Государство повысило ответственность за торговлю контрафактом
Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.07.2013 № 194-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 194-ФЗ). Документом, который вступит в силу с 3 августа 2013 г., предусмотрено усиление административной ответственности за обман потребителей (для должностных лиц штраф увеличен в 10 раз).
Объемы производимого и продаваемого контрафакта и фальсификата для российской экономики уже давно стали проблемой.
Что можно сделать, чтобы уменьшить объемы пиратской продукции? Конечно повысить административные штрафы, а также распространить административную ответственность за правонарушения в сфере производства и оборота контрафактной и фальсифицированной продукции на производителей, импортеров и дистрибьюторов.
Избавляемся от старых проблем
Общий состав правонарушения в КоАП РФ порождал проблемы с привлечением к ответственности.
Читайте также: Статья за клевету и оскорбление личности 128.1 УК РФ
Так, прежняя редакция ст. 14.10 КоАП РФ предусматривала административную ответственность только за незаконное использование товарного знака. Возникали многочисленные споры, например о том, должно ли лицо, реализующее контрафактный товар, нести ответственность, предусмотренную ст. 14.10 КоАП РФ, ведь оно непосредственно не наносило на продаваемый товар чужие товарные знаки.
В таких случаях нарушители ссылались на то, что они не являются субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, а лишь реализовывали товар с уже нанесенными на него кем-то другим незаконными товарными знаками.
Дело дошло до того, что высказаться по правоприменению этой статьи КоАП РФ пришлось Пленуму Высшего арбитражного суда РФ (см. п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11). Высший суд обеспечил серьезную защиту прав обладателей товарных знаков, так как пришел к выводу о том, что по смыслу ст. 14.10 КоАП к ответственности, предусмотренной этой статьей, может быть привлечен не только тот, кто непосредственно разместил товарный знак на продукции и т.д., но и тот, кто реализовал товар с упомянутым знаком. Причем к ответственности, по мнению судей ВАС РФ, может быть привлечен как первый продавец, так и любой из последующих продавцов в цепочке продаж.
Более того, даже если продавец не знал о незаконности нанесения товарных знаков на реализуемый им товар, он все равно должен нести ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ.
Ответственность юридического лица за совершение правонарушения, установленного ст. 14.10 КоАП РФ, наступает и в том случае, когда лицо использовало чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в РФ, и (или) не проверив, осуществляет ли оно такое использование на законных основаниях (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).
Дело в том, что юридическое лицо несет ответственность за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2011 № А44-689/2011, Центрального округа от 09.12.2011 № А09-1907/2011).
Таким образом, правонарушение, предусмотренное ст. 14.10 КоАП РФ, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2012 № А79-7078/2011, Определение ВАС РФ от 14.02.2013 № ВАС-584/13).
За производство и реализацию контрафакта будут наказывать жестче
С принятием Закона № 194-ФЗ проблема с тем, кого именно можно привлекать к ответственности, будет решена. Данным законом вводится новый отдельный состав административного правонарушения (новый п. 2 ст. 14.10 КоАП РФ), предусматривающий ответственность как за производство в целях сбыта, так и за реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
Установлены следующие размеры наказаний:
- для граждан — однократный размер стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 2000 руб. с его конфискацией;
- для должностных лиц — двукратный размер стоимости контрафакта, но не менее 20 000 руб., с его конфискацией;
- для юридических лиц — трехкратная цена контрафактных товаров, но не менее 40 000 руб. с их конфискацией.
Минимальный размер штрафов за производство и реализацию товара, содержащего заведомо незаконное воспроизведение товарного знака, равен максимальным штрафам, предусмотренным за любое другое незаконное использование товарного знака, установленным теперь уже в п. 1 ст. 14.10 КоАП РФ.
Размер штрафа зависит от стоимости контрафакта
Нелишним будет отметить, что размер санкций за производство и реализацию контрафакта зависит от стоимости товара, ставшего предметом правонарушения (п. 2 ст. 14.10 КоАП РФ). Такая возможность предусмотрена п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ. Но как рассчитать названную стоимость?
Как показывает судебная практика, именно на этапе определения стоимости предмета административного правонарушения, по нашему мнению, и будут возникать основные споры. В качестве примеров можно привести постановления Конституционного суда РФ от 13.07.2010 № 15-П и от 26.11.2012 № 28-П.
Обратимся к последнему. В нем КС РФ исследовал вопрос определения размера санкций, предусмотренных ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ» КоАП РФ.
Читайте также: Статья 318 УК РФ: невыполнение законных требований сотрудника полиции
Напомним, что согласно этой статье размер штрафа так же, как и в новой редакции ст. 14.10 названного Кодекса, зависит от стоимости предмета правонарушения. В своем решении суд подтвердил неоднозначность данного вопроса, указав, что в КоАП РФ нет конкретики в понимании стоимости товара и методах ее определения для установления размера штрафа.
Вместе с тем ввиду отсутствия специальной нормы о порядке определения стоимости товаров для целей исчисления размера административных штрафов фактически универсальный характер приобрела ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ. Что подтверждается правоприменительной практикой.
Так, согласно письму ГТК России от 17.05.2002 № 01-06/19136, даже когда изъятие как мера обеспечения по делу об административном правонарушении в сфере таможенного дела не производится, стоимость товара все равно определяется на основании ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ. В соответствии с ней, стоимость товаров, являющихся предметом правонарушения, рассчитывается на основании государственных регулируемых цен в случае, когда таковые установлены. В остальных случаях их стоимость определяется как рыночная. При необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
Таким образом, стоимость контрафакта для определения размера штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 14.10 КоАП РФ, может определяться на основании:
- государственных регулируемых цен;
- рыночных цен;
- заключения экспертизы (например, товароведческой).
За обман потребителей — накажут особо
Обратим внимание на еще один важный момент: состав правонарушения, аналогичный предусмотренному в ст. 14.10 КоАП РФ, содержит и ч. 2 ст. 14.33 этого Кодекса. Она предусматривает административную ответственность за введение в оборот контрафактных товаров. Но в отличие от ст. 14.10 КоАП РФ, ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, наступает только если действия, связанные с введением в оборот товаров с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, являлись актом недобросовестной конкуренции.
О том, что соответствующие действия являются актом недобросовестной конкуренции, может свидетельствовать их направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, в отличие от ст. 14.10 КоАП РФ, субъектом административной ответственности по ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ может быть лишь лицо, которое первым ввело в оборот контрафактный товар. Для того чтобы не было путаницы с применением названных норм, в ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ отдельно указано, что правила данной статьи не распространяются на нормы ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.
Кроме того, Законом № 194-ФЗ предусмотрено усиление административной ответственности за производство, выпуск в обращение и продажу фальсифицированных товаров с заведомо измененными свойствами и введение тем самым потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества реализуемых товаров. Соответствующие изменения внесены в ст. 14.7 КоАП РФ.
Закон увеличил размер санкций за правонарушения, предусмотренные указанной статьей, наиболее существенное усиление санкций произошло в отношении должностных лиц:
- для граждан увеличение произошло с 1000—2000 руб. до 3000—5000 руб.;
- для должностных лиц — с 1000—2000 руб. до 10 000—20 000 руб.;
- для юридических лиц — с 10 000—20 000 руб. до 20 000—40 000 руб.
к сведению
С 3 августа 2013 г. начнет работу суд по интеллектуальным правам. Ему будут подсудны в том числе дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ первой инстанции и арбитражными апелляционными судами (п. 3 ст. 43.4 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). При этом к делам о защите интеллектуальных прав, в частности, относятся дела о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ. Об этом ВАС РФ сообщил в информации от 9 июля 2013 г.
Что бывает за торговлю контрафактом в интернете?
Интернет-магазин с китайскими репликами брендовых вещей? — Вы торгуете контрафактом. Давайте разберемся, какие это может повлечь последствия.
Что будет с сайтом, торгующим контрафактом?
Если на сайте есть слова «реплика», «копия» и прочие, то с 95% он не пройдет модерацию в рекламных системах Яндекс Директ, Google Adwords, Вконтакте. Не стоит употреблять эти слова и в рекламных объявлениях.
Вашу группу Вконтакте могут заблокировать без возможности восстановления. При чем это может произойти через 1 год, 2 месяца или несколько дней. Все инвестиции в продвижение сообщества канут в бездну. В других социальных сетях, согласно их правилам, должны происходить аналогичные процессы.
Читайте также: Ответственность за нарушение санитарно эпидемиологических правил по статье 236 УК РФ
Google по жалобе правообладателя удаляет определенные ссылки на товар из органической выдачи. Обычно это целый раздел каталога с брендом. Я уверен, что через несколько таких запросов, санкции могут распространиться на весь сайт. Придется менять домен.
Ссылки на ваш сайт появляются в каталогах «сайтов-мошенников». Есть несколько сайтов, которые получают свой трафик, оставляя полу-автоматически отзывы на контрафактные товары. Возможно, это делают энтузиасты, когда-то обманутые такими продавцами.
Если поступает жалоба вашему хостинг-провайдеру, вам дается некоторое время на удаление с сайта материалов. Если вы их не удалите — сайт/весь аккаунт будет заблокирован. Если в названии домена используется торговая марка, требование сразу распространится на весь сайт.
Бренд Монитор — кто это?
Brand Monitor (он же B-monitor) — компания, занимающаяся мониторингом интернета в поисках магазинов с контрафактом. Если они нашли вас, то вы получите автоматическое сообщение. Его суть заключается в следующем:
Мы — уполномоченный представитель такого-то бренда. Немедленно прекратите использовать товарные знаки, иначе вам грозит суд, штраф и уголовная ответственность.
Если вы торгуете легальной / белой продукцией, достаточно предоставить указанные документы (договор, накладные и пр.). Если нет — то обмануть или обойти претензии «Бренд Монитора» не получится. Нужно будет удалять товар. Сначала, компания отправляет претензии к хостинг-провайдеру и в поисковые системы. В большинстве случаев, этого достаточно, чтобы уничтожить ваш сайт.
Штраф и уголовная ответственность за торговлю контрафактом
За торговлю контрафактом могут привлечь к гражданско-правовой (имущественной), уголовной или административной ответственности.
В рамках гражданско-правовой ответственности за торговлю подделками грозит штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей или компенсация убытков правообладателя. Всю продукцию уничтожат за счет владельца интернет-магазина. В некоторых случаях по статье 1253 ГК РФ могут ликвидировать юр. лицо или закрыть ИП нарушителя.
Кодексом об административных правонарушениях за использование чужого товарного знака предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. рублей для физ. лиц и от 50 до 200 тыс. рублей для юр. лиц. Все остатки товара, конечно, тоже конфискуют.
Размер причерченного ущерба правообладателю определяет суд. И если этот ущерб превысит 250 тыс. рублей, владельцу интернет-магазина будет грозить уголовная ответственность по статье 180 ГК РФ. И тогда штраф в 300 тыс. рублей, исправительные работы или лишение свободы сроком до двух лет.
При всем этом, за одно правонарушение могут привлечь ко всем трем видам ответственности.
Реальность Рунета
В российском интернете существуют тысячи интернет-магазинов, торгующих подделками на товары известных брендов. Некоторые из них обманывают своих покупателей, другие умалчивают правду, третьи открыто заявляют, что продают реплики.
Как они борются с претензиями правообладателей:
- Используют заграничные, не реагирующие на подобные жалобы хостинги.
- Используют для рекламы сомнительные тизерные сети, дорвеи, спам
- Создают зеркала сайта, меняют домены, ссылки и т.д.
- Замазывают на фотографиях логотипы брендов
Работает ли это? Насколько спокойно можно работать в условиях российского законодательства с таким товаром? Какой потолок прибыли подобного бизнеса? — На эти вопросы тяжело дать однозначные ответы.
Метки поста: Google Ads, Вконтакте, Законодательство, Мошенничество, Новости, Яндекс Директ