Полномочия органов дознания в уголовном процессе по УПК РФ статья 40

Новая редакция Ст. 41 УПК РФ

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

Читайте также:  Соседка безосновательно жалуется на нас в различные инстанции: что делать?

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

О чем говорится в статье 40 УПК РФ?

В 40 статье УПК РФ 3 части:

  • в первой перечислены органы, относящиеся к дознанию;
  • во второй полномочия органов дознания в уголовном процессе;
  • в третьей перечислены лица, на которых в особых случаях возлагаются полномочия и обязанности органов дознания.

участники уголовного процесса

Чтобы понять основные виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания в уголовном судопроизводстве и их отличия от схожего по функциям и полномочиям следствия, необходимо рассмотреть 40 статью УПК РФ и комментарии к ней более детально.

Основные положения

Органы дознания в УПК определены как полноправный участник уголовного судопроизводства, имеющий ряд полномочий.

К таким органам согласно действующему законодательству отнесены:

  • органы внутренних дел РФ, входящие в них территориальные управления и представители исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями;
  • органы ФССП;
  • начальники военной полиции ВС РФ, руководители ВЧ, соединений, учреждений и гарнизонов;
  • органы ГПН ФПС.

Органами дознания в уголовном процессе осуществляются следующие функции:

  • дознание по делам, не требующим предварительного следствия;
  • следственные мероприятия по делам, требующим предварительного следствия.

Возбуждение уголовных дел и проведение следственных действий также может быть возложено на целый ряд лиц, не имеющих отношения к правоохранительным органам: капитанов судов, руководителей геологических экспедиций и зимовок, глав дипмиссий и консульств РФ.

Эти лица наделяются такими полномочиями в случае совершения противоправного действия по месту их нахождения и при условии недоступности органов дознания.

Роль дознания в уголовном судопроизводстве

Орган дознания является обязательным участником уголовного процесса. Исключением выступают дела частного обвинения. Дознаватели уполномочены проводить предварительное следствие более чем по 60 статьям УК РФ. Дознаватель вправе самостоятельно выполнять следственные и прочие процессуальные действия за исключением случаев, когда на это требуется санкция начальника дознания, сотрудника прокурора или решение суда.

дознание в уголовном судопроизводстве

Порядок и сроки дознания по УПК РФ в уголовном процессе

Читайте также:  Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

Недопустимым предстает возложение полномочий по выполнению дознания на лицо, участвовавшее в оперативно-розыскных мероприятиях. Полученные в ходе выполнения этих мероприятий сведения способны повлиять на оценку имеющихся данных. Дознаватель обязан выполнить самоотвод, если он являлся участником указанных мероприятий.

Права и обязанности органов дознания

Основы управления в органах дознания

Понятие органа дознания

Дознание является наиболее простой разновидностью (формой) расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.

Виды и подведомственность органов дознания

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017) УПК РФ Статья 40. Орган дознания

Виды органов дознания и пределы их подведомственности определены ст. ст. 40, 157 УПК. Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности, органы Государственной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения — должностное лицо (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.)

Полный перечень органов дознания-учреждений следующий:

1) органы внутренних дел,

2) органы федеральной службы безопасности,

3) пограничные органы федеральной службы безопасности,

4) федеральные органы государственной охраны,

5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

6) таможенных органы Российской Федерации,

Читайте также:  Значение уголовно-процессуальных документов в судопроизводстве

7) органы Службы внешней разведки Российской Федерации,

8) органы Министерства юстиции Российской Федерации,

9) органы Государственной противопожарной службы.

Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения):

1) Главный судебный пристав Российской Федерации;

2) главный военный судебный пристав;

3) главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители;

4) старшие судебные приставы;

5) старшие военные судебные приставы;

6) старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) командиры воинских частей, соединений;

8) начальники военных учреждений или гарнизонов;

9) капитаны морских судов;

10) руководители геологоразведочных партий и зимовок;

11) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

К полномочиям органов дознания отнесено:

1) осуществление предварительного расследования преступлений в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает пяти лет лишения свободы).

После возбуждения уголовного дела проводятся предусмотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целях раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление.

Срок проведения – 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, но он может быть продлен прокурором до 30 суток, а в случаях, предусмотренных ст. 223 УПК РФ, до 6 месяцев или до 12 месяцев.

По окончании расследования составляется обвинительный акт, утверждаемый прокурором, и все материалы расследования передаются прокурором в суд.

В предусмотренных законом случаях проводится дознание в сокращенной форме, которое должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Указанный срок может быть продлен прокурором до 20 суток. Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление, которое подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания. После этого дело направляется прокурору, который принимает решение об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд, либо о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления, либо о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания, либо о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела.

2) выполнение неотложных следственных действий по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела руководителю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

По поручению следователя органами дознания производятся отдельные следственные действия, ими исполняются его постановления о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

Органы дознания обязаны оказывать следователю содействие при осуществлении различных процессуальных действий.

Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:

Читайте также:  Как доказать клевету и привлечь к ответственности в суде

– капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по делам о преступлениях, совершенных на этих судах;

– руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения этих партий и зимовок;

– главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений.

Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Руководство дознанием осуществляет начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусмотрел также такую процессуальную фигуру, как начальник подразделения дознания (должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания), а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ).

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

Система органов дознания

Дознание

– это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Права и обязанности органов дознания

По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:

1) проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. ст. 140-148 УПК РФ);

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ)33;

3) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. ст. 223-226 УПК РФ);

4) исполнение поручений и указаний следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Осуществляя проверку заявления (сообщения) о преступлении орган дознания вправе:

— собирать доказательства без производства следственных действий (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);

Читайте также:  Как узнать находится ли человек в розыске или нет

— требовать производства документальных проверок, ревизий и привлечения к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

— требовать от средства массовой информации имеющиеся в распоряжении у него документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

— производить осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

При этом он обязан:

— принимать, рассматривать и разрешать все подведомственные заявления (сообщения) о преступлении;

— выдавать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;

— регистрировать заявления (сообщения) о преступлении;

— при наличии к тому оснований возбуждать и отказывать в возбуждении уголовного дела, направлять заявление (сообщение) о преступлении по подсудности.

Орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет и иные права (обязанности).

Дознаватель

Дознаватель

— это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении; неотложные следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, а также исполнять поручения (указания) прокурора, начальника следственного отдела, следователя, руководителя (члена) следственной группы, органа дознания, начальника органа дознания или другого дознавателя.

Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК РФ). В этой связи он уполномочен: 1)

самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ для этого требуются получение согласия начальника органа дознания, санкция (согласие) прокурора и (или) судебное решение; 2)

осуществлять иные полномочия органа дознания и (или) дознавателя, прямо предусмотренные УПК РФ.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные по делам, по которым предварительное следствие обязательно, исполнять поручения и указания следователя.

На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя. При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель также как и следователь вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указаний прокурора.

Статья 41. Дознаватель

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

Комментарии к статье 40 УПК

Главным признаком, характеризующим органы дознания, являются полномочия по выполнению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми понимается осуществление специальных, не процессуальных действий, имеющих разведывательную сущность. Целью этих мероприятий выступает получение информации о противоправном действии, совершившем его лице, а также источниках доказательств.

В ходе выполнения служебных обязанностей представитель дознания имеет право:

  • проводить опросы граждан;
  • наводить справки об интересных ему с точки зрения расследуемого правонарушения событиях или людях;
  • собирать материалы для их дальнейшего направления на экспертизу;
  • выполнять проверочные и контрольные закупки;
  • исследовать предметы и документы;
  • вести наблюдение за лицом или местом;
  • обследовать здания, сооружения, ТС и участки открытой местности;
  • контролировать почтовые и курьерские отправления, а также прочие сообщения;
  • прослушивать телефоны подозреваемых;
  • снимать информацию с каналов связи;
  • проводить оперативное внедрение;
  • проводить оперативные эксперименты.

Правом проведения перечисленных мероприятий наделены оперативные подразделения следующих государственных структур:

  1. ОВД.
  2. ФСБ.
  3. Федеральная государственная охрана.
  4. Таможенная служба.
  5. СВР.
  6. ФСИН.
  7. ФСКН.

оперативные подразделения

В то же время СВР и органы государственной охраны не могут брать на себя функции дознания и не имеют полномочий, позволяющих возбуждать дела. В 151 статье УПК РФ, определяющей подследственность, они вообще не упомянуты. Исходя из этого теоретики права сделали вывод о том, что перечень структур ведущих оперативно-розыскную деятельность и круг органов дознания не совпадают, что является ошибкой законодателя.

Кроме того, определение дознания, как органа выполняющего оперативно-розыскную деятельность, некорректно. В истории рассматриваемого органа этот признак был решающим, но со временем все изменилось, а определение осталось прежним. Изначально под дознанием понималось расследование любых преступлений, проводимое путем применения оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных средств, при негласном главенстве первых. Материалы, полученные в процессе дознания передавались следствию.

Современное дознание – это орган, оперирующий процессуальными инструментами и специализирующийся на расследовании мелких преступлений, которые будут перечислены по ходу статьи. Таким образом оперативно-розыскная деятельность не имеет отношения к работе дознавателя, но является его должностной обязанностью согласно закону. В частности, именно поэтому обывателю трудно понять место дознания в судопроизводстве.

Положения закона и должностные инструкции дознавателя противоречат друг другу. Разобраться в путанице поможет информация, представленная ниже, а именно сфера деятельности современных дознавателей и их отличия от схожих по полномочиям органов следствия.

Досудебное расследование

Перед судебным заседанием проводится предварительное расследование – дознание. В органах внутренних дел уголовные дела могут находиться в сокращённой форме дознания. Это значит, что по окончании расследования будет составлено обвинительное постановление.

деятельность органов дознания

Дознаватели – это тонкие психологи, которые обладают умениями и знаниями в проведении досудебного расследования. Они должны проводить следственные действия, которые помогут уголовному делу, в форме дознания.

Процессуальная практика

При рассмотрении примеров работы органов дознания следует учитывать тот факт, что они специализируются на проведении предварительного следствия лишь по ряду преступлений, максимально наказание за которые, как правило, не превышают 5 лет.

Формы и характеристика предварительного расследования в уголовном процессе по УПК РФ статья 150

В качестве примера работы органов дознания можно привести следующие случаи:

  • 08.02.2018 гражданин А. обратился в полицию с заявлением о причинении ему побоев гражданином М. Проведенное освидетельствование указало на тот факт, что побои имеют среднюю тяжесть. Таким образом было возбуждено дело по статье 112 УК РФ. Согласно статье 151 УПК, это подследственность дознания.
  • 13.10.2017 в дежурную часть поступил телефонный звонок. Звонивший сообщил о якобы заложенной в здании магазина бомбе. Сообщение было проверено, но не нашло подтверждений. Дознавателем С. было возбуждено дело.
  • 25.11.2016 в дежурную часть поступило сообщение из больницы о нахождении у них гражданина Н., получившего тяжкие телесные повреждения. Проведенные доследственного мероприятия указали на факт их причинения гражданином А. по неосторожности. Налицо состав преступления, предусмотренного 118 статьей УК РФ. Это подследственность дознания, поэтому дело было возбуждено дознавателем.

уголовные дела

Уголовные дела по всем вышеперечисленным случаям могли быть возбуждены и следователями. Это и их подследственность тоже. Прием материалов к производству чаще определяет не только статья 151 УПК РФ, но и загруженность органов следствия и дознания в конкретном отделе полиции.

Какие дела расследуют дознаватели?

Согласно 151 статье УПК дознаватели имеют право принимать к своему производству материалы по следующим преступлениям:

  • причинение вреда здоровью средней тяжести, причинение незначительного вреда здоровью, неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • побои, истязания, угроза убийством;
  • заражение венерическим заболеванием, заражение ВИЧ-инфекцией;
  • незаконное искусственное прерывание беременности;
  • оставление в опасности, незаконное лишение свободы;
  • клевета, оскорбление личности;
  • вовлечение несовершеннолетних лиц в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетних в совершение действий антиобщественной направленности;
  • подмена детей, усыновление или удочерение с нарушением установленной процедуры, разглашение тайны усыновления или удочерения;
  • несоблюдение обязанностей по воспитанию ребенка, неуплата алиментов;
  • кража, мошеннические действия, присвоение или растрата бюджетных средств, грабеж, вымогательство денег и прочих материальных ценностей;
  • причинение материального вреда путем злоупотребления доверием или обмана, неправомерное завладения ТС без цели угона, умышленное повреждение или уничтожение имущества, повреждение или уничтожение имущества по неосторожности;
  • регистрация незаконных сделок с недвижимостью, незаконное предпринимательство, приобретение и сбыт краденого имущества;
  • злостное уклонение от погашения кредитной задолженности, незаконное использование брендов, торговых марок и пр., несоблюдение правил производства и применения гос. пробирных клейм, контрабанда;
  • уклонение от уплаты таможенных пошлин физическими и юридическими лицами, превышение полномочий ЧОП и детективами;
  • заведомо ложное сообщение о теракте, хулиганство, вандализм;
  • несоблюдение правил учета, хранения, транспортировки и применения взрывчатых веществ;
  • нарушение требований ППБ;
  • противозаконная работа с ядерными и радиоактивными материалами, кража или вымогательство ядерных и радиоактивных материалов;

незаконное обращение оружия

  • незаконное обращение оружия и боеприпасов, незаконное изготовление оружия, нарушение правил хранения оружия;
  • незаконное обращение наркотических и психотропных веществ, несоблюдение правил оборота наркотических и психотропных средств, склонение к приему наркотиков, незаконное выращивание растений, содержащих наркотические вещества, организация или содержание наркоманских притонов;
  • противоправная выписка рецептов, позволяющих прибрести наркотические или психотропные вещества, противозаконный оборот сильнодействующих ядов;
  • принуждение к занятию проституцией, организация занятием проституцией, незаконное изготовление и оборот материалов порнографического типа;
  • уничтожение или причинение вреда культурному наследию РФ;
  • надругательство над трупами и захоронениями, жестокое обращение с животными;
  • загрязнение водоемов, загрязнение атмосферы, загрязнение морей и океанов;
  • порча земли, незаконная добыча биологических ресурсов, несоблюдение правил охраны водных биологических ресурсов;
  • охота без лицензии или с нарушением правил, установленных на законодательном уровне, незаконная вырубка деревьев, уничтожение или повреждение лесных массивов, нарушение режима на охраняемых природных территориях;
  • некачественный ремонт ТС, нарушение правил безопасности работы ТС;
  • учинение препятствий в работе органов предварительного следствия и суда, неуважение к суду, разглашение сведений о мерах, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства;
  • незаконное использование имущества, находящегося на ответственном хранении, побег из-под стражи, неисполнение судебного приговора, оскорбления представителя власти;

незаконное пересечение границы

  • незаконное пересечение границы РФ, организация нелегальной миграции, противоправное изменение государственной границы РФ;
  • покупка или продажа официальных бумаг и наград, похищение или причинение вреда документам, штампам и печатям;
  • подделка или уничтожение номера ТС, надругательство над государственным гербом или флагом РФ, самоуправство.

Дознание по другим уголовным делам возможно лишь при наличии соответствующего постановления прокурора.

Основные отличия органов дознания от следствия

Изучив представленную информацию можно выявить основные отличия между следствием и дознанием:

  • следователь и дознаватель занимаются делами различных категорий;
  • следователь имеет право поручать дознавателю выполнение ряда трудоемких действий по делам из списка выше;
  • дознаватель не имеет право заниматься делом подследственным следователю, но обратное возможно;
  • следователь имеет большую самостоятельность в возбуждении и ведении дела;
  • следователь имеет право самостоятельно возбуждать, приостанавливать и закрывать уголовные дела, дознаватель таких полномочий не имеет.

Орган дознания занимается не только уголовными делами малой и средней тяжести, но и административными правонарушениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика