Конспект лекций по уголовно-процессуальному правуЮ. Л. Тарасова, 2009

Суд как участник уголовного процесса
Суд как участник уголовного процесса относится к главным субъектам процесса. Он выполняет роль стороннего лица во время рассмотрения дела, исследует представленные доказательства участников, не имеет личной заинтересованности,какого-либо отношения к той или иной стороне не испытывает. На основе представленной информации составляет для себя полную картину произошедшего и в итоге выносит распоряжение. Главный закон страны России предусматривает осуществление правосудия только судом. Он выполняет главенствующую функцию – защиту прав и свобод человека и гражданина.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (495) 662-44-36

Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Суд как участник уголовного судопроизводства

Суд

Пользуясь этим преимуществом суд, не отходя от основополагающих параметров равноправия и состязательности сторон, разрешает конфликт между участниками процесса – стороной обвинения и защиты. Сам в данной ситуации выступает в роли арбитра.

Читайте также:  Обязательные работы — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Выполняя свою работу суд руководствуется, прежде всего, нормами международного права, деятельностью Европейского дворца правды, внутренним законодательством – УК РФ, УПК, Конституцией и другими НПА.

Фигурантов уголовной тяжбы принято делить по категориям:

  1. Суд. Снабжён полномочиями по формированию обстановки, позволяющей добиться правды и справедливости, выступить всем участникам, восстановить нарушенные интересы.
  2. Сторона осуждения состоит из гособвинителя, следователя, органов дознания, дознавателей, истца, частного поверенного, гражданского истца.
  3. Сторона обороны включает в себя подозреваемого, его представителей (если процесс идёт над несовершеннолетним), адвоката, гражданского ответчика.
  4. Субъекты, не имеющие личного интереса к делу. Свидетели, переводчики, эксперты и прочие лица.

Каждая группа выполняет определённые функции, наделена некими прерогативами.

Уголовная справедливость осуществляется мировыми, районными, областными, краевыми судейскими органами, а высшей инстанцией считается Верховный Суд РФ. В процедуре также могут фигурировать присяжные аудиторы – выходцы из народа, не обладающие законоведческим образованием.

Они призваны оценить объективность, зафиксировать заключение о виновности или невиновности подозреваемого, с точки зрения преподнесённой картины, не отвлекаясь на правовые нормы.

Именно суд и судья как участники уголовного процесса обладают особенным преимуществом утвердить усмотрение о доказанности винысубъекта в совершении именно им конкретно рассмотренного преступного поступка, координировать тяжебной процедурой – переносить слушания, прекращать производство, направлять на повторное производство в нижестоящую ступень, вынесшую ранее узаконение (открылись неизвестные доселе сведения).

Производство по преступным правонарушениям может проходить как в составе единственного жреца справедливости, так и в коллективном распорядке. Самостоятельно ведут делопроизводство мировые, федеральные стражи юстиции в дворцах справедливости первоначальной ступени и апелляционной. Объединение включает в себя три субъекта, облечённых в судейскую мантию или же из одного арбитра и 12 представителей из социума.

Понятие и функции суда в уголовном процессе.

Суд как субъект уголовного процесса – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дел по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК.Функция суда – это рассмотрение и разрешение дел, то есть правосудие (функция юстиции или принятия решений). Правосудие по уголовным делам включает в себя (ст. 29 УПК):

-Рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;

-Процессуальные формы судебного надзора;

-Судебный контроль над действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль – ст. 108, 165 УПК) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль – ст. 125 УПК).

Понятие суда как субъекта процесса охватывает любой суд общей юрисдикции, начиная от мирового суда и заканчивая Верховным судом РФ. В связи с эти следует различать звенья судебной системы, известные студентам еще из курса правоохранительных органов.

Кроме того, компетенция суда существенно различается в зависимости от той инстанции, по которой он рассматривает дело. В качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена судебной системы (за исключением Верховного Суда РФ), если он впервые рассматривает дело по существу, постановляя приговор, или осуществляет судебный контроль. Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговора, не вступившего в законную силу в апелляционном порядке. Суд, пересматривающий приговор, вступивший в законную силу, в порядке кассационного, надзорного производства или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам иногда называют третьей инстанцией.

