Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ – виды и способы наказания

Ответственность для иностранцев

Как и россияне, лица, имеющие другое подданство либо без гражданства, за совершенные проступки несут наказание. Это закреплено федеральным законодательством (статья 115). Меру порицания определяет административный и уголовный кодекс.

Административные наказания

Ответственность административного характера наступает независимо от статусной принадлежности, пола, вероисповедания, за нарушение нормативно-правовых актов на территории государства. Практически всегда мера наказания мало чем отличается от тех санкций, которые применяются непосредственно к россиянам — с единственным отличием, что в последнем случае будет заведено исполнительное производство, а в ситуации с иностранцем – штрафные санкции или административное выдворение.

Привлечь к такого рода ответственности подданного другой страны, если он имеет дипломатический статус или состоит на государственной службе у себя на родине – нельзя. Запрет накладывает действующая венская конвенция. К зарубежным юридическим субъектам делопроизводство осуществляется на стандартных основаниях.

Уголовный кодекс

Под действие уголовного кодекса попадают деяния, направленные против государственных интересов страны. Зарубежный подданный, совершивший преступление в РФ, или за ее пределами, но при этом его действие имеет тот же характер, и угрожает политическим, экономическим или иным интересам России, ставит под сомнение сохранение ее целостности и территориальных пределов, представляет угрозу населению страны, он будет нести уголовную ответственность по нашим законам. Если лицо находится за границей, правоохранители через дипломатическое ведомство могут затребовать его выдачу.

Читайте также:  Обязан ли трудиться осужденный в местах лишения свободы

Moneyprofy.ru

В этом случае они не могут быть вновь привлечены к уголовной ответственности за то же самое преступление по российскому уголовному закону.

Таким образом, реализуется конституционный принцип, что

«никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»

(ч.

1 ст. 50 Конституции).Если же по каким-либо причинам гражданин Российской Федерации или постоянно проживающее в России лицо без гражданства, совершившие преступления вне ее пределов, не были осуждены в иностранном государстве (скрылись, были выданы России, обладали иммунитетом и т.д.), они могут быть осуждены по российскому уголовному законодательству, но при условии, что инкриминируемое им деяние признается преступлением и в том государстве, где оно было совершено.

При этом российский суд не может назначить им наказание, превышающее верхний предел санкции за данное преступление по законодательству иностранного государства места

Какое предусмотрено дополнительное наказание?

Кроме радикальных принципов воздействия, рассмотренных в предыдущем разделе данной статьи, к человеку, преступившему закон, могут быть использованы и более лояльные, но вместе с тем, действенные варианты наказания. По российским законам это может быть:

  • вынужденная депортация – суд выносит решение и определяет срок, в течение которого ответчик обязан покинуть территориальные границы государства. Оплачивать все расходы будет он сам. После этого в течение некоторого срока на повторный въезд в Россию ему будет наложен официальный запрет;
  • выдворение – процедура, аналогичная депортации, но с принудительным характером ее проведения. Иностранного подданного сотрудники ФМС сопроводят до пограничной зоны (за средства нарушителя). Запрет на въезд в этом случае будет более долговременным;
  • внесение в базу ФМС – это так называемый, черный перечень. Единожды туда попав, человек навсегда лишается права посещения РФ.

Комментарий к Статье 13 УК РФ

1. Под выдачей понимается передача по запросу и при определенных условиях одним государством другому (или международному уголовному суду) находящегося на его территории лица для привлечения к УО или исполнения обвинительного приговора, вынесенного судом запрашивающего государства (или международным уголовным судом).

1.1. Не следует смешивать институт выдачи для приведения приговора (см. гл. 54 УПК РФ) в исполнение с передачей лица, осужденного к лишению свободы в одном государстве, для отбывания наказания в государстве его гражданства или постоянного местожительства (см. гл. 55 УПК РФ).

2. В соответствии с ч. 1 коммент. статьи граждане Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Часть 1 ст. 61 Конституции содержит более жесткую формулировку: гражданин Российской Федерации вообще не может быть выдан иностранному государству. Следовательно, граждане Российской Федерации, находящиеся на ее территории, не подлежат также выдаче: а) в случае совершения преступления не только на территории иностранного государства, но и на территории РФ или вне территории какого-либо государства (например, в открытом море вне судна, зарегистрированного в каком-либо государстве); б) любому иностранному государству, а не только государству, на территории которого они совершили преступление.

3. Под иностранными следует понимать государства, расположенные за пределами территории РФ, включая бывшие республики СССР: Латвийскую, Литовскую и Эстонскую Республики, а также государства, входящие в СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина).

4. Конституционный запрет выдачи граждан РФ не является абсолютным. Формальное толкование ч. 1 ст. 61 Конституции позволяет сделать вывод о том, что возможна выдача (передача) российских граждан по запросу международного уголовного суда, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией. В настоящее время функционируют два таких суда: Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде, учрежденные решениями Совета Безопасности ООН.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрена возможность выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов РФ, но находящихся на территории РФ, в соответствии с международным договором РФ. Между тем ч. 2 ст. 63 Конституции разрешает выдачу на основе не только международного договора, но и федерального закона. Таким законом является УПК, в соответствии с которым (ч. 1 ст. 462) РФ может и на основе принципа взаимности выдать другому государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и законам государства, направившего запрос о выдаче лица.

5.1. Иностранным гражданином является лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а лицом без гражданства (апатридом) — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Читайте также:  Понятие и основы квалификации преступлений в уголовном праве

5.2. В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минской конвенции), сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

5.3. В ч. 2 коммент. статьи ничего не говорится о возможности выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства международному уголовному суду, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией. С учетом ч. 4 ст. 15 Конституции РФ вопрос о выдаче в этом случае должен решаться в соответствии с международными обязательствами РФ.

6. Международно-правовая база взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами в вопросах выдачи состоит из двусторонних и многосторонних договоров, заключенных как СССР (участником которых Российская Федерация является как государство — преемник СССР), так и самой Российской Федерацией. В основном это договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и договоры о выдаче.

6.1. Вопросы выдачи подробно регламентированы в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Кыргызстаном (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1995 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также в договорах о выдаче с Китаем (1995 г.), Индией (1998 г.) и Бразилией (2002 г.).

6.2. К многосторонним договорам относятся Минская конвенция 1993 г., а также Европейская конвенция о выдаче (1957 г.) с дополнительными Протоколами к ней 1975 и 1978 г. <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

Кроме России, участниками Европейской конвенции о выдаче являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР; Протокола 1975 г. — Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР; Протокола 1978 г. — Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР <1>. ——————————— <1> Актуализированный перечень государств — участников Конвенции и Протоколов к ней, а также их оговорки и заявления см. на сайте Совета Европы: conventions.coe.int.

6.3. Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) и многих региональных международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений (см. п. 14.1 коммент. к ст. 11, п. 6.2 коммент. к ст. 12, а также Конвенцию ООН о морском праве (1982 г.)).

Вопросы выдачи регулируются также в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Канады, Правительствами государств — членов Европейского космического агентства, Правительством Японии и Правительством США относительно сотрудничества по Международной космической станции гражданского назначения (1998 г.).

6.4. На основании ч. 4 ст. 15 Конституции содержащиеся в международных договорах нормы могут применяться непосредственно правоприменительными органами, если положения этих договоров являются самоисполнимыми, т.е. не требуют издания специального внутригосударственного правового акта, обеспечивающего их исполнение.

6.5. Ратифицированные и вступившие в силу в отношении Российской Федерации международные договоры публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.

7. В практике применения положений международных договоров (в первую очередь многосторонних) необходимо учитывать оговорки и заявления, сделанные Российской Федерацией и другими участниками этих договоров. Посредством названных оговорок и заявлений действие отдельных договорных норм между ними может быть изменено, дополнено или официально истолковано. При этом следует иметь в виду, что в отношениях с государством, сделавшим оговорку и (или) заявление, другие стороны договора вправе применять принцип взаимности. (В Российской Федерации оговорки и заявления других сторон многостороннего договора официально не публикуются, что затрудняет его применение.)

8. При наличии двух и более последовательно заключенных договоров с конкретным государством (например, двусторонний договор и Европейская конвенция о выдаче) необходимо следовать содержащимся в них коллизионным нормам (в разд. «Заключительные положения»), а при отсутствии таковых действует следующее правило: предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего (ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) <1>). ——————————— <1> Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

8.1. В соответствии с российской договорной практикой выдача производится за деяния, которые являются преступлениями по законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства и за совершение которых (в случае запроса о выдаче для привлечения к УО) предусматривается наказание в виде лишения свободы, как правило, на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в договоре с Ираком — не менее двух лет) либо (в случае запроса о выдаче для приведения приговора в исполнение) лицо, выдача которого запрашивается, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче — не менее четырех месяцев).

Кроме того, в п. 2 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче предусмотрено: если запрос о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или подпадает под постановление об аресте, однако некоторые из них не отвечают условию в отношении срока возможного наказания, запрашиваемая сторона имеет право осуществить выдачу и за эти преступления.

9. Согласно договорам, как правило, выдача не имеет места, если: а) лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемого государства; б) на момент получения запроса уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; в) в отношении лица, выдача которого запрашивается, на территории запрашиваемого государства за то же преступление были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу; г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего и (или) запрашиваемого государства преследуется в порядке частного обвинения; д) выдача запрещена по законодательству запрашиваемого государства.

Читайте также:  ВС раскрыл суть малозначительности преступления на примере любителя бесплатной лососины

9.1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Конституции не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (см. также Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 01.12.2003)) <1>. Однако для отказа в выдаче какого-либо лица в связи с его преследованием за политические убеждения не обязательно, чтобы ему в Российской Федерации было предоставлено политическое убежище. ——————————— <1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755.

9.2. В качестве общего правила в выдаче отказывается, если это может нанести ущерб суверенитету, безопасности или другим существенным интересам запрашиваемого государства либо противоречит его законодательству или международным обязательствам.

9.3. В соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) государство — участник Конвенции не должно выдавать другому государству какое-либо лицо, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток (определение пытки дается в п. 1 ст. 1 Конвенции). Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции для определения наличия таких оснований компетентные органы власти запрашиваемого государства принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая существование в запрашивающем государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

9.4. В ряде договоров, заключенных Российской Федерацией в последние годы, имеются положения об отказе в выдаче, если выдача запрашивается в связи с преступлением, которое является наказуемым по военному праву, но не является преступлением по общему уголовному праву, а также в связи с преступлением, которое запрашиваемое государство считает политическим или связанным с таковым (см. ст. 3, 4 Европейской конвенции о выдаче).

Российское законодательство не содержит понятия «политические преступления». Однако в Законе о ратификации Европейской конвенции о выдаче <1> отражено заявление Российской Федерации о том, что во всех случаях при решении вопросов о выдаче Россия не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями», в частности, преступления, предусмотренные: а) в ст. II и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), ст. II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.) и ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); б) в ст. 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 г.), ст. 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.), ст. 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (1949 г.), ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 г.), ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977 г.), и ст. 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977 г.); в) в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988 г.), дополняющем упомянутую Конвенцию 1971 г.; г) в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.); д) в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.); е) в Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 г.); ж) в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), а также иные сравнимые преступления, предусмотренные в многосторонних международных договорах, участником которых является Российская Федерация (см. п. 14.1 коммент. к ст. 11, п. 6.2 коммент. к ст. 12). ——————————— <1> СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

Кроме того, в п. 3 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче предусмотрено, что для целей этой Конвенции убийство или покушение на убийство главы государства или члена его семьи не рассматривается как политическое преступление.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. <1>, заключенной в рамках Совета Европы, для целей выдачи между государствами-участниками ни одно из нижеуказанных правонарушений не квалифицируется в качестве политического правонарушения или правонарушения, связанного с политическим правонарушением, или правонарушения, совершаемого по политическим мотивам: a) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); b) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.); c) тяжкое правонарушение, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов; d) правонарушение, связанное с похищением, захватом заложников или незаконным насильственным удержанием людей; e) правонарушение, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия, писем или посылок с вложенными в них взрывными устройствами, если подобное применение создает опасность для людей; f) покушение на совершение одного из вышеуказанных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное правонарушение или покушается на его совершение. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 202.

Кроме России, участниками Европейской конвенции о пресечении терроризма являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония <1>. ——————————— <1> Актуализированный перечень государств — участников Конвенции и Протоколов к ней, а также их оговорки и заявления см. на сайте Совета Европы: conventions.coe.int.

9.5. В соответствии с п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче Российская Федерация должна отказать в выдаче, если она имеет существенные основания полагать, что запрос о выдаче, касающийся обычного уголовного правонарушения, был сделан с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

9.6. В Европейской конвенции о выдаче (ст. 5) предусмотрена возможность отказа в содействии по отношению к фискальным преступлениям (связанным с налогами, сборами, пошлинами и валютными операциями). Однако для участников Второго дополнительного протокола (1978 г.) к этой Конвенции данное ограничение во многом устранено.

9.7. В соответствии со ст. 11 Европейской конвенции в выдаче может быть отказано в случае, когда преступление, в связи с которым она запрашивается, наказывается смертной казнью по закону запрашивающей стороны и когда в отношении такого преступления в запрашиваемом государстве смертная казнь не предусмотрена законом или обычно не приводится в исполнение, если только запрашивающая сторона не предоставит гарантий, которые запрашиваемая сторона сочтет достаточными, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. Поскольку в Российской Федерации не применяется смертная казнь, то она может использовать данную норму при рассмотрении запроса о выдаче, поступившего от другого участника этой Конвенции.

9.8. В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым она запрашивается, совершено на территории запрашиваемого государства или если компетентные органы этого государства ведут в отношении лица, выдача которого запрашивается, уголовное судопроизводство в связи с преступлением, указанным в запросе о выдаче.

9.9. При ратификации Европейской конвенции о выдаче Российская Федерация сделала оговорку о том, что она оставляет за собой право отказать в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах <1> и в ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод <2>. При этом в понятия «чрезвычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; г) если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации; причем преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, должны быть установлены ФЗ. ——————————— <1> Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

<2> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

10. В соответствии с международными договорами РФ и ст. 465 УПК возможны также отсрочка в выдаче (например, если лицо, выдача которого запрашивается, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории России) и выдача на время (если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления).

11. Генеральная прокуратура РФ направляет иностранным государствам запросы о выдаче лиц России и принимает решения по запросам, поступившим из-за границы.

12. Об организационных и процессуальных вопросах осуществления выдачи подробнее см. коммент. к гл. 54 УПК <1>. ——————————— <1> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Ответственность для граждан РФ за границей

Бывают ситуации, когда наши соотечественники, пребывая в зарубежных странах, так же совершают противоправные действия. Какие варианты могут быть использованы по отношению к ним? Способы воздействия на нарушителя, а так же мера и сроки наказания, напрямую зависят от статуса гражданина России. Попробуем в этом разобраться.

К примеру, лицо, совершившее преступление, является военнослужащим Вооруженных Сил РФ или официально уполномоченным представителем, действующим от имени и в интересах своего государства. В данной ситуации мера наказания за проступок, предусматривающий уголовную ответственность, определят российские правоохранители в рамках действующего законодательства.

Справка! Если человек находится за границей как частное лицо и совершает там преступление, то способы воздействия назначаются применительно к нему, лишь пока судебные структуры той страны еще не дали официального решения по данному факту. В ситуации, когда резидент РФ уже получил наказание за границей, и оно было приведено в исполнение, по факту его возвращения домой, законодательных претензий от отечественных правоохранителей к нему быть не должно.

Если иностранные граждане совершили преступление на территории рф

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. Инфо При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран. В частности, должностное положение главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства ни в коем случае не освобождает от ответственности и не может быть основанием для смягчения приговора.В связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания, выдачи

Выдача лиц, совершивших преступление — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Согласно установленным нормам международного права, цели экстрадиции:

Читайте также:  Каким может быть вред здоровью и его градация, установленная в РФ

  1. возможность привлечь к ответственности, согласно закону;
  2. привести в исполнение приговор по наказанию осужденного лица.

В условиях международного договора установлены конкретные преступления, при совершении которых возможна экстрадиция. Прежде всего, к ним относятся действия лиц, признанных преступными на территории двух стран (как государства, какое запрашивает экстрадицию определенного человека или группы лиц, так и государства, на территории которого это лицо находится).

Рекомендуем прочесть: Может ли хозяин автомобиля посадить за руль человека без доверенности

В случае совершения политического преступления, совершенного на территории запрашиваемой страны или если сроки исковой давности, запрашиваемая страна может проигнорировать и отказать удовлетворить просьбу выдачи этого лица. Экстрадиция лица для исполнения наказания может быть на основании и в понятии юридической точки зрения обвинительного приговора, вынесенного страной, которая затребует выдачу преступника.

Бывают ли исключения?

Из действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих действия законодательной власти, есть исключения, попадающие под компетенцию международных пактов и соглашений, а так же в рамках двусторонних договоренностей зарубежного государства и Российской Федерации.

Следовательно, если действия нарушителя попали под любую поправку или требование договора, то сначала по отношению к ним будут вынесены специальные условия, и лишь потом – общие правила. Особенно это касается политических и экономических преступлений, нелегального пересечения территориальных пределов, мошеннических действий, подозрений в терроризме.

Отдельная категория граждан – лица, обладающие дипломатической неприкосновенностью. Их иммунитет запрещает привлекать человека к любым мерам воздействия и гарантирует им 100% неприкосновенность. Их дела будут рассматривать только на родине после проведения процедуры официальной выдачи преступника российским властям.

Если иностранный гражданин совершил преступление на территории россии

Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:

  1. Были совершены в российском воздушном пространстве;
  2. Были совершены на судах, приписанных к российским.
  3. Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;

Инфо Так же рассмотрим преступления, совершенные иностранцами непосредственно против интересов РФ. В этих случаях запрашиваемая сторона принимает решение с учетом всех обстоятельств, особенно сравнительной тяжести совершенного правонарушения и места его совершения, а также времени подачи запросов запрашиваемыми сторонами (их очередности), гражданства требуемого лица и возможности его последующей выдачи другому государству.

Конвенция регламентирует также вопрос о передаче собственности, который может возникнуть в связи с передачей выдаваемого лица (в случаях, когда указанная собственность может потребоваться в качестве вещественного доказательства совершения правонарушения либо была приобретена в результате правонарушения и в момент ареста требуемого лица находилась в его владении или была обнаружена позднее).В Конвенции разрешается и вопрос о ее соотношении с двусторонними соглашениями о выдаче.

Рекомендуем прочесть: Заявление в правоохранительные органы по мтатье 159 1 ук рф

Как установлено в ч.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика