Статья 14.10 КоАП РФ. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (действующая редакция)

Государство повысило ответственность за торговлю контрафактом

Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.07.2013 № 194-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 194-ФЗ). Документом, который вступит в силу с 3 августа 2013 г., предусмотрено усиление административной ответственности за обман потребителей (для должностных лиц штраф увеличен в 10 раз).

Объемы производимого и продаваемого контрафакта и фальсификата для российской экономики уже давно стали проблемой.

Что можно сделать, чтобы уменьшить объемы пиратской продукции? Конечно повысить административные штрафы, а также распространить административную ответственность за правонарушения в сфере производства и оборота контрафактной и фальсифицированной продукции на производителей, импортеров и дистрибьюторов.

Избавляемся от старых проблем

Общий состав правонарушения в КоАП РФ порождал проблемы с привлечением к ответственности.

Читайте также:  Статья за клевету и оскорбление личности 128.1 УК РФ

Так, прежняя редакция ст. 14.10 КоАП РФ предусматривала административную ответственность только за незаконное использование товарного знака. Возникали многочисленные споры, например о том, должно ли лицо, реализующее контрафактный товар, нести ответственность, предусмотренную ст. 14.10 КоАП РФ, ведь оно непосредственно не наносило на продаваемый товар чужие товарные знаки.

В таких случаях нарушители ссылались на то, что они не являются субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, а лишь реализовывали товар с уже нанесенными на него кем-то другим незаконными товарными знаками.

Дело дошло до того, что высказаться по правоприменению этой статьи КоАП РФ пришлось Пленуму Высшего арбитражного суда РФ (см. п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11). Высший суд обеспечил серьезную защиту прав обладателей товарных знаков, так как пришел к выводу о том, что по смыслу ст. 14.10 КоАП к ответственности, преду­смотренной этой статьей, может быть привлечен не только тот, кто непосредственно разместил товарный знак на продукции и т.д., но и тот, кто реализовал товар с упомянутым знаком. Причем к ответственнос­ти, по мнению судей ВАС РФ, может быть привлечен как первый продавец, так и любой из последующих продавцов в цепочке ­продаж.

Более того, даже если продавец не знал о незаконности нанесения товарных знаков на реализуемый им товар, он все равно должен нести ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ.

Ответственность юридичес­кого лица за совершение правонарушения, установленного ст. 14.10 КоАП РФ, наступает и в том случае, когда лицо использовало чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в РФ, и (или) не проверив, осуществляет ли оно такое использование на законных основаниях (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).

Дело в том, что юридическое лицо несет ответственность за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ преду­смотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2011 № А44-689/2011, Цент­рального округа от 09.12.2011 № А09-1907/2011).

Таким образом, правонарушение, предусмотренное ст. 14.10 КоАП РФ, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2012 № А79-7078/2011, Определение ВАС РФ от 14.02.2013 № ­ВАС-584/13).

За производство и реализацию контрафакта будут наказывать жестче

С принятием Закона № 194-ФЗ проблема с тем, кого именно можно привлекать к ответственности, будет решена. Данным законом вводится новый отдельный состав административного правонарушения (новый п. 2 ст. 14.10 КоАП РФ), предусматривающий ответственность как за производство в целях сбыта, так и за реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Установлены следующие размеры наказаний:

  • для граждан — однократный размер стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 2000 руб. с его конфискацией;
  • для должностных лиц — двукратный размер стоимости контрафакта, но не менее 20 000 руб., с его конфискацией;
  • для юридических лиц — трехкратная цена контрафактных товаров, но не менее 40 000 руб. с их конфискацией.

Минимальный размер штрафов за производство и реализацию товара, содержащего заведомо незаконное воспроизведение товарного знака, равен максимальным штрафам, преду­смотренным за любое другое незаконное использование товарного знака, установленным теперь уже в п. 1 ст. 14.10 КоАП РФ.

Размер штрафа зависит от стоимости контрафакта

Нелишним будет отметить, что размер санкций за производство и реализацию контрафакта зависит от стоимости товара, ставшего предметом правонарушения (п. 2 ст. 14.10 КоАП РФ). Такая возможность предусмот­рена п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ. Но как рассчитать названную стоимость?

Как показывает судебная практика, именно на этапе определения стоимости предмета административного правонарушения, по нашему мнению, и будут возникать основные споры. В качестве примеров можно привести постановления Конституционного суда РФ от 13.07.2010 № 15-П и от 26.11.2012 № 28-П.

Обратимся к последнему. В нем КС РФ исследовал вопрос определения размера санкций, предусмотренных ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ» КоАП РФ.

Читайте также:  Статья 318 УК РФ: невыполнение законных требований сотрудника полиции

Напомним, что согласно этой статье размер штрафа так же, как и в новой редакции ст. 14.10 названного Кодекса, зависит от стоимости предмета правонарушения. В своем решении суд подтвердил неоднозначность данного вопроса, указав, что в КоАП РФ нет конкретики в понимании стоимости товара и методах ее определения для установления размера штрафа.

Вместе с тем ввиду отсутствия специальной нормы о порядке определения стоимости товаров для целей исчисления размера административных штрафов фактически универсальный характер приобрела ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ. Что подтверждается правоприменительной практикой.

Так, согласно письму ГТК России от 17.05.2002 № 01-06/19136, даже когда изъятие как мера обеспечения по делу об административном правонарушении в сфере таможенного дела не производится, стоимость товара все равно определяется на основании ч. 2 ст. 27.11 ­КоАП РФ. В соответствии с ней, стоимость товаров, являющихся предметом правонарушения, рассчитывается на основании государственных регулируемых цен в случае, когда таковые установлены. В остальных случаях их стоимость определяется как рыночная. При необходимос­ти стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Таким образом, стоимость контрафакта для определения размера штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 14.10 КоАП РФ, может определяться на основании:

  • государственных регулируемых цен;
  • рыночных цен;
  • заключения экспертизы (например, товароведческой).

За обман потребителей — накажут особо

Обратим внимание на еще один важный момент: состав правонарушения, аналогичный преду­смотренному в ст. 14.10 КоАП РФ, содержит и ч. 2 ст. 14.33 этого Кодекса. Она предусматривает административную ответственность за введение в оборот контрафактных товаров. Но в отличие от ст. 14.10 КоАП РФ, ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, наступает только если действия, связанные с введением в оборот товаров с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, являлись актом недобросовестной конкуренции.

О том, что соответствующие действия являются актом недобросовестной конкуренции, может свидетельствовать их направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, в отличие от ст. 14.10 КоАП РФ, субъектом административной ответственности по ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ может быть лишь лицо, которое первым ввело в оборот контрафактный товар. Для того чтобы не было путаницы с применением названных норм, в ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ отдельно указано, что правила данной статьи не распространяются на нормы ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.

Кроме того, Законом № 194-ФЗ предусмотрено усиление административной ответственности за производство, выпуск в обращение и продажу фальсифицированных товаров с заведомо измененными свойствами и введение тем самым потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества реализуемых товаров. Соответствующие изменения внесены в ст. 14.7 КоАП РФ.

Закон увеличил размер санкций за правонарушения, предусмотренные указанной статьей, наиболее существенное усиление санкций произошло в отношении должностных лиц:

  • для граждан увеличение произошло с 1000—2000 руб. до 3000—5000 руб.;
  • для должностных лиц — с 1000—2000 руб. до 10 000—20 000 руб.;
  • для юридических лиц — с 10 000—20 000 руб. до 20 000—40 000 руб.

к сведению

С 3 августа 2013 г. начнет работу суд по интеллектуальным правам. Ему будут подсудны в том числе дела о защите интеллектуальных прав, рассмот­ренные арбитражными судами субъектов РФ первой инстанции и арбитражными апелляционными судами (п. 3 ст. 43.4 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). При этом к делам о защите интеллектуальных прав, в частности, относятся дела о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ. Об этом ВАС РФ сообщил в информации от 9 июля 2013 г.

Что бывает за торговлю контрафактом в интернете?

Интернет-магазин с китайскими репликами брендовых вещей? — Вы торгуете контрафактом. Давайте разберемся, какие это может повлечь последствия.

Что будет с сайтом, торгующим контрафактом?

Если на сайте есть слова «реплика», «копия» и прочие, то с 95% он не пройдет модерацию в рекламных системах Яндекс Директ, Google Adwords, Вконтакте. Не стоит употреблять эти слова и в рекламных объявлениях.

Вашу группу Вконтакте могут заблокировать без возможности восстановления. При чем это может произойти через 1 год, 2 месяца или несколько дней. Все инвестиции в продвижение сообщества канут в бездну. В других социальных сетях, согласно их правилам, должны происходить аналогичные процессы.

Читайте также:  Ответственность за нарушение санитарно эпидемиологических правил по статье 236 УК РФ

Google по жалобе правообладателя удаляет определенные ссылки на товар из органической выдачи. Обычно это целый раздел каталога с брендом. Я уверен, что через несколько таких запросов, санкции могут распространиться на весь сайт. Придется менять домен.

Ссылки на ваш сайт появляются в каталогах «сайтов-мошенников». Есть несколько сайтов, которые получают свой трафик, оставляя полу-автоматически отзывы на контрафактные товары. Возможно, это делают энтузиасты, когда-то обманутые такими продавцами.

Если поступает жалоба вашему хостинг-провайдеру, вам дается некоторое время на удаление с сайта материалов. Если вы их не удалите — сайт/весь аккаунт будет заблокирован. Если в названии домена используется торговая марка, требование сразу распространится на весь сайт.

Бренд Монитор — кто это?

Brand Monitor (он же B-monitor) — компания, занимающаяся мониторингом интернета в поисках магазинов с контрафактом. Если они нашли вас, то вы получите автоматическое сообщение. Его суть заключается в следующем:

Мы — уполномоченный представитель такого-то бренда. Немедленно прекратите использовать товарные знаки, иначе вам грозит суд, штраф и уголовная ответственность.

Если вы торгуете легальной / белой продукцией, достаточно предоставить указанные документы (договор, накладные и пр.). Если нет — то обмануть или обойти претензии «Бренд Монитора» не получится. Нужно будет удалять товар. Сначала, компания отправляет претензии к хостинг-провайдеру и в поисковые системы. В большинстве случаев, этого достаточно, чтобы уничтожить ваш сайт.

Штраф и уголовная ответственность за торговлю контрафактом

За торговлю контрафактом могут привлечь к гражданско-правовой (имущественной), уголовной или административной ответственности.

В рамках гражданско-правовой ответственности за торговлю подделками грозит штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей или компенсация убытков правообладателя. Всю продукцию уничтожат за счет владельца интернет-магазина. В некоторых случаях по статье 1253 ГК РФ могут ликвидировать юр. лицо или закрыть ИП нарушителя.

Кодексом об административных правонарушениях за использование чужого товарного знака предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. рублей для физ. лиц и от 50 до 200 тыс. рублей для юр. лиц. Все остатки товара, конечно, тоже конфискуют.

Размер причерченного ущерба правообладателю определяет суд. И если этот ущерб превысит 250 тыс. рублей, владельцу интернет-магазина будет грозить уголовная ответственность по статье 180 ГК РФ. И тогда штраф в 300 тыс. рублей, исправительные работы или лишение свободы сроком до двух лет.

При всем этом, за одно правонарушение могут привлечь ко всем трем видам ответственности.

Реальность Рунета

В российском интернете существуют тысячи интернет-магазинов, торгующих подделками на товары известных брендов. Некоторые из них обманывают своих покупателей, другие умалчивают правду, третьи открыто заявляют, что продают реплики.

Как они борются с претензиями правообладателей:

  • Используют заграничные, не реагирующие на подобные жалобы хостинги.
  • Используют для рекламы сомнительные тизерные сети, дорвеи, спам
  • Создают зеркала сайта, меняют домены, ссылки и т.д.
  • Замазывают на фотографиях логотипы брендов

Работает ли это? Насколько спокойно можно работать в условиях российского законодательства с таким товаром? Какой потолок прибыли подобного бизнеса? — На эти вопросы тяжело дать однозначные ответы.

Метки поста: Google Ads, Вконтакте, Законодательство, Мошенничество, Новости, Яндекс Директ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика