В каких случаях назначается особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде: основания и процедура

Все детали проведения судебных заседаний по уголовным делам прописаны в УПК РФ, начиная от подготовки к процессу и заканчивая приговором. Свой порядок ведения в судах первой и второй инстанции, при участии присяжных и у мирового судьи. При заключении досудебного соглашения или согласии с обвинением применяют упрощенную процедуру.

От правильного поведения обвиняемого, подозреваемого, свидетелей защиты во время заседания по уголовному делу во многом зависит его исход. Подготовить фигурантов дела к этому, выработать и организовать единую стратегию для обеспечения успеха сможет только хороший адвокат по уголовным делам.

Содержание
  1. Что такое особый порядок судебного разбирательства
  2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
  3. Законодательное регулирование
  4. Производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера
  5. Характеристика особого порядка судебного разбирательства
  6. Задачи
  7. Основания для применения
  8. Положительные и отрицательные моменты
  9. Когда может быть применен
  10. Причины введения подобного порядка
  11. Процедура назначения особого производства
  12. Процедура рассмотрения дела
  13. Этапы рассмотрения дела в особом порядке
  14. Этап №1: Подготовка к судебному заседанию
  15. Этап №2: Проведение судебного заседания
  16. Этап №3: Приговор и его обжалование
  17. Возобновление судебного следствия
  18. Соглашение о сотрудничестве (досудебном)
  19. Назначение и рассмотрение уголовного дела: порядок подготовки
  20. Стоит ли соглашаться на особый порядок рассмотрения дела
  21. Преимущества особого порядка
  22. Недостатки процедуры
  23. Существующие формы рассмотрения дел
  24. Последствия применения особого порядка
  25. Приговор и его обжалование
  26. Отказ от рассмотрения дела в особом порядке
  27. Возможно ли принятие иного решения
  28. Проблематика применения особого порядка на практике
  29. Специфика производства

Что такое особый порядок судебного разбирательства

В рамках российского правового поля существует определенный порядок рассмотрения уголовных дел судами. Он предполагает участие в заседании двух противоборствующих сторон – обвинения и защиты. Суд выясняет суть дела из аргументов прокурора, адвоката, свидетелей, экспертов и иных лиц. Обычный метод основан на принципе справедливости наказания, но занимает длительное время. Рассмотрение дела может длиться годами.

Определение: особый порядок судебного разбирательства – это альтернативная процедура.

Она значительно проще обычной. Применяется исключительно судами первой инстанции (районными, мировыми и иными).

Читайте также:  Срок рассмотрения искового заявления по гражданскому делу в Мировом суде

В ходе расследования дел в особом порядке ставится та же цель – определение степени виновности подозреваемого. Однако следственная процедура сокращается с согласия трех заинтересованных сторон:

  • обвиняемого;
  • официального и частного обвинителей (прокуратуры и жертвы).

Применяется особый порядок уголовного судопроизводства в двух случаях, описанных в статьях Уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ). Законодатель так описывает условия применения особого производства:

  • согласие подозреваемого с обвинением (глава 40 УПК);
  • заключение досудебного соглашения со следствием (глава 41 УПК).

Вводя в правовое поле особую процедуру, законодатель преследовал такие цели:

  • сокращение времени разбирательства проступка подозреваемого в ситуации, когда у сторон нет противоречий;
  • высвобождение рабочего времени судей первой инстанции;
  • достижение справедливости назначаемых наказаний в ускоренном варианте.

Подсказка: особый порядок предусматривает отказ от некоторых стадий обычного процесса.

Так, в ходе рассмотрения уголовных дел суд не углубляется в тонкости и нюансы обстоятельств нарушения закона.

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

Развитие общественных отношений, их многообразие и усложнение с течением времени повлекло за собой осознание необходимости придания некоторым лицам, выполняющим особые государственно значимые функции, гарантий от незаконного вмешательства в их деятельность. Впервые в истории российского уголовно-процессуального законодательства такие гарантии были закреплены в Учреждении судебных установлений и Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. Так, согласно ст. 1080 Устава уголовного судопроизводства за преступления секретари, помощники секретарей и прочие чиновники, состоящие при судебных местах, а также судебные приставы, губернские и уездные нотариусы могли быть преданы суду только по постановлению прокурора судебной палаты. В отношении обер-секретарей и их помощников, мировых судей, председателей и членов окружных судов и судебных палат, судебных следователей, а также прокуроров, обер-прокуроров и их товарищей предание суду было возможно лишь по постановлению кассационного департамента Сената. Этот порядок привлечения указанных лиц к уголовной ответственности действовал с незначительными изменениями до 1917 г. В советский период особые правила привлечения к уголовной ответственности распространялись на народных судей, следователей и прокуроров.

Принятие Концепции судебной реформы 1991 г. повлекло за собой развитие законодательства в сфере предоставления лицам, выполняющим особые государственно-значимые функции, гарантий от незаконного вмешательства в их деятельность. В настоящее время специальный правовой статус и, соответственно, особые гарантии закреплены в отношении свыше 20 категорий лиц в различных нормативных правовых актах. Среди этих актов особое значение имеют Конституция РФ, федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 16, 18), «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 15), «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 12), федеральные за коны от 8 мая 1994 г. № 3%ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 19), «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 16), «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 12), от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 42), от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (ст. 3), «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 42), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 18), от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40), от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 13), от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Положения названных нормативных правовых актов определяют понятие статуса этих лиц, объем и пределы предоставляемых этим лицам специальных гарантий. В свою очередь, УПК впервые выделил раздел, в котором системно определил особенности порядка применения норм указанных выше правовых актов в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением от дельных категорий лиц к уголовной ответственности, применением мер процессуального принуждения, производства отдельных следственных действий и направления дела в суд (гл. 52).

Часть 1 ст. 447 УПК перечисляет категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Этих лиц условно можно классифицировать на четыре группы:

1) представители органов исполнительной власти: Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ; руководители следственных органов Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России; Председатель Следственного комитета РФ; следователи всех следственных органов;

2) представители органов законодательной власти: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

3) представители органов судебной власти: судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;

4) иные лица, не являющиеся представителями указанных выше органов государственной власти или отнесение которых к представителям одной из ветвей власти затруднительно: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в президенты РФ; прокуроры; адвокаты; депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления; члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В зависимости от категории лица, особенностей его правового статуса и характера выполняемых им функций гл. 52 УПК предусматривает различные правила (порядок) возбуждения уголовных дел, привлечения в качестве обвиняемого, применения мер процессуального принуждения и производства следственных действий.

Читайте также:  Гражданское дело. Рассмотрение в суде первой инстанции

«Такой порядок установлен в целях обеспечения беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Повышенные гарантии неприкосновенности этих лиц обусловлены их особым правовым статусом и являются важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций». Предусмотренные таким порядком дополнительные процессуальные гарантии не исключают уголовную ответственность указанных выше лиц за совершенные преступления, но посредством определенного усложнения процедур привлечения к ответственности обеспечивают их защиту при осуществлении публичных профессиональных обязанностей. «Это не означает, что у суда или иного должностного лица имеется возможность произвольно оценивать наличие (или отсутствие) признаков преступления в действиях таких лиц и произвольно отказывать в возбуждении в отношении них уголовных дел, если к тому имеются предусмотренные законом основания и условия. Названные законоположения не допускают ни ограждение перечисленных в статье 447 УПК Российской Федерации лиц от уголовного преследования при наличии в их действиях признаков преступления, ни ограничение возможностей защиты своих прав и законных интересов для граждан, пострадавших от этих действий».

Особенности производства по уголовным делам в отношении указанных выше категорий лиц относятся в основном к досудебному производству, а именно:

1) к принятию решения о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц (ст. 448 УПК);

2) принятию решения о привлечении этих лиц в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст. 448 УПК);

3) порядку задержания некоторых из перечисленных выше категорий лиц (ст. 449 УПК);

4) порядку избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении некоторых из перечисленных выше категорий лиц (ч. 41 ст. 450 УПК РФ), а также о ее исполнении (ч. 2—4 ст. 450 УПК);

5) порядку исполнения судебного решения о производстве обыска в отношении некоторых из перечисленных выше категорий лиц (ч. 3, 4 ст. 450 УПК);

6) производству следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК, если уголовное дело в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого (ч. 1, 5 ст. 450 УПК);

7) порядку направления уголовного дела в суд (ст. 451 УПК).

В остальных случаях при производстве по уголовным делам в от ношении указанных категорий лиц применяются нормы УПК без каких-либо изъятий.

Законодательное регулирование

На законодательном уровне особый порядок рассмотрения уголовных дел регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Глава 40 раздела X содержит исчерпывающую информацию о данном способе рассмотрения дел в уголовном производстве.

Глава делится на две части:

  • в первой представлены положения относительно ситуаций, когда обвиняемый согласен с предъявляемыми ему обвинениями (ст. 314—317);
  • во второй содержатся положения, касающиеся обвиняемого, с которым заключили досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1—317.9).

Разъяснение положений, представленных в УПК РФ, содержится в Постановлении Пленума ВС РФ №60 от 05.12.2006 г.

Читайте также:  Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе

С момента принятия законодательных документов в них были внесены изменения. Благодаря им, рассматривать уголовные дела в особом порядке стали по отношению к преступникам, которые получили срок до 10 лет лишения свободы.

До 2003 года на такое право могли рассчитывать только те обвиняемые, которым грозил 5-летний срок.

Производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера

Принудительное лечение – это особый вид государственного принуждения, специфическая мера социальной защиты душевнобольных людей, также дающая возможность оградить общество от их потенциально опасных действий.

Процедура сбора доказательств, позволяющих принять законное решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера, является частью уголовного процесса и признается формой особого производства. Нормативная база такой деятельности содержится в главе 51 УПК РФ.

Вопрос о применении принудительных мер медицинского характера находится в компетенции судов общей юрисдикции. Подобное решение может быть принято в отношении:

  1. лица, совершившего запрещенное законом деяние в состоянии невменяемости;
  2. лица, у которого после преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение уголовного наказания.

Замечание 2

Принудительные меры медицинского характера назначаются, когда психическое состояние человека создает реальную опасность для него самого или других лиц. Суд исходит из того, что признанное невменяемым лицо способно причинить кому-либо существенный вред.

На людей, нуждающихся в лечении от алкоголизма или наркомании, принудительные меры медицинского характера не распространяются. Законный представитель душевнобольного человека привлекается к участию в уголовном процессе на основании постановления следователя, прокурора или суда. При отсутствии близких родственников в качестве законного представителя может выступать сотрудник органа опеки и попечительства. Кроме того, при производстве дел о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным.

Характеристика особого порядка судебного разбирательства

Особый порядок по уголовному делу — это специфическое производство, которое осуществляется в суде первой инстанции.

Его характеризуют правовые отношения и деятельность участников, направленные на установление виновности лица в совершении преступления в сокращенном судебном следствии.

Главенствующая роль в процессе отводится мировому или районному суду.

Задачи

Главными задачами особого порядка рассмотрения в суде уголовного дела являются:

  • упрощение характера разбирательства уголовных дел в суде;
  • ускорение уголовного процесса на стадиях судебного производства с момента, когда обвинитель передает дело в суд;
  • снижение трудовой нагрузки на мировых и районных судей.

Поскольку лицо полностью признает свою вину, у суда появляется возможность вынести обоснованное и законное наказание, не устанавливая конкретные обстоятельства преступления.

Это разгружает судей, позволяя им сосредоточиться на рассмотрении более сложных и объемных уголовных дел, которые нельзя рассматривать в особом порядке.

Основания для применения

Условия, при которых утверждается особый порядок по уголовному делу, перечисляются в ч. 1 ст. 314 УПК РФ. К ним относятся:

  • согласие обвиняемого, потерпевшего и прокурора на вынесение приговора без проведения судебного разбирательства;
  • четкое понимание обвиняемым характера применения особого порядка и последствий, к которым это приведет;
  • рассмотрение только тех дел, максимальное наказание в рамках которых не превышает 10 лет лишения свободы;
  • наличие исчерпывающих доказательств законности и обоснованности обвинения;
  • отсутствие оснований для прекращения дела.

Так же прочтите: Как написать заявление о краже телефона
Судья должен убедиться, что собранных улик достаточно для подтверждения причастности гражданина к преступлению. При появлении у него сомнений он не сможет вынести обвинительный приговор даже при условии, что подсудимый признал себя виновным.

Положительные и отрицательные моменты

Рассматриваемая процедура имеет официально признанные положительные и отрицательные моменты. К преимуществам относятся:

  1. Существенное снижение нагрузки на судей, в связи с тем, что дела проходят без полноценного судебного расследования.
  2. Позволяет сократить время рассмотрения дел, в которых обстоятельства преступления очевидны и не требуют дополнительных доказательств.
  3. Назначается более гуманное наказание. Преступнику назначается мера ответственности, более лояльная, чем предусматривает статья, по которой назначается обвинение.
  4. Обвиняемый освобождается от выплаты судебных издержек.

К недостаткам относят:

  1. В данном случае он должен полностью согласиться с тем, что будет ему предъявлено правоохранительными органами.
  2. Если подозреваемый даёт согласие на проведение процедуры рассмотрения дела в особом порядке это не гарантирует, что назначенное наказание не будет связано с реальным лишением свободы.
  3. Подобная процедура предусматривает удовлетворение в полном объёме всех требований, предъявленных гражданским иском.

Когда может быть применен

Согласно ст. 314 УПК РФ, применить особый порядок судебного рассмотрения можно только по отношению к тем преступлениям, за который назначен срок, не превышающий 10 лет.

В Пленуме ВС РФ № 60 также сказано, что при решении вопроса о назначении особого порядка следует исходить из того наказания, которое будет вынесено обвиняемому в соответствии с совершенным преступлением.

Не должны учитываться другие обстоятельства (например, неоконченное преступление или совокупность различных преступлений).

Причины введения подобного порядка

Предыдущая редакция УК содержала несколько статей, которые предусматривали возможность назначения более лояльного наказания, если подозреваемый сотрудничает и активно помогает следствию.

В реальности не было разработано для подобной процедуры регламентирующих правил. По факту решение вопроса о смягчении назначенного наказания было в исключительной компетенции председательствующего судьи. Подобная система создавала ситуацию, когда гражданин, оказывающий всестороннюю помощь расследованию, не имел никаких гарантий на смягчение вердикта.

Граждане, являющиеся непосредственными участниками судебного заседания, должны излагать информацию по нескольку раз, что особенно неудобно, если в деле достаточно много эпизодов. Другими словами, в ситуации, когда установлено следующее:

  • гражданин полностью признал вину за совершённое преступление;
  • вина была подтверждена собранными доказательствами в процессе досудебного рассмотрения дела;
  • исключена возможность самооговора;

всё равно приходиться проводить полноценное судебное расследование. Подобная процедура является формальностью, которая занимает существенное количество времени. Относительно недавно в Уголовный кодекс было внесено понятие особого порядка разбирательства, которое позволило устранить подобные проблемы, выразившееся в следующем:

Читайте также:  Статья 327 УПК РФ. Подготовительная часть судебного заседания (действующая редакция)

  • Гражданин, сотрудничающий со следствием, гарантировано получает обещанное послабление.
  • Время основного судебного заседания существенно сокращается.

Процедура назначения особого производства

С целью недопущения давления на обвиняемых и нарушения принципа справедливости законодатель подробно описал порядок рассмотрения уголовного дела в рамках упрощенной методики. Таковой предусматривает следующее:

  1. Заявить о желании применения упрощенной схемы должен подозреваемый. Сделать он это может в двух случаях: в период проведения дознания и на предварительном слушании.
  2. Обвиняемый заявляет ходатайство в письменном виде. В тексте он просит об особом порядке судебного разбирательства. Причем документ должен завизировать адвокат.
  3. Следователь обязан разъяснить подозреваемому, что такое особый порядок судебного разбирательства. Кроме того, человека информируют об ограничениях, предусмотренных при его применении. Мнение подозреваемого фиксируется в письменной форме.
  4. Ходатайство обвиняемого рассматривается прокурором. Служащий данного органа правопорядка отвечает за соблюдение прав подозреваемого в ходе дачи согласия на упрощенную процедуру.

Внимание: подозреваемому дается право отказаться от заявленного ходатайства.

Он может отозвать документ в ходе расследования или предварительного судебного заседания. В таком случае особый порядок судебного разбирательства будет отменен. А разбирательство при согласии обвиняемого продолжится обычным способом.

Рассмотрение уголовных дел происходит несколько иначе, чем при использовании обычной процедуры. В особом порядке не предусмотрено погружение суда во все нюансы, предусмотренные в уголовном процессе. Суд проводит следующие процедуры:

  1. Устанавливает личность обвиняемого.
  2. Еще раз разъясняет права человека, в том числе положение статьей УПК РФ об особом порядке.
  3. Запрашивает стороны о наличии возражений. Если таковые имеются, то выносится решение о том, что рассмотрение данного уголовного дела в судебном заседании пройдет обычным способом.
  4. Предоставляет слово стороне обвинения для оглашения позиции.
  5. Спрашивает мнение подозреваемого. Если последний отказывается признать вину, то особый порядок производства отменяется. Его применение возможно только по уголовным делам, в которых виновность признана добровольно. Слушание переносится на пять дней и происходит обычным способом.
  6. Если обвиняемый признается в совершении уголовного деяния, то слово опять предоставляется прокурору. Последний обязан предоставить полную характеристику подозреваемого в разрезе наличия судимостей, вредных пристрастий, семейного положения и иных важных для суда факторов, в том числе смягчающего свойства.
  7. Проводятся прения сторон, в ходе которых прокурор выдвигает обвинение и просит о наказании, а адвокат ходатайствует о снисхождении.
  8. Последнее слово предоставляется обвиняемому.
  9. Суд удаляется в совещательную комнату.

Если заслушивается дело о виновности подозреваемого, заключившего соглашение о сотрудничестве со следствием, то последовательность не меняется. Суд обязан убедиться, что ни у одной из сторон нет возражений против упрощенной процедуры.

Про разновидности вины в уголовном праве мы подробнее рассказали здесь.

Для сведения: зачастую возражает против упрощенного слушания пострадавший.

Дело в том, что в статье 316 УПК приведена норма, о сокращении наказания преступнику. Таковое не может превышать 2/3 максимального срока.

При упрощенной процедуре не разбираются все обстоятельства совершения преступления. Это накладывает на суд дополнительную ответственность. Ведь по общим принципам уголовного законодательства наказание назначается только в том случае, когда судья твердо уверен в виновности человека. Упрощенная процедура не раскрывает полной картины правонарушения. У судьи могут возникнуть сомнения, если обвинение не приведет достаточной доказательной базы. В такой ситуации суд имеет право остановить заседание и поменять порядок его ведения.

Рассмотрение уголовного дела не всегда заканчивается приговором. Законодатель не ограничивает суд видом принимаемого решения. Однако логика уголовного законодательства приводит к следующему:

  1. Наказание назначается только в том случае, когда суд полностью уверен в виновности человека.
  2. Если есть сомнения, то суд назначает слушания по общей методике.
  3. Также он поступает, если приходит к выводу о невиновности подозреваемого.

Таким образом, в рамках особой процедуры человек может получить только обвинительный приговор. Значит, соглашаться на применение таковой логично, если нет никаких надежд на оправдание. На практике именно так и поступают. Если адвокат не видит никаких зацепок для защиты клиента, то советует ходатайствовать об упрощении процедуры рассмотрения. Это позволяет:

  • сэкономить время и силы;
  • потенциально уменьшить срок;
  • предотвратить переквалификацию статьи на более строгую.

Отдельно стоит разобрать ограничение максимального наказания десятью годами. Таковое не говорит о том, что упрощенная процедура невозможна при обвинении в тяжком или особо тяжком проступке. Суд смотрит на пункт статьи, указанной прокурором. Если максимальный срок за правонарушение не превышает 10 лет, то упрощение метода рассмотрения возможно. Например, за обычное похищение человека могут судить особым способом, а за квалифицированное – нет.

Так же прочтите: Что такое международный уголовный суд в Гааге: какие дела он рассмтарвиает

Процедура рассмотрения дела

Если все условия соблюдены и дело назначено в особом порядке, то судебный процесс выглядит так:

  • судьей устанавливается личность подсудимого, еще раз разъясняются права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, статья 314 УПК РФ и т.д.;
  • судья устанавливает повторно, нет ли заявлений о прекращении особого судопроизводства и переходе в общий (быть может, кто-то из участников возражает);
  • государственный обвинитель зачитывает обвинительное заключение;
  • судьей выясняется позиция обвиняемого – признает ли он вину, если да – процесс продолжается, если нет – переходят в общий порядок с отложением рассмотрения на 5 суток;
  • государственным обвинителем зачитываются характеризующие данные обвиняемого – состоит ли он на учете в наркологии, психиатрии, судим ли раньше, докладывается информация о его детях, семейном положении и т.д.;
  • проводятся прения сторон, где гособвинитель предлагает свое наказание, а защита просит о смягчении;
  • выслушивается последнее слово подсудимого, суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора.

Как видно, судебный процесс довольно быстро: не вызываются эксперты, понятые, свидетели, потерпевшие, не осматриваются вещественные доказательства, не исследуются экспертизы и т.д.

Этапы рассмотрения дела в особом порядке

Особый порядок судебного разбирательства регулируется ст. 316 УПК. Он включает несколько этапов.

Этап №1: Подготовка к судебному заседанию

Перед началом заседания судья обязан установить то, что обвиняемый добровольно согласился на рассмотрение своего дела в особом порядке, получил консультацию профессионального защитника и полностью осознал суть, характер и последствия своего решения.

Подавать ходатайство с соответствующей просьбой не обязательно.

Если суд на подготовительном этапе выявит нарушения требований к подаче прошения или установит, что обвиняемый либо прокурор выступает против особого порядка, в его утверждении будет отказано. Судебное следствие в таком случае пройдет в обычном режиме.

Этап №2: Проведение судебного заседания

Законодатель не устанавливает четкие правила о составе суда, который должен проводить разбирательство в особом порядке.

Поэтому в теории возможна ситуация, при которой обвиняемый заявляет сразу 2 ходатайства — о введении особого порядка и о коллегиальном слушании дела с участием трех федеральных судей.

Это возможно, поскольку такой состав, согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 УПК РФ, вправе разрешать уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Однако на практике подобные ситуации встречаются крайне редко.

При рассмотрении дела в особом порядке в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ заседание суда проходит в том режиме, который установлен в суде первой инстанции.

Однако у процедуры есть свои особенности:

  1. Обязательное присутствие обвиняемого и его защитника либо адвоката. Исключается действие правила, описанного в ч. 4 ст. 247 УПК РФ. Оно гласит, что разбирательство по делу средней или небольшой тяжести можно провести без присутствия обвиняемого в зале суда, если он заявил соответствующее ходатайство.
  2. Обязательное участие государственного или частного обвинителя. Он должен выступить первым, изложив суть предъявленных обвинений.
  3. Опрос подсудимого и потерпевшего. Необходимо установить, понимают ли они суть предъявленных обвинений, согласны ли с ними, поддерживают ли поданное ранее ходатайство о применении особого порядка рассмотрения дела.
  4. Установление судом факта уведомления потерпевшего о времени и месте разбирательства по делу — проводится в случае его отсутствия в зале заседания.

Поскольку судебное следствие не проводится, судья не оценивает имеющиеся доказательства. Однако закон требует соблюдения общих правил назначения справедливого наказания. Поэтому по инициативе сторон доказательства все же исследуются.

Кроме того, возможно изучение данных, характеризующих личность подсудимого, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Для этого проводится допрос свидетелей, исследуются документы.

Процесс завершается судебными прениями и последним словом обвиняемого.

Этап №3: Приговор и его обжалование

Рассмотрение дела в особом порядке предусматривает провозглашение обвинительного приговора. С другой стороны, в гл. 40 УПК РФ нет норм, которые запрещают принимать другие решения.

Поэтому для вынесения обвинительного приговора у судьи должна сформироваться твердая внутренняя убежденность в виновности подсудимого. Она может основываться только на рассмотрении материалов дела и доказательств, а не на догадках.

Если у суда появляются сомнения в виновности подсудимого, он должен вынести постановление о прекращения рассмотрения дела в особом порядке. Будет назначено разбирательство по общим правилам, в ходе которого исследуются собранные доказательства.

Это необходимо для вынесения оправдательного приговора.

Особый порядок рассмотрения уголовного дела предусматривает более мягкие санкции: до 2/3 максимального срока лишения свободы либо размера самого строгого наказания.

После провозглашения приговора судья разъясняет подсудимому возможность его обжалования в апелляционном или кассационном порядке.

В ст. 317 УПК РФ устанавливается только одно ограничение. Невозможно обжалование по причине несоответствия выводов судьи, содержащихся в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, которые устанавливает суд первой или апелляционной инстанции.

Возобновление судебного следствия

Если в процессе прений, а также последнего слова подсудимого суд узнает о новых фактах или доказательствах, которые имеют значение для дела, суд может возобновить судебное следствие и проверить эти данные. После этого прения, реплики и последнее слово произносятся заново.

Возобновление судебного следствия не такое и редкое явление. Особенно это происходит после выступления в прениях стороны защиты, где ставятся под сомнения представленные доказательства обвинения. Противоречия в доказательствах, которые суд не может разрешить в приговоре, он вынужден проверять на возобновленном судебном следствии.

Соглашение о сотрудничестве (досудебном)

Стороны защиты и обвинения могут заключить особый договор о сотрудничестве. В нем согласовываются условия ответственности обвиняемого (подозреваемого) при совершении им определенных действий с момента возбуждения уголовного дела либо предъявления обвинения.

Уголовно-процессуальный закон предъявляет следующие требования к заявлению ходатайства о заключении соглашения:

Читайте также:  Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

  • подача ходатайства обвиняемым (подозреваемым) в письменном виде с подписью защитника или адвоката;
  • заявление в определенный срок — от старта уголовного преследования до завершения предварительного следствия;
  • наличие в ходатайстве информации о том, какие действия обвиняемый (подозреваемый) обязуется совершить для содействия расследованию, раскрытию личностей соучастников, розыска пропавшего имущества.

Прокурор должен рассмотреть ходатайство в трехдневный срок и вынести постановление о его удовлетворении или отказе от его удовлетворения.

Если принято положительное решение, то после окончания предварительного следствия обвинитель выносит постановление, в котором подтверждает исполнение обвиняемым взятых на себя обязательств.

Так же прочтите: Что нужно делать, если нашел телефон и обвиняют в воровстве

Этот документ вместе с уголовным делом затем поступает в суд, где решается вопрос об утверждении особого порядка судебного разбирательства.

Назначение и рассмотрение уголовного дела: порядок подготовки

Судья по уголовным делам, по которым заявлено ходатайство, должен убедиться в том, что обвиняемый в полной мере осознает характер и суть, а также последствия своей просьбы, а также в том, что это было сделано в добровольном порядке и только после предварительного консультирования с защитником. Данные вопросы подлежат установлению в процессе подготовки к судебному разбирательству.

Ходатайство с просьбой утвердить особый порядок судебного разбирательства не является для суда обязательным. Если будет установлено, что нарушены утвержденные законом требования к подаче прошения или что против этого высказывается потерпевший или обвинитель (государственный или частный), то будет отказано. Суд при этом может назначить судебное разбирательство в общем, обычном порядке.

Стоит ли соглашаться на особый порядок рассмотрения дела

Для США, некоторых европейских стран, Индии и Израиля практика рассмотрения дел в особом порядке не нова. Однако в России этот уголовно-правовой институт появился сравнительно недавно, и в 2019 году он все еще требует доработок.

Поэтому перед принятием решения обвиняемый должен оценить все плюсы и минусы особого рассмотрения уголовного дела. Никто не имеет права принуждать его согласиться на такой порядок, поскольку это возможно только на добровольной основе.

Преимущества особого порядка

Плюсов у процедуры не так много, но среди них есть важные и для обвиняемого, и для работников судебной сферы, и для государства:

  1. Смягчение приговора. Подсудимый получает наказание минимум на 1/3 меньше максимально возможного.
  2. Быстрое рассмотрение дела. Облегчает работу судей и снижает время содержания обвиняемого под стражей.
  3. Экономия процессуальных и материальных ресурсов. Плюс для государства, которое несет соответствующие расходы.

Недостатки процедуры

Среди минусов судебного разбирательства в особом порядке можно выделить следующие:

  1. Необходимость полностью признать предъявленное обвинение. Фактически это означает согласие с каждым словом в формулировках обвинительного заключения.
  2. Невозможность обжаловать приговор в части фактических обстоятельств дела. После его вынесения обвиняемый не сможет доказывать то, что не совершал преступления.

Особый порядок рассмотрения дела в суде применяется в России с 2009 г. Он существенно ускоряет проведение судебных разбирательств и облегчает работу судей.

Обвиняемым эта процедура дает возможность облегчить свою участь и добиться более мягкого наказания.

Однако для утверждения особого порядка требуется признание и отказ от возможности в дальнейшем «передумать» и доказать непричастность к преступлению.

Существующие формы рассмотрения дел

Действующие законодательные акты РФ предусматривают три варианта процедур рассмотрения дела в суде:

  1. Общая. Общий порядок и особый порядок имеют существенные различия по своей сути. Процесс рассмотрения дела в общем порядке подразумевает полноценное изучение всех представленных документов, доказательств, улик и других материалов дела, с заслушиванием свидетельских показаний.
  2. Особый порядок с предварительно заключённым соглашением. Подобная процедура применятся только в случае составления соглашения, в котором подозреваемый указывает, какого рода информацию он готов сообщить следствию. Гражданин, который хочет смягчить возможное наказание, добровольно сообщает правоохранительным органам важную информацию. Примером может быть информация о совершении противоправного поступка другими лицами. В случае рассмотрения дела в особом порядке судья имеет право назначить наказание более мягкое, чем предусматривает статья УК.
  3. Особый порядок. Подобная форма проведения судебного процесса имеет свою специфику. Гражданин полностью признаёт противоправные поступки, в которых он принимал непосредственное участие. Про другие преступления совершены третьими лицами, в данном случае вопросы не ставятся.

Подобный порядок рассмотрения преступления, в случае составления соглашения до начала судебного разбирательства, несёт определённую опасность для самого подсудимого и его ближайших родственников. До момента устранения угрозы в полной мере сотрудники правоохранительных органов должны создать условия безопасности для всех причастных к процессу лиц.

Последствия применения особого порядка

Результат обнадеживающий — обвиняемый получит более мягкий приговор, нежели при общем порядке, а в некоторых случаях и вовсе избежит наказания.

По УПК РФ особый порядок рассмотрения уголовного дела также предполагает вынесение приговора. В нем не дается оценка доказательств. Вердикт содержит описание преступления, а также выводы судьи о соблюдении условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Обжаловать вердикт можно в течение 10 дней через апелляцию.

Одно из негативных последствий применения особого порядка рассмотрения уголовного дела — пересмотр приговора. Причина — гражданин предоставил недостоверную информацию или скрыл от следствия важные факты. В такой ситуации рассчитывать на снисхождение не стоит — приговор последует по всей строгости закона.

Приговор и его обжалование

Обвинительный приговор постановляется только в том случае, если у судьи имеется твердая внутренняя убежденность в виновности подсудимого. Она не должна быть голословной, а базироваться на оценке доказательств, содержащихся в уголовном деле. Рассмотрение уголовных дел судами в особом порядке позволяет более мягкую санкцию, размер не может превышать двух третьих от максимально возможного срока самого сурового наказания, которое установлено УК РФ за совершение данного преступления.

Обвинительный приговор в описательной и мотивировочной части должен содержать изложение сути преступного посягательства и указание на обвинение в его совершении, по которому дал согласие подсудимый, а также итоговые выводы суда об исполнении условий его постановления в режиме судебного разбирательства по особому порядку. Анализ доказательств и данная им оценка не отражаются.

У осужденного есть право обжаловать вынесенный обвинительный приговор в апелляционной инстанции, кроме основания, обозначенного в пункте первом 379 статьи УПК РФ (излагаемые в приговоре выводы суда, по факту не соответствуют обстоятельствам уголовного дела).

Отказ от рассмотрения дела в особом порядке

Он возможен, если обвиняемый, с которым было заключено соглашение:

  • сообщил только о своем участии в преступлении;
  • рассказал о том, что и так известно следствию;
  • отказался свидетельствовать против соучастников;
  • солгал или не выполнил условия соглашения.

В этом случае прокурор выносит постановление о прекращении такого сотрудничества. Дело же суд рассмотрит в общем порядке.

Суд вправе по своей инициативе отказать в особом порядке рассмотрения уголовного дела.

Кроме того, отказ от особого порядка рассмотрения уголовного дела возможен, если с ним не согласится подсудимый, пострадавший или обвинитель.

Возможно ли принятие иного решения

Рассмотрение уголовных дел судами в особом порядке предусматривает вынесение приговора, который согласно общим правилам является обвинительным. Но в то же время в 40-й главе УПК РФ отсутствуют нормы, запрещающие принимать иные решения. Правда, если для этого не требуется исследовать собранные доказательства, и обстоятельства дела (фактические) при этом не изменяются. К примеру, это решения об изменении квалификации содеянного (исключительно в сторону смягчения наказания), прекращении уголовного дела по причине истечения сроков давности, изменения уголовного закона, примирения с потерпевшим, актом амнистии или в результате отказа государственного обвинителя от обвинения.

Если необходимо исследование доказательств для постановления оправдательного приговора, то судьей выносится постановление о том, чтобы прекратить производство уголовного дела в особом порядке и назначается его рассмотрение по общим правилам.

Проблематика применения особого порядка на практике

Если абстрагироваться от современных реалий, то может показаться, что рассмотрение дела в упрощенном порядке – это отличная возможность для подсудимых получить наказание ниже минимального количества, установленного Уголовным кодексом. Как было сказано выше, примерно 50% уголовных дел рассматриваются именно в таком порядке. Но, если задуматься: какое количество подсудимых идут на такой шаг добровольно? Разумеется, их не заставляют под пытками подавать ходатайство на рассмотрение дела в свободном порядке, но, поняв всю бесперспективность своего положения, они добровольно соглашаются на этот шаг. Этому способствует красочное описание жизни за решеткой в исполнении представителей правоохранительных органов.

Противостоять подобному напору способен далеко не каждый человек, которого «назначили» виновным. Сомневаться в том, что под следствие, а затем в суд попадают невиновные люди, не приходится. Согласно официальной статистике за последние три года количество таковых 15 000 человек, но реальная цифра больше.

По идее не допустить согласие на составление заявления о рассмотрении дела в упрощенном порядке должен адвокат, но у большинства россиян попросту нет денег, чтобы платить за его услуги, а защитнику, выделенному государством, не интересны проблемы подопечного. Количество оправданных подзащитных на его зарплату влияет не сильно.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что рассмотрение дел в особом порядке – это далеко не всегда абсолютное благо для обвиняемого. Это скорее возможность снизить напор маховика отечественного правосудия.

Специфика производства

Процесс расследования преступления проходит по общим требованиям, что подразумевает проведение следующих действий:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7

Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 550-93-75

  • Направление необходимых запросов.
  • Проведение экспертиз.
  • Поиск и опрос свидетелей.
  • Другие необходимые мероприятия.

По завершению всех предусмотренных законом процессов формируется обвинительный документ, которые передаётся прокурору для утверждения. Если представленных материалов достаточно, чтобы официально обвинить человека в совершении преступления, материалы дела передаются в суд.

Для рассмотрения дела назначается один судья, который знакомиться с представленной информацией и определяет степень готовности материалов к рассмотрению в ходе судебного заседания. Назначается дата проведения предварительного судебного заседания, на котором обязаны присутствовать пострадавшая сторона и обвиняемый.

В ходе проведения предварительного заседания суд уточняет согласие сторон на рассмотрение дела в особом порядке. Если официальное согласие подтверждается, суд выносит вердикт на основании имеющихся у него материалах расследования. В подобной процедуре полностью исключён этап проведения судебного следствия. Вердикт выносится в общем порядке, с одной особенностью. Описательная часть приговора не содержит оценочной характеристики представленных доказательств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика