Е. Письменные указания прокурора по уголовным делам ч.3 ст.37 УПК РФ

Ст 37 УПК РФ
Главным определением прокурорского надзора является понятие прокурора как работника прокуратуры. Прокуратура выступает как составная часть государственной системы, осуществляющей надзорную, регулирующую и правоохранительную работу во многих областях общественной жизни. Система прокуратуры включает: Генпрокуратуру России, прокуратуры субъектов России (республик, краёв), военпрокуратуры и прочие спецпрокуратуры, учреждения научной и образовательной сфер, печатные редакции, городские и районные прокуратуры.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (495) 662-44-36

Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Участие прокурора в судах первой и второй инстанций

В суде первой инстанции:

  • обвинение может смягчить наказание;
  • особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
  • допускается его участие в репликах;
  • после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
  • обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
  • закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.

Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.

Читайте также:  Кто такой эксперт в уголовном судопроизводстве согласно статье 57

В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.

В этом случае приговор приостанавливается.

Исключением является, когда вынесенный приговор:

  • оправдывает обвиняемого;
  • не предусматривает наказания;
  • с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.

В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.

Полномочия помощников прокурора

Е. Письменные указания прокурора по уголовным делам ч.3 ст.37 УПК РФ

Каждый гособвинитель имеет помощников с обязательным юридическим образованием и четким знанием законов. Как правило, помощники делятся на отдельные группы и выполняют возложенные конкретные обязанности. Полномочия помощников заключаются:

  • в подготовке процессуальных актов и исковых заявлений в суд;
  • в подборе материалов и данных для исковых заявлений в соответствии с уставленными законами;
  • в осуществлении наблюдения за правильным исполнением законов судебными приставами;
  • в сборе и подготовке материалов для обращения прокурора в арбитражный суд;
  • в ведении наблюдения за делами, касающимися стягивания материального ущерба с граждан и юридических лиц, подготовке исков для возмещения материального ущерба;
  • в разработке запросов по делам, которые он ведет;
  • в оказании помощи гражданам, которые обращаются с жалобами, и решении вопросов о соблюдении их законных прав в социальной сфере.

В компетенцию помощника прокурора входит контроль за законностью проверки качества продуктов питания, за работой санитарно — эпидемиологической станции и других государственных структур. Прямой обязанностью помощника есть проведение антикоррупционной экспертизы в делах.

Выполнять те же действия, что и сам гособвинитель, помощник его не может. Исключением являются случаи отсутствия гособвинителя по уважительной причине. В подобных ситуациях, помощник вместо прокурора может выступать в суде, и принимать решения по поводу дела. Иногда, издав соответствующий служебный приказ, гособвинитель может переложить часть своих обязанностей на помощника, четко описав в приказе, что именно ему поручено делать

Важно отметить, что вся работа помощника должна проверятся самим прокурором. Именно гособвинитель, в первую очередь, несет ответственность за все действия своего подчиненного

Полномочия прокурора в уголовном процессе

Е. Письменные указания прокурора по уголовным делам ч.3 ст.37 УПК РФ

Прокурор, обязан в силу своих полномочий охранять права и свободы человека

Принимая во внимание важность этой должности и ее публичность, не все лица с юридическим образованием, могут быть приняты для выполнения функций гособвинителя. К этой должностной фигуре предоставляются жесткие требования:

  • кандидат на должность не может иметь иностранное гражданство;
  • не может быть призван на работу гособвинителя, человек, который ранее по решению суда был лишен права работать на государственных должностях;
  • лицо не должно иметь судимости;
  • человек должен быть полностью здоровым, дееспособным и не страдать болезнями, которые могут помешать выполнению важных эмоциональных и интеллектуальных задач;
  • кандидат не должен состоять в родстве с работником органа прокуратуры, если его дальнейшая служба будет связана с непосредственной подчиненностью одного из них другому.

Прокурор должен служить только государству, законодательство запрещает работникам прокуратуры совмещать основную деятельность с другими оплачиваемыми профессиями и вести предпринимательскую деятельность.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу заключаются в осуществлении уголовного преследования подозреваемого от имени государства, а также в надзоре за процессуальной деятельностью органа следствия и дознания в ходе предварительного расследования. В связи с этим, государственный обвинитель вправе отменять незаконные решения о привлечении к ответственности субъекта в качестве обвиняемого и назначения ему мер пресечения. Он способен своим постановлением прекращать уголовное преследование, если оно не обоснованное, а также принимать меры по обеспечению прав потерпевшего и опротестовывать судебное решение до и после того, как оно вступило в силу.

Читайте также:  Процессуальное положение свидетеля, эксперта, специалиста

Участие прокурора в уголовном процессе очень важно, ведь это должностное лицо уже само по себе, является неким механизмом защиты, восстановления нарушенных прав граждан вне зависимости от того обвиняемый это или потерпевший. . Прокуратура может рассматривать жалобы и ходатайства на стадии до судебного расследования, но компетенция органа не ограничивается уголовным производством

В судебном разбирательстве прокурор в уголовном процессе занимает сторону обвинения и обеспечивает ее законность и обоснованность. Полномочия прокурора в уголовном процессе регулирует статья 37 УПК РФ.

Прокуратура может рассматривать жалобы и ходатайства на стадии до судебного расследования, но компетенция органа не ограничивается уголовным производством. В судебном разбирательстве прокурор в уголовном процессе занимает сторону обвинения и обеспечивает ее законность и обоснованность. Полномочия прокурора в уголовном процессе регулирует статья 37 УПК РФ.

Всё об уголовных делах

Перейти к тексту УПК

Url Дополнительная информация:

Прокурор

— ч.1 37 УПК

две задачи: уголовное преследование и надзор за расследованием

I). Полномочия прокурора в стадии расследования дела

— ч.2 37 УПК

полномочия прокурора в стадии расследования дела:

— п.1 ч.2 37 УПК

проверяет прием сообщений

— п.2 ч.2 37 УПК

если прокурор выявил сам, он направляет материал следователю

Читайте также:  Свидетель по уголовному делу: кто это, какие права имеет?

— п.3 ч.2 37 УПК

требует устранения нарушений УПК

— п.4 ч.2 37 УПК

дает дознавателю письменные указания

а). Надзор за дознанием

— п.5 ч.2 37 УПК

дает согласие дознавателю на ходатайства в суд:

— п.5 ч.2 37 УПК

дает согласие дознавателю на меру пресечения

— п.5 ч.2 37 УПК

дает согласие на действия, требующие санкции суда

— п.6 ч.2 37 УПК

отменяет постановления дознавателя

— п.9 ч.2 37 УПК

рассматривает отводы дознавателю

— п.10 ч.2 37 УПК

отстраняет дознавателя

— п.11 ч.2 37 УПК

изымает дело из дознания и передает следователю (
ч.4 150
)

— п.13 ч.2 37 УПК

утверждает прекращение дела дознавателем

— п.14 ч.2 37 УПК

утверждает обвинительный акт

— п.15 ч.2 37 УПК

возврат дела для изменения обвинения и квалификации

Читайте также:  Досудебный штраф в уголовном праве согласно статье 446.2 УПК РФ

— п.15 ч.2 37 УПК

возврат дела для пересоставления обвинительного акта

б). Надзор за следствием

— п.5.1 ч.2 37 УПК

прокурор проверяет решения следователя:

— п.5.1 ч.2 37 УПК

проверяет отказ в возбуждении дела

— п.5.1 ч.2 37 УПК

проверяет приостановление дела

— п.5.1 ч.2 37 УПК

проверяет прекращение дела

— п.14 ч.2 37 УПК

утверждает обвинительное заключение

— п.7 ч.2 37 УПК

рассматривает информацию о несогласии следователя

— п.15 ч.2 37 УПК

возврат дела для изменения обвинения и квалификации

— п.15 ч.2 37 УПК

возврат дела для пересоставления обвинительного заключения

Досудебное соглашение

(полномочия прокурора)

— п.5.2 ч.2 37 УПК

полномочия прокурора по заключению досудебного соглашения

Судебные действия
в стадии расследования
— п.8 ч.2 37 УПК

участие прокурора в суде (на досудебной стадии):

— п.8 ч.2 37 УПК

участвует при рассмотрении мер пресечения

— п.8 ч.2 37 УПК

при рассмотрении действий требующих судебного решения

— п.8 ч.2 37 УПК

при рассмотрении жалоб в порядке
125 УПК
— п.8.1 ч.2 37 УПК

прокурор участвует при продлении срока стражи

Передача дел между органами

— п.12 ч.2 37 УПК

прокурор передает дела между органами расследования

— п.12 ч.2 37 УПК

прокурор не может передавать внутри системы одного органа

— п.12 ч.2 37 УПК

изымает любое дело и передает в Следственный комитет

— п.16 ч.2 37 УПК

Читайте также:  На работе оклеветали сотрудника + как восстановить свое нарушенное право

иные правомочия прокурора

Спор между прокурором и следственным органом

— ч.6 37 УПК

при несогласии со следователем, в вышестоящий орган

— ч.6 37 УПК

при несогласии с вышестоящим органом, к Председателю СК

— ч.6 37 УПК

при несогласии с Председателем СК, к Генеральному прокурору

II). Полномочия прокурора в судебной стадии

— ч.3 37 УПК

прокурор поддерживает обвинение в судебной стадии

— ч.4 37 УПК

прокурор вправе отказаться от обвинения

— ч.5 37 УПК

прокуроры разных уровней (районного и вышестоящего)

Жалоба прокурору

Жалоба прокурору

на органы расследования, механизм
124 УПК
Статья 37 УПК. Прокурор

1) Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом:

Url Дополнительная информация:

— ч.1 21 УПК

обязанность прокурора осуществлять уголовное преследование

— осуществлять от имени государства уголовное преследование — в ходе уголовного судопроизводства;

— а также надзор за процессуальной деятельностью
органов дознания иорганов предварительного следствия.
Url Дополнительная информация:

Жалоба прокурору

Жалоба прокурору

на органы расследования, механизм
124 УПК
2) в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

Url Дополнительная информация:

Ведомственные инструкции о приеме заявлений о преступлениях:

— Приказ МВД от 29.08.2014г. № 736

— Приказ Следственного комитета от 11.10.2012г. № 72

— Приказ ФСБ от 16.05.2006г. № 205

1). проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

Url Дополнительная информация:

— п.1.8 Приказа № 212 если прокурор сам выявил преступление

— п.4 ч.1 140 УПК

постановление прокурора повод для возбуждения дела

— ч.1.1 148 УПК

отказ прокурору в возбуждении с согласия руководителя СО

2). выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

Url Дополнительная информация:

— ч.6 37 УПК

схема разрешения спора следственного органа с прокурором

3). требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия

;

4). давать дознавателю письменные указания о:

— направлении расследования,

— производстве процессуальных действий;

5). давать согласие дознавателю на:

— возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения,

Url Дополнительная информация:

— ч.2 29 УПК

процессуальные действия требующие судебной санкции

— либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании
судебного решения;
5.1). истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа:

Url Дополнительная информация:

— ч.4 148 УПК

копия отказа в 24 часа направляется прокурору

— ч.6 148 УПК

отмена прокурором отказа следователя

— об
отказе в возбуждении уголовного дела,
Url Дополнительная информация:

— ч.2 208 УПК

копия постановления направляется прокурору

— о
приостановлении уголовного дела,
Url Дополнительная информация:

— ч.1 213 УПК

копия постановления о прекращении направляется прокурору

— о прекращении уголовного дела, и принимать по ним решение в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом;

5.2).

Url Дополнительная информация:


317.2 УПК
рассмотрение ходатайства о заключении досудебного соглашения

— рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве,

Url Дополнительная информация:

— п.1 ч.1 317.2 УПК

удовлетворяет ходатайство

— п.2 ч.1 317.2 УПК

или отказывает в удовлетворении ходатайства

— выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении,

Url Дополнительная информация:


317.3 УПК
порядок заключения соглашения о сотрудничестве


заключать досудебное соглашение о сотрудничестве,
Url Дополнительная информация:

— ч.5 317.4 УПК

постановление об отмене досудебного соглашения

выносить
постановлениеоб изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
Url Дополнительная информация:

— ч.1 317.5 УПК

представление прокурора об особом порядке

— а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6). отменять незаконные или необоснованные постановления:

— дознавателя,

— нижестоящего прокурора;

7). рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8). участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов:

Url Дополнительная информация:

— ч.4 108 УПК

участие прокурора в суде при заключении под стражу

— об избрании, продлении, отмене, изменении меры пресечения в виде заключения под стражу,

Url Дополнительная информация:

— ч.2 29 УПК

исключительные правомочия суда в досудебной стадии

— а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании
судебного решения,
Url Дополнительная информация:

— ч.3 125 УПК

участие прокурора, следователя в судебном заседании

— п.10

Пленума № 1 участие прокурора в рассмотрении жалоб по
125 УПК
— при рассмотрении жалоб в порядке, установленном 125 УПК;

Url Дополнительная информация:

— ч.8.1 109 УПК

продление на 30 суток по ходатайству прокурора

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном ч.1.1 214 УПК;

Url Дополнительная информация:

— ч.1 67 УПК

отвод дознавателя производит прокурор

9). разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10). отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса;

Url Дополнительная информация:

— ч.4 150 УПК

по поручению прокурора — следствие вместо дознания

11). изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

Url Дополнительная информация:

— п.33

приказа СК № 72 передача материала по подследственности

— п.1.8

приказа № 212 если прокурор сам выявил преступление

— ч.4 145 УПК

споры о подследственности разрешаются прокурором

— ч.8 151 УПК

споры о подследственности разрешает прокурор

ОШИБКИ при передаче дел

Передача дела

другому следователю — возможность ошибки, как ее найти

12). передавать уголовное дело или
материалыпроверки сообщенияо преступлении от одного органа предварительного расследования другому, в соответствии с правилами, установленными 151 УПК;
— за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования,

Url Дополнительная информация:

СИТУАЦИИ из практики

Передача дела

от следователя ОВД в следственный комитет, куда обращаться ?

— изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования и передавать его (их) следователю Следственного комитета с обязательным указанием оснований такой передачи;

13). утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14). утверждать:

Url Дополнительная информация:

— п.1 ч.1 221 УПК

утверждение прокурором обвинительного заключения

— обвинительное заключение,

Url Дополнительная информация:

— п.1 ч.1 226 УПК

утверждение прокурором обвинительного акта

— обвинительный акт,

Url Дополнительная информация:

— п.1 ч.1 226.8 УПК

утверждение прокурором обвинительного постановления

— или обвинительное постановление;

Url Дополнительная информация:

— п.2 ч.1 221 УПК

возвращение уголовного дела следователю

15). возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями:

— производстве дополнительного расследования,

Url Дополнительная информация:

— ч.1 175 УПК

изменение обвинения

— об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых;

— или для пересоставления:

Url Дополнительная информация:

— п.2 ч.1 221 УПК

возврат для пересоставления обвинительного заключения

обвинительного заключения,

Url Дополнительная информация:

— п.2 ч.1 226 УПК

возврат для пересоставления обвинительного акта

обвинительного акта,

Url Дополнительная информация:

— п.2 ч.1 226.8

возврат для пересоставления постановления

или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

Url Дополнительная информация:

Иные полномочия

— ч.3 44 УПК

подача гражданского иска прокурором

— ч.8 151 УПК

споры о подследственности разрешает прокурор

— ч.3 153 УПК

соединение дел дознавателя по решению прокурора

— ч.1.1 211 УПК

отмена прокурором решения о приостановлении следствия

— ч.2 211 УПК

отмена руководителем СО приостановления следствия

16). осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору Уголовно-процессуальным кодексом.

2.1) По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Url Дополнительная информация:

— ч.5 246 УПК

поддержание обвинения прокурором в суде

3) В
ходесудебного производствапо уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Url Дополнительная информация:

— ч.7 246 УПК

отказ прокурора от обвинения в суде

4) Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены Уголовно-процессуальным кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования,

Url Дополнительная информация:

— п.

Пленума № 1 отказ прокурора от обвинения требует мотивации

— п.

Пленума № 51 смягчение обвинения требует мотивации

— с обязательным указанием мотивов своего решения.

5) Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Url Дополнительная информация:

— ч.3 38 УПК

несогласие следователя с требованиями прокурора

— ч.4 39 УПК

рассмотрение руководителем СО требований прокурора

— ч.4 221 УПК

обжалование следователем возврата дела прокурором

6) В случае несогласия следователя или руководителя следственного органа с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

В случае несогласия Председателя Следственного комитета или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору, решение которого является окончательным.

Вернуться к тексту УПК
Обратиться за консультацией

Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу

Е. Письменные указания прокурора по уголовным делам ч.3 ст.37 УПК РФ

Возбуждение уголовного дела прокурором или следователем, как уже выше упоминалось — начальный этап разбирательства. Суд — это конечная инстанция, именно тут вершиться правосудие на основании материалов дела, собранных следственным органом. Государственный обвинитель принимает участие в процессе на основании принципов состязательности и равноправия сторон.

Важно отметить, что он в это время не осуществляет надзора за соблюдением законов, это делает судья. Кроме того, прокурор не пользуется какими-либо преимуществами по сравнению с остальными участниками судебного заседания

Согласно ч. 4 ст. 15 УПК, «все стороны имеют равные права перед судом».

Если ведется публичное или частно — публичное судопроизводство, то присутствие прокурора на заседании обязательно. Судебный процесс частного характера присутствие этой фигуры не требует.

Во время рассмотрения дела в суде, прокурор, как равноправная сторона, может представлять и исследовать улики, доказательства вины субъекта злодеяния. Также гособвинитель может высказывать свое мнение по поводу квалификации преступного деяния и давать юридическую оценку действиям подсудимого. Без государственного обвинителя невозможно выносить объективное и правомерное решение, ведь в силу презумпции невиновности, только прокурор имеет право представить и обосновать перед судом выдвинутое обвинение. Главная задача этой фигуры в суде — опровергнуть доводы стороны защиты и путем активного анализа материалов дела доказать, что именно конкретный субъект переступил закон, и должен быть наказан в соответствии с Уголовным Кодексом.

Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве заключаются также в определении под судимости обвиняемого. Именно в обвинительном приговоре, который гособвинитель утверждает своей подписью на стадии досудебного разбирательства, он указывает, какое наказание должен понести виновный. Судья же не назначает наказание, он утверждает своим постановлением запрошенное прокурором наказание. Конечно, свое требование прокурор аргументирует соответствующими нормами Уголовного Кодекса и приделами допустимых санкций.

Если в ходе судебного разбирательства, прокурор осознает, что представленных в обвинительном приговоре доказательств не достаточно для подтверждения вины подсудимого, то он, согласно ч. 7 ст. 246 УПК, может отказаться от обвинения, но обязан мотивировать свой отказ.

После вынесения приговора судьей, полномочия прокуратуры не прекращаются. Прокурор может участвовать в апелляционном суде и кассационных заседаниях по уголовному производству. Он может в вышестоящих судах высказывать свое мнение по поводу законности обжалования решения суда нижестоящий инстанции, а также обоснованности пересматриваемого решения. Гособвинитель может открывать дела по вновь открывшимся обстоятельствам. На стадии исполнения приговора, прокуратура следит за своевременным выполнением решения суда, а также принимает меры, если постановление не выполняется.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Полномочия прокурора определяются совокупностью закрепленных в законодательных нормах и иных легальных источниках правовых форм волеизъявлений должностного лица. Обширные возможности дают право осуществлять надзорную деятельность, контроль над процессами досудебного и судебного делопроизводства.

Обязанности и полномочия следователя в уголовном процессе по УПК РФ статья 38

При рассмотрении постановлений о заключении подсудимого под стражу на каком-либо этапе уголовного судопроизводства, необходимость избрания данной меры возлагается на прокурора, либо при его согласии на дознавателя, следователя. Особенности функций должностного лица позволяют осуществлять преследование в уголовном порядке от имени государства, а также контролировать процессуальную деятельность органов дознания.

судебная практика

При нарушениях в принятии к сведению обращений граждан, рассмотрения жалобы, устанавливаются законность, мотивация и обоснования отказов. Указания прокурора для устранения нарушений являются обязательными. При отмене прокурором постановления об отказе возбуждения уголовного дела с целью дополнительной проверки сведений о преступлении, процедура не может осуществляться в произвольном, неоднократном порядке по одним и тем же основаниям.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 37 УПК РФ?

Прокурор обязан руководствоваться Федеральным законодательством РФ, при необходимости рассмотрения дел соответствия правам Конституции РФ, международным правом, принятым в рамках ФЗ РФ.

Решения, принятые на основании ст. 37 УПК РФ:

  1. В части рассмотрения дел на Судебной коллегии по уголовным делам подана апелляция от гражданина М. с указанием несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам. Гражданин М. просит пересмотреть приговор, внеся дополнения. Показания свидетелей противоречивы, нет подтверждения совокупности доказательств, но есть данные о том, что свидетели находились под давлением обвинителя, сотрудников правоохранительных органов. Прокурор отправляет дело на доследование, в ходе которого отмечается ряд нарушений в возбуждении уголовных дел: по ряду преступлений дела не открывались, вскрылись факты неотмененных постановлений следователя об отказе от возбуждения уголовных дел в отношении свидетелей, а также отсутствие заявлений от потерпевших. В обвинительном заключении, в качестве потерпевших указаны граждане, проходящие по делу свидетелями. Гражданка Ф. в ходе предварительных следственных действий признанная потерпевшей, при новых фактах, является обвиняемой. В ходе доследования к делу приобщены записи с камеры видеонаблюдения. При первоначальном расследовании видеозапись считалась утерянной, однако при ходатайстве адвокатов, видеоряд восстановлен и приобщен к делу в качестве оправдательной улики. Последующие разбирательства по апелляции помогли смягчить приговор для обвиняемого.
  2. Рассмотрение дела на Судебной коллегии в части кассации. Осужденный Г. в кассационной жалобе на имя прокурора не соглашается с приговором, считая его незаконным. Основания: ряд нарушений, допущенных в ходе предварительных следственных мероприятий, ведения разбирательства в суде. Назначенный на предварительном следствии переводчик Э. не в полной мере владел русским языком, и перевод на азербайджанский сделал некачественно. Переводчик О., осуществляющий переводы в течение судебного заседания, пренебрегал устным переводом показаний свидетелей, прений, реплик, слов председательствующего и оглашения вердикта. Данное нарушение трактуется как ущемление прав подсудимого, несоблюдение обязанностей и отсутствие надлежащих условий для участников процесса. Таким образом, обвиняемый не смог предъявить суду свои интересы по делу, был ограничен в возможности осуществления полноценной защиты. Прокурор рассмотрел кассационную жалобу, отдельно отметил нарушения, допущенные судом, однако приговор остался в силе, как соответствующий мере тяжести совершенного правонарушения.
  3. Решением прокурора отменены незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора в досудебном рассмотрении уголовного дела по обвинению гражданина З. в краже в особо крупных размерах. В ходе доследования выяснены факты непривлечения свидетелей для дачи показаний, умышленного удаления свидетелей из зала, ограничения права обвиняемого на полноценную защиту собственных интересов. Пересмотр фактов позволил снизить тяжесть наказания, заменив на 3 года с отбыванием в колонии общего режима, без права занимать ответственные и руководящие должности в дальнейшем.

С какими трудностями сталкивается прокурор?

Прокурор – должностное лицо, которое облачено правами, но имеет массу обязанностей. В соответствии с Кодексом РФ, предоставляется возможность возбуждать дела об административных, уголовных правонарушениях, вынесением нужного постановления. Также прокурор вправе отправлять дела на доследования, закрывать по недостаточности доказательств, изменять меру пресечения в ту или иную сторону.

В части судопроизводства прокурору приходится сталкиваться с неправомочностью следователей, сотрудников правоохранительных органов. Обвиняемому не представляются условия для защиты, фальсифицируются доказательства, изымаются показания свидетелей и вещественные доказательства. Избежать недобросовестных действий со стороны обвинения поможет знание собственных прав, наличие хорошего адвоката. Если допущены ошибки, обвиняемый вправе подать апелляцию, кассационную жалобу на имя прокурора. Если не принимаются должные меры, жалобы подаются на имя Генерального прокурора.

Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

Согласно статье 146 уголовно-процессуального Кодекса полномочия по возбуждению дел по преступным деяниям даны:

  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

На этом этапе главными обязанностями является:

  • определение законности возбуждения дела уполномоченными органами;
  • рассмотрение заявления о незаконных действиях;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав, участников процесса.

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

Прокуроры смогут сами закрывать уголовные дела

Уже в ближайшее время прокуроры могут вновь получить возможность самостоятельно закрывать сомнительные и «сырые» уголовные дела, которые передают им для утверждения и направления в суд следователи. Верховный суд поддержал законопроект с соответствующими поправками, которые были внесены сенатором Константином Цыбко, который сегодня уже лишен статуса члена СФ. По мнению экспертов, это новшество изменит расстановку сил в уголовном производстве в пользу прокуратуры и позволит поднять качество следствия.

Поводом для законопроекта стала неоднозначная ситуация во взаимоотношениях между прокуратурой и следствием при расследовании уголовных дел. В 2007 году был создан Следственный комитет, после чего у прокуроров отобрали полномочия возбуждать и закрывать уголовные дела. Сейчас прокуроры надзирают за следствием, в случае нарушений могут отменить постановление о возбуждении дела или порекомендовать прекратить уголовное преследование за отсутствием доказательств или состава преступления.

Если при утверждении уголовного дела по окончании расследования прокурор видит, что дело «сырое» или с нарушениями, он может лишь вернуть его обратно для дополнительного расследования и устранения нарушений. Это приводит к тому, что многие уголовные дела, возбужденные по сомнительным основаниями или с нарушениями, годами кочуют между следствием и прокуратурой или находятся в подвешенном состоянии — их и не закрывают, и не расследуют.

Во время недавнего послания Федеральному собранию президент Владимир Путин отметил низкую эффективность следствия по экономическим делам. По его данным, за 2014 год из почти 200 тыс. уголовных дел до суда дошло лишь каждое пятое. Еще 15 тыс. из них развалились в суде. Таким образом, приговором закончились лишь 15% изначально возбужденных дел. Владимир Путин призвал прокуратуру активно использовать все имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия — закрывать неправомерно возбужденные дела, не допускать передачи в суд «сырых» дел, не поддерживать сомнительные обвинения в суде.

В поправках в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Константин Цыбко предлагает дать прокурорам больше полномочий по контролю за следствием. Для этого он предлагает дополнить ст. 221 УПК пунктом о том, что прокурор может сам закрывать уголовные дела. Если поправка будет принята, прокуроры смогут закрыть дело, например, в случае раскаяния обвиняемого по нетяжким преступлениям, из-за отсутствия состава преступления, по истечению сроков давности или если дело было возбуждено в отсутствие заявления от потерпевшего.

Верховный суд уже направил в профильный комитет Госдумы по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству положительный отзыв.

«Предлагаемое расширение полномочий прокурора <…> — одно из необходимых средств обеспечения прав обвиняемого, конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом, — говорится в отзыве за подписью зампредседателя ВС Владимира Давыдова. — На основании изложенного представленный законопроект Верховным судом РФ поддерживается, замечаний и предложений по нему не имеется».

По мнению Давыдова, принятие этого проекта защитит права тысяч граждан, в отношении которых необоснованно возбудили уголовные дела. Также, по его словам, это повысит качество предварительного следствия и, в конечном счете, эффективность правосудия в целом.

С ним согласен и бывший зампрокурора Москвы, депутат Госдумы Юрий Синельщиков.

— Сейчас складывается такая ситуация, когда прокурору присылают дело с обвинительным заключением, он не видит в нем состава преступления, но закрыть дело не может, — рассказал «Известиям» Синельщиков, который сейчас занимает пост зампреда в комитете Госдумы по гражданскому и уголовному законодательству. — Дело приходится возвращать следователю на доработку. Через пять дней следователь присылает это же дело, но в другой редакции, и таким образом дело ходит по кругу. В Москве сейчас есть случай, когда гражданин, которого избила полиция, сам стал обвиняемым — прокурор уже целый год безуспешно добивается прекращения дела.

По словам Синельщикова, зачастую прокурорам приходится утверждать заведомо сомнительные дела, чтобы они больше не возвращались к следователю и ушли в суд. Уже в суде прокуратура отказывается поддерживать по нему обвинение и суд оправдывает обвиняемого.

По словам адвокатов, прокуроры, помимо того что исправляют процессуальные ошибки следствия, зачастую становятся единственным «фильтром», который не пропускает в суд дела, возбужденные по сомнительным обстоятельствам.

— Надзорное ведомство работает как корректор, обращая внимание следствия на ошибки, которые оно допустило, но подчас такими ошибками является грубая фальсификация доказательств со стороны следствия, — рассказал «Известиям» адвокат Иван Миронов. — В последние годы резко упало качество следствия, что отчасти связано с отсутствием должного контроля и возможностей у прокуратуры прекращать дело.

По словам Миронова, сейчас следователи понимают, что, даже если в обвинении найдутся серьезные несоответствия, дело им вернут для исправления ошибок. И опасности, что дело закроют, нет.

— А теперь им придется внимательнее относиться к своей работе, — пояснил адвокат. — Поэтому это очень нужный законопроект, который улучшит качество следствия и усилит ответственность как следователей, так и надзорных органов.

Все эксперты сходятся в том, что прокуратура от изменений только выиграет. По мнению адвоката Сергея Князькина, этот проект — отголосок старого противостояния прокуратуры и Следственного комитета.

— Это будет серьезным изменением баланса взаимоотношений следствия и прокуратуры, — рассказал «Известиям» адвокат Сергей Князькин. — О противостоянии между следствием и прокуратурой известно давно, и ярче всего оно проявилось в случае с «игорным делом», в котором были замешаны как раз представители подмосковной прокуратуры.

Князькин особо отметил, что изменения фактически наделяют прокуроров правом окончательного вердикта на любом этапе следствия.

— Получается, что вся судьба расследования будет зависеть от прокурора, — отметил адвокат.

Примечательно, что сам автор проекта Константин Цыбко давно является фигурантом уголовного дела о взятке. В декабре 2014 года СКР предъявил ему обвинение по двум эпизодам преступлений по ч. 6 ст. 290 УК («Получение взятки»). По первому эпизоду Цыбко обвиняется в том, что, будучи сенатором, взялся за 17,5 млн рублей помочь в назначении на пост главы администрации Озерского округа под Челябинском своего знакомого, Евгения Тарасова. В другом случае, по версии следствия, Цыбко получил от магнитогорского предпринимателя Олега Лакницкого взятку в 10 млн рублей за лоббирование его бизнес-интересов. Сейчас уголовное дело Цыбко рассматривается в суде.

25 июня этого года сенатор был лишен иммунитета. Однако полномочия сохранил и 24 сентября 2020 года внес указанный законопроект. А еще через шесть дней, 30 сентября, его полномочия прекратились, и на посту сенатора от Челябинской области его сменил Олег Цепкин. В октябре законопроект был одобрен на заседании комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и был включен в план рассмотрения Госдумы на декабрь. Правовое управление ГД заключило, что Конституцию проект не нарушает, однако отметило ряд некорректных юридических формулировок в его тексте. К примеру, юристы Госдумы сочли, что поправки содержат ряд избыточных отсылок к нормам УПК, которые фактически повторяют друг друга.

Статья 37 УПК о чём

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.

На предварительном этапе сотрудник прокуратуры наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):

  • осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
  • принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
  • требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
  • обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
  • санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
  • мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
  • утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
  • оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
  • отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
  • рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
  • участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
  • разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
  • осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
  • изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
  • отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
  • вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
  • вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
  • возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
  • выполнение прочих функций согласно УПК.

Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.

Прокурор вправе прекратить преследовать с приведением обоснованных причин. Функции исполняют и городские, и районные прокуроры (заместители), равносильные им уполномоченные сотрудники.

При непринятии руководителем органа следствия (следователем) предписаний прокурор правомочен обращаться с требованием об исправлении недостатков к вышестоящему руководителю организации следствия. При оспаривании руководителем указаний он наделён властью обращаться к Следователю СК России или руководителю организации следствия федерального органа. При отказе последних исполнять предписания уполномоченный сотрудник наделён правомобращения к Генпрокурору России, определение которой будет конечным.

Главные направления работы данных органов включают контроль над правильным применением закона и выполнение роли гаранта охраны прав гражданских лиц России.

О чем статья УПК РФ?

Законодательный акт Федерального значения определяет полномочия, обязанности прокурора. Права должностного лица определяются законодательными нормами, ограничивающими пределы компетенции. От имени государства прокурор может осуществлять уголовное преследование, но в рамках процессов судопроизводства. Обладает правом надзора за ходом процессуальной деятельности, осуществляемой органами дознания, предварительного действия.

обязанности прокурора

Должностное лицо имеет право выносить решения в соответствии с УПК РФ, а также обязано пресекать нарушения, неправомочные действия в отношении граждан РФ, находящихся под следствием.

Изложение и основные положения

Регламент законодательного акта определяет полномочия прокурора УПК РФ:

  1. Затребовать для проверки нормативы исполнений актов ФЗ при приеме сведений, сообщений об административных нарушениях, преступлениях.
  2. Вынести постановление о передаче материалов по делу в органы следствия, дознания по последующему решению вопроса об уголовном преследовании. В частности, постановление может касаться фактов нарушений, выявленных должностным лицом в ходе проверки.
  3. Требовать устранения нарушений законов РФ, допущенных в ходе следственных, процессуальных действий.
  4. Передавать дознавателям указания в письменной форме с разъяснениями по направлению расследований, выполнения действий процессуального порядка. Это касается следующих пунктов:
  • изменений в части избрания меры пресечения, процессуального действия, вынесенных на основании решения суда;
  • проверка соответствия законам РФ, наличие обоснованности решений следователя, отказавшего в возбуждении уголовных дел, а также при приостановлениях, прекращении дел уголовного порядка;
  • принятие решений по делам уголовного порядка в соответствии с Кодексом;
  • рассмотрение и принятие решений о заключении досудебных соглашений в части сотрудничества с обвиняемым, с последующим ходатайством перед вышестоящим должностным лицом;
  • порядка и правил при заключении добровольного сотрудничества и соглашений с обвиняемым;
  • вынесение постановлений о порядке изменений, прекращений действия соглашения – в порядке, предусмотренном Кодексом.

рассмотрение и принятие решений

  1. Отменять решения, признанные незаконными, постановления без весомых обоснований/доказательств от прокурора (нижестоящего), органов дознания, дознавателей.
  2. Принимать на рассмотрение информацию от следственных органов при несогласии с требованиями должностного лица, определять решения по спорным вопросам.
  3. Посещать судебные заседания, принимать участие в рассмотрении дел досудебного производства. Решать меру пресечения для обвиняемых:
  • отменить или продлить заключение под стражу;
  • рассмотрение ходатайств о ходе, изменении процессуальных действий;
  • рассмотрение и принятие решений по жалобам;
  • при явных основаниях ходатайствовать о продлении срока действия меры пресечения для обвиняемого с имеющимся заключением обвинения или законном направлении уголовного дела в судебную инстанцию, в частности для осуществления принудительного медицинского осмотра.
  1. Вынести положительное решение об отводах, самоотводах должностного лица.
  2. При допущенных нарушениях Кодекса отстранять дознавателя от ведения дела.
  3. Изымать документы по расследованию, передавать их другому следователю с указанием оснований для передачи.
  4. Утверждать обвинительные заключения, акты, постановления по уголовным делам, а также приостановку или прекращение делопроизводства.
  5. Принимать решения о проведении дополнительного расследования, изменениях в части обвинений, возвращать дело дознавателям, следователям с письменными указаниями, разъяснениями целей возврата.

Необходимость применения статьи УПК РФ

Обращение к статье важно в части ведения предварительного расследования и осуществления процессуальных судебных действий. В соответствии с п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ, прокурору представляется проверить правильность ведения дел и ознакомиться с документами по возбужденному уголовному делу. В процессе рассмотрения хода судопроизводства по определенным делам прокурор обязан поддерживать государственного обвинителя, гарантируя законность и обоснованность обвинений.

При необходимости должностное лицо имеет право отказаться от уголовного преследования. Процедура производства обязана соответствовать основаниям Кодекса с обязательным объяснением мотивов решения вышестоящего должностного лица.

Участие и полномочия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

Прокурор УПК имеет право обращаться с требованием:

  • к руководителю вышестоящего следственного органа об устранении нарушений, допущенных руководителем, следователем;
  • при несогласии руководителя высшего органа, направить жалобу Председателю Следственного комитета РФ, Генеральному прокурору РФ.

При обращении к вышестоящим должностным лицам, прокурор предоставляет объяснительные записки с указанием допущенных нарушений, обращением к существующему Кодексу.

Полномочия в стадии кассации и надзорного производства

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.

Комментарии к статье

Полномочия должностного лица при наблюдении за исполнением органами дознания устанавливаются прочими статьями УПК:

  • Указания Генерального прокурора РФ в вопросах дознания, по которым не требуется регулирование законодательными актами, являются безусловными и обязательными для выполнения в установленные законом сроки (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
  • Обязательным является право ознакомления с полным пакетом документов, на основании которых проводилось задержание, заключение под стражу лиц, подозреваемых в преступлении.
  • При нарушениях условий содержания задержанных лиц, прокурор имеет право требовать улучшения условий содержания.
  • При нарушении условий задержания должностное лицо вправе освободить заключенного.

требования прокурора

Требования прокурора, составленные в соответствии с законными полномочиями должностного лица, исполняются в безусловном порядке в установленный срок. Прокурор обязан применять средства надзора при выявлении нарушений законодательства в части уголовных дел. В ведении прокурора исполнение требований ФЗ, нормативных актов, регулирующих порядок поступающих сведений (сообщений) о нарушениях, преступлениях в части регистрации.

При сообщениях о преступлениях, административно-правовых нарушениях, происшествиях применяются установленные правила: присвоение номеров, регистрация в Книге учета с дополнением необходимых сведений по существу заявления, обращения.

При отмене незаконных решений дознавателя, должностное лицо вправе вынести представления на имя руководителя подразделения.

Прокурор обязан раз в 12 месяцев осуществлять проверку условий хранения вещественных доказательств, их состояние и правильность приема, учета документов. По окончании проверки составляется акт с указанием нарушений и вынесении срока их исправления.

Прокурор в судебных стадиях производства

Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.

В соответствии с законодательством судебными стадиями считаются:

  • предварительное рассмотрение;
  • разбирательство в судебной инстанции.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.

На предварительном этапе в соответствии с предусмотренными уголовным процессом требованиями:

  • излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
  • рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
  • решается вопрос прекращения дела либо преследования.

Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.

Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.

На стадии разбирательства в судебной инстанции гособвинитель использует права, предусмотренные 246 статьёй:

  • предъявляет доказательства;
  • изучает имеющие отношение к делу доказательства;
  • высказывает позицию стороны обвинения;
  • предлагает применить конкретное наказание;
  • использует механизм гражданского судопроизводства.

Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.

До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.

Это делается:

  • исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
  • применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
  • иной квалификацией с менее жёстким наказанием.

Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.

Прокурор в досудебном производстве

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

  • контролировать соблюдение закона правоохранительными органами в период приёма, учёта, рассмотрения информации о преступной деятельности;
  • возбуждать на основании имеющихся фактов уголовные дела, передавать для следствия в подразделения дознания, следственные органы, подчинённым работникам прокуратуры или лично участвовать в их рассмотрении;
  • непосредственно участвовать в начальной стадии следствия, по отдельным эпизодам и фактам направлять письменные требования о выполнении конкретных поручений в рамках следствия;
  • одобрять возбуждение дела уполномоченными лицами дознания и следствия;
  • соглашаться с возбуждением уполномоченными лицами дознания и следствия ходатайства перед судебной инстанцией о назначении, отказе в применении либо пересмотре меры пресечения;
  • решать вопросы по отводам подчинённым прокурорам, следователям, дознавателям, принимать или не принимать их самоотводы;
  • освобождать должностных лиц, проводящих расследование, при выявлении нарушений, допущенных этими лицами;
  • передавать изъятое дело из дознания в следствие либо другому следователю с обоснованием причин таких действий;
  • перераспределять дела между органами предварительного следствия;
  • наделить полномочиями следственных органов представителей дознания, ставить перед ними задачи по розыскным действиям;
  • увеличивать время предварительного следствия;
  • ставить подпись об утверждении на документах дознания и следствия, прекращающих уголовное производство;
  • утверждать документы обвинения (заключение, акт), отправлять дела в судебные органы;
  • давать указания органам следствия о необходимости дополнительного следствия в отношении возвращённых дел;
  • прерывать на определённый срок либо останавливать расследование.

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО УПК РФ

Ф. БАГАУТДИНОВ Ф. Багаутдинов, прокурор г. Казани, кандидат юридических наук. В УПК РФ появилось принципиально новое положение о том, что уголовное дело публичного обвинения возбуждается следователем, дознавателем с согласия прокурора. В соответствии со ст. 146 УПК РФ дознаватель, следователь при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое незамедлительно должно быть направлено прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Что касается дел частно — публичного обвинения, то они возбуждаются только по заявлению потерпевшего. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке, т.е. постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела при наличии заявления потерпевшего также должно быть согласовано с прокурором. В связи с введением процедуры согласования с прокурором постановления о возбуждении уголовного дела возникает вопрос: не является ли это нововведение серьезным умалением принципа процессуальной самостоятельности следователя? Думается, для такого вывода нет оснований. Следователь не лишен права возбуждать уголовное дело, изменен лишь порядок возбуждения. Новым УПК введено только требование о получении согласия на возбуждение дела. С учетом того, что УПК разрешил проведение отдельных следственных действий до возбуждения уголовного дела и до получения согласия прокурора, можно сделать вывод о том, что фактически речь идет о получении согласия на продолжение уже начатого расследования. К тому же и ранее прокурор имел право отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела в тех случаях, когда дело возбуждено без достаточных оснований. Естественно, что сегодня такого полномочия прокурора в УПК РФ уже нет, поскольку оно трансформировалось, изменилось и в определенной степени вошло в новое полномочие прокурора — дачу согласия на возбуждение. В некотором отношении права следователя и, соответственно, его процессуальная самостоятельность даже расширены. Например, по новому УПК (ст. 20) следователь (дознаватель) получил право возбудить уголовное дело (с согласия прокурора) о любом преступлении частного и частно — публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Прежде такое право принадлежало исключительно прокурору. В то же время некоторые прокуроры и их заместители не считают требование закона о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора для себя совершенно новым и незнакомым. Они уже и ранее предъявляли такое требование к органам внутренних дел — докладывать материалы проверок и перспективы возбуждения уголовных дел. Это было одной из форм надзора. Особенно часто такое требование предъявлялось по материалам проверок служб милиции по борьбе с экономическими преступлениями. Связано это было с тем, что нередко дела по материалам проверок ОБЭП возбуждались преждевременно, без полной проверки, без проведения ревизии и т.д., в результате чего расследование затягивалось, допускалась волокита, дела зачастую прекращались. Если по УПК РСФСР до возбуждения уголовного дела можно было провести единственное следственное действие — осмотр места происшествия, то сегодня, кроме осмотра, УПК РФ, можно полагать, разрешил производство освидетельствования и назначение судебной экспертизы. Виды экспертиз, которые возможно назначить, закон не определяет. Это означает, что следователь, дознаватель вправе назначить любую экспертизу, результаты которой могут содействовать закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего. В то же время нечеткие формулировки закона не позволяют однозначно ответить на ряд вопросов. Например, проведение указанных выше следственных действий возможно только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, не дожидаясь согласия прокурора на возбуждение уголовного дела? Далее, не ясно, вправе ли следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до получения согласия прокурора производить по делу другие следственные действия (допросы, очные ставки, следственный эксперимент и др.)? Также не ясно, что будет с протоколами следственных действий, если прокурор откажет в даче согласия на возбуждение уголовного дела? На наш взгляд, в законе должны быть четкие и ясные ответы на эти вопросы. Кроме того, следовало бы установить срок для получения следователем, дознавателем согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. Думается, 24 часов для этого вполне достаточно. Понятие «незамедлительно» — относительное, и посему необходимо установить точный срок. Например, законодатель установил срок (24 часа) для направления прокурору и заявителю копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с некоторыми решениями или указаниями прокурора. Отказ прокурора в даче согласия на возбуждение уголовного дела не может быть обжалован следователем. Но, с другой стороны, такой отказ может быть обжалован заявителем — лицом, подавшим заявление с просьбой о возбуждении уголовного дела, в соответствии со ст. 125 УПК РФ. Статья 146 УПК РФ также предусматривает, что при возбуждении уголовного дела капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого — разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно — при появлении для того реальной возможности. Очевидно, что в указанном случае прокурор уведомляется о начатом расследовании различными способами связи: письмом по почте, сообщением по телефону, по факсу и т.д. И между моментом начала расследования и реальным получением прокурором постановления о возбуждении дела и материалов может пройти значительное время. Из бесед со следователями возникает и другой вопрос: как получить у прокурора согласие на возбуждение уголовного дела, если преступление совершено в отдаленной местности, следователь ведет расследование с выездом на место совершения преступления и не может оттуда отлучиться в связи с большим объемом работы и т.д.? Очевидно, что в таких случаях допустимо получение предварительного согласия прокурора на возбуждение уголовного дела в устной форме — например, по телефону, с оформлением согласия в письменной форме при появлении такой возможности. Еще один чисто практический вопрос: как быть с делами, которые возбуждены до 1 июля 2002 г. (т.е. без согласия прокурора), а в суд направляются (либо по ним принимается другое решение) после 1 июля 2002 г.? Не исключено, что суды будут рассматривать это как нарушение закона со всеми вытекающими негативными последствиями. Основания для такого опасения есть. Вспомним, как одно время суды, ссылаясь на отсутствие разъяснения обвиняемому, подозреваемому положений ст. 51 Конституции РФ (о праве не свидетельствовать против себя, родных), стали возвращать для дополнительного расследования дела, расследованные и даже рассмотренные задолго до введения в практику этого требования. Были случаи отмены по этому основанию приговоров, вынесенных несколько лет назад, когда разъяснение ст. 51 Конституции РФ вообще не практиковалось. Таким образом, суды придали обратную силу этой практике. Не исключено, что такой вариант может повториться и в данном случае. Выход нам видится в следующем. После 1 июля 2002 г. по каждому делу, возбужденному ранее и не законченному расследованием, принимать самостоятельное (в виде отдельного постановления) решение прокурора о даче согласия на возбуждение дела. Это не противоречит закону (как УПК РСФСР, так и УПК РФ). Необходимо обратить внимание и на ряд новых положений, касающихся отказа в возбуждении уголовного дела. В ст. 148 УПК РФ указано, что при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица. Если УПК РСФСР указывал на возможность отказа в возбуждении уголовного дела следователем, прокурором и органом дознания, то в УПК РФ вместо органа дознания указан дознаватель. Таким образом, из смысла ч. 1 ст. 148 УПК РФ можно сделать вывод, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не могут выносить другие работники органов внутренних дел, за исключением дознавателя (например, участковые уполномоченные, сотрудники уголовного розыска, ОБЭП, ГИБДД и т.д.). Вряд ли такое решение правильное. Оно приведет к тому, что на следователя, дознавателя обрушится вал материалов проверок по малозначительным фактам, по которым придется отказывать в возбуждении уголовного дела. Тем более, законодатель противоречит себе, когда в ч. 1 ст. 148 УПК РФ употребляет термин «дознаватель», а в ч. 2 этой же статьи говорит об органе дознания. Введение процедуры согласования с прокурором постановлений о возбуждении уголовного дела потребует принятия районными (городскими) прокурорами определенных организационных мер. Думается, не должен каждый следователь бегать каждый раз с постановлением о возбуждении дела к прокурору. Целесообразно определить такой порядок, когда прокурор или надзирающий за следствием и дознанием заместитель прокурора в заранее определенное время, например, перед началом рабочего дня или в конце его, придет в помещение отдела внутренних дел или следственного отдела, отдела дознания. Именно здесь прокурор или его заместитель изучит возбужденные в течение последних суток уголовные дела либо материалы, подготовленные для возбуждения уголовного дела, и решит вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела по каждому делу или материалу. Такой порядок будет удобен как для прокурора, так и для следователей, дознавателей. Эту работу можно совместить и с проверкой прокурором (заместителем) изолятора временного содержания (ИВС), комнаты доставленных и дежурной части. В заключение подчеркнем, что с введением в действие УПК РФ на прокурора дополнительно возлагается огромный объем работы и, соответственно, ответственности. Ведь законодатель ввел в УПК требование о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в целях усиления роли прокурорского надзора именно в начальной стадии расследования — при возбуждении уголовного дела, чтобы исключить необоснованное возбуждение уголовных дел. Тем самым прокурору предоставлена возможность пресечь нарушения закона в самом зародыше. ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) «УГОЛОВНО — ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) «УГОЛОВНО — ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) Законность, N 7, 2002

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО СЧЕТА »
Комментарии к законам »
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика