусмотрено, что данное право реализуется путем обращения указанного федерального органа в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

Изложенное основано на норме ч. 1 ст. 1081 ГК РФ, согласно которой лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Соответственно, судебная практика исходила из того, что в случае, если вред, причиненный ненадлежащим исполнением служебных обязанностей сотрудниками ОВД, возмещен за счет казны Российской Федерации, прокурор в интересах Российской Федерации вправе в порядке регресса обратиться в суд с иском к тем сотрудникам ОВД, по чьей вине причинен вред.

В части 6 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник ОВД также несет материальную ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению. В отношении порядка и случаев несения такой ответственности данная норма отсылает к трудовому законодательству.

Материальная ответственность работника регламентирована главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), которую открывает статья 238, предусматривающая следующее:

работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ч. 1);

под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2).

Следует также отметить, что в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 ноября 2006г. № 52 (в ред. от 28.09.2010г.) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» даны разъяснения по применению норм главы 39 ТК РФ.

Наказание за нарушение установленных правил — это санкция?

Всегда ли санкция — синоним слову «наказание»? Школьный курс обществознания выделят следующие виды:

  • Формальные негативные.
  • Формальные позитивные.
  • Неформальные негативные.
  • Неформальные позитивные.

Таким образом, существуют «хорошие» и «плохие» санкции. Это позитивные и негативные.

наказание за нарушение установленных правил это санкция

Юридическая практика

Если обратиться к статистике судебных заседаний, наиболее распространенными проявлениями хулиганства в общественных местах является вандализм и нецензурная брань. При этом противоправные действия обычно совершаются компаниями подростков. Это мелкое хулиганство, которое наказывается административным штрафом

Читайте также:  Уголовная ответственность за фиктивное банкротство

Если рассматривать более крупные правонарушения, то здесь участились случаи хулиганства на борту самолёта. Однако учитывая изменения в действующем законодательстве и ужесточение мер ответственности, можно предположить, что кривая таких преступлений пойдёт на спад.

Негативные санкции

За нарушение установленных правил обычно применяются санкции.

В данном случае это негативные, и они являются синонимами «наказания». Могут проявляться в следующих формах:

  • Выражение недовольства.
  • Штрафы.
  • Выговоры на работе.
  • Судебные постановления.
  • Низкие оценки в учебе и т.д.

В зависимости от того, какая норма нарушена, будет степень тяжести санкции. Но многие нормы «переплетаются». Например, религиозные и юридические. Существует уголовная статья «Оскорбление чувств верующих». За это преступление наказание будет не только в виде недовольства, но и в виде реального тюремного срока. Сегодня в России можно получить несколько лет тюрьмы за компьютерную игру в храме. Примеры «с ловлей покемонов» это доказывают.

соблюдение и нарушение установленных правил

Также юридические нормы могут совпадать и с моральными. Например, за оскорбление человека можно также получить уголовное наказание. Нарушение норм морали называется аморальным поведением. Большинство из них прописано в законах. Но не все моральные нормы являются юридическими.

Смоделируем ситуацию. Человек едет на авто, на улице сильный мороз. На трассе стоит женщина с ребенком. Должен он остановиться и подвезти их, если на улице ночь и автобусов больше не будет до утра? С точки зрения морали — да. Но юридически — ни один закон не обязывает этого делать, несмотря на то что маленький ребенок может замерзнуть и умереть от переохлаждения.

за нарушение установленных правил обычно применяются санкции

Уголовная ответственность

В случаях, когда действия обвиняемого классифицируются как хулиганство, в действие вступает Статья 213 Уголовного кодекса РФ. Здесь за нарушение общественного порядка налагается уголовный штраф до полумиллиона рублей, до 480 часов принудительных работ или тюремное заключение до 5 лет.
Если правонарушение совершается организованной группой либо усугубляется сопротивлением представителю власти, штраф увеличивается до 1 000 000 рублей, назначенный срок заключения возрастает до 7 лет.

В случаях, когда хулиганские деяния совершаются с применением взрывчатых веществ, обвиняемому грозит тюремное заключение сроком 5-8 лет.

Девиантное поведение

За нарушение норм и правил предусмотрены различные санкции. Но само такое поведение называется отклоняющимся. Или девиантным. То есть человек отклонился от общепринятых норм, он живет «по своим правилам» и законам.

Имеется в виду то, что подобное поведение является целенаправленным. Человек знает, что существуют определенные нормы, но все равно их нарушает. Делается это постоянно.

Таковыми являются наркоманы, «уголовники», люди, страдающие алкоголизмом. Общество пытается им помочь различными мерами «встать на верный путь». Если не помогает – применяются санкции различного характера.

Новое в законодательстве

Начиная с апреля 2020 года в Уголовном кодексе появилась статья № 267.1, которая ужесточает ответственность за хулиганские действия на транспорте. Под действие статьи попадают любые хулиганские намерения, которые могут угрожать безопасности транспортного средства.

Примечательно, что теперь обвиняемым необязательно находиться внутри транспортного средства. Статья распространяется на хулиганов, слепящих пилотов; зацеперов, мешающих движению пригородных электричек; граждан, бьющих стекла в поездах из хулиганских побуждений.

Виновные в этих правонарушениях наказываются штрафом до 300 000 рублей, могут отправиться в тюрьму на 2 года.

Скачать для просмотра и печати:

Нарушение общественного порядка

Сосуществование отдельных граждан в общем социуме – это необходимое и даже обязательное условие для успешного развития любого общества. Общественный порядок и его поддержание это тот критерий, который позволяет определить, насколько воспитаны люди, умеют ли они взаимодействовать, ценят ли они окружающих.

Нарушение общественного порядка, это деяние со стороны конкретного гражданина или группы лиц, которое может квалифицироваться, как административное или как уголовное преступление. Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, какие нарушения общественного порядка в общественных местах и не только могут являться преступлением, а также, какие меры по наказанию преступников применяются контролирующими ведомствами с учетом основных положений российского законодательства.

Какие нарушения встречаются?

Нарушение общественного порядка регулируется статьей 20.1 КОАП РФ. В указанном положении прописаны не только виды нарушений, но и меры воздействия на граждан. Кроме того, в статье рассматриваются ситуации, когда речь идет о случайном деянии, которое не имело умысла и о грубом нарушении общественного порядка с явным неуважением к окружающим и закону. Если говорить о конкретных действиях, то здесь вполне можно указать такие поступки и преступления, как:

  1. Обращение с животными с особой жестокостью, которое встречается у людей с садистскими наклонностями и в юном возрасте.
  2. Вандализм, выражается в порче имущества, например, в поджоге, разрушении, нанесении надписей и рисунков.
  3. Ведение пропагандисткой деятельности запрещенного характера, например, распространение сведений, приводящих к формированию иных ценностей у граждан и тем самым ведущих к нарушению общественного порядка.
  4. Принятие участия в массовых беспорядках или призыв к таким действиям, что уже квалифицируется как уголовное преступление, поскольку является деянием повышенной опасности для окружающих и носит групповой характер.
  5. Прохождение спецподготовки для принятия участия в бесчинствах, что также является уголовным преступлением.
  6. Хулиганство, может выражаться в нецензурной брани, нападении на прохожих, применение оружия.

На самом деле, вариантов хулиганства очень много и здесь также стоит упомянуть о таких видах правонарушений, как телефонное хулиганство, оскорбления, пренебрежение требованиями и нормами действующего законодательства.

Ограничения, действующие в общественных местах

Российские законодатели приняли ряд законов, ограничивающих некоторые действия граждан в общественных местах. Среди таковых распитие алкоголя любой крепости продукции и курение табака.

Некоторое время назад питие алкоголя в общественных местах было нормой для некоторых категорий граждан. Особенно отличалась молодежь. Данное деяние не подпадало ни под какую статью о правонарушениях, и пьяные дебоширы часто оставались безнаказанными.

Особенно доставалось тем, кто проходил мимо расположившихся нетрезвых людей во дворах и подъездах. Разгоряченные алкоголем они не стеснялись местных жителей, игнорировали полицейские патрули.

Читайте также:  Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

На сегодняшний момент, если появиться в нетрезвом виде в тех местах, которые определены как общественные места, то это может привести к административной ответственности, статья 20.20 КоАП РФ. Также Федеральный закон № 171 запрещает продажу и распитие спиртосодержащих напитков (в том числе слабоалкогольных) в общественных местах.

Данные ограничения направлены на снижение преступлений, совершенных в состоянии опьянения алкоголем. Воздействие спиртного приводит к агрессивности, импульсивности, неправильному мышлению и как следствие происходят убийство, драка, изнасилование и прочее.

Статья 20.21 КоАП РФ гласит, что нештатными ситуациями могут считаться:

  • оскорбления, направленные в адрес прохожих или других людей;
  • унижение достоинства человека;
  • нарушение покоя и права на отдых;
  • появление в состоянии опьянения алкоголем в общественном месте;
  • потеря личностных качеств.

Что касается курения, то желающие отравиться никотином должны делать это в специальных местах. Общественные места оборудуются помещениями или отведенными зонами, оборудованными для курения. На граждан, нарушивших запрет налагается штраф согласно статьи 6.24 КоАП РФ.

Что входит в понятие общественного места?

Если руководствоваться кодексом об административных правонарушениях принятым в Российской Федерации, можно смело сказать, что общественным местом может быть любым местом, в котором возможно появление физических лиц.

Если глубже вникнуть в суть статьи 20.20 КоАП РФ, а также прочитать комментарии к ней, то можно выделить критерии, по которым производится определение общественного места. К этим местам можно отнести, где:

1. Могут появляться физические лица в любое время в течении суток.

2. Может появиться скопление людей во время проведения, каких-то мероприятий.

3. Не являющиеся частной собственностью или не используются в индивидуальном порядке.

Если составлять перечень общественных мест, то в него можно внести:

1) Домовые и придомовые территории:

  • лестничный пролет и лестничная площадка;
  • подъезд;
  • лифт;
  • игровая площадка для детей;
  • двор.
  • сквер;
  • парковая зона;
  • садовые посадки;
  • территории вокруг озер, прудов, водохранилищ;
  • территории вдоль рек;
  • пляж.

3) Торговые и обслуживающие населения организации:

4) Организации культуры:

5) Административные здания.

6) Спортивные сооружения:

8) Общественный транспорт:

10) Образовательные учреждения:

  • детский садик;
  • школа;
  • институт;
  • спортивная школа.

Но большое количество юристов могут разделять такие понятия как:

1. «общественное место»;

2. «место общего пользования».

Территории с ограниченным доступом и частная собственность

Территория в частной собственности охраняется законодательно. И нахождение на ней возможно только с согласия собственника. Поэтому на такие места понятие общественного места не распространяется.

В нашей стране множество мест, где собирается большое количество людей, но назвать их общественным местом нельзя. К таким местам относятся производственные предприятия, офисные центры, строительные площадки, то есть те места, куда вход ограничен. Хоть там и собирается множество людей они не являются общественными местами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика