Чтобы понять, что такое уголовно исполнительная система (УИС), вначале нужно узнать, что именно в неё входит. А также необходимо рассмотреть, что относится к функциям уголовно-исполнительной системы. Системой (УИС) принято называть комплекс взаимосвязанных между собой ведомств, обязательство которых осуществление уголовных наказаний. Это понятие получило огласку благодаря Закону РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где определяется порядок работы всех ведомств, которые вправе исполнять уголовные мероприятия.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (495) 662-44-36
Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40
Состав УИС
Состав:
Читайте также: Статья 9 УК РФ. Действие уголовного закона во времени
- в первую очередь, это Федеральная служба Министерства Юстиций РФ, в ведении которой и существует система (минюст ФСИН);
- окружное или территориальное управление УИС;
- учреждения, правомерные на применение надлежащих мер, например, дома арестов, исправительные центры, центр, связанные с уголовным исполнением;
- следственные изоляторы (СИЗО).
Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.
Суды применяют следующие виды применяемых мер:
- Наложение денежных штрафов.
- Проведение конфискации имущества.
- Лишение разного рода званий и чинов, государственных наград.
Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).
Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.
Суды могут привлекать к ответственности:
- администрацию мест, где работают граждане, приговоренные к снятию с должностей;
- орган, законно правомочный к аннулированию разрешений на занятия какой-либо деятельностью;
- должностных лиц, которые присваивали звания, чины или награждавшие наградами от государства.
Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.
Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:
- Учреждения открытого типа. Инспекции, исправительные центры, дома ареста.
- Учреждения закрытого типа. Колонии поселения разных форм, детские колонии для подростков, которым не исполнилось 18 лет, тюрьмы.
- Объекты, созданные не только для исправления, но и лечения. Исправительные колонии разнообразного режима и для пожизненно лишенных свободы.
Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.
Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.
Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.
Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.
Что входит в состав уголовно исполнительной системы?
Основные виды деятельности и состав уголовно исполнительной системы РФ регламентированы специальным законом № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В 5 статье данного закона сказано, что уголовно исполнительная система РФ включает в себя следующие организации и учреждения:
- центральный орган управления УИС (ФСИН Министерства юстиции РФ);
- окружные и территориальные отделы управления УИС, расположенные в федеральных округах, и субъектах РФ соответственно;
- учреждения и органы, отвечающие за исполнение наказаний. Сюда включены исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и УИИ (уголовно-исправительные инспекции). На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует свыше 800 исправительных учреждений и свыше 2 400 учреждений УИИ, на учете в которых состоит свыше полумиллиона человек;
- СИЗО (следственные изоляторы и ПФРСИ (помещения исправительных колоний способны функционировать в режиме СИЗО). Первых насчитывается свыше 200, а вторых свыше 150 штук.
Согласно постановлению Правительства РФ, обеспечивать работу УИС могут включенные в нее различные предприятия и организации, например, учебные или медицинские.
Читайте также: Тест по ОБЖ на тему: «Уголовное право»
Основные функции УИС таковы:
- исполнение наказаний, назначенных за совершение уголовно наказуемого преступления;
- содержание под стражей и охрана лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовно наказуемого преступления;
- обеспечение порядка и безопасности содержания осужденных лиц и персонала;
- привлечение осужденных лиц к труду. Нужно сказать, что на сегодняшний день в УИС включены свыше 750 предприятий, среди которых преобладают лесозаготовительные, сельскохозяйственные и промышленные. Нужно сказать, что лица, отвечающие за привлечение осужденных к труду, не могут похвастаться отличным результатам. Согласно статистике, примерно половина заключенных по тем или иным причинам не работает;
- обеспечение образования и профессиональной подготовки осужденных лиц. На сегодняшний день в УИС насчитывается свыше 400 общеобразовательных учреждений и более 400 профессиональных училищ;
- обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящее время в состав уголовно исполнительной системы включено более 300 медицинских учреждений;
- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Осужденные, отбывающие срок в исправительном учреждении привлекаются к труду на не безвозмездной основе. Они получают заработную плату, размер которой примерно равен МРОТ. Получить заработанные средства можно после окончания отбывания срока. В то же время имеется возможность тратить не более половины заработка на покупки продуктов первой необходимости.
Основные задачи и функции
К функциям системы относятся:
- применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
- содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
- контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
- отстаивать права и интересы заключенных лиц;
- обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
- обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
- создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
- привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
- осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
- предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.
Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.
Защита прав и обязанностей сотрудников
Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарных служб является одним из главных факторов, влияющих на функционирование всей системы УИ. Любая деятельность сотрудников не может выполняться без перечня прав и обязанностей, которые возлагаются на них.
Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.
Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:
- неукоснительно соблюдать законодательство страны, напрямую или косвенно затрагивающее исполнение наказания;
- знать, что на квалификацию сотрудника влияет его владение правовой базы и нормативных актов, в которых он должен легко ориентироваться. Все это составляет правовую сторону обязанностей.
Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.
Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.
Взаимодействие социума с деятельностью УИС
Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.
Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:
- помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
- контролирование объектов и их функционирование;
- осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
- организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
- спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
- защита прав и гражданских интересов;
- помощь в приобретении общего и специального образования;
- привлечение к культуре и экономике страны;
- привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
- предоставление медицинской помощи.
Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.
В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.
Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.
Обязанности пенитенциарных учреждений
Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.
Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:
Читайте также: Состояние аффекта при совершении преступления и его уголовно-правовое значение
- Поддерживать порядок и условия исполнений и отбываний наказания на должном уровне.
- Определять необходимые методы для наилучшего исправления заключенных.
- Охранять права и гражданские интересы подопечных.
- Оказывать помощь в социализации.
Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.
Принципы работы сотрудников:
- Законности. Любое взаимодействие должно определяться исключительно законом. Основанием для осуждения человека должно выступать только решение суда, ориентированное на закон и вступившее в силу.
- Гуманизма. Основа принципа – недопущение никаких пыток и других насильственных действий, унижающих достоинство человека.
- Демократизма (равенства). Во-первых, это равенство всех людей перед законом. Во-вторых, это относится к органам, применяющим воздействие, деятельность которых должна осуществляться гласно, совместно с другими структурами, под их контролем.
- Индивидуализации применяемых мер. Предусматривается индивидуально продуманные меры воздействия в соответствии с темпераментом осужденного, масштаба его правонарушения, поведенческих особенностей и т. д. Только рассмотрев полностью личность преступника, можно определять в каких условиях и как именно он будет содержаться.
- Отраслевой принцип. Означает то, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательной работы с преступниками существует широкий спектр различных мероприятий: трудотерапия, учение, профессиональная переподготовка по множеству отраслям.
Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.
Учреждения УИС и их контингент
Существует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.
Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.
Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние.
Вторая форма нужна для людей, положительно проявивших себя в других местах лишения свободы и перенаправленные в данные объекты. Переводят их только по истечении определённого времени, с момента объявления решения суда, прописанного в законодательном акте.
Сравнивая разные места лишения свободы, можно сделать вывод о том, что данный вид заключения не лишает людей свободы, а лишь ограничивает. Поэтому она является субъектом открытой формы, и условия в ней сильно отличаются от других.
Характеристики:
- во время дня разрешено свободное перемещение без охраны, но определенный контроль присутствует;
- можно взять разрешение у администрации на временный уход из территории, если этого требует специфика работы или обучения;
- разрешено ходить в обычной одежде, иметь с собой деньги либо драгоценности, которыми не запрещается пользоваться;
- после взятия соответствующего разрешения не запрещается проживать с семьями на площади, где размещается колония или за ее местонахождением.
В каждой колонии-поселении создаются однотипные условия всем, несмотря на вид или степень преступного деяния.
Колонии общего режима. Обычно в них находятся под арестом мужчины, которые были в первый раз приговорены за осуществление преступления разной тяжести, совершённые умышленно. Либо те, кто совершил преступное деяние по неосторожности, осуждённые судом до 5 лет. Помимо этого, здесь находятся представители женского пола, за исключением повторно привлечённых за особо опасные рецидивы.
А также под данный режим попадают те, кто был перенаправлен из других объектов судейским решением. Например, люди с детских исправительных заведений, по достижению ими полного совершеннолетия либо вернувшиеся из колонии-поселения и т. д.
В рассматриваемом режиме находится большинство заключённых, поэтому различают различные формы колоний общего режима, адаптированные под разный контингент осуждённых: обычная, облегчённая и строгая. В какую именно форму попадёт отдельно взятый человек, будет зависеть лишь от его поведения, отношения к труду, скорости и качества перевоспитания и др.
Человек, которому приговорили поселение, попадает в общежитие, разделённое на три вышеуказанные формы. Таким осуждённым разрешено каждый месяц расходовать средства, лежащие на их счетах на продуктовые товары и товары первой необходимости на общую сумму, не превышающую 50% МРОТа. Также они вправе воспользоваться 4 короткими и 4 длинными свиданиями в год и приёмом 6 посылок и столько же бандеролей.
Колонии строгого режима. Чаще всего сюда направляют мужчин, которые были приговорены в первый раз при поимке с особо тяжким преступлением, рецидивистов либо женщин, повторно совершивших преступление особой тяжести.
В подавляющем большинстве люди, находящиеся в данных местах, являются рецидивистами, уже подвергавшимися когда-либо лишению свободы. Этот факт требует особого подхода организации применяемых мер. Основная часть находящихся там лиц должна содержаться в обычных условиях, исключая лиц, пойманных с умышленным преступным деянием, совершенным во временной период заключения и лица, перешедшие с более легкого режима.
При обычном режиме заключённые живут в общежитиях, существующих внутри локализованной территории.
Права осуждённых данного типа:
- тратить средства на покупку продуктовых товаров и товаров первой необходимости не более 40% МРОТа;
- совершить 3 коротких и 3 долгих свидания за год;
- получить 4 посылки и столько же бандеролей за год.
Колонии особого режима. Здесь отбывают срок мужчины, приговорённые судом за сделанный особо опасный повтор преступления. Кроме того, в данных местах находятся люди, которым путём помилования отменили смертную казнь и направили на отбывание пожизненно.
Камерное содержание влияет на весь порядок нахождения людей в особом режиме. Заключенным ограничивается личное время и общение с остальными людьми. А также сильно ограничивается применение материально-бытовых вещей.
Права заключённого:
- тратить деньги на предметы первой необходимости, полученные во время отбывания наказаний;
- получить одну передачу и бандероль в год;
- гулять не более полутора часов в день в созданных дворах рядом с территорией уголовного объекта.
Содержание
Проведение реформ в уголовно-исполнительной системе в значительной степени затруднено вследствие недостаточного финансирования пенитенциарных учреждений, резко сократившегося участия общественности в работе исправительных учреждений, несоответствия уровня профессиональной и правовой культуры сотрудников исправительных учреждений современным требованиям. Уголовно-исполнительным законодательством функция исполнения уголовных наказаний в основном возложена на специальные государственные органы и учреждения, причем в рамках уголовно-исполнительного законодательства четко разграничены функции исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и наказаний в виде лишения свободы, осуществляемых администрацией исправительных учреждений. ФСИН России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»
В целом, более чем десятилетний опыт преобразований в УИС принес положительные результаты. Последовательно снижается численность осужденных в местах лишения свободы, формируются новые отношения между персоналом и осужденными, основанные на взаимоуважении и доверии, фактически сняты все излишние ограничения в порядке исполнения наказаний, решена проблема обеспечения осужденных продуктами питания. В результате, в местах лишения свободы не допущено массовых беспорядков, количество правонарушений и преступлений среди осужденных сокращается. Сказанное не означает, что реформа УИС уже полностью реализована и в ней нет существенных проблем. До сих пор актуальными остаются вопросы организации деятельности исправительных учреждений, дальнейшего совершенствования правовой базы исполнения наказаний, системы управления УИС.
Цель работы – детальное изучение уголовно – исполнительной системы Российской Федерации.
Задачами для данной работы будут являться:
— изучение нормативно – правовой базы уголовно — исполнительной системы;
— изучение социального назначения уголовно – исполнительной системы;
— анализ принципов Уголовно – исполнительной системы РФ и ее взаимодействия с общественностью;
В работе над данной темой были использованы нормативно – правовые акты РФ, работы , , материалы интернет — ресурсов.
1. Понятие уголовно – исполнительной системы и ее социальное назначение.
Закон Российской Федерации -1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ( в ред. Федерального закона от 01.01.01 года N 309-ФЗ) Российская газета, N 267, 31.12.2008 определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему. В соответствии со ст. 5 Закона уголовно-исполнительная система включает в себя:
· учреждения, исполняющие наказания;
· территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
· федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Виды органов учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. К ним относятся :
· Учреждения, исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы: уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного, исправительный центр, арестный дом.
· Учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы: колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьма, исправительная колония особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации, они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1314 (в ред. Указа Президента РФ от 01.01.2001 N 1625)..
Получить полный текст
По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 927,7 тыс. человек, в том числе в 758 исправительных колониях — 764,3 тыс., 225 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов – 143,7 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 8,5 тыс. человек. В учреждениях содержится 68,3 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 12 домов ребенка, в которых проживает 785 детей. [1]
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав УИС входят также 2440 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 558,3 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Производственный потенциал УИС составляют 262 федеральных государственных унитарных предприятия, 495 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-, 34 учебно-производственных мастерских.
При исправительных и воспитательных колониях функционирует 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта, 334 профессионально-технических училищ, действуют 464 храма, 722 молитвенных комнат. Штатная численность персонала УИС составляет 327,2 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников — 266,1 тыс. человек.
Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория. В составе УИС действуют 8 высших учебных заведений (с 7 филиалами), в том числе Академия права и управления Минюста России, 74 учебных центра, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий. Материалы сайта Федеральной службы исполнения наказаний / https://www. fsin. su.[2]
В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства.
Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Основными задачами УИС России являются:[3]
· исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);
· контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
· обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
· обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
· создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
· организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
2. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы
Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека Ст.1 Закона Российской Федерации -1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст 8 УИК РФ что в полной мере соответствует принципам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.[4]
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст.8 УИК РФ,
· во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.
· во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
· в-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.
В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах[5]
Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст.4, 13, 15, 17-19 и др.), а также в отдельных международных актах. В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. (ст 4 УИК РФ). Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст.10-22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст.10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч.2 ст.12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст.97), право на свидания (ст.89), телефонные разговоры (ст.92) и др.
Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т. д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.
Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.
Читайте также: Действующее уголовное законодательство России. Структура Уголовного Кодекса РФ.
3. Уголовно – исполнительная система и ее взаимодействие с общественностью.
Во все времена к деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы привлечено пристальное внимание средств массовой информации, российских и международных правозащитных организаций. Условия содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях закрытого типа (СИЗО, исправительные колонии, тюрьмы) внимательно изучались экспертами Совета Европы при решении вопроса о вступлении России в эту международную организацию. Российской Федерации было предложено разработать новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, соответствующие европейским стандартам; улучшить условия содержания заключенных в соответствии с Рекомендациями о единых европейских пенитенциарных правилах, определено, что особое внимание будет уделяться поддержке и укреплению правозащитных неправительственных организаций, а также созданию гражданского общества.
Уголовно-исполнительная система, являясь государственным институтом, в задачи которого входит ограничение прав и свобод человека в целях и пределах, установленных законом, не может быть свободна от контроля со стороны общества. Система призвана защищать не свои собственные, а общественные интересы. Общество вправе требовать от системы надлежащего исполнения законов и соблюдения прав человека, но не должно оставаться безучастным к проблемам исправительных учреждений, где права осужденных зачастую нарушаются не умышленно, а из-за отсутствия необходимых условий, в том числе и материальных.
В соответствии со статьей 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Соответствующая норма содержится и в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статья 38 которого устанавливает, что общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.[6]
Несомненно, что деятельность общественных организаций ни в коей мере не должна мешать работе администрации исправительного учреждения. Недопустимо вмешательство в оперативную и административную деятельность учреждения. Правозащитники и представители силовых структур должны не соперничать, а конструктивно сотрудничать. Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности воспитательных колоний; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колониях.
Не так давно принятый федеральный закон от 01.01.2001 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.[7] Определены цели и принципы общественного контроля и содействия работе общественных объединений, порядок наделения (приостановления, прекращения) полномочиями общественных наблюдательных комиссий и их членов; установлены формы деятельности таких комиссий, а также формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Установлен порядок принятия мер по результатам мероприятий общественного контроля, а также порядок осуществления надзора за деятельностью субъектов осуществления контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Основной целью работы пресс-службы УИС является создание позитивного имиджа ведомства в целом. Равнозначной целью, фактически вытекающей из первой, является информирование общественности о результатах работы, о достижениях и планах на дальнейшее развитие системы. Помимо внешних целей существует также внутренняя. В идеале это воспитательная работа с осужденными путем создания для них специализированных средств массовой информации.
Механизмы работы как пресс-службы УИС, так и правозащитной организации практически одинаковы. После события, претендующего на актуальность и внимание СМИ, в деталях разрабатывается и реализуется заявленный информационный повод. При отсутствии такого события пресс-служба сама создает потенциально востребованные поводы. Обе пресс-службы в большинстве случав пользуются традиционными формами PR-деятельности и работы со СМИ. В частности, это проведение пресс-конференций, создание и массовая рассылка пресс-релизов, инициирование авторских и эксклюзивных материалов в электронных и печатных изданиях, теле — и радиопрограммах, участие своих VIP в различных мероприятиях, предлагаемых представителями масс-медиа либо разрабатываемых пресс-службами.
Получить полный текст
Реализуя право каждого осужденного на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивая возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в учреждениях и органах уголовной исполнительной системы осуществляется воспитательный процесс, конечной целью которого является формирование личности, готовой к созидательному образу жизни в современном Российском обществе после отбывания наказания. В не малой степени этому способствует обращение осуждённых в христианство, их психологическая и духовная работа, часто выражающаяся в воцерковлении осужденных, исповедующих Православное христианство. Практически во всех без исключения учреждениях УИС созданы условия для добровольной реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, при этом исключается нарушение правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемление прав других лиц, в том числе, не исповедующих никакой религии. Осужденным разрешается пользование предметами культа и религиозной литературой, совершение религиозных обрядов, для этого администрация учреждений УИС выделяет соответствующее помещение.
Заключение
В заключении работы можно сделать вывод, что на современном этапе участие общественности в деятельности пенитенциарной системы определяется следующими основными направлениями:
· содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание;
· осуществление контроля за их деятельностью;
· участие в исправлении осужденных;
· привлечение общественных организаций к воспитательной работе с осужденными;
· привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;
· содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказание им социальной, гуманитарной и иной помощи; развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;
· обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных; способствование формированию у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к руду, к учебе, получении основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовке; повышении образовательного и культурного уровня осужденных;
· обеспечение трудовой занятости осужденных; создание необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обеспечения осужденных.
Руководством Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, в обзорах о взаимодействии с религиозными и общественными организациями неизменно подчёркивается — сегодня нет сомневающихся в том, что стремление к духовному развитию осуждённых к лишёнию свободы позитивно отражается на их поведении в период отбывания наказания.
Вариант 2
Задача 1
Осужденный Пошров отбывающий наказание в исправительной колонии строгого режима, решил продать собственный автомобиль, в связи, с чем обратился к начальнику колонии с просьбой о разрешении выехать на десять суток к своему месту жительства.
1. Законно ли требование осужденного Пошрова?
2. Какими нормативными актами регулируется порядок предоставления выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений.
Данная задача может быть решена на основании статьи 97 УИК РФ, статья регламентирует право и порядок предоставления осужденным выездов из мест лишения свободы, предусматривая два вида таких выездов: краткосрочные и длительные. Краткосрочные выезды, в свою очередь, подразделяются на три вида: выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами; выезды для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения; выезды осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка ИК, для устройства детей у родственников либо в детском доме и осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне ИК. Выезд исчисляется сутками. Продолжительность краткосрочных выездов в последнем случае составляет 15 суток, а в остальных случаях — семь суток, не считая времени нахождения в пути.
Длительные выезды предоставляются осужденным на время ежегодно оплачиваемого отпуска или на этот же срок осужденным, не обеспеченным работой, а также осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, и несовершеннолетним осужденным.
Требование осужденного не законно, так как осужденные, находящиеся в колонии строго режима права выезда по причине продажи автомобиля не имеют.
Задача 2
Осужденный Ксенофонтов направил жалобу прокурору в запечатанном конверте. Начальник колонии вызвал осужденного и заявил ему, что его жалоба прокурору не отправлена, поскольку вопрос о предоставлении свидания решает администрация колонии, и ранее ему это было разъяснено. Ксенофонтов, считая действия начальника колонии неправомерными, обратился с жалобой в суд.
1. Обоснована ли жалоба осужденного, направленная в суд?
2. Вправе ли он обжаловать действия администрации?
Решение данной задачи основано на ст 12 ч 4 УИК осужденные имеют право обратиться в суд и обжаловать действия администрации. Далее согласно главе 13 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ИУ) ХIII. Предложения, заявления и жалобы осужденных
57. Каждый осужденный может изложить предложение, заявление, ходатайство или жалобу устно либо письменно.
61. Все письменные предложения, заявления, ходатайства и жалобы направляются по адресу через администрацию ИУ. Они регистрируются в отделах специального учета или в канцелярии колонии.
62. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
66. На предложения, заявления и жалобы, изложенные в письменном виде, в полной мере распространяется действие пункта 53 главы XII настоящих Правил.
53. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит.
Итак, Ксенофонтов не должен был запечатывать жалобу в конверт, т ак как она подлежит регистрации и цензуре. Администрация не имела права оставить жалобу без движения — поэтому обращение осужденного в суд вполне обоснованно.
Задача 3
Осужденный Середа отбывающий наказание в тюрьме на строгом
режиме, обратился к начальнику тюрьмы с заявлением, что у него сложились
неприязненные отношения с другими осужденными, и он опасается применения к нему насилия.
1. Каковы основания и порядок обеспечения безопасности осужденных, содержащихся в тюрьме?
2. Какое решение должен принять начальник тюрьмы?
Решение задачи на основании ст 13 УИК РФ. при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности, и указанное лицо обязано незамедлительно принять соответствующие меры.
Начальник учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения угрозы для осужденного, выявить участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, в том числе помещения его в безопасное место либо перевода в другое учреждение.
Список литературы
1. Закон РФ -1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ( в ред. Федерального закона от 01.01.01 года N 309-ФЗ).
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 01.01.2001 г. (в редакции от 01.01.2001 N 47-ФЗ).
3. Федеральный закон от 01.01.2001 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
4. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1314 (в ред. Указа Президента РФ от 01.01.2001 N 1625)
5. Комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу РФ. Под редакцией . — М.: Инфра-М-Норма, 1997.
6. Уголовно-исполнительное право. / Под редакцией . — М.: Новый юрист, 2000.
7. и др. Общественный контроль в России. Практика и методики. — М.: Московская Хельсинкская Группа, 2005.
8. Игнатьев -исполнительное право. — М.: Новый юрист, 1997.
9. Смирнов и перспективы уголовно-исполнительной системы России /.//Правоведение. -2003. — № 3 (248). — С.
10. Смирнов -исполнительное право. Курс лекций — СПб., 2002
12. Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под редакцией . — М.: Инфра-М-Норма, 1997.
13. Материалы сайта ФСИН / https://www. fsin. su
[1] Материал взял из статистических данных интернет сайта / https://www. fsin. su.
[2] Материал взял из статистических данных интернет сайта / https://www. fsin. su.
[3] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 01.01.2001 г. (в редакции от 01.01.2001 N 47-ФЗ).
[4] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 01.01.2001 г. (в редакции от 01.01.2001 N 47-ФЗ). Ст 8
[5] Смирнов, -исполнительное право. Курс лекций — СПб., 2002. С.56-59..
[6] Закон РФ -1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ( в ред. Федерального закона от 01.01.01 года N 309-ФЗ).
[7] Федеральный закон от 01.01.2001 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»