Различные формы построения суда определяют процессуальный статус входящих в его состав лиц (мирового судьи, председателя суда, члена суда, присяжного заседателя). Без участия представителей народа суд может осуществляться единолично одним судьей или коллегиально несколькими профессиональными судьями, один из которых является председательствующим (ст. 30 УПК). С участием представителей народа действуют две формы суда: суд шеффенов (народных заседателей1), и суд присяжных. Народные заседатели обладают одинаковыми правами с «коронным» судьей. Все вопросы они решают вместе и действуют единой коллегией. Суд присяжных разделен на две коллегии: профессиональных судей и присяжных заседателей. Считается, что первые решают вопросы «права» (квалификации и наказания), а последние вопросы «факта» (виновности).

Судебной власти обеспечивается самостоятельность от других ветвей власти, а суду и судье – независимость. Независимость суда как принцип состязательного процесса обеспечивает его беспристрастность по отношению к сторонам и разделение процессуальных функций.

Читайте также:  Комментарии к 237 статье УПК о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование судом

Место и роль прокурора в уголовном процессе. Прокурор как субъект уголовного процесса – это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК).В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты. В досудебном производстве на прокурора возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители .При этом прокурор освобожден от руководства предварительным следствием с тем, чтобы он мог осуществлять надзор более объективно. Однако прокурор остается процессуальным руководителем дознания (он вправе давать дознавателю обязательные к исполнению указания, отменять его постановления, отстранять его от ведения дела и т.д.).Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования.

Функция уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности виновных. Это полномочия прокурора:

• направлять материалы в органы расследования для возбуждения ими уголовного дела;

• после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве;

• давать дознавателю письменные указания о направлении дознания;

• давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания;

• изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

• утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

• продлевать срок дознания, а также срок проверки дознавателем сообщения преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий;

• принимать решения по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом;

• участвовать в осуществлении международной правовой помощи по уголовным делам (вносить и исполнять запросы о правовой помощи, об уголовном преследовании, об экстрадиции).

Полномочия суда

Носитель тяжебной власти наделён по законодательству тремя видами полномочий:

  • разрешение преступных дел (только вершитель справедливости вправе определять виновность или её отсутствие у обвиняемого субъекта, зафиксировать репрессию провинившемуся человеку, выбрать меру исправления – медицинское лечение, заключение под стражу или другую санкцию, упразднить, трансформировать в полном объёме или части абсолюцию, вынесенную нижестоящим уровнем, отправить разбирательство на производство в первоначальную инстанцию);
  • ограничивать прерогативы людей (избирать способ прекращения – задержание, заклад, увеличение длительности нахождения под стражей или же немедленное освобождение, пристраивание подозреваемого в лечебницу для проведения соответствующей экспертизы, осмотр и обыск жилплощади без согласия жительствующих в ней людей, осуществление индивидуального обыскивания, накладывание ограничения по корреспонденции, собственности, отлучение от служебных обязанностей человека);
  • регулирование законности деятельности органов следствия, дознания, стороны обвинения (правомочен анализировать претензии к работе или же бездействию вышеозначенных уполномоченных лиц).

Таким образом, суд обладает конкретными полномочиями, но в то же время они очень обширны, охватывают весь процесс и не только, непосредственно в зале заседания, но и на досудебном уровне.

Конспект лекций по уголовно-процессуальному правуЮ. Л. Тарасова, 2009

1. Состав и полномочия суда

Дела о преступлениях рассматривают в порядке уголовного судопроизводства Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, суды субъектов РФ, районные и городские суды, военные суды и мировые судьи.

Читайте также:  Оперативник не может быть допрошен по содержанию полученного объяснения

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда определяется ст. 30 УПК РФ в зависимости от вида судопроизводства и других обстоятельств.

1. Состав суда при производстве в первой инстанции зависит от категории совершенного преступления:

— уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, предусмотренных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в случае соответствующего ходатайства обвиняемого рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, а при отсутствии такого ходатайства — единолично судьей областного или приравненного к нему суда;

— уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, не предусмотренных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, а при отсутствии такого ходатайства — единолично судьей районного или приравненного к нему суда;

— уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, рассматриваются мировым судьей. Перечень преступлений, являющихся исключением из этого правила, указан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Следует также отметить, что уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично.

2. Состав суда при производстве во второй инстанции зависит от порядка обжалования решений, не вступивших в законную силу:

— рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;

— рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции.

3. При производстве в надзорной инстанции рассмотрение уголовных дел осуществляется в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Полномочия суда не зависят от его состава и определяются конкретными стадиями судопроизводства. Основные полномочия суда связаны с его главным предназначением — осуществлять правосудие — и реализуются в ходе судебного производства. По результатам рассмотрения уголовного дела суд правомочен:

— признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

— применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;

— применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;

— отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Также суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты нарушений закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом и выявленные при судебном рассмотрении уголовного дела.

В ходе досудебного производства суд правомочен рассматривать жалобы на действия или бездействие прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также на принимаемые ими решения.

Помимо этого, суд обладает широким кругом полномочий при решении вопросов, связанных с необходимостью ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Согласно положениям ст. 6 УПК РФ назначением уголовного процесса является не только защита интересов лиц, пострадавших от преступления, но и защита личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод. Поэтому суд служит гарантом законности и обоснованности применения к лицу мер, связанных с государственным принуждением или ограничивающих его права и свободы.

В связи с этим суд правомочен принимать решения:

— об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу, а также о продлении срока содержания под стражей;

— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ;

— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

— о производстве личного обыска или обыска и (или) выемки в жилище;

— о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

— о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

Читайте также:  Как оформить ходатайство в суд — процес подачи и сроки

— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

— о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ уголовно-процессуальные нормы, касающиеся передачи судам в ходе досудебного производства по уголовному делу полномочий по вынесению решений о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки в жилище, выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, введены в действие только с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. решение этих вопросов уголовно-процессуальный закон относил к компетенции прокурора.

Рассматривая процессуальный статус суда, необходимо отметить важную роль председательствующего в судебном заседании.

Председательствующим

является федеральный или мировой судья, рассматривающий уголовное дело единолично, либо один из коллегии судей
.
Основная функция председательствующего в соответствии со ст. 243 УПК РФ заключается в осуществлении руководства ходом судебного разбирательства. На нем лежит обязанность осуществлять организационно-распорядительные функции, выполнение которых призвано обеспечить проведение судебного заседания в полном соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Он открывает судебное заседание, устанавливает личность участников судебного разбирательства, разъясняет им их права и обязанности, порядок их осуществления в судебном заседании, знакомит с регламентом судебного заседания, установленным ст. 257 УПК РФ.

Действия, совершаемые председательствующим, должны быть направлены не только на соблюдение порядка в зале судебного заседания, но и на обеспечение состязательности и равноправия сторон, участвующих в деле.

Распоряжения председательствующего по поддержанию порядка в судебном заседании, по пресечению отступлений от точного исполнения установлений процессуального закона обязательны для всех участников судебного разбирательства. Процессуальной гарантией соблюдения законности самим председательствующим по делу служит право участников процесса требовать занесения в протокол судебного заседания всех возражений участников судебного заседания против действий председательствующего.

Следует заметить, что в соответствии с принципом независимости судей полномочия председательствующего никоим образом не должны ограничивать права судей по участию в исследовании доказательств и в разрешении вопросов, возникающих в ходе судебного заседания.

Суд первой инстанции

Структура юстиции России предполагает разбирательство поступков по ступеням. Каждая из которыхв своём этапе выполняет закреплённые за ней действия и предназначенные задачи. В храме фемиды первоначального уровня стартует разбирательство уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Суд первой инстанции:

  1. Исследует доказательственную базу.
  2. Констатирует факты и условия.
  3. Выносит постановление.

Ориентиром непосредственно уголовной процедуры является оправдание или же осуждение подозреваемого. В качестве первоначальной инстанции выступают тяжебные органы различного уровня. Как правило, гражданские и криминалистические дела разбираются мировыми вершителями правды, районными или же городскими.

Исследование доказательств и принятие заключения в большинстве производится единолично, но если кто-то из участников обращается с ходатайством о коллегиальном рассмотрении, то и в первой инстанции возможно такое развитие событий.

При уголовном судопроизводстве на данном этапе ведётся допрос ответчика, потерпевшего, свидетелей, понятых и иных участников. Производится обследование материальных и письменных доказательств. Фактом завершения процедуры служит приговор. На протяжении определённого промежутка времени заключение вправе быть оспорено в кассационном, апелляционном режиме.

Состав суда

состав суда

Согласно 30 статье УПК РФ, рассмотрение уголовных дел может осуществляться единолично или коллегиально. Состав суда для разбирательства по каждому делу формируется отдельно. При этом учитываются такие факторы как нагрузка и специализация судей. Суд первой инстанции может рассматривать дела следующими составами:

  • судьи общей и федеральной юрисдикции;
  • федеральный судья и 12 присяжных заседателей;
  • коллегия судей из трех представителей Фемиды;
  • мировой судья.

Рассмотрение дел в апелляционном порядке выполняется:

  • в районном суде в составе одного судьи;
  • в высших судах субъекта РФ, составом из трех федеральных судей. В качестве исключения подобного правила могу служить процессы, в которых рассматриваются уголовные правонарушения, имеющие небольшую или среднюю тяжесть.

В кассационном порядке рассмотрение дел осуществляется:

  • президиумом ВС субъекта федерации, одним и тремя служителями Фемиды;
  • коллегией ВС РФ в количестве трех участников.

Надзорное производство в уголовном деле ведется большинством членов президиума ВС РФ.

Рассмотрение дел в апелляционном порядке

Основной задачей этого этапа является трансформация постановлений, не успевших вступить в законную силу. Проверяется, прежде всего, их легитимность, аргументированность и беспристрастность. Действие данной стадии предусмотрено исключительно для актов, принятых мировым жрецом справедливости.

Стадия начинается с момента принесения апелляции и заканчивается отменой постановления или же оставлением последнего без изменений либо прекращением делопроизводства. Выступает своего рода средством исправления ошибок нижестоящего дворца справедливости.

Апелляционная жалоба может повлечь пересмотр дела вышестоящим органом, который либо согласится с ранее принятым разрешением или же вынесет новое заключение, существенно меняющее положение или отменяющее ранее принятое в определённой части.

Основной чертой апелляции и отличие её от кассации является пересмотр вышестоящим органом самого существа вынесенного определения нижестоящим.

Признаки апелляции:

  • Проверка не вступившего в действие акта.
  • Анализ по вопросам факта.
  • Исследование доказательств, и вновь представленных также.
  • Рассмотрение по существу.
  • Ухудшение положения обвиняемого.
  • Расширение субъектного состава участников (переводчики, эксперты).
  • Начало разбирательства не позднее двух недель после поступления.

Вышеозначенные характерные черты позволят отличить один вид обжалования от другого.

Результатом апелляционной претензии является вновь принятое заключение или решение об оставлении предыдущего заключения без реорганизации.

Рассмотрение дел в кассационном порядке

Характерные черты кассационного производства:

  • оспаривание или доставка представления гособвинителем на не вступивший в действие приговор;
  • исследование обжалованного усмотрения и установление его законности;
  • принятие мер для реализации легитимности, объективности.

Кассационное производство является гарантом соблюдения законов уполномоченными лицами.

Вышеозначенная работа приостанавливает воплощение в жизнь санкции в отношении всех заинтересованных субъектов процесса. Старт нового разбирательства действия приходится на протяжении 30 дней с момента попадания в учреждение. Законодательство не предусматривает возможности продления этого промежутка времени, дабы не создавать волокиты.

Саму же продолжительность исследования законодатель не устанавливает, поскольку всё зависит от сложности дела, количества участников и прочих важных факторов. Уголовное дело рассматривается коллегиальным составом. Если защитник своевременно подал прошение об участии, а приговор был вынесен без него, то данное определение отменяется и считается противозаконным, поскольку нарушило прерогативу обвиняемого на защиту.

Процедура рассмотрения:

  1. Председательствующий озвучивает жалобу, участников процесса, судейский состав. Выясняет об отводах и ходатайствах.
  2. Далее один из облечённых в мантию Фемиды кратко зачитывает дело.
  3. Выступления сторон.
  4. Происходит проверка доводов жалобы.
  5. Вынесение определения коллегией вершителей справедливости.

В таком порядке и по таким предписаниям происходит разбирательство преступного действия в кассационном производстве.

Всякая трансформация предписаний, несоблюдение даже в малой степени установленного алгоритма операции может послужить поводом отмены принятой резолюции.

Рассмотрение дел в надзорном порядке

Надзорными ступенями в России выступают:

  • президиумы Верховных судов Республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов;
  • судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • президиум Верховного Суда РФ.

Когда разбирательство свершения не осуществлялось в надзоре по области, то оно не будет рассматриваться прежде этого в верхней ступени.

Базисом исследования служит протест. Надзор производится не позже 15 дней со времени прихода дела, а в вышестоящем органе – даётся месячный срок. Общеобязательно фигурирование прокурора.

Дело озвучивается председателем, либо назначенным по его указке членом, ранее не принимавшем участия в разбирательстве этого поступка. Извещатель констатирует обстановку совершённого поступка, вынесенные ранее определения, заключения, суть протеста. Ему вправе задать вопросы.

Далее речь передаётся обвинителю с целью поддержания протеста, после этого стражи объективности выдвигают постановления, а Судебная коллегия – определение, которое принимается посредством большинства голосов.

Читайте также:  Наводящие вопросы на допросе: что это и можно ли на них не отвечать

При исследовании проступка на уровне надзора не могут разбираться новые материалы, возникшие по факту открытия новых оснований. В данной ситуации заключение аннулируется и вновь начинается разбор поступка по существу с самого начала.

Вынесение обвинения происходит без удаления в совещательную комнату. При равном количестве голосов за и против определение подлежит отмене как несостоявшееся.

Судьи не вправе воздержаться от голосования. При наличии особого мнения оно фиксируется в узаконенном режиме.

Суд – орган правосудия. Полномочия суда. Состав суда

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 32Следующая ⇒

Суд

– любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК РФ. К судам общей юрисдикции, имеющим право рассматривать уголовные дела, относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономного округа, районные суды, мировые суды, гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды.

Суды разных уровней рассматривают уголовные дела в зависимости от подсудности (ст. 31 УПК РФ).

Суд может действовать коллегиально и единолично. Коллегия состоит из судьи и двенадцати присяжных заседателей или из трех профессиональных судей в случаях, специально указанных в УПК РФ. Основная функция и предназначение суда – осуществление правосудия,

под которым понимается рассмотрение и разрешение уголовного дела по существу. Только суд может признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; применить принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия.

Вместе с тем суд выполняет контрольные полномочия в досудебном производстве.

Только суд вправе принимать решения об ограничении свободы обвиняемого в досудебном производстве:

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о продлении срока содержания обвиняемого под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства, соответственно, судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

Ограничение конституционных прав граждан допускается только по решению суда:

о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и выемки в жилище; о производстве личного обыска; о наложении ареста на корреспонденцию, имущество; о контроле и записи телефонных и иных переговоров, получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Возросло значение суда как организатора судебного разбирательства

в целях создания условий для надлежащего исполнения сторонами их обязанностей в уголовном судопроизводстве и осуществления предоставленных им прав.

Во время подготовительного этапа

судебного разбирательства суд вправе подвергнуть не явившегося без уважительных причин подсудимого приводу, избрать или изменить в отношении него меру пресечения. Суд обязан выслушать участников судебного разбирательства, рассмотреть и разрешить ходатайства (отводы); удовлетворить ходатайства о допросе лиц в качестве свидетелей; вынести определение (постановление) о продолжении разбирательства или об его отложении.

В период судебного следствия

суд может участвовать в исследовании доказательств, рассмотреть гражданский иск или оставить его без рассмотрения; истребовать документы и приобщать их к делу; вызывать для допроса эксперта; назначать судебную экспертизу; заслушивать показания участников процесса; производить осмотр помещения или местности; предъявлять для опознания лицо или предмет и т.д.

Во время судебных прений и выслушивания последнего слова

подсудимого суд устанавливает последовательность выступлений участников прений сторон; возобновляет судебное следствие при наличии к тому оснований; заслушивает последнее слово подсудимого.

При постановлении приговора

суд руководствуется доказательствами, которые были рассмотрены в судебном заседании; разрешает вопросы, перечисленные в ст. 299 УПК РФ; оглашает приговор.

Решения суда (постановление, определение, приговор) обязательны для всех, отмена и изменение судебных решений возможны лишь в порядке пересмотра их соответствующими вышестоящими судебными инстанциями.

18. Прокурор: понятие и полномочия в уголовном судопроизводстве

Прокурор,

в соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ, – это Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федерального закона «О прокуратуре РФ». Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора определены в ст. 37 УПК РФ: в досудебном производстве – осуществление надзора и уголовного преследования, в судебном – поддержание обвинения в суде.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

8) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении в судебном порядке жалоб заявителя, его защитника, законного представителя или представителя на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа;

10) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

11) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

12) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

13) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

14) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) по подследственности, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

15) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

16) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК РФ, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

17) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

18) знакомиться с материалами находящегося в производстве следователя, дознавателя уголовного дела по мотивированному письменному запросу.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность: представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону его смягчения.

19. Следователь: понятие и полномочия в уголовном судопроизводстве. Процессуальная самостоятельность следователя

Следователь –

должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также другие полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Предварительное следствие вправе производить:

1) следователи Следственного комитета Российской Федерации;

2) следователи органов Федеральной службы безопасности;

3) следователи органов внутренних дел Российской Федерации.

Необходимо отметить, что объем процессуальных прав и обязанностей следователя не зависит от его ведомственной принадлежности. Процессуальные права и обязанности следователей всех систем правоохранительных органов равнозначны и определяются нормами УПК РФ. Единственное различие – правила подследственности.

Согласно УПК РФ следователь уполномочен:

1) самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого;

6) с целью обеспечения надлежащего порядка судопроизводства следователь вправе применять меры процессуального принуждения за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

7) при наличии оснований приостанавливать и возобновлять предварительное следствие;

8) прекращать уголовное дело или уголовное преследование, принимать меры к реабилитации лица;

9) следователь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать доказательство недопустимым.

Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается нормами УПК РФ, позволяющими ему в процессе производства предварительного следствия все решения о направлении расследования и производстве следственных действий принимать самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела и в строгом соответствии с законом, за исключением случаев, когда для этого требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа. Вместе с тем следует отметить следующее.

Процессуальную самостоятельность следователя традиционно принято рассматривать в рамках соотношения процессуального ведомственного контроля со стороны руководителя следственного органа, прокурорского надзора и судебного контроля.

Принятие федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”», от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» вызвало существенные изменения не только в полномочиях следователя, но и существенным образом повысило его процессуальную самостоятельность. Передача процессуальных полномочий по контролю за предварительным следствием от прокурора к руководителю следственного органа избавила следователя от двойного процессуального контроля, расширила права следователя по отстаиванию своей процессуальной самостоятельности в отношениях с прокурором. Теперь он вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия; письменные указания прокурора об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

20. Руководитель следственного органа: понятие и полномочия в уголовном процессе

Руководитель следственного органа

– должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Федеральные законы от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации”», от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» создали принципиально новую систему контроля за процессуальной деятельностью следователя со стороны руководителя следственного органа, который на сегодняшний день наделен большинством полномочий, ранее осуществлявшихся прокурором.

Руководитель следственного органа в соответствии со ст. 39 УПК РФ уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав;

2) принимать уголовное дело к своему производству, приобретая при этом все права следователя (или руководителя следственной группы);

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

4) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

6) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

7) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

8) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

9) продлевать срок предварительного расследования;

10) продлевать срок предварительной проверки сообщения о преступлении до 10 суток;

11) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Они могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

21. Органы дознания: понятие, виды и полномочия в уголовном судопроизводстве

Органы дознания

– государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ):

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в т.ч. линейные управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

· органов внутренних дел Российской Федерации;

· органов Федеральной службы безопасности;

· федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

· таможенных органов Российской Федерации;

· Службы внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральной службы исполнения наказаний;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы;

5) возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также:

· на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Орган дознания является участником уголовного процесса со стороны обвинения и выполняет функцию обвинения (уголовного преследования).

22. Дознаватель: понятие и полномочия в уголовном судопроизводстве

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Дознавателем являются:

· дознаватель по должности, т.е. должностное лицо соответствующего подразделения дознания, правомочное производить предварительное расследование в форме дознания и иные процессуальные функции на профессиональной основе, постоянно (например, дознаватель ОВД);

· дознаватель, назначенный таковым в соответствии с приказом начальника органа дознания на определенное время, т.е. должностное лицо, уполномоченное осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения (например, дознаватели в армейских и флотских структурах назначаются приказом соответствующего начальника сроком на 2 года из числа наиболее подготовленных офицеров);

· должностное лицо органа дознания, выполняющее по поручению начальника органа дознания какие-либо отдельные процессуальные действия, т.е. уполномоченное на определенные действия (например, оперативный уполномоченный уголовного розыска, исполняющий поручение следователя).

Производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, возлагается на дознавателя начальником органа дознания. Важным является правило,

согласно которому возложение полномочий по проведению дознания недопустимо, если это лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Дознаватель уполномочен:

· в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

· принимать, проверять сообщения о любых совершенных или готовящихся преступлениях и в пределах компетенции разрешать их (ст. 144-145 УПК РФ);

· по поручению начальника органа дознания или начальника подразделения дознания производить неотложные следственные действия (ч. 1, 2 ст. 157, п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ);

· по поручению начальника органа дознания исполнять поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

· производить дознание (ст. 223-225 УПК РФ);

· самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания (например, утверждение обвинительного акта), согласие прокурора (например, прекращение уголовного дела по ст. 25 УПК РФ), и (или) судебное решение (например, заключение под стажу) (ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

· давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Указания прокурора, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя, но могут быть обжалованы им: указания начальника подразделения дознания – начальнику органа дознания, указания начальника органа дознания – прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

23. Начальник органа дознания: понятие и полномочия в уголовном судопроизводстве

Начальник органа дознания

(п. 17 ст. 5 УПК РФ) – должностное лицо органа дознания, в т.ч. заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Полномочия

начальника органа дознания следующие:

· уполномочивает должностное лицо органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ);

· возлагает на дознавателя полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, – производство дознания (ч. 1 ст. 41 УПК РФ);

· утверждает постановление должностного лица органа дознания о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ (ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 157 УПК РФ);

· дает согласие на производство дознавателем следственных и иных процессуальных действий и принятие процессуальных решений (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

· дает дознавателю указания, обязательные для исполнения. Дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

· утверждает обвинительный акт, составленный дознавателем (ч. 4 ст. 225 УПК РФ);

· по ходатайству дознавателя продлевает срок проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

· от имени органа дознания вступает в отношения с судами, другими органами расследования, с соответствующими учреждениями иностранных государств (например, в п. 3 ч. 3 ст. 453 УПК РФ);

· по постановлению начальника органа дознания производит восстановление утраченного уголовного дела либо его материалов;

· при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами дознавателя. В этом случае он руководствуется нормами, адресованными как начальнику органа дознания, так и дознавателю, начальнику подразделения дознания, органу дознания.

24. Начальник подразделения дознания: понятие и полномочия в уголовном судопроизводстве

Начальник подразделения дознания

– должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). Является участником уголовного процесса со стороны обвинения и выполняет функцию обвинения (уголовного преследования).

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен

(ст. 40.1 УПК РФ):

· поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

· изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

· отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

· вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

25. Потерпевший: понятие и процессуальное положение. Частный обвинитель. Представители потерпевшего и частного обвинителя

Потерпевший –

физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ст. 42 УПК РФ).

Основанием

для признания лица потерпевшим является наличие достаточных данных, указывающих на наличие события преступления; причинения лицу вреда непосредственно этим преступлением; наличие прямой причинно-следственной связи между преступным деянием и наступившими последствиями.

Характер вреда:

· физический вред состоит в расстройстве здоровья, причинения телесных повреждений, физических и психических страданий;

· имущественным вредом является хищение имущества, повреждение и уничтожение материальных ценностей;

· моральный вред состоит в нравственных или физических страданиях (оскорбление, унижение и т.д.);

· под деловой репутацией понимается совокупность качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников, избирателей.

В случае смерти потерпевшего как результата совершения в отношении него уголовно-противоправных действий права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников с учетом договоренности, которая может быть достигнута между ними. Если такая договоренность между близкими родственниками не достигнута, следователь, дознаватель, суд сами выбирают из их состава лицо, к которому переходят права потерпевшего.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Процессуальные права потерпевшего могут реализоваться им как лично, так и через своего представителя либо вместе с представителем. Потерпевший может отказаться от услуг представителя-адвоката, но не от своего законного представителя.

С момента признания потерпевшим:

· ему вручаются копии отдельных процессуальных документов (постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о признании его потерпевшим, постановления о приостановлении или прекращения уголовного дела, постановления о приостановлении производства, приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций);

· он должен быть уведомлен о предъявленных обвинениях, ознакомлен с поступившими по делу жалобами и представлениями, с порядком рассмотрения и разрешения жалоб;

· он вправе давать показания, представлять доказательства, пользоваться помощью переводчика, ходатайствовать о применении мер безопасности, знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз, знакомиться с протоколами следственных действий, проводимых с его участием;

· он вправе заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;

· он вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников, круг которых определен федеральным законом.

По окончании предварительного следствия потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в т.ч. и с помощью технических средств.

Потерпевший не вправе:

1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;

2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;

3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

4) уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Частный обвинитель

– лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке ст. 318 УПК РФ (возбуждение уголовного дела частного обвинения) и поддерживающее обвинение в суде.

Частный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предположения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Представительство в судопроизводстве

– это замена в процессе одного лица другим (представителем), при которой процессуальная деятельность представителя создает права и обязанности представляемого лица. Однако в силу личного характера уголовно-процессуальной деятельности представительство в уголовном судопроизводстве, как правило, не исключает, а, наоборот, предполагает одновременное участие и представителя, и представляемого – потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и др. Исключение составляют случаи, когда представляемый является не физическим, а юридическим лицом, которое целиком персонифицируется через своего представителя. Представительство может быть легальным, когда интересы представляемого защищает определенное лицо, обязанное это делать в силу требования закона, и по соглашению, если представитель действует в силу соглашения.

Представители и законные представители потерпевшего и частного обвинителя являются самостоятельными участниками судопроизводства и обладают достаточным процессуальным статусом.

Представителями потерпевшего и частного обвинителя

могут быть адвокаты. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущен один из близких родственников потерпевшего, о допуске которого ходатайствует потерпевший.

Если у потерпевших, которые являются несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, отсутствуют законные представители, следователь, дознаватель, прокурор и суд могут привлечь к участию в процессе в качестве их представителей работников органа опеки и попечительства.

Представители потерпевшего и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые лица. При этом личное участие представляемых не лишает их права иметь представителей.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒

Уголовные дела, подсудные мировому судье

Данному дворцу правды назначены для разбора уголовные деяния, за осуществление которых преступный элемент понесёт наказание, не превышающее 3 лет тюремного заключения, а именно:

  • при частном обвинении (намеренное причинение лёгкого вреда здоровью, побои, клевета);
  • правонарушения небольшой тяжести.

Однако есть преступные действия небольшой тяжести и наказание за них не превысит указанного срока отбывания под стражей, но по причине своей сложности они не отнесены к ведению мирового судьи – убийство при превышении границ самозащиты, нарушение равноправия граждан.

Также рассматривается деяния средней тяжести. Их не столь много, всего 20 составов, но такое реформирование значительно позволило разгрузить районные органы. Среди таких составов наиболее распространённые – мошенничество, кража, незаконное завладение чужим транспортным средством без цели хищения.

Практика по криминальным делам в мировом суде

Сидоров под воздействием наркотических средств проник в квартиру к бывшей жене против её воли, ударив кулаком в лицо. В зале тяжебного заседания обвиняемый признал свою вину полностью. Мировой суд, учтя смягчающие и отягчающие обстоятельства, характеристику ранее некриминального, вынес сентенцию о заключении под стражу продолжительностью один год и шесть месяцев в колонии общего режима.

Красичков годом ранее произошедшего был лишён прерогативы управления ТС на один год и девять месяцев. Сидя на даче в Волгоградской области, он употреблял спиртные напитки. Там же находился его автомобиль марки ВАЗ 2107. Перебрав с крепким напитком, он вздумал сесть за руль, мол давно не ездил, а в деревне бояться нечего. Ехав по одной из улиц, он врезался в забор из деревянного штакетника и уехал с места преступления назад на дачу. К вечеру его привезли в отделение полиции, провели тестирование на содержание алкоголя и тест был положительным. Было заведено дело. Приговорили на обязательные работы, и лишение прерогативы управлять ТС ещё на полтора года к уже имеющимся. Ограждение было починено осуждённым с целью заглаживания вины перед соседями.

Синельников провожал домой после посещения кинотеатра свою девушку. Кино ему не понравилось, а тут ещё он приревновал девушку к своему другу. Находясь уже непосредственно перед её домом, между молодой парой возник конфликт, в ходе которого обвиняемый настолько разъярился, что стал избивать девушку. В итоге был нанесён вред здоровью средней тяжести, он нанёс около 73 ударов руками и ногами. Впоследствии вина была признана полностью, оплачено лечение потерпевшей. Был приговорён к 2 годам лишения свободы.

Как показывает практика, уголовные дела, относящиеся по подсудности к мировому вершителю судеб, бывают подчас довольно разнообразны и также требуют наличия опыта в правоприменении, как и от других вышестоящих инстанций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика