Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

Военная техника Вооруженных Сил Российской Федерации включает в себя боевые машины, танки, самоходные установки, технику для транспортировки оружия и личного состава. Малейшее нарушение при управлении ими может привести к трагедии и попасть под статью Уголовного кодекса РФ. Для предотвращения тяжелых последствий разрабатываются эффективные методы обучения военных приемам вождения.

Существуют различные техники вождения боевых машин в зависимости от особенностей местности и величины препятствий. Для передвижения в условиях ограниченной видимости, перемещения по горной местности, преодоления крутых подъемов и спусков необходимо обладать обширными теоретическими знаниями и опытом вождения боевых машин. Если авария все же случилась, ее последствия суд будет оценивать, руководствуясь ст. 350 УК РФ.

Содержание ст. 350 УК РФ с комментариями

Уголовный кодекс РФ устанавливает меры наказания за нарушение правил вождения или эксплуатации машин. Сроки уголовной ответственности зависят от степени тяжести причиненного вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 350 УК РФ, за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека предусмотрено следующее наказание:

  • арест сроком от четырех до шести месяцев;
  • содержание в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно ч. 2 ст. 350 УК РФ, нарушение правил управления боевой техникой, повлекшее за собой смерть человека по неосторожности, влечет за собой лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него.

Читайте также:  Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России

Если деяние повлекло за собой смерть двух и более лиц, то, по ч. 3 рассматриваемой статьи, оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

В комментариях к статье 350 УК РФ уточняется, что именно относится к предмету преступления, представлены объективные и субъективные стороны совершенного деяния.

Важно! Материальный ущерб, срыв боевого задания основаниями для привлечения по ст. 350 не являются. Данные правонарушения относятся к гражданско-правовой ответственности.

Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ

Статья 350 УК РФ («Нарушение правил вождения или эксплуатации машин»)

Необходимость введения в главу 33 Уголовного кодекса отдельной нормы, сходной по объек­тивной стороне со ст. 264 УК РФ, но применительно к специфике военной службы, обусловлена существенными особенностями подготовки военных водителей и характера выполняемых ими служебных обязанностей. Кроме того, дорожно-транспортные происшествия по вине военных во­дителей имеют повышенную общественную опасность, поскольку часто связаны с использованием более мощной, но и менее приспособленной для безопасного движения, например в городских ус­ловиях, специализированной военной техники. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК РФ) образует состав преступления при условии, если допущенное нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого или сред­ней тяжести вреда здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2) или гибель нескольких лиц (ч. 3). Опреде­ление этих квалифицирующих признаков проводится по тем же критериям, что и в других нормах УК РФ. Следует лишь отметить, что для квалификации не имеет значения, являлся ли потерпевший военнослужащим или гражданским лицом.

Данное преступление посягает на установленный нормативными документами порядок вожде­ния и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, обеспечивающий безопасность их движения. Под боевыми, специальными или транспортными машинами понимаются любые имеющие автономный двигатель и управляемые человеком самодвижущиеся по суше на колесном или гусеничном ходу военно-транспортные средства Вооруженных Сил и других министерств (ве­домств), где предусмотрена военная служба. Именно принадлежность машины к Вооруженным Силам или указанным министерствам (ведомствам), в совокупности с особенностями субъектного состава этого преступления, является обязательным условием квалификации по ст. 350 УК РФ, по­скольку нарушение правил безопасности движения при управлении личным автотранспортом или автомобилем гражданского транспортного предприятия квалифицируется по нормам главы 27 Уго­ловного кодекса.

По ст. 350 УК РФ квалифицируется только нарушение правил вождения штатным военным во­дителем или другим военнослужащим, допущенным к управлению именно военной машиной ука­занной принадлежности. К числу субъектов данного преступления, наряду с военнослужащими, относятся также военнообязанные в период прохождения военных сборов

29*

Глава 52. Расследование преступлений против роенной службы

Любой военнослужащий за нарушение правил безопасности движения при управлении личным автотранспортом или автомашиной гражданского предприятия привлекается к уголовной ответст­венности по ст. 264 УК РФ. Военнослужащий, получивший доступ к управлению военной машиной без ведома штатного водителя и без разрешения командования (при угоне), привлекается к уголов­ной ответственности в случае дорожно-транспортного происшествия по совокупности ст. 166 и 350 УК РФ. Если же не имеющий отношения к военной службе гражданин неправомерно завладеет без цели хищения военной машиной и на ней совершит автопроисшествие, то его действия квалифици­руются по совокупности ст. 166 и 264 УК РФ, поскольку такое гражданское лицо не является субъ­ектом преступлений против военной службы и, следовательно, не может нести уголовную ответст^ венность по ст. 350 УК РФ в качестве исполнителя. Гражданские лица, работающие в качестве водителей или технических специалистов в воинских частях и военных учреждениях, привлекаются к уголовной ответственности по нормам главы 27 Уголовного кодекса, так как также не относятся к субъектному составу преступлений против военной службы.

К боевым относятся машины, конструктивно предназначенные для выполнения боевых задач и оборудованные соответствующим вооружением для поражения живой силы, военной техники про­тивника и других объектов (танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, боевые машины десанта, самоходные артиллерийские и ракетные установки, другие подобные военно-технические средства). ……

Специальными считаются машины для выполнения не относящихся к боевым специализиро­ванных функций по инженерно-техническому обеспечению воинских частей и подразделений (бульдозеры, автокраны, тягачи, автогрейдеры, траншеекопатели, передвижные радиостанции, ус­тановки энергоснабжения и ремонтные мастерские и т.п.).

Транспортными являются машины для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военного имущества и других грузов (легковые и грузовые автомобили, автобусы, санитарный транспорт, мотоциклы и др.). К таким машинам относится также рельсовый транспорт Вооружен­ных Сил— тепловозы, электровозы, самоходные железнодорожные дрезины и др.

Не относятся к предмету рассматриваемого преступления летательные аппараты (самолеты, вертолеты, дирижабли, мотодельтапланы) и морские суда, включая корабли, катера любого типа и другие плавсредства. Вместе с тем имеется целый ряд боевых, транспортных и специальных ма­ шин, предназначенных для передвижения как по суше, так и по воде (автомашины-амфибии), под водой (некоторые типы танков) или по воздуху (аэросани, суда на воздушной подушке). Юридиче­ ская квалификация происшествий с участием такой техники может представлять известные затруд­ нения из-за специфики передвижения ее по различным видам поверхности. Следует иметь в виду, что для каждого такого технического средства один из способов передвижения является основным, а другой — вспомогательным (например, танки предназначены для передвижения по суше и лишь некоторые их типы приспособлены для преодоления в течение ограниченного времени относитель­ но небольших водоемов). Именно этот основной способ передвижения и является главным крите­ рием отграничения машины по рассматриваемому преступлению от тех, о которых говорится в ст. 351-352 УК РФ. Другие конструктивно-технические особенности или характер поверхности, на которой допущено нарушение правил управления машиной, принципиального значения в данном отношении не имеют. :

• ■ Диспозиция ст. 3-50 УК РФ предусматривает два отдельных состава преступления: а) нарушение правил вождения боевой, специальной или транспортной машины и б) нарушение правил эксплуа­тации этих машин. Они объединены в одну норму УК РФ, но представляют собой самостоятельные преступления, которые при определении квалификации необходимо отличать друг от друга. Оши­бочная в этом отношении оценка деяния повлечет невозможность рассмотрения уголовного дела судом без направления его для производства дополнительного расследования.

Читайте также:  Распространение ложных сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, и ответственность за это

Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в Вооружен­ных Силах определены совокупностью нормативных актов, к которым относятся не только обще­обязательные Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от: 23 октября 1993 г. в редакции постановления Правительства РФ от 8 октября 1996т., но и другие нормы, учитывающие специфику использования военной техники и обязательные для исполнения военнослужащими. Такие специальные нормы установлены общевоинскими уставами, наставле­ниями по вождению и эксплуатации военной техники, инструкциями по применению боевых и спе­циальных машин, приказами, руководствами, распоряжениями, другими ведомственными докумен­тами. Нарушение правил вождения состоит в невыполнении путем действия или бездействия тех обязательных для военнослужащих норм обеспечения безопасного движения военно-транспортных средств, которые в установленном порядке определены перечисленными правовыми документами..

88*

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

дир (начальник), отдавший водителю распоряжение продолжать эксплуатацию машины при нали­чии известной ему технической неисправности. Нарушение правил эксплуатации может выражать­ся в выпуске в рейс технически неисправного автомобиля, превышении норм посадки в автомо­биль, необорудованное™ кузова при перевозке личного состава, допуске к управлению не имеющего на это права лица, распоряжении продолжать поездку без устранения неисправностей, очевидно влияющих на безопасность движения.

Нарушение правил хранения и сбережения боевых, специальных или транспортных машин, не относящихся к нормам эксплуатации, не образует состава данного преступления и, при наличии тяжких последствий, подлежит квалификации по ст. 347 УК РФ. Нарушение правил производства ремонтных работ, не связанных с эксплуатацией или вождением машин, также не может быть ква­лифицировано по ст. 350 УК РФ (при наличии соответствующих условий подобные действия ква­лифицируются по ст. 143 УК РФ).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, характеризуется виной в форме неосторожности по отношению к наступлению последствий допущенного нарушения пра­вил вождения или эксплуатации военной машины, тогда как само нарушение могло быть соверше­но и намеренно. При этом виновный предвидит возможность наступления тяжких последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований, по своему легкомыслию, рассчитывает на то, что они в действительности не наступят или будут предотвращены (преступное легкомыслие). Неосторожность по отношению к последствиям может выражаться и в форме преступной небреж­ности, когда виновный не предвидит возможности наступления таких последствий, но, по обстоя­тельствам дела, мог и должен был их предвидеть.

Умышленное нарушение правил вождения или эксплуатации военных машин с сознательным намерением специально причинить своими действиями вред здоровью другого человека или ли­шить его жизни исключает квалификацию деяния по ст. 350 УК РФ. Такое умышленное деяние квалифицируется по нормам главы 16 УК РФ в качестве соответствующего преступления против жизни и здоровья личности.

Статья 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»)

Непосредственным объектом данного преступления является безопасность использования воен­ной авиации. Любая авиакатастрофа может привести к гибели людей, но ее опасность еще более увеличивается, если относится к военным летательным аппаратам, которые часто оснащены мощ­ным боевым вооружением. Поэтому установленный в Вооруженных Силах порядок выполнения полетов, подготовки к их выполнению и правила эксплуатации военных летательных аппаратов са­мым детальным образом регламентирован различными нормативными и руководящими докумен­тами как общегражданского, так и специального военного применения (приказы, наставления, ин­струкции по технике пилотирования, вопросам инженерно-авиационной, штурманской, навигационной, метеорологической и другим видам служб военной авиации).

Под военными летательными аппаратами понимаются предназначенные для выполнения пило­тируемых полетов военные самолеты, вертолеты, планеры, экранопланы, геликоптеры и другие пи­лотируемые аппараты, независимо от их назначения (боевые, разведывательные, транспортные). К ним относятся и так называемые беспилотные самолеты, которые управляются с земли при помощи специальных телеметрических систем управления и используются для разведки и аэрофотосъемки или в качестве мишеней при проведении учений. Обязательным условием применения правил ст. 351 УК РФ является принадлежность летательного аппарата к Вооруженным Силам России или военизированным формированиям других министерств (ведомств), где в установленном порядке предусмотрена военная служба.

Нарушение правил полетов заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении пило­том установленных правил пилотирования во время взлета, полета и посадки летательного аппара­та. Нарушение может относиться как к технике пилотирования управляемым летательным аппара­том (неверный выбор высоты для совершаемого маневра, ошибка в применении приемов управления, превышение предельно-допустимой скорости полета при посадке и т.п.), так и к по­рядку выполнения различных специальных операций в воздухе (заправка топливом в полете, десан­тирование, бомбометание, транспортировка военных и иных грузов).

Понятие нарушения правил эксплуатации аналогично тому, что содержится в ст. 350 и 352 УК РФ, однако диспозиция ст. 351 УК РФ предусматривает отдельно нарушение правил подготовки к полетам, которая, по существу, является одним из специализированных видов эксплуатации авиа­техники. Нарушение правил подготовки к полетам заключается в несоблюдении технических норм при подготовке летательного аппарата к полету или порядка допуска к его выпотаению членов

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

экипажа. Такие нарушения могут выражаться в ненадлежащем техническом обслуживании лета­тельного аппарата, некачественном ремонте отдельных узлов и агрегатов, заправке непригодными к использованию горючим или эксплуатационными жидкостями, допуске к полету профессиональ­но неподготовленного или находящегося в болезненном состоянии члена экипажа.

Уголовную ответственность по ст. 351 УК РФ могут нести только военнослужащие, на которых по службе в установленном порядке специально возложены обязанности по осуществлению полета, подготовке к полету либо по эксплуатации летательного аппарата. За нарушение правил полетов к уголовной ответственности привлекаются такие военнослужащие, как, например, руководитель по­летов, командир корабля, пилот, штурман, бортинженер. Эти же лица несут ответственность и за нарушение правил подготовки к полетам в случаях, когда нормативными документами на них воз­ложены конкретные действия по их подготовке. За нарушение правил подготовки к полетам и иных правил эксплуатации могут нести ответственность также техники, механики, связисты, медики на­земных служб обеспечения полетов.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только по неосторожно­сти (по преступному легкомыслию или небрежности). Умышленный характер совершаемых нару­шений с намерением вызвать вредные последствия исключают возможность квалификации деяния по ст. 351 УК РФ.

Читайте также:  Мошенничество с целью получения социальных пособий

Нарушение правил полетов, правил подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов образует состав преступления при условии причинения в результате допу­щенного нарушения смерти человека или иных тяжких последствий. В качестве таких последствий рассматриваются причинение тяжкого вреда здоровью людей, крупного материального ущерба в результате повреждения летательного аппарата или разрушения наземных сооружений, а равно срыв важной боевой задачи либо, при определенных обстоятельствах, вынужденная посадка на территории другого государства. В случае гибели человека или причинения тяжкого вреда здоро­вью для квалификации деяния не имеет значения, являлся ли пострадавший членом экипажа, воен­нослужащим или гражданским лицом.

Уголовная ответственность по ст. 351 УК РФ может наступать, как и по остальным преступ­лениям против порядка обращения с вооружением и эксплуатации военной техники, только при наличии причинно-следственной связи между допущенным нарушением и наступившими тяж­кими последствиями. Признание наступивших последствий тяжкими осуществляется так же, как и по остальным преступлениям против военной службы, — на основе оценки фактической зна­чимости наступивших последствий для охраняемых законов государственных интересов и прав граждан.

Кого и за что наказывают

Ответственность за нарушение правил эксплуатации боевой техники несет военнослужащий, управляющий транспортным средством. Если нарушение было допущено при одновременном участии водителя и старшего машины, то виновным признается тот, кто явился непосредственной причиной наступления последствий.

К нарушениям относятся также выезд на технически неподготовленной машине, управление транспортом при проблемах со здоровьем, превышение скорости либо выезд на встречную полосу.

Состав преступления

Для установления состава преступления следует обращаться к нормативным правовым актам, имеющим отношение к порядку вождения и эксплуатации боевых машин.

В отличие от преступлений, предусмотренных другими статьями УК РФ, транспорт, принадлежащий ВС РФ, является основным отличительным признаком состава преступления.

К нему относится непосредственное наступление тяжких последствий или нанесение вреда здоровью средней тяжести, смерть одного и более лиц.

Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ

Когда деяние будет считаться преступлением

Любое действие, результатом которого стало причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть одного или более лиц при вождении или эксплуатации боевой техники, влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 350 УК РФ.

Объекты и субъекты

Объектом преступления служит порядок эксплуатации и вождения военной техники. Если военнослужащий нарушает правила вождения транспорта, который не входит в перечень боевой техники, то преступление квалифицируется по другой статье.

Субъектом преступления выступают военнослужащие, непосредственно управляющие боевым транспортом, и лица, которые несут ответственность за соблюдение правил эксплуатации военной техники.

Объективная сторона связана с нарушением эксплуатации и правил вождения, повлекшим за собой тяжкие последствия.

Субъективная сторона характеризуется небрежностью и невнимательностью, что относится к форме вины по неосторожности.

Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ

Ответственность военнослужащих за нарушение правил дорожного движения

ПЛАН

проведения военно-технического информирования с военнослужащими

ТЕМА: «Ответственность военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, порядка эксплуатации техники и вооружения»

Дата проведения: _____

Место проведения: комната досуга

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Анализ происшествий с автомобильной техникой показывает, что основными причинами аварийных ситуаций является: недисциплинированность водителей, невыполнение ими требований ПДД, неопытность и недостаточная подготовка водителей, техническая неисправность и нарушения правил использования машин, сон водителей за рулем.

Больше половины происшествий с автомобильной техникой совершается в результате низкого уровня дисциплины некоторых водителей машин, причем, как правило, эти происшествий происходят с тяжкими последствиями.

Дисциплинированность – это важное морально-боевое качество воина-водителя, сложная черта его характера, комплекс морально-политических, волевых, познавательных и других качеств человека.

Наиболее серьезные нарушения дисциплины связаны с употреблением спиртных напитков. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии приводит к наиболее тяжелым последствиям.

Водителей, допустивших употребление спиртных напитков, необходимо отстранять от вождения машин. Если же они во время управления автомобилем находились в состоянии опьянения, то немедленно отстраняются от управления автомобилем и направляются на медицинское освидетельствование, а затем документы об освидетельствовании и протокол о нарушении, составляемый должностным лицом ВАИ, направляются в Госавтоинспекцию для лишения водительских прав.

Читайте также:  Статья 158 УК РФ — кража. Комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Большинство аварий и катастроф происходит в результате нарушения ПДД (превышение допустимой скорости движения, нарушение правил перевозки л/с и др.).

Изучение происшествий по этим причинам показывает, что большинство водителей, создавших аварийные ситуации, — это молодые водители со стажем работы до 2 лет, не имеющие достаточного опыта вождения машин, нарушения ПДД из-за переоценки своих возможностей, незнания ПДД или личной неспособности и недисциплинированности.

Из-за превышения скорости движения совершается более четверти всех авто происшествий. Самонадеянность, незнание собственных сил и возможностей, отсутствие достаточных навыков в выполнении приемов управления машиной и необходимой реакцией на изменение дорожной остановки приводит к тому, что на повышенных скоростях водители не справляются с управлением машины, в результате чего происходит столкновение и опрокидывание, наезды на пешеходов и на различные препятствия.

Большинство аварий создается при обгоне и маневрировании, проезде перекрестков и ж/д переездов. Причиной этих ситуаций являются нарушения ПДД. Все эти нарушения связаны с недисциплинированностью отдельных водителей, неумелым выбором места и времени выполнения маневра, отсутствие у водителей необходимых навыков управления автомобилем в условиях возрастающей интенсивности движения средств и в других условиях дорожного движения.

Происшествия с машинами могут возникать из-за различных неисправностей. Технические неисправности машин имеют место там, где недостаточно четко организовано 10 машин, а контрольные осмотры техники в подразделениях и на КТП проводят недостаточно.

До 30% аварийных ситуаций возникает в темное время суток с тяжелыми последствиями. Одной из опасных причин является ослепление светофора встречного автомобиля, так как многие водители не снижают скорость движения при ослеплении светом фар встречного автомобиля, не останавливают машину, что становится причиной столкновений, наездов, опрокидывания с тяжелыми последствиями. Поэтому при обучении водителей необходимо уделять внимание практической отработке приемов вождения машин ночью, в том числе действий водителя при ослеплении светом фар встречного автомобиля.

Неумение управлять автомобилем в темное время суток является весьма распространенным недостатком начинающих водителей. Из-за темноты сокращается обзорность местности дороги, недостаточно просматриваются изъяны, плохо видны неосвещенные предметы на обочинах, значительно уменьшается видимость дороги на поворотах – все эти причины приводят к необходимости резко тормозить или круто изменить направление движения для объезда препятствий, что рождает происшествия.

С т а т ь я 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

  1. Нарушение привил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
  1. УК 1996 г. ввел более дифференцированную уголовную ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации машин.
  1. Правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.
  1. К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины с передвижными командными пунктами и др.

Специальные машины представляют собой самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: строительных, пожарных, медицинских, ремонтных и т.п.

Транспортные машины (легковые и грузовые) предназначены для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, имущества и других грузов.

Одним из признаков, отличающих квалификацию деяния по данной статье от квалификации по ст. 2б4 общеуголовное деяние (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является принадлежность машины воинским частям и учреждениям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

  1. 0 понятии нарушения правил вождения и эксплуатации машин см. комментарий к ст. 2б4.
  1. Уголовно наказуемыми нарушениями правил вождения и эксплуатации являются только такие, которые повлекли причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Уничтожение или повреждение машин в число преступных последствий не входит.

  1. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
  1. По устоявшейся судебной практике субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной (см. постановление Пленума Верховного Совета СССР № 7 от 30 марта 1973 г. «0 квалификации нарушения и вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления”. – Сб. – Пленума Верх. Суда СССР. 1924 – 1986. М., 1987, с. 763).

Субъектом нарушения правил эксплуатации машин может – военнослужащий, на которого возложена обязанность по эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин. Это может быть водитель, закрепленный за автомашиной, начальник контрольно-технического пункта, военнослужащие, на которых возложены обязанности ремонта и технического обслуживания машин.

(3 оценок, среднее: 4,33 из 5)

Квалифицирующие признаки и особенности

Рассматривая специфику нарушения правил эксплуатации и вождения боевых машин, необходимо определиться с такими понятиями, как эксплуатация и вождение.

Совокупность мероприятий по техническому обслуживанию и транспортировке военной техники относится к эксплуатации транспортного средства.

Общим признаком вождения являются действия водителя по управлению движением машины вплоть до полной остановки транспорта.

Нарушение правил эксплуатации выражается в неисполнении должностными лицами обязанностей по обеспечению безопасности движения машин, допуске к вождению неподготовленных лиц, не имеющих права управлять транспортным средством. Оставление машины с последующим самопроизвольным ходом также может повлечь за собой последствия, указанные в ст. 350 УК РФ.

Важно! К вождению относится период начала движения ходовой части и прекращение движения, все остальные действия являются элементом эксплуатации. При квалификации преступления и определении ответственности виновного лица это различие имеет важное значение.

Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ

Судебная практика

В 2012 году Биробиджанским гарнизонным военным судом было установлено, что старшина К., управляя специальной машиной (многоцелевым тягачом), при переезде по частично разрушенному железобетонному мосту не справился с управлением и совершил съезд с моста с последующим опрокидыванием машины. В результате этого рядовой Ф., сидевший на ее корпусе, был придавлен и впоследствии погиб.

В соответствии с приговором от 04.05.2012, гражданин К. был признан виновным, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью условно.

Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика