Статья 448 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела (действующая редакция)

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается: 1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации; 2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления ; 2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления ; 3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации ; 4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; 5) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей ; 6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ; 7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ; 9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации ; 10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем ; 11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации ; 12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ; 13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации действие с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ; 14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации .

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов . 3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления .

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы .

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации .

6. Часть утратила силу с 10 января 2009 года — Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ.

Читайте также:  Статья 195 УПК РФ. Порядок назначения судебной экспертизы (действующая редакция)

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса .

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Комментарий к статье 447 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обуславливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы — независимости судей, разделения властей и др.

Юридическая практика

Нельзя сказать, что примеры применения положений ст. 447 УПК распространены. Но все же они существуют:

  • 28.08.2017 в отделение полиции поступил звонок. Звонивший сообщил, что слышал выстрелы в своем подъезде. На место прибыл наряд ППС, которым был задержан гражданин С. Он ранил в ногу гражданина А. В последствии выяснилось, что гражданин С. является следователем. Он произвел выстрел в результате ссоры с гражданином А. В отношении следователя С. было возбуждено дело, которое расследовалось в особом порядке.
  • 21.09.2016 в прокуратуру поступило заявление о даче взятки гражданину Н., который исполняет обязанности присяжного заседателя. В результате проведения оперативных мероприятий гражданин Н. был задержан. В отношении его было возбуждено дело, ведение которого осуществлялось в особом порядке.
  • 24.12.2015 в ходе судебного заседания выяснилось, что данные материалов дела противоречат показаниям свидетелей. Было установлено, что следователь А., рассчитывавший на особый порядок судебного заседания, осуществил подлог. В отношении его было возбуждено дело, которое велось в особом порядке.

Чаще всего фигурантами уголовных дел, которые ведутся в особом порядке, становятся должностные лица низшего звена эшелонов власти.

Какие решения по уголовным делам в отношении спец. субъектов чаще всего принимаются?

Юридическая практика указывает на то, что подобные дела доходят до суда в исключительных случаях. Особенно, если речь идет о высокопоставленных должностных лицах. Следователей прикрывает собственное начальство, так как обвинительный судебный приговор в отношении их подчиненных негативно скажется и на них. Судей – коллегия, члены которой не стремятся скомпрометировать институт судебной власти. Осужденный депутат Госдумы или член совета Федерации – это и вовсе нечто из разряда фантастики.

Отягчающие обстоятельства для спецсубъектов по УПК

Главным отягчающим обстоятельством в уголовных делах в отношении лиц из перечня ст. 447 УПК, является совершение преступления с использованием должностного положения. От таких субъектов зависит жизнь многих граждан, а в случае с Госдумой и Советом Федерации и вовсе всего населения страны.

Преступные действия следователей и судей, совершенные с использованием служебного положения, также крайне опасны. Поэтому приговоры по подобным уголовным делам, если выносятся, то отличаются суровостью.

Комментарий к Статье 447 УПК РФ

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ст. 1 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ).

4. Депутат — это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации признаются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ; высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также иные органы государственной власти субъектов РФ, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов РФ (п. 47 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Читайте также:  На работе оклеветали сотрудника + как восстановить свое нарушенное право

6. Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 49 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

7. Выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Причем должностным лицом местного самоуправления считается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Это интересно: Черная трансплантология и опыты над людьми в России: закон, статья

8. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). К числу лиц, на которых распространяется неприкосновенность судьи, законодатель также отнес судей, пребывающих в отставке (ч. 1 ст. 15 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»). Таким образом, под судьей в настоящей статье понимается не только должностное лицо, осуществляющее правосудие. Судья, находящийся в отставке, правосудие осуществлять не вправе .

9. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», ч. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6), абз. 1 ч. 2 ст. 9, ст. 10, ч. ч. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» гарантии неприкосновенности судьи в полном объеме распространяются на присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия.

10. Судьей Конституционного Суда РФ является гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, назначенный на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ (ст. ст. 8, 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

11. Мировой судья — это гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ, назначенный (избранный) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избранный на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

12. Председателем Счетной палаты является гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции, назначенный на эту должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

13. Заместитель председателя Счетной палаты — это гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции, назначенный на названную должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 8 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

14. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации») .

15. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты, назначенный на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

16. Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, о котором идет речь в к.с., именуется Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

17. Кандидат в Президенты РФ — это лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Президента РФ.

18. О понятии «прокурор» см.: содержание и комментарии к п. 31 ст. 5 и ст. 37 УПК РФ.

19. О понятии «руководитель следственного органа» см.: содержание и комментарий к ст. ст. 5, 39 УПК РФ.

Читайте также:  Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации. Статья 213. Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования

20. О понятии «следователь» см.: содержание и комментарий к ст. 38 УПК РФ.

21. Адвокат — это лицо, получившее в установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокатом может стать лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании от 1 года до 2 лет после сдачи квалификационного экзамена. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ (ч. 1 ст. 2, ч. 1 и ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Гражданин получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты со дня принятия присяги.

22. Избирательной комиссией, о которой идет речь в п. 9 ч. 1 к.с., признается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Соответственно, комиссия референдума — это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума (п. 21 и п. 38 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

23. Положения настоящей главы в определенной степени применяются не только применительно к лицам, перечисленным в к.с., но и в отношении:

— зарегистрированных кандидатов, то есть лиц, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

— инспекторов Счетной палаты при выполнении ими служебных обязанностей (ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

24. См. также комментарий к ст. ст. 150, 151 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. По сравнению с прежним законодательством перечень лиц, пользующихся привилегиями при возбуждении уголовных дел и производстве расследования, значительно расширен (члены выборного органа местного самоуправления, следователи, адвокаты, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководитель следственного органа).

Это интересно: Статья 354 УК РФ публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

2. Наделение иммунитетом лиц, указанных в данной статье, носит публично-правовой характер, т.е. имеет целью обеспечить их независимость и защитить от противоправных воздействий со стороны заинтересованных лиц. Различие между преступлениями «по службе» и не связанными со «службой» не проводится.

3. В приведенном перечне пользующихся иммунитетом лиц под кандидатом в Президенты РФ следует понимать лицо, официально зарегистрированное в этом качестве Центральной избирательной комиссией; под прокурором — любого прокурора, его заместителя, помощника, начиная от районного (городского) и кончая Генеральным прокурором РФ; под следователем — любое лицо, официально назначенное на эту должность в прокуратуре, МВД, ФСБ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; под адвокатом — лицо, получившее официальное свидетельство о допуске к адвокатской деятельности, независимо от того, в какой палате, коллегии, консультации, бюро оно состоит. Адвокат — это также лицо, имеющее свидетельство (лицензию) на право заниматься адвокатской деятельностью единолично либо в составе кабинета, фирмы. Иммунитетом в период осуществления правосудия пользуются присяжные, арбитражные заседатели.

Кого и почему наделяют процессуальным «иммунитетом»?

Подчёркивая обязательность соблюдения норм права всеми членами общества безоговорочно, законодатель в то же время выделяет из общей массы лиц, которые при ведении уголовного процесса наделяются своеобразным «льготами».

Например, особым образом рассматриваются дела с участием:

  • граждан, возраст которых не достиг совершеннолетия;
  • лиц, которые в силу психических отклонений от общепринятой нормы не могут в полном объёме отвечать за свои поступки.

Однако не только возрастные и психологические особенности могут иметь значение при решении вопроса о том, традиционно или в исключительном порядке будет вестись уголовный процесс.

Законодателем отмечено, что отдельные категории граждан, занимающие некоторые должности, должны быть наделены дополнительными гарантиями защиты личности, поскольку выполняемые ими обязанности по службе имеют особое значение для общества. Эти дополнительные гарантии и принято называть «процессуальным иммунитетом».

Такой иммунитет касается лиц, чей род деятельности связан с выполнением публичных обязанностей. Поскольку их род занятий существенно отличается от действий, выполняемых другими членами общества, они изначально наделены некоей неприкосновенностью.

Дополнительные гарантии, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не призваны расширить круг этой неприкосновенности. Их цель – с максимально возможной эффективностью обезопасить таких лиц от возможных преследований уголовного характера, когда для этого нет достаточных причин и оснований. Необходимо это для того, чтобы обеспечить максимально комфортную среду деятельности таких граждан.

Спецсубъекты по УПК РФ перечислены максимально полно в статье 447-й.

К ним относятся:

  1. Лица, исполняющие депутатские обязанности.
  2. Лица, занимающие должности судей различного уровня.
  3. Президенты (настоящий и бывший), кандидаты на эту должность.
  4. Некоторые сотрудники МВД.
  5. Адвокаты и их противники прокуроры, а также ряд других должностных лиц.

Однако действующая на сегодняшний день редакция закона подвергается в комментариях критике именно в этой части. Многие считают, что список привилегированных лиц нуждается в сокращении. Это возможно будет иметь последствия в виде внесения изменений в существующее законодательство.

Комментарий к статье 447 УПК РФ

1. По сравнению с прежним законодательством перечень лиц, пользующихся привилегиями при возбуждении уголовных дел и производстве расследования, значительно расширен (члены выборного органа местного самоуправления, следователи, адвокаты, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководитель следственного органа).

2. Наделение иммунитетом лиц, указанных в данной статье, носит публично-правовой характер, т.е. имеет целью обеспечить их независимость и защитить от противоправных воздействий со стороны заинтересованных лиц. Различие между преступлениями «по службе» и не связанными со «службой» не проводится.

3. В приведенном перечне пользующихся иммунитетом лиц под кандидатом в Президенты РФ следует понимать лицо, официально зарегистрированное в этом качестве Центральной избирательной комиссией; под прокурором — любого прокурора, его заместителя, помощника, начиная от районного (городского) и кончая Генеральным прокурором РФ; под следователем — любое лицо, официально назначенное на эту должность в прокуратуре, МВД, ФСБ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; под адвокатом — лицо, получившее официальное свидетельство о допуске к адвокатской деятельности, независимо от того, в какой палате, коллегии, консультации, бюро оно состоит. Адвокат — это также лицо, имеющее свидетельство (лицензию) на право заниматься адвокатской деятельностью единолично либо в составе кабинета, фирмы. Иммунитетом в период осуществления правосудия пользуются присяжные, арбитражные заседатели.

Иммунитет с точки зрения права

Механизм, в соответствии с которым происходит преследование уголовного характера лиц, наделённых правовым иммунитетом, регулируется статьями 52-й главы УПК, а также статьями 144-147 и 171 данного кодекса, но только во взаимосвязи с нормативными документами, подробно характеризующими особый статус лиц с преимуществами правового плана.

Что же представляет собой правовой иммунитет для спецсубъектов уголовного права? Прежде всего, это элементарное усложнение процедуры возбуждения уголовного разбирательства или преследования в отношении таких граждан.

Например, для ведения каких-либо уголовных мероприятий с участием таких лиц инициатору этих мероприятий необходимо получить разрешение у соответствующего лица, дающее возможность проводить определённые действия по расследованию или преследованию.

Такими лицами в разных ситуациях могут быть:

Читайте также:  Что делать, если ребенка обижают в школе — 10 Советов родителям

  • председатель СК нашей страны (когда дело рассматривается, например, в отношении прокурора);
  • его заместитель (если обвиняется сам председатель СК);
  • руководитель следственного органа СК РФ в отдельно взятом субъекте страны (когда, например, речь идёт о депутатах).

Зависит это от того, какое должностное лицо становится объектом разбирательства. Инициатором разбирательства может стать потерпевший или его представитель. Последний может действовать по доверенности, заверенной у нотариуса.


Характерно, что подобное согласие ни в какой мере не может быть чисто формальным. Выдача подобного согласия предполагает проведение ряда необходимых мероприятий и действий тем, кто обязан решить вопрос о выдаче или невыдаче согласия на дальнейшее разбирательство.

Чтобы выдать разрешение для ведения уголовного дела в отношении специальных субъектов, уполномоченное лицо должно тщательно проверить:

  1. Имеет ли место преступление, о котором говорится в заявлении.
  2. Имеются ли реальные причины считать спецсубъекта причастным к совершению данного преступления.
  3. Позволяют ли временные сроки применить к обвиняемому лицу льготные санкции. То есть выяснение того, когда он стал их обладателем или же когда утратил их.
  4. Позволяют ли имеющиеся доказательства привлечь для разбирательства фигуру данного специального субъекта.

Отсутствие такой проверки лишает «льготника» его законных прав и не может гарантировать истинную неприкосновенность.

При этом необходимо строго соблюдать определённые законом сроки рассмотрения заявление на получение разрешения проводить расследование, осуществлять обыск, реализовывать задержание и т. п., установленные практикой современного судопроизводства.

Строение обращения для получения разрешения на ведение уголовного расследования в отношении перечисленных в 447-й статье лиц, его форма не определены в законодательстве. Однако важен факт обязательной проверки сведений, перечисленных в заявлении, для выдачи необходимого разрешения или отказе в выдаче.

Другой комментарий к статье 447 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

В данном разделе законодатель продолжает начатую в предыдущем (XVI) разделе УПК линию на обособление норм, регламентирующих особый порядок судопроизводства, определяемый спецификой субъекта, в отношении которого решается вопрос об уголовном преследовании. В этом плане с чисто структурно-технической точки зрения выделение норм об особом порядке уголовного преследования некоторой категории государственных служащих представляется необязательным. Обособленная совокупность норм на эту тему охватывается наименованием раздела XVI «Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика