Полномочия прокурора. Закон о прокуратуре РФ простыми словами. Генеральный прокурор РФ

Прокурор имеет огромные преимущества перед другими органами правоохранительной структуры. В первую очередь, потому что он наделен властью, которая позволяет ему наказывать нарушителей закона вне зависимости от их положения в обществе и звания.

Каждый день прокуроры работают на благо государства и общества. Выкладываются на все сто процентов и не откладывают дела на завтра. Они следят за каждым и наказывают в соответствии с действующим Законом. В данной статье мы рассмотрим права и обязанности прокурора, главного законного представителя обвинения.

Определение

Полномочия прокурора представляют собой комплекс обязанностей и возможностей, которые используются служащим при осуществлении надзора. С помощью них сотрудник выявляет, предупреждает и устраняет нарушения тех или иных юридических предписаний. Деятельность прокурора направлена также на установление причин преступлений и условий, которые способствовали их совершению. Сотрудник также привлекает к ответственности тех лиц, которые допустили нарушения. Обязанности и права прокурора определены в соответствующем ФЗ. Все они подразделяются на три группы:

  • Выявление преступлений, их причин и условий, способствующих совершению.
  • Устранение нарушений.
  • Предупреждение преступлений.

Выявление нарушений

Полномочия прокурора обеспечивают установление фактических сведений о событии преступления, методе его совершения, лицах, которые ответственны за него. Сотрудник выявляет также размер причиненного вреда и устанавливает конкретные обстоятельства, которые привели к нарушению. Получение информации может осуществляться разными методами. В частности, непосредственным обнаружением фактов преступления, путем запроса и изучения соответствующих документов, при помощи специалистов, посредством опроса физических лиц.

деятельность прокурора

Читайте также:  Статья 317.3 УПК РФ. Порядок составления досудебного соглашения о сотрудничестве (действующая редакция)

Структура

В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:

  1. На вершине стоит генеральная прокуратура России.
  2. После идет прокуратура субъектов.
  3. Образовательные и научные учреждения.
  4. Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
  5. Ключевым завершением является прокуратура района и города.

Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.

Доступ к необходимым материалам

Статус прокурора позволяет сотруднику осуществлять проверку документов поднадзорных органов. При этом служащий руководствуется исключительно государственными интересами. Необходимо отметить, что Закон «О прокуратуре РФ» не содержит каких бы то ни было ограничений по степени открытости или содержанию материалов. Сотруднику предоставляется доступ ко всем документам под грифом «для служебного пользования», а также содержащим информацию интимного, медицинского и прочего характера, коммерческую тайну. При этом Закон «О прокуратуре РФ» указывает на то, что сотрудник, обладая такими сведениями, не может их разглашать.

Для проверки документов, в которых содержится военная или государственная тайна, а также бумаги под грифом «совершенно секретно» или » секретно» необходим специальный допуск. Его может иметь Генеральный прокурор РФ. При ознакомлении и изучении указанных материалов служащий должен соблюдать определенный порядок обращения с ними. В случае разглашения сведений, которые составляют военную или государственную тайну, прокурор несет ответственность наравне с прочими должностными и другими лицами.

Цели проверки документов

Прокурора интересуют сведения о соответствии деятельности органа существующим юридическим предписаниям, об уже совершенных преступлениях и тех мерах, которые принимаются по их устранению и предупреждению, а также о привлечении виновных лиц к ответственности. При ознакомлении с необходимыми материалами сотрудник может установить конкретные факты преступлений, получить доказательную информацию, определить способы и формы получения недостающей информации. Изучая документы на месте, служащий имеет возможность сразу обратиться к должностным лицам за пояснениями, необходимыми справками. Также прокурор может сразу сопоставить реальную ситуацию и данные, отраженные в материалах.

Особенности работы с документами

Вышеизложенные полномочия явно перекликаются. Тем не менее они считаются самостоятельными. Отличие между требованием о предоставлении и доступом к материалам состоит в непосредственном подходе сотрудника к определению того комплекса бумаг, которые позволят ему разобраться в ситуации. В первом случае материалы будут в неконкретизированном, общем виде. Это обусловлено тем, что у служащего нет данных, в каких именно документах присутствует интересующая его информация. Во втором же случае сотрудник, обращаясь к руководителям или иным должностным лицам, предоставляет точный перечень бумаг, которые ему нужны.

Еще одним различием являются и те задачи, которые решаются посредством реализации этих полномочий. Так, в первом случае они обладают поисковым характером. Задача прокурора заключается в максимально быстром обнаружении и фиксации необходимой информации. Зачастую при этом ему также следует предусмотреть меры для обеспечения сохранности материалов. Во втором случае выполняется задача по пополнению имеющейся базы недостающими сведениями. Необходимо сказать, что процесс ознакомления с материалами непосредственно на месте отличается большей трудоемкостью. Если говорить о результатах, то во втором случае при непосредственной работе с материалами в организации прокурор имеет возможность сразу установить факт нарушения и определить ответственных за него лиц. При запросе бумаг такого результата, как правило, нет.

Предыстория системы

Для того чтобы понять права и обязанности прокурора, необходимо заглянуть в историю.

Указом 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи. Она была создана для осуществления контроля и надзора за соблюдением закона во всех областях государственной власти. Работа проводилась гласно, в отличие от службы фискалов. Учредив прокуратуру и наделив ее контрольно-надзорной функцией, правитель вызвал к жизни систему специальной правовой нормы, которая регулирует отношения в обществе.

Прокурор в арбитражном процессе

Указ императора в 1772 году возложил на прокуратуру особые обязанности в правовой деятельности. В частности, он гласил о том, что надзор осуществляется непосредственно за высшими государственными органами страны. Так как Сенат соблюдал строгие предписания указаний императора, генеральный прокурор имел право предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Другими словами, прокуратура наделялась определенными полномочиями в сфере правотворчества.

Допуск к особо секретным документам

В функции прокурора входит работа не только с обычными предприятиями. При предъявлении удостоверения, а иногда специального разрешения, он может проверить материалы, в которых содержится секретная информация или государственная (военная) тайна. Как выше было сказано, такими возможностями может обладать Генеральный прокурор РФ. При этом необходимо отметить, что сотрудником движет не праздный интерес, а его профессиональный долг. В связи с этим никаких препятствий не должно и не может создаваться для реализации данной задачи.

В ряде случаев право прокурора на беспрепятственный вход в помещение или на территорию подконтрольного объекта может быть ограничено пропускным режимом, ведомственными инструкциями и прочими факторами. При возникновении физических барьеров сотрудник может прибегнуть к просьбе о содействии ему полиции. При этом он также может возбудить производство об административном нарушении против виновных. Право на беспрепятственный вход предполагает возможность проникновения служащего к определенному лицу в назначенное место. Ведомственные инструкции, так же, как и прочие акты, которые могут ограничить доступ сотрудника, должны немедленно опротестовываться вышестоящим должностным лицом. В качестве него, например, может выступать прокурор республики.

Требование оказания содействия

При проверке в каком-либо органе, учреждении, на предприятии прокурор может затребовать выделения ему сотрудников для выяснения тех или иных вопросов. Контролирующий служащий сталкивается в своей работе с различными сферами общественной жизни. При этом у него возникает необходимость решать достаточно широкий круг задач. Обычно прокурор ставится в такие условия, в которых у него не всегда имеется возможность обеспечить квалифицированный подход к тому или другому вопросу.

Содействие специалистов позволяет преодолеть дефицит знаний, которые находятся за границами профессиональной подготовки служащего, проводящего надзор. Помощник прокурора способствует учету особенностей экономической, социальной, технической, культурной и управленческой сфер. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение безупречных результатов работы. Помощник прокурора может участвовать в проверке на разных ее стадиях. Это должностное лицо дает обоснованные ответы или заключения на поставленные служащим, осуществляющим надзор, вопросы. Для содействия могут привлекаться разные специалисты: бухгалтеры, техники, экономисты, инженеры и прочие работники, как правило, занимающие должности госинспекторов (контролеров).

Читайте также:  Полномочия суда апелляционной инстанции в уголовном процессе

Что категорически запрещено?

Судебное решение

Мы подробно рассмотрели права и обязанности прокурора, но также необходимо сказать о том, что ни в коем случае нельзя ему делать. Запрещено:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью (ИП).
  2. Участвовать в общественно-политической деятельности.
  3. Работать в другой оплачиваемой организации (за исключение научной, преподавательской и творческой структуры).
  4. Приобретать ценные бумаги.
  5. Получать вознаграждения за исполненную службу от юридических или физических лиц.
  6. Получать почетные или специальные звания, награды от иностранных государств.

Самостоятельная проверка организации

Прокурор вправе затребовать от руководителя проведения ревизии на предприятии и передачу ее результатов ему. В этом случае служащий, выполняющий надзор, направляет письменное уведомление о необходимости осуществить проверку и сообщить ее итог. Для выполнения данного требования отводится обычно не больше 10 суток с момента его поступления на предприятие. В случае умышленного уклонения от исполнения данного предписания прокурор может возбудить производство об административном нарушении.

Гражданский процесс

Процессуальные права и обязанности прокурора при обращении в суд прописаны в Настоящем законе. Поэтому при обращении в суд он является истцом и имеет все полномочия, включая:

  • право на заключение мирового соглашения сторонами;
  • обязанность по уплате всех необходимых судебных расходов.

Гражданский процесс отличается от других тем, что в суде рассматриваются только дела граждан Российской Федерации. В заседании участвует истец и ответчик. Они оба имеют право представлять доказательства, которые оправдывают или доказывают вину. Но если прокурор обращается с заявлением, он наделяется правом:

  • на полное или частичное изменение основания заявленного требования;
  • на изменение размера требования.

Гражданско-процессуальный кодекс в статье 394 гласит о том, что прокурор вправе подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам в суде. Прописанные в гражданском процессе права и обязанности прокурора несильно отличаются от его основной деятельности.

Подконтрольность и подведомственность

Эти два понятия предполагают, что прокурор может затребовать проведение проверки от тех подразделений, которые осуществляют контроль, либо в ведении которых присутствуют проверяемые структуры. Так, к примеру, прокурор области дает распоряжение нижестоящим подразделениям в населенных пунктах о необходимости выполнить ревизию. После исполнения они составляют отчет и отправляют «наверх». Прокурор города осуществляет ведомственную проверку исполнительных надзорных органов муниципального образования. Служащие, выполняющие указания вышестоящих должностных лиц, могут потребовать от руководства объекта провести внутреннее расследование в связи с какой-либо чрезвычайной ситуацией (аварией, несчастным случаем, злоупотреблением, недостачей и прочим). Прокурор района, муниципального образования, субъекта Федерации может затребовать проведение экспертизы. Реализуется это посредством вынесения соответствующего постановления.

Вызов гражданина или должностного лица

Реализация данного полномочия имеет значение при проверке имеющихся фактов и закрепления доказательств совершения нарушений. Правильным считается непосредственный вызов в надзорную структуру. Однако в случае необходимости осуществить ознакомление и анализ большого объема материалов, взятие объяснений может проводиться на месте работы гражданина либо должностного лица. Как правило, прокурор требует письменного изложения сведений. При получении прокурором объяснений от нарушителей надзорный служащий имеет возможность более полно, объективно и всесторонне подойти к изучению и анализу обстоятельств преступления или злоупотребления. Содержание вопросов к опрашиваемому будет зависеть от степени его осведомленности. Как правило, более полной информацией владеют лица на ответственных руководящих постах. Что касается граждан, то среди них более осведомленными считаются начальники некоммерческих и коммерческих организаций, но не должностные лица исполнительных органов государственной власти.

Надзор за исполнением законов

Данная работа осуществляется в случае поступления информации о наличии правонарушения или злоупотребления и необходимости принятия мер. Что касается актов, которые издаются федеральными ведомствами и министерствами, исполнительными и судебными органами в субъектах, структурами местного, военного управления и контроля, то их проверка может выполняться как при наличии сведений о нарушениях, так и при их отсутствии. Здесь, однако, следует сказать, что даже при поступлении информации о злоупотреблении или преступлении, прокурор выполняет надзор в том случае, если это нельзя поручить иным контролирующим подразделениям.

Основная функция прокурора

Не только права и обязанности прокурора в РФ закреплены в ФЗ. В его статьях идет речь и о функциях этого надзорного органа, которые включают в себя контроль:

  • за дознавательным органом;
  • за представителем предварительного следствия.

Судебное разбирательство

В обязанности подконтрольных организаций входит также:

  • исполнение и применение мер принудительного характера;
  • надзор за соблюдением человеческих прав и свобод.

Контроль осуществляется также над действиями оперативно-розыскных органов, так как они не должны противоречить Настоящему закону. Прокурор может проводить проверку в отношении любого человека в нашей стране, независимо от его статуса и звания. Причем действия в отношении физического лица разрешаются только при поступлении заявления.

Устранение нарушений

Для пресечения преступлений прокурор использует комплекс правовых методов. Устранение правонарушений предусматривает также ликвидацию его последствий и предупреждение новых злоупотреблений. Для устранения нарушений прокурор вправе:

  • Опротестовывать нормативные акты или обращаться в судебные инстанции с иском о признании их недействительными. Данное полномочие рассматривается не только в качестве права, но и как обязанность прокурора. Другими словами, в случае выявления несоответствия сотрудник не может уклониться от реагирования. Протест подается в письменном виде. В качестве обязательных реквизитов документа выступают точное наименование органа, который его принимает, указание на нормативный акт, противоречащий, по мнению прокурора, законности со ссылкой на соответствующее положение, перечисление оснований, свидетельствующих о несоответствии.
  • Вносить в государственные и прочие органы представления об устранении нарушений и обстоятельств им способствующих. Порядок передачи данного документа аналогичен описанному выше. Вносится представление тому должностному лицу или в тот орган, компетенция которого обеспечит принятие соответствующих мер по устранению нарушения, а также его причин и обстоятельств.

Читайте также:  Что такое соучастие в преступлении, формы пособничества и ответственность

Значение

Прежде чем рассматривать права и обязанности прокурора, необходимо узнать значение этого слова. У Ушакова оно (прокурор — от латинского procuro, т.е. «надзираю») многозначно:

  1. Представитель прокуратуры, является ее главой. Имеет полное право, а также обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике.
  2. Государственный обвинитель в судебном разбирательстве (вне зависимости от сложности и типа дела).

Возбуждение дел по фактам нарушений

Данное полномочие реализуется прокурором при наличии достаточного объема информации, подтверждающей преступление. Сотрудник может возбудить производство по административному преступлению. В обязательном порядке при этом осуществляется проверка отсутствия определенных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать привлечению к ответственности виновного лица. К ним, в частности, относят:

  • Недостижение нарушителем шестнадцатилетнего возраста.
  • Наличие по тому же факту уже состоявшегося решения.
  • Истечение срока давности и прочее.

Прокурор выносит постановление о возбуждении административного судопроизводства. Оно направляется соответствующему должностному лицу, в компетенции которого находится рассмотрение такого рода дел. Постановление о возбуждении производства по преступлениям, требующим ареста, отправляется судье сразу после вынесения. Определения по поводу прочих преступлений направляются в компетентный орган в течение суток. Прокурор может также возбудить уголовное производство. В этом случае он выносит соответствующее постановление. Возбужденное прокурором уголовное дело отправляется в органы дознания и предварительного следствия или принимается им самим к производству.

Полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования.

1. Полномочия прокурора направленные на выявление нарушения закона органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.


При осуществлении надзора за исполнением законов органами осуществляющими дознание и предварительное следствие, прокурор надёлён широкими полномочиями, которые складываются как из общих для всей надзорной деятельности прокуратуры полномочий, так и из специальных полномочий, которыми наделяются прокуроры в рамках рассматриваемой отрасли.

Общие полномочия определены в Законе о прокуратуре, в соответствии с которым прокурор в праве беспрепятственно, посещать служебные помещения, занимаемые подразделениями дознания и предварительного следствия, иметь доступ к их документам и материалам, а так же требовать представления необходимых документов и материалов, в том числе уголовных дел, для проверки статистических и отчётных данных.

Специальные полномочия прокурора по своему содержанию являются уголовно-процессуальными, так как они регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

Полномочия прокурора содержащиеся в уголовно-процессуальном законодательстве можно разделить на три группы:

  • 1) полномочия, направленные на выявление нарушений закона;
  • 2) полномочия направленные на устранение нарушения закона;
  • 3) полномочия направленные на предупреждение нарушения закона.

В данной работе хотелось бы подробно остановится на полномочиях прокурора направленных на выявление нарушений закона и полномочиях направленных устранение нарушений закона.

Из всего многообразия полномочий прокурора полномочиями направленными на выявление нарушение закона являются

1) Полномочия по проверке исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

В соответствии с положениями УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ и принять необходимые меры. К таким мерам следует относить: возбуждение уголовных дел, производство дознания и предварительного следствия, производство неотложных следственных действий. Проверка требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является важной составляющей частью прокурорского надзора.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», прокурорам предписывается мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству;

2) полномочия по даче согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Данное полномочие закреплено в п. 5 ст. 37 УПК РФ, и позволяет избежать необоснованного применения к лицам привлекающимся к уголовной ответственности меры пресечения в виде заключения по стражу, а так же избежать других нарушений прав граждан предусмотренных конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) полномочия истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.

Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

4) полномочия рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

5) полномочия участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ.

Надо отметить, что в ч. 6 ст. 108 УПК РФ сохранилось положение, согласно которому прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его в судебном заседании. В соответствии с ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ прокурор утратил полномочие давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Соответственно, прокурор предварительно не изучает ходатайство и прилагаемые к нему материалы, а значит, нелогично возлагать на него обязанность обосновывать это ходатайство в суде. Более того, дача подобного поручения прокурором следователю противоречит смыслу указанного Закона о разделении прокурорских и следственных функций. Обосновывая в ходе досудебной подготовки целесообразность применения к обвиняемому меры пресечения, прокурор раньше времени начинает принимать активное участие в выполнении функции уголовного преследования — в ущерб функции надзора. В этой связи представляется, что в судебном заседании по названным вопросам должен обязательно участвовать не только прокурор, но и следователь, причем обосновывать ходатайство должен именно следователь, прокурор же призван осуществлять здесь надзор за законностью действий и ходатайств следователя, а при необходимости и реагировать представлением на принятое судебное решение;

6) полномочия разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) полномочия утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

Это полномочие введено ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ. Согласно п. 41.1 ст. 5 согласие — это в том числе разрешение на принятие процессуального решения. Такое разрешение равнозначно утверждению постановления и распространяется лишь на те случаи, когда получение согласия прокурора прямо предусмотрено в норме, устанавливающей условия прекращения дела по тому или иному основанию. Именно такое указание содержит п. 20 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;

8) полномочия утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

9) полномочия давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т. е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147, ч. 3 ст. 318);

Читайте также:  Меня вызывают в суд по уголовному делу в качестве свидетеля. С работы не отпускают. Чем грозит неявка в суд?

10) полномочия определять подследственность уголовных дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 146; ч. 8 ст. 151 УПК РФ.

Закон предусмотрел, что в целом ряде случаев дело передается через руководителя СО (ч. ч. 3, 5 ст. 152; п. 3 ст. 149; ст. 155; ч. 3 ст. 157; ч. 1.1 ст. 319 УПК РФ). С учетом толкования данных правил в совокупности с полномочиями органов расследования (ст. ст. 37 – 41 УПК РФ) следует признать, что уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя СО (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151УПК РФ);

11) полномочия получать от органов предварительного расследования уведомления:

— о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

— об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148 УПК РФ);

— о произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92 УПК РФ);

— об освобождении подозреваемого, когда постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 94 УПК РФ);

— о направлении дознавателем уведомления о подозрении лица в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого уведомления (ч. 3 ст. 223.1 УПК РФ);

— о неотложном производстве ряда следственных действий (осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения ареста на имущество, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК), ограничивающих конституционные права граждан (ч. 5 ст. 165 УПК РФ), а также об отмене ареста корреспонденции (ч. 6 ст. 185 УПК РФ);

— о приостановлении предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ);

— о возобновлении предварительного следствия (ч. 3 ст. 211 УПК РФ);

— о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 213 УПК РФ);

12) продлевать срок дознания (ст. 223 УПК РФ);

13) продлевать срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Ряд вышеуказанных полномочий является важной составляющей предварительного расследования позволяющей вовремя выявить нарушения закона при производстве дознания и предварительного следствия.

2. Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушения закона, органами осуществляющими дознание и предварительное следствие.

При осуществлении прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса, важно не только выявит нарушения допущенные в ходе производства дознания и предварительного следствия, должностными лицами данных органов, но и устранить выявленные нарушения. Для этого прокурор обладает следующими полномочиями:

1) отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Как представляется, прокурор при осуществлении этого полномочия должен иметь возможность затребовать материалы доследственной проверки, изучить их и только после этого принять обоснованное и мотивированное решение. Одно постановление о возбуждении уголовного дела содержит только краткую информацию о событии, в отношении которого возбуждается уголовное дело, и не включает описания доказательств и иной информации, указывающих на наличие (или отсутствие) основания для возбуждения дела;

2) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Следует отметить, что это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21УПК РФ). Впрочем, обязательность мотивированных требований прокурора распространяется лишь на ознакомление с целью проверки с находящимися у следователя, руководителя СО материалами уголовного дела. Кроме того, в пункте 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 05 сентября 2011 г. N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», предписано прокурору при осуществлении надзора, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Однако надо иметь в виду, что требование прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ — ч. 6 ст. 37 УПК РФ) о самом устранении нарушений федерального законодательства не является строго обязательным для следователя, поскольку согласно ч. 3 ст. 38 УПК РФ следователь при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства может представить свои письменные возражения руководителю СО. Руководитель же СО рассматривает эти требования прокурора, а также письменные возражения следователя и дает последнему письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями (ч. 4 ст. 39 УПК РФ);

3) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Что же касается незаконных или необоснованных постановлений следователя, то правом отменять их обладает только руководитель СО (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ);

4) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

5) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

6) давать письменные указания о передаче уголовных дел, обычно подследственных органам дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ), для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ);

7) изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями такой передачи могут теперь служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора (предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя) за соблюдением закона: грубые нарушения следователем органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т. п. Может показаться, что данное полномочие в определенной степени вступает в противоречие с другим способом прокурорского реагирования, предусмотренным частью 6 статьи 37 УПК РФ, когда при несогласии руководителя СО либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителям вышестоящих СО, а в случае их отказа — к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным. Однако обращает на себя внимание, что в ч. 6 данной статьи говорится именно о праве прокурора обращаться с требованиями об устранении нарушений закона по инстанции. Это означает, что прокурор в зависимости от конкретной обстановки может избирать любой способ реагирования на нарушения права, предоставленный ему законом, как то: обжаловать действия следователя вышестоящему руководству, либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования с учетом требований прокурора о соблюдении закона, либо, наконец, изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ;

8) установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221 УПК РФ);

9) признавать недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК и федеральных законов (ч. ч. 2, 3 ст. 88 УПК РФ).

Допустимость доказательств подразумевает, что доказательство должно быть получено:

1) надлежащим субъектом, правомочным по данному делу проводить то процессуальное действие, в ходе которого получено доказательство;

2) только из источников, перечисленных в ч. 2 ст. 74 УПК, а в указанных в законе случаях – из источника определенного вида (ст. 196 УПК);

3) с соблюдением правил проведения процессуального действия, в ходе которого они добыты;

4) обязательным условием также является то, что должны быть соблюдены все требования закона при фиксировании хода и результата следственного действия;

10) принимать предусмотренные гл. 18 УПК меры по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (ч. 2 ст. 212 УПК РФ). Учитывать при этом, что право на реабилитацию включает в себя:

  • право на возмещение имущественного вреда;
  • устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда;

11) возбуждать производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. 415 УПК РФ);

12) рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст. 124 УПК РФ). Прокурор обязан от имени государства надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Прокурор рассматривает и разрешает жалобы на действия или бездействие должностных лиц, ведущих уголовный процесс в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре и УПК. Поданная жалоба должна быть рассмотрена и разрешена прокурором. Признав жалобу обоснованной, прокурор обязан принять меры по устранению выявленных нарушений законности. Вследствие этого в постановлении о разрешении жалобы могут содержаться указания дознавателю, следователю о проведении процессуальных действий, направленных на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

13) признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю СО для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);

14) признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменить его и направить соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);

15) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. При этом указания прокурора даются непосредственно дознавателю. Обращает на себя внимание и тот факт, что в отличие от прежней редакции данной статьи в числе полномочий прокурора в УПК больше не названо право давать указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В то же время ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сохраняет норму о возможности дачи прокурором органу дознания письменных указаний о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в его производстве. В данном случаи, приоритет принадлежит регулированию, содержащемуся в УПК РФ, поскольку он больше не предусматривает принятия прокурором уголовных дел к своему производству;

16) давать согласие на не уведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания (ч. 4 ст. 96 УПК РФ). Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования (следствия) и прокурорского надзора. Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться интересами предварительного расследования, т. е. в данном контексте — интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания;

Читайте также:  Что такое представление прокурора? Кассационное и апелляционное представление прокурора

17) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Обычно такая необходимость обусловлена невозможностью окончания дознания в установленный ст. 223 УПК срок либо повышенной сложностью или важностью дела, когда передача его следователю будет способствовать повышению качества и эффективности расследования. Передача дела следователю может быть также связана с тем, что дознание проводится по значительному количеству преступлений, а число дознавателей в отдельных районах невелико. Однако необходимость в передаче может возникать и в случае, если дело, подследственное следователю, фактически расследуется органом дознания и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполнении прокурором надзорной функции.

Надо сказать, что сама по себе возможность изымать дело сразу у дознавателя, минуя орган дознания, в некоторых ситуациях может быть важна для прокурора — например, когда передача дела на месте, непосредственно от дознавателя к следователю вызвана неотложной необходимостью, а орган дознания территориально удален и переписка с ним займет слишком много времени;

18) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). Право возвращения уголовного дела для дополнительного следствия принадлежит исключительно прокурору, который обязан активно его использовать для обеспечения надлежащего качества предварительного следствия, соблюдения следователем прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечения эффективности уголовного преследования. Прокурор обязан возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, если следователем допущены неполнота и односторонность исследования обстоятельств совершения преступления, ставящие под сомнение объективность выводов, изложенных в обвинительном заключении. Так же прокурор возвращает уголовное дело для дополнительного следствия при выявлении допущенных следователем нарушений закона, повлекших ущемление процессуальных прав обвиняемого, потерпевшего, иных участников уголовного судопроизводства либо влекущих признание доказательств, имеющихся в уголовном деле, недопустимыми согласно ст. 75 УПК. Безусловным основанием возвращения уголовного дела для дополнительного следствия является несоответствие существа обвинения, изложенного в обвинительном заключении, содержанию обвинения, предъявленного обвиняемому. Уголовное дело подлежит возвращению на дополнительное следствие при наличии в уголовном деле доказательств, дающих основания для привлечения в качестве обвиняемых других лиц, предъявления обвиняемому нового обвинения, а также при наличии следующих обстоятельств:

1) выявлены фактические данные, не влияющие на квалификацию преступления, но существенно отличающиеся от указанных в ранее предъявленном обвинении;

2) определен иной (больший или, наоборот, меньший) размер вреда, причиненного преступлением;

3) установлено совершение обвиняемым новых преступлений или новых эпизодов преступной деятельности, охватываемых одним составом преступления;

4) выявилась иная роль обвиняемого в совершении преступления, иная форма вины или иная стадия преступной деятельности;

5) обнаружены квалифицирующие признаки инкриминируемого обвиняемому преступления (совершение преступления по предварительному сговору в группе лиц или неоднократно, рецидив преступления и т.п.);

6) выявилась ошибка в ранее определенной квалификации действий обвиняемого;

7) установлены иные обстоятельства, которые сами по себе или в совокупности с ранее установленными влекут изменение пункта, части, статьи УК, примененных при квалификации действий обвиняемого в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

Возвращая уголовное дело для дополнительного следствия, прокурор обязан обратить внимание следователя на выявленные им недостатки, не позволяющие направить уголовное дело в суд, и конкретно указать, какие следственные и иные процессуальные действия необходимо выполнить следователю.

В заключении хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные полномочия, помогают прокурорам осуществлять эффективный надзор, в ходе осуществления дознания и предварительного следствия, способствуют защите прав участников уголовного судопроизводства, обоснованному привлечению лиц к уголовной ответственности, укреплению законности дознания и предварительного следствия.

Управляющий партнёр Сергей Коноплёв

Юридические услуги в Екатеринбурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика