Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

СТ 269 УК РФ Утратила силу. — Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ..

1. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 269 УК РФ

1. Магистральный трубопровод — это комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

Читайте также:  7 причин, почему люди грабят и убивают других: узнайте психологию преступников

2. Строительство магистрального трубопровода охватывает не только его сооружение, но и проектирование, а также испытание на прочность и проверку на герметичность в соответствии с рабочим проектом.

Эксплуатация трубопровода означает использование его по назначению. Законом одинаково охраняется эксплуатация как в целом магистрального трубопровода, так и его составляющих систем.

Ремонт предполагает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он подразделяется на текущий, капитальный и аварийно-восстановительный.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления преступного последствия в виде тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК).

4. Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицирующие признаки: наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 269).

Комментарий к Ст. 269 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы. По магистральным трубопроводам могут транспортироваться нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин, жидкий аммиак и др. В состав магистральных трубопроводов входят непосредственно трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с запорной арматурой; защитные сооружения трубопроводов; сигнальные знаки местонахождения трубопроводов; ремонтно-эксплуатационные пункты; резервуарные парки; очистные сооружения; компрессорные и газораспределительные станции; станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов и др. Иные вспомогательные трубопроводы, представляющие собой ответвления от магистрального, предназначенные для доставки конкретного продукта потребителям, не являются предметом данного преступления.

2. Объективная сторона преступления выражается в виде действия или бездействия. Нарушение правил безопасности при строительстве магистральных трубопроводов — это полное или частичное несоблюдение установленных нормативов проектирования, сооружения, испытания на прочность и герметичность магистральных трубопроводов; может выражаться в использовании труб из стали несоответствующего класса и др. Нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов — это полное или частичное несоблюдение установленных предписаниями порядка безопасного использования (в соответствии с эксплуатационными характеристиками) магистральных трубопроводов; может проявляться в превышении предельно допустимого давления в магистральном трубопроводе и др. Нарушение правил безопасности при ремонте магистральных трубопроводов — это несоблюдение порядка проведения работ (операций) по устранению возникших неисправностей и восстановлению полной работоспособности магистральных трубопроводов в соответствии с эксплуатационными характеристиками; может выражаться в проведении некачественных сварочных работ при ремонте магистральных трубопроводов и др. Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий. При отсутствии последствий деяния квалифицируются по ст. 11.20 КоАП РФ.

4. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, непосредственно осуществляющее строительство, эксплуатацию или ремонт магистральных трубопроводов либо несущее ответственность за указанные работы.

Комментарий к Статье 270 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства является безопасность судоходства, факультативным — жизнь, здоровье людей.

2. Потерпевшими от преступления (людьми, терпящими бедствие на море или ином водном пути) являются не только находящиеся в воде, но и на тонущем судне, независимо от того, подают они сигналы о помощи или нет, при условии, если имеется угроза их гибели.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в форме бездействия. В частности, неисполнение капитаном обязанности оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, другому судну, его пассажирам и экипажу в случае столкновения судов характеризует объективную сторону коммент. состава преступления.

4. Состав преступления сконструирован как формальный. Преступление окончено (составом) с момента уклонения от оказания помощи.

Читайте также:  Судебная практика выплат за причинение вреда здоровью средней тяжести

5. Конструктивным признаком состава преступления является отсутствие при оказании помощи серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Не является основанием для отказа в помощи возможность понести капитаном или владельцем судна материальные убытки (повреждение судна, уничтожение или порча груза и т.п.), если это не отразится на плавучести судна либо не создаст угрозы жизни или здоровью экипажа и пассажиров.

6. Субъект преступного посягательства специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее его обязанности. Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных для него обязанностей.

7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

8. Содеянное относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 Уголовного кодекса

1. Терпящими бедствие признаются люди (хотя бы один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, на другом плавучем средстве (плоту, лодке и т.п.) в море или на ином водном пути, здоровью и жизни которых (которого) угрожает реальная опасность в случае неоказания помощи.

2. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие состоит в невыполнении им обязанностей по оказанию помощи обнаруженным в море (на ином водном пути) лицам, которым угрожает гибель; в отказе следовать на помощь терпящим бедствие по вызову; в неоказании помощи после столкновения пассажирам и экипажу другого судна. В случае когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, его экипажа и пассажиров, неоказание капитаном помощи терпящим бедствие не образует состава преступления. Серьезная опасность для судна состоит в угрозе его возгорания, затопления и т.п., для экипажа и пассажиров — в угрозе их жизни и здоровью. Не относятся к обстоятельствам, оправдывающим неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, угроза материальным ценностям, находящимся на судне, нарушение графика или маршрута движения судна и т.п.

3. Преступление признается оконченным с момента, когда капитан судна отдал приказ не оказывать помощь или не отдал приказ оказать помощь терпящим бедствие в случае, если помощь реально могла быть оказана в указанных обстоятельствах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является место его совершения, а именно море или иной водный путь. Все водные пути можно разделить на морские и внутренние водные пути.

5. Субъект специальный: капитан судна или лицо, выполняющее обязанности капитана судна. Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства (корабль, пароход, паром и т.д.).

Комментарий к статье 269 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом преступления является безопасность эксплуатации магистральных трубопроводов, дополнительный объект — жизнь и здоровье человека. Предметом преступления являются магистральные трубопроводы.

Магистральные трубопроводы представляют собой специфический вид транспорта. Но этот вид транспорта составляет комплекс наземных, подземных, надземных, подводных непосредственно трубопроводов, а также производственных и технологических объектов, предназначенных для транспортировки нефти, природного газа, нефтепродуктов, нефтяного и искусственного углеводородного газа, сжиженных углеводородных газов, нестабильного бензина и конденсата, а также иной продукции. Указанная транспортировка осуществляется от пункта приемки к пунктам сдачи, хранения, переработки, перегрузки на другой вид транспорта.

С позиции составляющих системы магистральных трубопроводов (зданий, сооружений, оборудования и т.д.) она очень сложна и многообразна. В нее, в частности, входят:

— трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;

— компрессорные и газораспределительные станции;

Читайте также:  Кража до 1000 рублей в магазине: будет ли уголовная ответственность?

— станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;

— автомобильные газонаполнительные станции;

— установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов и т.д.

Полный перечень составляющих магистрального трубопровода приведен в Правилах охраны магистральных трубопроводов (утверждены Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9).

Трубопроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. В этой связи строительство, эксплуатация и ремонт магистральных трубопроводов должны осуществляться при обеспечении условий повышенной безопасности. Кроме того, нормативными правовыми актами предусмотрено создание охранных зон трубопроводов.

Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только при получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта.

Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы. Порядок выдачи разрешения установлен названными выше Правилами.

При решении вопроса о наличии в деянии признаков состава преступления следует обратить внимание на понятийный аппарат, используемый в законодательстве. В частности, УК РФ использует термин «магистральный трубопровод». В иных законодательных актах используется понятие «магистральный трубопроводный транспорт». С позиции применения уголовного закона эти понятия следует рассматривать как синонимы.

Объективная сторона преступления характеризуется такими признаками, как:

— деяние в виде нарушения правил безопасности, допущенное при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;

— последствия в виде неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью человека;

— причинная связь между деянием и последствием.

Нарушения, допущенные при строительстве, эксплуатации или ремонте вспомогательных, складских сооружений, других разновидностей трубопроводов, не влекут уголовной ответственности по рассматриваемой статье. Диспозиция нормы бланкетная. Для раскрытия содержания объективной стороны состава преступления необходимо обращение к специальным правилам строительства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов, например к Постановлению Госгортехнадзора России от 9 декабря 1998 г. N 73 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода для транспортировки жидкого аммиака» <1>. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.

——————————— <1> Правила устройства и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода для транспортировки жидкого аммиака. М.: Госгортехнадзор России, 2001.

Строительством является возведение магистральных трубопроводов (как основных, так и дополнительных частей). Эксплуатация представляет собой использование магистральных трубопроводов по их назначению. Ремонтом являются исправление повреждений, починка, замена вышедших из строя деталей.

Состав преступления материальный. Момент окончания преступления связан с наступлением последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный — лицо, принимающее участие в строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Это может быть и лицо, ответственное за безопасное осуществление эксплуатации объекта, его строительства или ремонта, а также лицо, непосредственно выполняющее соответствующие работы.

В случае неосторожного причинения смерти одному или нескольким лицам при совершении тех же деяний ответственность наступает соответственно по ч. 2 или ч. 3 ст. 269 УК РФ.

Комментарии к статье

Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что капитан не выполняет правовой обязанности по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид такого преступления, как оставление в опасности.

Уголовная ответственность по комментируемой статье возможна, если установлено, что:

  • на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие;
  • данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);
  • капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;
  • оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;
  • несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

Преступление считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие и, если не вмешаться в развитие событий, то их гибель может быть неминуема.

Состав преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу исправность транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.

Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, штрафными санкциями в результате нарушения договорных обязательств, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовной ответственности.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Читайте также:  Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности подлежат не только лица, должность которых именуется «капитан судна», но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.

Капитан судна, терпящего бедствие на море или на ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270 УК, а по ст. 125 УК. По этой же статье квалифицируется бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.

Комментарий к статье 269

1. К числу видов транспорта в последнее время отнесен и трубопроводный транспорт, используемый для передачи на расстояние газов и нефтепродуктов. Нарушение правил безопасности на этих объектах может вызвать взрыв и пожар, привести к гибели людей, порче окружающей среды, крупному материальному ущербу.

Из всех разновидностей трубопроводного транспорта (магистральные, вспомогательные, складские и др.) статья выделяет только магистральные трубопроводы, т. е. передающие основной поток содержимого. Нарушение правил в отношении других видов трубопроводов влечет ответственность по статьям об уничтожении (повреждении) имущества, о нарушении правил по технике безопасности, строительных правил и др.

2. Диспозиция статьи упоминает о правилах безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, но не раскрывает их, являясь, таким образом, бланкетной. При расследовании и судебном рассмотрении дела надо установить, что такие правила существуют, утверждены соответствующей инстанцией, в данном случае были нарушены и это повлекло за собой последствия, предусмотренные статьей.

3. Субъекты данного преступления разнообразны, так как речь идет и о строительстве трубопроводов, и об их эксплуатации. Но их объединяет общий признак: для каждого из субъектов соблюдение упомянутых выше правил являлось их должностной (служебной) обязанностью. Частные лица за порчу трубопроводов отвечают по статьям УК о диверсии, уничтожении (повреждении) имущества и др.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной по отношению к указанным вредным последствиям.

Научно-практический комментарий:

1. Непосредственный объект преступления — безопасность функционирования магистрального трубопровода. Предметом преступления является магистральный трубопровод — комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления. 2. Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда. Строительство магистрального трубопровода охватывает не только его сооружение, но и проектирование, а также испытание на прочность и проверку на герметичность в соответствии с рабочим проектом. Эксплуатация трубопровода означает использование его по назначению. Законом одинаково охраняется как эксплуатация в целом магистрального трубопровода, так и его составляющих систем. Ремонт предполагает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он подразделяется на текущий, капитальный и аварийно-восстановительный. Преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Оно имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления преступного последствия в виде тяжкого вреда здоровью (см. ст. 111 УК). 3. С субъективной стороны преступление предусматривает неосторожную форму вины как в виде легкомыслия, так и небрежности. 4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. 5. Квалифицирующие признаки: наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика