Статья 136 УК РФ. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Новая редакция Ст. 136 УК РФ

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 136 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в воспрепятствовании реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, унижении человеческого достоинства, порождении обстановки социального напряжения между различными слоями и группами общества.

Комментируемая статья состоит из двух частей, закрепляющих основной и квалифицированный составы преступления и описывающих преступные деяния, соответственно, небольшой и средней тяжести.

Читайте также:  Незаконное помещение лица в психиатрический стационар

1.1. Основной объект преступного посягательства — равноправие граждан (статья 19 Конституции РФ). Факультативными объектами могут быть честь, достоинство и доброе имя человека.

2. Объективная сторона составов преступления выражается в дискриминации, т.е. нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. По смыслу коммент. статьи дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям, не влечет УО по ст. 136.

2.1. Дискриминация может выражаться как в форме действия (увольнение с работы, отчисление из учебного заведения и т.д.), так и бездействия (отказ в приеме на работу, в предоставлении информации, в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг и т.д.). В ряде случаев дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, помимо ст. 136, влечет квалификацию по ст. 140, 141, 144, 148, 149 и другим статьям.

2.2. Составы преступления по конструкции формальные. Преступление окончено (составами) в момент совершения действий, указанных в диспозиции коммент. статьи.

3. С субъективной стороны составы преступления характеризуются виной в форме прямого умысла. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

4. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летного возраста.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен признак специального субъекта — использование лицом для облегчения совершения преступления своего служебного положения, т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе, в том числе на основе трудового договора (контракта).

Нарушение прав и законных интересов заявителя…

Так сложилось, что материальные основания для признания в судебном порядке незаконными действий и бездействия, ненормативных актов и вообще всяких результатов деятельности (далее — действия) органов публичной власти либо должностных лиц (далее — органы власти) у нас в стране сосредоточены в процессуальном, а не материально-правовом законодательстве.

Наиболее лаконично и точно, на мой вкус, они выражены в ч.2 ст.201 АПК РФ и включают в себя два обязательных элемента:

1) нарушение этими действиями норм права и

2) нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя.

В принципе, нечто аналогичное, но в более развернутом виде, мы видим в ч.9 ст.226 КАС РФ, п.3 которой раскрывает нарушение оспариваемыми действиями норм объективного права, а п.1 — также говорит о нарушении прав, свобод, законных интересов административного истца.

Раньше аналогичные правила содержались п.1 ч.2 ст.227 ГПК РФ, а еще раньше их можно было вывести из системы ст.239.2 и 239.7 старого ГПК РСФСР и ст.2 и 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

С несоответствием оспариваемых дейтсвий закону все более или менее понятно (насколько вообще может быть что-то понятно в российской юриспруденции), а вот со вторым условием…

Читайте также:  Ответственность за заведомо ложное сообщение о терроризме

В сущности, если мы признаем, что и административное право реализуется в правоотношениях, то в таком случае практически всегда нарушение органом власти требований нормативных актов должно выступать как нарушение субъективного административного права другого участника соответствующего административного отношения.

При таком подходе единственной функцией второго условия признания незаконными действий органов власти выступит недопущение обращения в суд за защитой чужих интересов. Только если в суд обратилось лицо, не участвующее в спорном административном отношении, суд мог бы констатировать, что да, нарушение требований норм права имело место, не не было нарушено прав заявителя. Если же обращается в суд сам участник административного отношения, то констатация наличия первого обстоятельства с неизбежностью должна влечь за собой и признание нарушенными субъективных прав заявителя — как минимум административных.

Именно такой подход — по моему глубокому убеждению — является единственно верным.

Однако, судя по всему, наши суды исходят из совершенно другого понимания нарушения прав и законных интересов заявителя. Они постоянно требуют показать, какие иные — находящиеся за пределами спорного административного правоотношения — права или интересы заявителя нарушены, и отказывают в удовлетворении требований, даже при установлении неправомерности действий органов власти, если таковые не будут названы.

Как представляется, такой подход категорически противоречит и самому тексту закона, и самой идее судебного оспаривания административных актов.

При этом я сильно сомневаюсь, что это требование — показать нарушение каких-то еще иных прав и законных интересов — основано, например, на административно-правовых теориях о реализации административного права вне правоотношений. (Вообще, можно заметить, что административное право намного лучше описывается через теорию правоотношения, чем многие права гражданские.) Здесь, скорее, проявляется процветающее в наших судах страмление во что бы то ни стало оправдать власть, а если за ней и будут замечены нарушения — сделать вид, что это не так уж и важно.

Я бы еще понял такое разделение, если бы этот вопрос возникал при рассмотрении вопроса о приянтии мер по устарнению нарушения, но нет — суды обсуждают его и при простой констатации нарушения. Как-будто действия органа власти, если они не нарушают ничего, кроме самого административного права заявителя, становятся вдруг от этого правильными.

Другой комментарий к Ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется именуемым «дискриминацией» действием (бездействием), нарушающим равноправие по одной (или нескольким) из указанных в статье характеристик личности. Конкретные проявления дискриминации могут быть различными, однако все они должны влечь за собой юридически значимые последствия для потерпевшего.

2. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; мотив преступления обусловлен неприязнью к другому человеку вследствие наличия одного из обстоятельств, указанных в статье.

3. Субъект специальный — лицо, использующие при совершении преступления свое служебное положение.

Понятие гражданства

Единственное, что может породить гражданские права и свободы, – это гражданство страны. В соответствии со , под ним понимается устойчивая политико-правовая связь субъекта и России как государства, которая выражается в обоюдных правах и обязанностях. Стороны отвечают за соблюдение своих обязанностей друг перед другом. РФ признает и гарантирует соблюдение общих прав и свобод россиян, в то время как обязуется соблюдать писаные правила и законы государства.

Важно понимать, что гражданство дает исключительные права его обладателям по сравнению с иностранцами или , однако наряду с этим на граждан налагаются исключительные обязанности.

Предлагаем узнать подробнее, .

Права и обязанности несовершеннолетних

Конституция не выделяет отдельно права и обязанности для детей. Если следовать логике законодателя, несовершеннолетние наделены такими же правами и обязанностями, что и взрослые, кроме тех, которые могут возникнуть у них после совершеннолетия. К таким относятся, например, избирательное право или воинская и налоговая обязанности.

Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс и другие законы выделяют комплекс прав и обязанностей, присущий в указанном объеме непосредственно несовершеннолетним:

Читайте также:  Статья 385. Уведомление должника о переходе права

  • имя, семейное воспитание, общение со своими родителями;
  • всестороннее развитие, уважение собственного достоинства;
  • выражение собственного мнения, защита прав и интересов;
  • личная собственность и распоряжение ей в соответствии с дееспособностью;
  • гражданство.

Среди базовых обязанностей ребенка можно назвать послушание родителям, соблюдение общепринятых правил поведения и получение общего образования.

Как стать гражданином

Чтобы получить полноценный объем прав и обязанностей, человеку необходимо иметь российское гражданство.

В соответствии со получить его можно несколькими способами:

  1. В , независимо от того, на какой территории этот факт зафиксирован, а также в результате рождения от иностранцев на территории России ().
  2. В результате – длительного проживания на территории России и последующего добровольного вступления в гражданство (ст. ).
  3. В результате его лицами, которые ранее были россиянами, однако впоследствии вышли из гражданства ().
  4. По иным основаниям, например, в результате или трансферта.

Каждый из указанных способов требует соблюдения определенных условий и процедуры.

Основные обязанности человека и гражданина

Обязательным условием воплощения в жизнь гарантированных законом правомочий выступают конституционные обязанности, возложенные не только на россиян, но и на всех неграждан, находящихся на территории РФ. Совокупность таких обязательств перед государством определяется нормами законодательства. При этом конституционные обязанности каждого субъекта представляют собой гораздо более ограниченный круг обязательств, нежели все те, что предусмотрены законодательством в целом.

Рассматривая основные обязанности человека и гражданина, можно прийти к выводу: они редко соотносятся с основными правами, что является наиболее значительным отличием ныне действующего Основного закона России от предшествующих Конституций. Такое изменение предопределило смену советской правовой концепции на современную, когда не человек существует для государства, а государство существует для человека.

Для начала разберемся с определением. Так, к обязанностям, которые распространяются на всех без исключения граждан РФ, относится любое требование или притязание государства к поведению индивида независимо от местонахождения последнего, если оно закреплено в Конституции. Именно КРФ является главным источником обязательств гражданина России. Как и в случае с правами, полноту обязательств человека и гражданина следует отличать друг от друга, хотя различия тут не так и существенны: в соответствии со каждый гражданин наделен одинаковым объемом конституционных обязательств.

Конституционные обязанности россиян

Разобравшись, в каком документе говорится об обязанностях, предлагаем остановиться на них подробнее. Сразу обратим внимание, что все конституционные обязательства граждан выступают в качестве правовой базы для всех остальных обязанностей. Более того, они сформированы лишь в общем виде, далее их конкретизация осуществляется уже определенными кодексами, законами и подзаконными актами.

Кроме того, все предписания, которые в соответствии с Конституцией граждане РФ обязаны соблюдать, можно поделить на общие и частные. Подобное деление не нарушает общего принципа, по которому они возникают в одинаковом объеме у всех граждан России. В данном случае речь идет о тех обязательствах, которые возникают у отдельно взятой группы населения, например, военнообязанные, налогоплательщики, родители и так далее.

Теперь выясним, какие обязанности имеет гражданин России согласно Главе 2 Конституции РФ:

  • обязанность соблюдать законы и КРФ – по сути, это главная функция гражданина и ее не стоит ограничивать исключительно Основным законом. В данном случае подразумевается более широкая трактовка, которая выражается в термине законопослушности. Таким образом, первая обязанность – это соблюдение российского законодательства;
  • военная обязанность – согласно, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Конкретизация этого пункта осуществляется в рамках . По сути, указанная обязанность – единственная, которая не распространяется на неграждан. Более того, она носит частный характер, так как ее исполнение возлагается лишь на россиян мужского пола в возрасте 18-27 лет. При этом допускается отсрочка или альтернативная служба. Те, кто не исполняют конституционный долг гражданина РФ, могут быть подвергнуты уголовной ответственности;
  • налоговая обязанность – в соответствии со она возлагается на каждого, наиболее полно ее осуществление определяется положениями ;
  • обязанность по взаимной заботе возлагается на родителей и детей – соответствии со родители заботятся о своих несовершеннолетних детях, а дети – о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность получения общего образования, в соответствии со , лежит на всех без исключения гражданах, при этом родители обязаны обеспечить своим детям его получение;
  • обязанность охранять историческое и культурное наследие ( ), а также природу и окружающую среду ( ).

Связь прав и обязанностей

Стоит также выяснить, как между собой связаны права и обязанности граждан России. По сути, эта связь неразрывна, так как они совокупно определяют правовой статус личности. Конституционные права соотносятся с обязанностями: первые не могут существовать без вторых. Причина такой зависимости кроется в том, что возникновение какого-либо права у одного субъекта порождает обязанность его соблюдения со стороны всех остальных. Более того, согласно , это является конституционной обязанностью, так как реализация любого правомочия не должна нарушать прав всех остальных лиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика