Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел: порядок привлечения, задачи, полномочия

Что говорит закон о прокурорских полномочиях

Согласно положениям федерального законодательства «О прокуратуре РФ» и нормам уголовно-процессуального законодательства, участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, а также гражданских, административных, арбитражных и иных дел, преследует осуществление надзора за законностью принятых судом решений, приговоров или постановлений. Это должностное лицо вправе обжаловать указанные акты в случае их несоответствию принципам законности и Конституции РФ.

Прокурор – это полноправный участник судопроизводства любой правовой сферы. Осуществляя свои прямые обязанности, он защищает права и свободы человека, охраняет интересы общества и государства, обеспечивает и укрепляет единство, верховенство закона. Прокурор в суде по делам уголовного или любого другого производства достигает указанных целей путем издания нормативно-правовых документов на основании предоставленных законом полномочий. К ним относится:

  • участие в рассмотрении дел в судебной инстанции;
  • осуществление уголовного преследования в процессе осуществления правосудия;
  • выступление в качестве гособвинителя;
  • обращение в суд с заявлением о вступлении в процесс на любой стадии, если в этом есть потребность для защиты интересов участников уголовного дела;
  • обжалование любого незаконного или необоснованного судебного решения или постановления, вне зависимости от того, успел ли нормативно-правовой акт правосудия вступить в юридическую силу или нет;
  • запрос на истребование из судебной инстанции любого уровня уголовного производства, решение по которому уже действует.

Особенности рассмотрения жалоб прокурором на нарушение законности в уголовном судопроизводстве.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Читайте также:  Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

В целях обеспечения эффективной организации прокурорского надзора за соблюдением прав участников уголовного судопроизводства и иных причастных лиц, как наиболее приоритетного участка деятельности, руководствуясь ст. 1 и 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям и по их указанию другим должностным лицам органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по месту производства предварительного расследования. Нижестоящему прокурору для разрешения по существу направлять жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались. Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

2.1. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

2.2. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

3. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. При удовлетворении жалобы принимать меры к восстановлению прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

4. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц, принимать исчерпывающие меры к их восстановлению. Использовать для этого весь комплекс предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов безусловного и в установленный срок устранения нарушений федерального законодательства. Устанавливать причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию.

5. Установить, что в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассматривающий жалобу. При частичном удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении уведомление заявителю с разъяснением порядка его обжалования вышестоящему прокурору или в суд направлять прокурору, принявшему решение по жалобе.

6. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц о нарушении их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

7. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации представлять заявителям, по их просьбе, возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

8. При удовлетворении судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда. В каждом случае принятия судом решения, не соответствующего требованиям закона, принимать предусмотренные законом меры к его обжалованию.

9. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц о нарушении их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

Читайте также:  Пересмотр уголовного дела по тяжкой статье: Как это делается

10. Определить, что порядок рассмотрения поступающих непосредственно в следственные органы и военные следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями следователей и военных следователей, руководителей следственных и военных следственных подразделений прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены, устанавливается приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

11. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры Российской Федерации жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей органов военного управления, военных следователей, руководителей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

Компетенция Генерального прокурора РФ

Эта должность является высшей в системе российских органов надзора и прокуратуры. Генеральный прокурор вправе быть участником заседаний Верховного Суда РФ. Кроме того, он может быть инициатором обращений в Конституционный Суд РФ, необходимых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, требовать предоставления разъяснений по вопросам конкретного уголовного производства.

Перечислять все полномочия прокурора при участии в рассмотрении судами уголовных дел нецелесообразно, поскольку все они указаны в ФЗ «О прокуратуре РФ» и УПК РФ. Там же указаны полномочия должностного лица по ведению судебного расследования, участия в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях в рамках процессуального законодательства.

участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

Рассмотрение уголовных дел в суде

Правовой основой участия прокурора в уголовном производстве на стадии судебных заседаний и слушаний является Конституция РФ, федеральный закон о прокуратуре, приказы Генпрокурора РФ, УПК РФ — все эти документы регламентируют особенности включения прокуроров в судопроизводство. Согласно статье 37 УПК РФ, должностное лицо выступает в качестве гособвинителя.

При этом участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел автоматически лишает его властно-распорядительных полномочий, которыми он обладал до вступления в процесс судопроизводства. Здесь обвинитель является равноправным участником заседания. Прокурор выступает на стороне потерпевшей стороны, предъявляя обвинение. Позиция прокурора противопоставляется позиции стороны защиты.

Судебные разбирательства по уголовным делам проводятся в ходе слушаний судов любой инстанции. Участие прокурора в уголовных делах обязательно, вне зависимости от того, какой характер носит разбирательство. Возбуждение публично-частных или публичных дел осуществляется следователем или дознавателем с разрешения гособвинителя.

Участие прокурора в подготовительной части судебного разбирательства

Процессуальное положение прокурора в судебном заседании Читать далее: Участие прокурора в исследовании доказательств на судебном следствии

2.1 Участие прокурора в подготовительной части судебного разбирательства

Задача подготовительной части судебного разбирательства заключается в том, чтобы проверить наличие необходимых условий для его проведения, определить круг конкретных лиц, которые должны принимать в нем участие, обеспечить возможность для исследования в суде всех необходимых доказательств, принять меры по организации судебного процесса. На этом подготовительном этапе суд выносит решения, не требующие исследования доказательств и определяющие дальнейшее движение дела.

Выполнение этих действий в самом начале судебного заседания позволяет суду выяснить без лишних затрат времени вопрос о возможности успешного рассмотрения дела и устранить имеющиеся препятствия.

Порядок совершения процессуальных действий, включенных в подготовительную часть судебного заседания, регулируется главой 36 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Все процессуальные действия, включенные в подготовительную часть судебного заседания, можно разделить на несколько групп. Эти действия направлены:

1) на открытие судебного заседания и проверку явки его участников в суд;

Читайте также:  Возбуждение и прекращение дел на основе публичного обвинения

2) на установление законности участия в судебном разбирательстве всех его субъектов;

3) на разъяснение прав участвующим в деле лицам;

4) на обеспечение необходимых средств доказывания.

Прокурор обязан участвовать в судебном заседании с момента его открытия.

В подготовительной части судебного заседания прокурор дает заключение по возникающим вопросам, заявляет различного рода ходатайства, высказывается о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из вызванных в судебное заседание лиц.

Полнота, всесторонность и объективность исследования всех обстоятельств преступления в значительной мере определяются умением прокурора дать квалифицированное, основанное на законе и материалах дела заключение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Как и вся деятельность прокурора в суде, его заключение способствует суду постановить законный и обоснованный приговор.

Заключение прокурора является одним из процессуальных действий, логически связанных со всей предшествующей и последующей его деятельностью. Какого бы вопроса заключение ни касалось, оно выражает общую линию прокурора по данному делу. В заключении прокурор подводит свой итог обсуждения возникающих в ходе судебного разбирательства вопросов. Оно дается в устной форме и заносится в протокол судебного заседания. Заключения по возникающим вопросам прокурор дает в ходе всего судебного разбирательства от подготовительной части до окончания судебного следствия.

Используя права, предоставленные законом (ст. 71 УПК РФ), прокурор в ходе подготовительной части судебного заседания может заявить суду ходатайство о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ.

Суд рассматривает каждое заявленное ходатайство и удовлетворяет его либо выносит определение или постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. При этом, прокурор, как и сторона защиты, в случае отказа судом в удовлетворении ходатайства, вправе заявить его вновь в ходе дальнейшего судебного разбирательства.

Согласно ч. 4 ст. 271 УПК РФ суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе как прокурора так и стороны защиты. Указанная норма закона предоставляет сторонам возможность представления дополнительных доказательств для доказывания как вины подсудимого так и его невиновности.

Согласно ст. 272 УПК РФ суд в подготовительной части судебного заседания при неявке кого — либо из участников уголовного судопроизводства выслушивает мнения сторон о возможности судебного разбирательства в его отсутствие. В соответствии с нормами закона прокурор высказывает свое мнение относительно последствий неявки.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями УПК РФ в отсутствие подсудимого может проводиться судебное заседание по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести, если об этом ходатайствует подсудимый. При неявке подсудимого во всех иных случаях рассмотрение уголовного дела должно быть отложено (ч. 2 ст. 247 УПК РФ).

Также дело должно быть отложено, если не явился защитник, и заменить его невозможно (ч. 2 ст. 248 УПК РФ).

Рассмотрение дела в судебном заседании не может быть продолжено, если копия обвинительного заключения или обвинительного акта, постановления прокурора об изменении обвинения не были вручены подсудимому. Также дело нельзя рассматривать, если с момента вручения подсудимому этих документов не прошло 7 суток, при этом согласие подсудимого на продолжение судебного заседания не должно приниматься во внимание. В этих случаях выносится постановление (определение) об отложении судебного разбирательства.

Уголовно – процессуальный закон не содержит нормы, запрещающей суду рассматривать уголовное дело в отсутствие одного или нескольких свидетелей, вызываемых в суд согласно списку, приложенному к обвинительному заключению.

Однако, если показания данных свидетелей касаются существенных обстоятельств дела, и их отсутствие может отразиться на полноте и объективности рассмотрения материалов дела, то прокурор обязан дать заключение об отложении дела слушанием независимо от того, вызывались ли данные свидетели по списку, приложенному к обвинительному заключению, или судом по ходатайству обвиняемого или защитника.

Вопрос о возможности слушания дела в отсутствие некоторых неявившихся свидетелей в отдельных случаях может быть оставлен открытым до определенного момента судебного следствия (допроса подсудимого, потерпевшего). После этого суд возвращается к обсуждению вопроса о возможности слушания дела в отсутствие неявившихся свидетелей. При этом следует отметить, что при открытии судебного заседания по делу суд не всегда располагает сведениями о причине неявки тех или иных свидетелей, и что неявившиеся к началу заседания свидетели могут явиться позже.

Процессуальное положение прокурора в судебном заседании Читать далее: Участие прокурора в исследовании доказательств на судебном следствии

Информация о работе «Процессуальное положение прокурора в судебном заседании»

Раздел: Государство и право Количество знаков с пробелами: 56068 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Надзор за законностью судебных решений

23934

0

0

… активную позицию по устранению нарушений законности участниками судебного заседания. В приказе «Об организации поддержания государственного обвинения в условиях состязательности, осуществления надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам» Генеральный прокурор указывает нижестоящим прокурорам на необходимость исключения случаев формального отношения прокуроров к участию в …

Читайте также:  Обвинительный акт и постановление: разница и правила составления

Реализация субъективных процессуальных прав и обязанностей сторон в гражданском и арбитражном судопроизводствах

165818

0

0

… Гражданское процессуальное законодательство наделяет стороны широким кругом процессуальных прав и возлагает на них процессуальные обязанности. Все процессуальные права и обязанности сторон объединяются по институтам гражданского процессуального права и различаются по отдельным стадиям гражданского судопроизводства. Так, право истца на отказ от иска, изменение основания или предмета иска, право …

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом

100589

0

1

… в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Уголовно-процессуальный кодекс содержит немногочисленные указания на обязательное участие прокурора в рассмотрении уголовных дел. В суде первой инстанции по уголовным делам прокурор обязан участвовать в следующих случаях: — по делам, рассматриваемым судом присяжных (ст. 428 УПК); — …

Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса

64171

0

0

… разбирательства 2.1 Подготовка прокурора к судебному разбирательству В судебном разбирательстве процессуальное положение каждого из субъектов имеет свои особенности. Безусловно, центральной фигурой является суд, но и прокурор обладает широкими полномочиями практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. В судебном разбирательстве направление деятельности прокурора – поддержание …

Подготовительная часть разбирательства в суде

Основанием для данного этапа производства является постановление прокурора о возбуждении уголовного дела. На данном этапе не производятся какие-либо действия, направленные на рассмотрение дела. Цель этой стадии заключается в предварительной проверке наличия процессуальных условий, без которых дальнейшее судебное разбирательство невозможно.

Судебное разбирательство не может быть начато раньше, чем через пять дней с момента вручения обвиняемому копии прокурорского постановления о передаче уголовного дела в суд, но при изменении обвинения срок увеличивается. К тому же если его окончание приходится на выходной день, то последний день срока переносится на ближайший за ним рабочий день.

Если решаются вопросы об отводе судьи, особое внимание прокурор обращает на их обоснованность. И сторона защиты, и сторона обвинения имеет право потребовать отстранения от судебного разбирательства экспертов, переводчика, секретаря судебного слушания или других должностных лиц, участвовавших в проверке законности принятых решений о задержании, заключении под стражу и домашнем аресте, продлении срока этих мер пресечения. Исключение конкретного судьи из процесса по конкретному делу влечет за собой и отвод его секретаря, за исключением случаев его участия в повторных заседаниях.

участие прокурора в уголовных делах

Также следует учитывать, что УПК РФ установил перечень обстоятельств, при которых прокурор может требовать исключения из процесса защитника интересов подсудимого (адвоката), если:

  • законный представитель дал свидетельские показания следствию, имеющие отношение к рассматриваемому уголовному делу;
  • имеет родственную связь с обвиняемым, является членом его семьи, при этом воспользовался правом не давать показания против подсудимого, привлеченного к уголовной ответственности;
  • оказывает правовую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Российским УПК определены ходатайства, которые могут быть заявлены прокурором или стороной защиты, в том числе допрос новых свидетелей, вызов экспертов, специалистов, запрос вещественных улик, изучение документов и др. Прокурор вправе ходатайствовать об истребовании новых доказательств, включая приглашение новых свидетелей при наличии оснований.

Суд имеет право отказать или удовлетворить ходатайство, заявленное прокурором, поэтому гособвинителю следует тщательно мотивировать свои заявления и высказывать мнение, обосновывать необходимость удовлетворения или отклонения ходатайств другой стороны. При этом прокурор должен придерживать определенной позиции и уверенно продвигать ее. От государственного обвинителя высказывания типа «на усмотрение суда» не допустимы.

Страница 3 из 10

§ 3. Участие прокурора в стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию

Указанная стадия уголовного судопроизводства, заменившая ранее существовавшую стадию предания обвиняемого суду, является одной из гарантий назначения к слушанию расследованных уголовных дел. С ликвидацией распорядительного заседания по преданию суду некоторых категорий обвиняемых (ст. 221 и 224 УПК), проводимого судом в коллегиальном составе судей, установлена единоличная форма предания обвиняемого суду. Закон возлагает на судью и только на него всю ответственность за законность и обоснованность вынесенного постановления О назначении к слушанию в судебном заседании уголовного дела, расследованного полно, объективно и всесторонне, с соблюдением требований норм уголовного процесса. В стадии подготовки дела к слушанию нередко предупреждаются случаи необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, а равно рассмотрения дел, по которым не полностью раскрыты преступления, не выявлены все виновные, не выполнены требования закона об установлении отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств, не вскрыты причины и условия, способствовавшие совершению преступления. В этой стадии нередко устраняются существенные недостатки и пробелы, допущенные органами дознания и предварительного следствия. Судья в этой стадии уголовного процесса единолично разрешает все вопросы, связанные с проверкой обоснованности предания обвиняемого суду (ст. 222 УПК). Придя к выводу, что отсутствуют какие-либо препятствия для рассмотрения уголовного дела, судья выносит постановление о назначении судебного заседания. При этом судья вправе исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, однако с тем, чтобы новое обвинение по своим фактическим обстоятельствам не отличалось существенно от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении. В целях полного и всестороннего разбирательства уголовного дела судья обязан рассмотреть имеющиеся ходатайства и заявления лиц и организаций о допуске их к участию в деле, о дальнейшем направлении дела, об истребовании дополнительных доказательств, об изменении меры пресечения, о гражданском иске и мерах его обеспечения. О результатах рассмотрения ходатайств уведомляются лица или организации, их заявившие. Отказ в удовлетворении ходатайств ни обжалованию, ни опротестованию не подлежит. Такие постановления судьи могут быть опротестованы прокурором в надзорном порядке, однако на практике прокуроры редко используют эти полномочия, предоставленные им законом (ст. 371 УПК). Признав основания для предания обвиняемого суду достаточными, судья в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 228 УПК, должен принять решение по вопросам, связанным с подготовкой уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании. Помимо вопросов, указанных в ст. 228 УПК, судья должен решить вопрос о необходимости проведения выездного заседания по уголовным делам, имеющим повышенное общественное значение, привлекая к участию в таких процессах общественных обвинителей. Целесообразно, чтобы прокурор, утвердив обвинительное заключение при направлении уголовного дела в суд, в сопроводительном письме изложил свое предложение о проведении по уголовному делу выездного заседания. Одним из вопросов, разрешаемых судьей в стадии предания суду, является определение территориальной подсудности (ст. 222 УПК). Прокурор следит за тем, чтобы передача судьей уголовного дела в другой суд или другому судье была произведена в строгом соответствии с законом. Это особенно важно, когда решение вопроса о подсудности представляет собою известную сложность. К числу таких уголовных дел относятся дела в отношении лиц, совершивших несколько аналогичных преступлений (краж, грабежей) и т.д. в различных областях, городах, районах, или дела о нарушении паспортного режима или бродяжничестве. Установленное законом правило о недопустимости споров о подсудности должно неуклонно исполняться (ст. 45 УПК). Ошибку суда в определении территориальной подсудности можно устранить только до начала слушания дела. Неправильно поэтому поступают те прокуроры, которые в подготовительной или последующих частях судебного разбирательства, обнаружив эту ошибку, заявляют ходатайство или поддерживают ходатайство защитника о направлении дела по подсудности в иной суд. Если дело ошибочно принято судом к своему производству и начато его рассмотрение, то направление его в одноименный суд не допускается. Судоговорение в этом случае должно закончиться постановлением приговора. По-иному решается вопрос, когда судья по ошибке принял к производству дело, подсудное вышестоящему суду (ст. 36 УПК): оно во всех случаях, на любой стадии подлежит направлению по подсудности. Процессуальное назначение участия прокурора в стадии предания суду заключается в проверке законности и обоснованности выносимых судьей постановлений и опротестовании тех из них, которые не соответствуют или противоречат закону. При решении вопроса об опротестовании постановлений судьи (мирового судьи) прокурор не может исходить из ведомственных соображений. Протест не должен приноситься в каждом случае, когда прокурор не согласен с постановлением судьи. Если судьей не допущено существенного нарушения закона, ограничения прав и законных интересов участников процесса и вынесенное постановление не может привести к постановлению незаконного и необоснованного приговора, то протест в этом случае приносить не следует, ибо это повлечет за собою затягивание рассмотрения дела и утрату актуальности события преступления.. Опротестование в этих случаях осуществляется с учетом требований п. 2 и 3 ч. 1 ст. 331 УПК, в редакции Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 160-ФЗ и с учетом того, что Конституционный Суд РФ постановлением от 2 июля 1998 г. признал не соответствующим Конституции РФ положения п. 2 ч. 1 ст. 331 УПК и положения п. 3 ч. 1 ст. 331 и ч. 1 ст. 464 УПК и положений главы 41 УПК. Из всех судебных постановлений наиболее часто опротестовываются постановления о возвращении уголовных дел для производства дополнительного расследования и постановления о прекращении дел производством. Если при ознакомлении судьи с уголовным делом будет установлено, что произведенное расследование произведено с существенным нарушением уголовно-процессуального закона или было неправильное соединение или разъединение дела, то судья может вынести постановление о возвращении дела на дополнительное расследование. В остальных случаях суд может направить дело для дополнительного расследования только по ходатайству прокурора или другой стороны’. Обобщение практики показывает, что уголовные дела возвращаются судьями для дополнительного расследования в подавляющем своем большинстве правильно, так как основанием для этого являются обнаруженные нарушения закона и пробелы, допущенные следственными органами. В то же время некоторая часть судебных постановлений впоследствии отменяется по протестам прокуроров как вынесенная без достаточных оснований. Порой на дополнительное расследование суды направляют дела, которые с успехом можно было заслушать по существу и постановить по ним законный, обоснованный и справедливый приговор. Возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования будет необоснованным, если судья не аргументирует причины возвращения дела для дополнительного расследования. В то же время неправильно, когда некоторые прокуроры упорно добиваются отмены законного, обоснованного и мотивированного постановления судьи о возвращении дела на дополнительное расследование вместо того, чтобы оперативно выполнять его предложения. Постановление судьи, так же, как и определение суда о проведении дополнительного расследования, является обязательным для прокурора. Невыполнение указаний, содержащихся в определении суда или в постановлении судьи, является безусловным поводом для отмены приговора (ст. 343 УПК) или вынесения оправдательного приговора. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает, насколько важна для дальнейшей судьбы уголовного дела обоснованность определения суда и постановлений судьи, их подробная мотивировка. Вот почему, проверяя уголовное дело и постановление судьи о возвращении дела на дополнительное расследование, прокурор должен обращать внимание на то, насколько оно мотивированно. Подробная мотивировка — непременное условие обоснованности вынесенного постановления о возвращении дела на дополнительное расследование. Отсутствие ее может быть одним из поводов для принесения прокурором протеста. Прокурор призван принимать меры к устранению фактов волокиты в рассмотрении судами уголовных дел. Дело должно быть начато рассмотрением в судебном заседании не позднее четырнадцати суток с момента вынесения постановления судьи о предании обвиняемого суду (ст. 239 УПК) или поступлении жалобы мировому судье (ст. 472 УПК). Систематически проверяя соблюдение судами закона о сроках рассмотрения уголовных дел, прокурор в случае необходимости может внести представление в тот же суд.

<< Первая < Предыдущая 3 Следующая > Последняя >>

В суде первой инстанции

Прокурор в уголовном деле принимает участие на стадии подготовки и непосредственно на стадии судебного слушания. В некоторых случаях требуется назначение предварительного заседания, которое не проводят без прокурора. Поводом для проведения заблаговременного разбирательства может быть ходатайство любой из сторон, способных оказать влияние на ход уголовного производства, в частности, стать причиной его прекращения, исключения из дела отдельных улик, документов. Кроме того, присутствие прокурора в суде для уголовного дела имеет практическое значение.

Итак, продолжим. Судья имеет право вернуть уголовное дело прокурору вплоть до устранения препятствий для его дальнейшего рассмотрения судом. Прокуроры активно участвуют в рассмотрении ходатайств со стороны защиты, представляют аргументированные доводы об их отклонении или удовлетворении, позволяя судье принимать правильные решения о том, назначать дело к слушанию или нет.

решение прокурора по поступившему уголовному делу

Государственное обвинение иногда осуществляется в рассмотрении уголовных дел при участии прокурора или нескольких гособвинителей. Их задачей в процессе разбирательств является представление доказательной базы, исследование фактов, улик, алиби обвиняемого. Прокурор обязан излагать судьям свою позицию и доводы по обвинению, подкрепляя их фактами и неопровержимыми подтверждениями вины подсудимого. Помимо возбуждения уголовного дела, прокурор имеет право прекратить производство за отсутствием состава преступления, однако если все факты, свидетельствующие о вине подсудимого будут доказаны, прокурор вносит свое предложение о назначении наказания. Параллельно с уголовным производством, гособвинитель может оказать содействие и поддержку пострадавшей стороне в деле по гражданскому иску в том случае, если участие прокурора позволит защитить права граждан, их общественные или государственные интересы.

Отказ от обвинения в суде

Данное понятие не стоит путать с отказом прокурора в возбуждении уголовного дела. К нему прибегают только тогда, когда в ходе разбирательства обвинитель приходит к выводу о том, что предоставленные доказательства не являются достаточными для предъявления подсудимому обвинения. Прекращение уголовного дела прокурором означает отказ от занимаемой ранее позиции, что дает основание для оправдания арестанта. Прокурор обязан изложить мотивы своего отказа, объективно оценив доказательства, исследованные в суде. Отказаться от обвинения должностное лицо может, предоставив соответствующее заявление.

Возбуждение уголовного дела прокурором не гарантирует вынесения обвинительного приговора. Гособвинитель может отказаться от обвинений подсудимого полностью или лишь в части обвинений. Полный отказ влечет за собой автоматическое прекращение уголовного производства (например, на подготовительном этапе судебного слушания при установлении личности обвиняемого стало известно, что подозреваемый еще не достиг возраста, с которого по закону наступает уголовная ответственность).

До тех пор, пока прокурор не изъявит инициативу по прекращению разбирательства, он — полноправный участник дела, который способствует установлению важных обстоятельств, дает объективные оценки каждому факту и создает условия для вынесения судом законных, обоснованных и справедливых решений. В ходе прения сторон прокурор высказывает свои предложения касаемо наказания для подсудимого. Требования гособвинителя должны соответствовать закону, быть справедливыми и соразмерными совершенному преступлению.

возвращение уголовного дела прокурору

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 178979

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Читайте также:  Деятельное раскаяние: как избежать уголовной ответственности?

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Особенности уголовно-процессуального законодательства

Помимо общего порядка участия прокурора в производстве по уголовным делам, стоит отметить и некоторые особенности разбирательств в первой судебной инстанции. Этот порядок используется при изучении любых дел в судах общей юрисдикции (в том числе апелляционном, кассационном), без разграничения по степени сложности и тяжести. Для уголовного процесса действует особый регламент, который затрагивает и досудебную, и судебную стадии производства, а также функции прокурора.

Например, законом предусмотрен отдельный порядок принятия решений в случае согласия подсудимого с обвинением, которое предъявляется прокурором. Возвращение уголовного дела при его несоответствии нормам УПК РФ на данном этапе невозможно, о чем свидетельствует глава 40 того же нормативно-правового акта. Без проведения тщательного судебного разбирательства приговор назначается только при обвинении лица в противоправном деянии, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Если преступник признал свою вину и полностью согласен с позицией гособвинителя, прокурор выносит ходатайство о вынесении приговора без процессуальных разбирательств, а это означает, что подсудимый сможет рассчитывать на определенное снисхождение. Так судья не имеет права назначать обвиняемому наказание, которое превышает две трети от максимально возможного срока лишения свободы или размера штрафа, предусмотренного за это преступление.

Таким образом, без официальной позиции обвинителя и согласия подсудимого на сотрудничество вынести приговор, руководствуясь данным правилом, предусмотренному УПК РФ, нельзя. Аналогичный порядок установлен при заключении с подозреваемым соглашения о сотрудничестве до судебного слушания. К данной процедуре прибегают в любой категории дел уголовного производства. Особенно эффективна такая методика в делах о тяжких или особо тяжких преступлениях, среди которых подавляющее число эпизодов имеет отношение к организованной преступности. Цель такого процессуального упрощения заключается в привлечении к сотрудничеству подсудимых и лиц, причастных к уголовному делу.

Досудебное производство

Участие прокурора в уголовных делах предполагает содействие следственным органам в раскрытии преступления, то есть досудебном производстве. Шансы на раскрытие преступления значительно увеличатся, если прокурору удастся заключить соглашение о сотрудничестве между потерпевшей стороной и подозреваемым, которое обязывает подсудимого совершить ряд действий, направленных на:

  • оказание содействия и помощи следствию в раскрытии и расследовании уголовного дела;
  • изобличение других фигурантов преступления;
  • возвращение имущества, полученного противозаконным путем.

Идя на сделку со следствием, подсудимый может рассчитывать на гарантированные преференции при вынесении приговора и определении меры наказания. В некоторых случаях подозреваемых освобождают от отбывания наказания при условии соблюдения ряда условий и выполнения всех пунктов соглашения, заключенного в ходе досудебного разбирательства.

возбуждение уголовного дела прокурором

Решение прокурора по поступившему уголовному делу имеет здесь формальное значение. Роль гособвинителя сводится к оформлению письменного соглашения о сотрудничестве обвиняемого со следствием. Прокурор может подписать документ о досудебном соглашении не только с самим подозреваемым, но и с лицом, представляющим интересы подсудимого.

Заключение прокурора (при условии подписания досудебного соглашения о сотрудничестве) должно отражать ход выполнения обязательств, взятых на себя обвиняемым. При вынесении окончательного вердикта судья учитывает, выполнил ли подсудимый все условия договора о сотрудничестве со следствием. Обвинительное заключение прокурора по уголовному делу также учитывает содействие подозреваемого следствию. Как правило, в этих случаях уголовное дело имеет более благоприятный для подсудимого исход.

Заседание с участием присяжных заседателей

Свои особенности имеет судебный процесс при участии прокурора и присяжных заседателей. Правила проведения процедуры слушания обозначены в главе 42 УПК РФ. По поступившему уголовному делу прокурор вступает в процесс на этапе подготовки к судебному разбирательству, то есть на стадии обязательного предварительного слушания по делу. Такая процедура может иметь принципиальное значение, ведь ее исход позволяет решить вопрос о необходимости и целесообразности участия присяжных заседателей. Учитывается мнение самого подсудимого о привлечении к разбирательству присяжных. Постановление прокурора по уголовному делу носит рекомендательный характер, поскольку окончательное решение об участии присяжных принимает судья.

Полномочия прокурора касаются также подготовительной части, во время которой формируется коллегия присяжных, и судебного расследования, стартующего после издания прокурором постановления о возбуждении уголовного дела. Вступительное заявление гособвинителя предопределяет порядок исследования предоставленных следствием доказательств, а содержание речи прокурора в прениях сторон включает в себя рекомендации для судей и присяжных заседателей в случае их присутствия.

После вынесения приговора и его оглашения присяжными заседателями прокурор приступает к завершающему этапу изучения уголовного дела. Гособвинитель выступает с речью в прениях, дает правовую оценку возможным последствиям вердикта и тому, насколько соответствует степень тяжести преступления назначенному наказанию для подсудимого.

Прокурор в апелляционном суде

Вердикт для подсудимого приобретает юридическую значимость не сразу. УПК РФ определяет десятидневный срок для приобретения законной силы судебного решения. На протяжении этого периода обе стороны конфликта имеют право на его обжалование. Если пострадавшая сторона или подсудимый воспользуется своим правом и попробует опротестовать вердикт, предстоит возвращение уголовного дела прокурору, а затем направление на рассмотрение в вышестоящую инстанцию.

Некоторое время назад УПК РФ предусматривал два судебных вышестоящих органа общей юрисдикции, которые занимались проверкой не вступивших в законную силу приговоров – апелляционный суд и кассационный суд. В первом случае проводилась комплексная проверка приговора и постановлений исключительно мирового судьи, во втором проверяли решение остальных судов. С начала 2013 года данный порядок был изменен, что отразилось не только на порядке пересмотра судебных решений, которые приобрели или не приобрели юридическое значение.

постановление прокурора о возбуждении уголовного дела

На данный момент предусмотрен единый порядок пересмотра приговоров и прочих решений суда. Апелляционное производство можно назвать урегулированной процессуальной деятельностью судов, которые рассматривают в установленном порядке жалобы на вердикты, которые не приобрели правовой силы, в том числе и в уголовных делах. Сюда же относят определения и постановления нижестоящих судебных инстанций. Однако для того чтобы апелляционный суд рассматривал жалобу, необходимо достаточно основание, например, направление уголовного дела прокурором либо жалоба стороны защиты.

Чтобы дело начали пересматривать в апелляционном суде, в течение 10 последующих дней после провозглашения приговора прокурор должен подать представление – ходатайство. Для обжалования уже имеющегося, но не вступившего в силу судебного решения, необходимо составить апелляционное представление таким образом, чтобы по содержанию и форме оно соответствовало требованиям, установленным УПК РФ. Оно должно быть официальным и конкретным, с изложением доводов и подтверждением необходимыми материалами.

С 1 января 2013 года апелляционной инстанцией признается не только районный суд, но и другие вышестоящие органы правосудия – областные суды, Верховный Суд РФ.

Как новые поправки в УПК расширяют права ФСБ

Законопроект — плохая новость для Следственного комитета, который лишается роли монополиста при расследовании важнейших дел, и адвокатского сообщества — число уголовных дел против адвокатов может возрасти

15 декабря сенатор и бывший полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде Алексей Александров внес в Госдуму законопроект о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс. Речь идет о настоящем перевороте в уголовном процессе. Поправки закрепляют серьезные изменения сил в силовом блоке, произошедшие в последние два года. В случае их принятия закончится безусловное лидерство, а по сути монополия Следственного комитета России (СКР) по расследованию ключевых уголовных дел. Законопроект предлагает дать право генпрокурору или его заместителям изымать и передавать на расследование в ФСБ любое выявленное сотрудниками службы уголовное дело или материал проверки.

Борьба за статьи

Все последние годы происходит размывание прежде довольно четких границ подследственности дел разным ведомствам. Раньше было довольно просто: убийства, изнасилования, другие особо тяжкие и представляющие повышенную общественную опасность преступления расследовала прокуратура, основную массу дел — имущественные преступления, насилие, хулиганство, наркотики — полиция. Следователи ФСБ вели редкие дела о шпионаже, терроризме, включая экзотические, доставшиеся в наследство от советского времени, вроде незаконного оборота антиквариата и художественных ценностей. На уровне региона следственные отделы ФСБ могли вести всего два-три уголовных дела в год.

Ситуация стала кардинально меняться с возникновением Следственного комитета (СК) как самостоятельного ведомства и резким ростом политического влияния Александра Бастрыкина в 2007–2012 годах. СКР постоянно наращивал собственную подследственность, отрывая все больше и больше категорий преступлений от МВД. Дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних, о налоговых преступлениях и другие постепенно перетекали из компетенции МВД в руки СК. Параллельно с этим увеличивалась роль и влияние ФСБ в части оперативного сопровождения значимых уголовных дел.

К 2020 году сложился своеобразный тандем. Сотрудники ФСБ повсеместно собирают оперативную информацию о преступлениях в сфере экономики, фактах коррупции, экстремизме, а Следственный комитет их расследует. В ход пошла и игра с квалификацией. Например, дела о мошенничестве, традиционно расследуемые полицией, дополнялись квалификацией в виде создания преступного сообщества или должностной статьей, что давало право СК расследовать их самому. Ровно эту же технологию постепенно стала использовать сама ФСБ, под разными предлогами включающая в дела компоненты, связанные с национальной безопасностью, расходом бюджетных средств, терроризмом. Перелом произошел летом 2020 года, когда на фоне дела Шакро Молодого и связанных с ним генералов СКР заговорили о конце доминирования Александра Бастрыкина и Следственного комитета. Уже тогда было очевидно, что на первый план выходит ФСБ, и как результат, служба должна была укрепить свою следственную функцию.

В последнее время все больше и больше политически значимых уголовных дел (в сфере экономики в том числе) стали расследоваться именно следственными управлениями ФСБ. В этом смысле новая законодательная инициатива — давно ожидавшаяся, логичная, фиксирующая нынешнее положение вещей и дающая направление дальнейшего развития отношений между силовиками.

Обвинение и защита​

Конечно, законопроект — очень плохая новость для Следственного комитета, разговоры об упразднении которого появляются вновь и вновь. Одновременно это хорошая новость для Генпрокуратуры, поскольку именно прокуроры будут решать, передавать ли дела для расследования ФСБ. Однако тут возможны варианты. Если следственные функции в той или иной степени вернутся в прокуратуру, то ее политический вес резко усилится. Если же все останется как есть, то вряд ли прокуроры смогут отказывать ФСБ в изъятии любых дел, которые служба захочет расследовать.

Вторая плохая новость для Следственного комитета — то, что законопроект предусматривает передачу ФСБ и уголовных дел, в которых обвиняемыми являются сами следователи. Сегодня преступления сотрудников СКР расследует сам Следственный комитет. Этот конфликт интересов препятствует реализации имеющегося в руках ФСБ компромата. Уголовные дела в отношении так называемых спецсубъектов — депутатов, судей, следователей, прокуроров и адвокатов — на особом контроле. За такие раскрытые дела хвалят, повышают по службе, дают премии, звания, награды. И пока их ведет СКР.

Понятно, что самая уязвимая и зачастую раздражающая группа среди перечисленных — это не следователи. По официальным данным, в год расследуется около 60 уголовных дел в отношении адвокатов и в четыре-шесть раз меньше в отношении других категорий. Передача подследственности дел в отношении адвокатов в органы ФСБ, чьи сотрудники одновременно заняты и выявлением преступлений, может резко увеличить количество таких уголовных дел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика